Сообщество Империал: Китай в XX веке - Сообщество Империал

Dezperado

Китай в XX веке

История Китая в XX веке
Тема создана: 24 июля 2015, 13:35 · Автор: Dezperado
 1 
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 июля 2015, 13:35

К сожелению, до сих пор на нашем форуме не было темы, посвященной истории одной из самых значимых стран мировой истории. Я, думаю, пора исправить это упущение.
Вынужден отметить, что до сих пор у многих существует убеждение, что Китай до сих пор строит социализм и коммунизм, что это последнее великое государство, оставшееся верным идеалам марксизма-ленинизма.
Увы, это не так. В 80-е гг 20 века в идеологической истории Китая произошел знаковый перелом, после чего было официально заявлено, что Китай проводит в жизнь идеи Дэн Сяопина и строит "социализм с китайской спецификой".
На практике это значит, что строится общество "сяокан" и "датун".
Прежде всего, термин сяокан или "общество среднего достатка" -- это конфуцианская утопия. Первый раз термин встречается в конфуцианском каноне "Шицзин" ("Книга песен") ( VIII-VI вв до н.э.), раздел "Великие оды"(“民亦劳止,汔可小康). Затем о похожем обществе писал конфуцианский философ Мэн-цзы в своем трактате "Мэн-цзы"(IV-III вв до н.э.), но полностью мы находим описание этой социальной утопии в конфуцианском каноне "Ли-цзи" ("Записки о ритуале") (IV-II вв до н.э.), гл. "Лиюнь"
Spoiler (expand)

小康 (xiăokāng) — сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
Здесь же мы находим и описание другой конфуцианской социальной утопии Датун или "Великое единение".
Spoiler (expand)

大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён мифических императоров Яо и Шуня.
Эти положения довольно интенсивно развивались всю историю Китая.
Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокан и закрепилось в сознании современных китайцев.
Характерно, что в новейшее время идея датун фигурировала как конечная цель для партии Гоминдан, которая была злейшим врагом КПК. В 1953г Чан Кайши, лидер Гоминдана, указал на невозможность немедленного перехода к обществу всеобщего благоденствия в духе «великой гармонии» {датун), на необходи­мость длительного переходного периода. И аргументирует этот свой тезис опять-таки обращением к классическим книгам.
Чан Кайши напомнил, что в обществе, которое хочет по­строить в конце концов Гоминьдан, «…целью производства явля­ется удовлетворение потребностей населения; в обществе великой гармонии труд служит всему обществу, а не является трудом ра­ди заработной платы. Поэтому экономическая система общества великой гармонии основывается на сотрудничестве, а ее цель — служить народу. Это и есть экономическая система общества всеобщего благоденствия». Иной характер имеют экономические отношения на предшествующем предшествующем историческом этапе, который сейчас и переживает Китай, отметил Чан Кайши, — на этапе стабилизации, или «малого спокойствия» {сяокан): «В этом обще­стве товары производятся ради прибыли, а люди трудятся ради получения заработной платы. Предприниматели стремятся к по­вышению прибыли, трудящиеся стремятся к повышению зара­ботной платы. Это и есть "свободное общество"». Чан Кайши был вынужден признать, что своих социальных целей Гоминь­дан может достичь, только пройдя через неизбежный этап рыноч­ного, буржуазного развития. «При сопоставлении двух этапов развития общества — сяокан и датун — выясняется, что стро­ительство общества народного благоденствия идет по ступеням лестницы — от малого спокойствия к великой гармонии. Дело нашей революции и национальной реконструкции должно про­двигаться вперед по ступеням этой лестницы, чтобы достичь общества свободы и спокойствия, общества великой гармонии». После чего Гоминдан приступил к построению свободной рыночной экономики.
К этим же идеям обратился и Дэн Сяопин ( то есть к идеям Чан Кайши) на оче­редном XIII съезде КПК (сентябрь 1987 г.). На съезде была на­мечена программа дальнейшего проведения экономических ре­форм и поставлена задача к началу следующего тысячелетия удво­ить душевой показатель ВНП с тем, чтобы примерно к 2050 г. Китай мог достигнуть уровня среднеразвитых стран и осуществить таким образом в основном задачу модернизации страны (сяокан).
При формировании этой стратегической задачи Дэн Сяопин обращается к конфуцианскому понятию сяокан, использованно­му уже в 50-е гг. Чан Кайши при выдвижении профаммы мо­дернизации Тайваня. На уровне обыденного сознания словосоче­тание сяокан шуйпин, употребленное Дэн Сяопином, может быть переведено как «уровень среднезажиточной жизни». Однако для китайца, знакомого с конфуцианской традицией, понятие сяокан оказывается наполненным гораздо более значимым содержанием, связанным с концепцией Конфуция об идеальном государст­венном устройстве. Можно, вероятно, сказать, что поня­тие сяокан взято Дэн Сяопином в качестве символа построения социализма с китайской спецификой (рыночного социализма). Этот процесс был прерван тяньаньмэнской трагедией, но уже в 1992 г., полагая, что полити­ческие и экономические последствия тяньаньмэньской трагедии преодолены, Дэн Сяопин во время поездки по южным райо­нам страны высказался за возобновление и активизацию эко­номических реформ. Этот призыв был воспринят руководством КПК, которое на XIV съезде партии осенью 1992 г. официально провозгласило курс на строительство «социалистической рыноч­ной экономики». Это было принципиально важным решением, ибо наконец-то была определена социально-экономическая цель реформ.
Эти идеи были развиты на XV съезде КПК, состоявшемся в середине сентября 1997 г. — через полгода после смерти Дэн Сяопина и через два месяца после официального возвращения Гонконга под суверенитет КНР, что широко и торжественно отмечалось в стране. Как и в ходе предыдущих высших фору­мов правящей коммунистической партии, этому съезду предстоя­ло сформировать новый состав высших органов партии, а также принять решения, касающиеся будущего политических и эко­номических реформ.
Значительная часть доклада съезду была посвящена оценке Дэн Сяопина, который был поставлен в один ряд с такими деятелями китайской истории XX в., как Сунь Ятсен и Мао Цзэдун. Наряду с марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэ-дуна» теория построения «социализма с китайской спецификой» ( т.е. сяокан и датун), выдвинутая Дэн Сяопином, получила статус «руководящей идео­логии партии». Соответствующее положение было внесено в ка­честве добавления и в программу КПК, в которой было за­писано, что существо «теории Дэн Сяопина» состоит в выдви­нутом им положении о «необходимости раскрепощения сознания и производительных сил».
Стремясь разъяс­нить логические противоречия, возникающие в результате оче­видного разрыва между продекларированными в программных партийных документах конечными целями и практической сто­роной государственной политики, Цзян Цзэминь подробно ос­тановился на концепции «начальной стадии построения соци­ализма», выдвинутой на рубеже 80-х гг. В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений». Очевидно, что, выдвинув это положение, руководство КПК стремилось развя­зать себе руки для продолжения проведения истинно прагмати­ческой линии, сформулированной как «развитие — наш прио­ритет».
Хотелось бы напомнить, что одно поколение -- это 30 лет, десять поколений -- 300 лет, несколько десятков поколений -- около тысячи лет. Вот на какую отдаленную перспективу перенесло руководство КПК построение социализма в стране.
А пока страна вернулась к конфуцианским идеям и строит обычную бюрократическую империю.
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 апреля 2020, 00:17

    Shamilboroda (17 сентября 2019, 13:20):

    Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов. Серия 1. Пекин | Фильм Алексея Денисова. Студия Град (2019)

    Живой Китай 70 лет назад. Уникальные кадры цветной архивной кинохроники впервые демонстрируются зрителю.


    Старый Китай пал, полностью проиграв цивилизационное соперничество с "Западом", Японией и Россией. Потом пришли коммунисты - чтобы добить его, тот Старый Китай, его остатки. И...подняли страну из руин, научив людей гордится своей родиной. Древняя страна восстала из разрухи - аки Феникс из пепла... Про начало пути нового Китая - эта картина.

    Фильм целиком.



       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 24 апреля 2020, 13:59

         Из деревни приехал
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 09 июля 2020, 11:45

        Не знаю, куда написать, решил спросить тут (тем более, вопрос даже не квадратный, а просто тетраэдральный) - кто такой "историк Юрий Юрьевич Ненахов" (так нашел в поисковике)?

        Читаю тут его "Кавалерию на полях сражений ХХ века. 1900-1920" и просвещаюсь.

        Например, узнал, что 11 января 1905 (Карл! 1905!) года во Владивостоке было восстание, в результате которого город был 2 недели под "смутьянами", что в кавалерии США не было никаких делений (dragoons, lancers etc.) - все полки были тупо cavalry, что китайская конница была вооружена винтовками Арисака... Ну, там еще много чего есть - кому интересно, можно позубоскалить.
           Старый
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 09 июля 2020, 12:13

          Ну, по поводу "историка" ничего сказать не могу, т.к. ВСЕ его издания - это чистой воды компиляция, да ещё под общей редакцией "печально известного" А.Е.Тараса... :025:

          !!!ps А по поводу ляпов и несуразностей (в стиле "позубоскалить"...) - это лучше всё же Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь :008:
             Из деревни приехал
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 09 июля 2020, 12:21

            Спасибо, т.е. это компилятор? Ну, там у него много ссылок на художественную и мемуарную литературу (например, на "Хождение по мукам") и т.п.

            А Тарас чем так прославился? Я, если честно, такой литературы не читывал, а как начал - что-то сместилось, видать, у исследователей, что такое публикуют.

            !!!ps "Позубоскалить" - это опция. Я, например, столько смеха за раз просто не переживу, т.к. слишком много ляпов нахожу.
               Jackel
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 09 июля 2020, 12:27

              Из деревни приехал (09 июля 2020, 11:45):

              что китайская конница была вооружена винтовками Арисака... Ну, там еще много чего есть - кому интересно, можно позубоскалить.

              В смысле, а что с ними не так? Емнип, Жук прямо писал об использовании в китайской армии начала 20-го века японских стволов. Да и не только он, кажись... И тип 30, и тип 38.

              - - - Сообщение автоматически склеено - - -

              В книжке Дерябина и Дзыся "Гражданская война в России 1917-1922. Войска интервентов." об этом тоже упоминается.
                 Из деревни приехал
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 09 июля 2020, 12:33

                Китайцы "сидели" на маузерах. Исторически. Их главным поставщиком с конца XIX в. была Германия. Даже свои собственные винтовки они разрабатывали под влиянием конструкции маузера (т.н. "Ханьянский маузер").

                А на Арисака их "подсадили" в преддверии отправки армии в Европу в 1918 г. союзники - в Китай было поставлено большое количество вооружения из Японии, признанного японской армией ненужным для нее самой. ЕМНИП, порядка 100 тыс. винтовок там было, пушки и пулеметы, соответственно, боеприпасы. Надо смотреть контракт.

                Это уже 1918 г. До этого поставок стрелкового вооружения в Китай Япония не вела. Да и то, из тех винтовок большая часть пошла на вооружение пехоты. Что коннице перепало - можно только гадать. В России китайской конницы было с кошкины слезы - ЕМНИП, в Хабаровске некоторое время на рубеже 1919-1920 гг. стоял 1 эскадрон. Остальные интервенты были пехотой.

                А что в самом Китае творилось - можно почитать. Там чего только не было, кроме современного оружия (своих "Ханьянских маузеров" не хватало) - все, что с 1870-х закупали, все использовали.

                А "Дерябин-Дзысь" - перечитайте подписи к картинкам с китайцами - вот где уж точно "вопиющая историческая безграмотность". Я глянул в магазине и плюнул, брать не стал.
                   Jackel
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 09 июля 2020, 12:39

                  Из деревни приехал (09 июля 2020, 11:45):

                  Например, узнал, что 11 января 1905 (Карл! 1905!) года во Владивостоке было восстание, в результате которого город был 2 недели под "смутьянами"

                  Опечатался наверное, имея в виду 1906-й.

                  - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                  Стоп, но я точно помню, что видел арисаки на фотках солдат в Синхайской революции. Там правда вроде не конница была, но всё же... :038: Ладно, если найду - скину.
                     Старый
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 09 июля 2020, 12:45

                    Jackel

                    Опечатался наверное, имея в виду 1906-й.


                    Понятно, что тут опечатка, но вот само восстание во Владивостоке вроде действительно начиналось где-то в конце октября и именно 1905 года... :038:
                       Jackel
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 09 июля 2020, 12:48

                      Хм, ну в пехоте арисаки до революции были точно:

                      Imperial

                      Уж не знаю, откуда они там взялись. Про конские арисаки правда ничего пока не нашёл.

                      - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                      Старый (09 июля 2020, 12:45):

                      Jackel

                      Опечатался наверное, имея в виду 1906-й.


                      Понятно, что тут опечатка, но вот само восстание во Владивостоке вроде действительно начиналось где-то в конце октября и именно 1905 года... :038:


                      Наверное имелись в виду события 10-27 января 1906, на годовщину "Кровавого воскресенья".
                         Похожие Темы
                        ДДревний Китай
                        Обсудим зарю истории нашего великого и опасного соседа
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 02 апреля 2024, 11:22
                        ИРусско-китайские конфликты и столкновения
                        С 17-го века по 20-й
                        Автор V Valerius
                        Обновление 04 марта 2024, 14:48
                        АВлияние китайского искусства на искусство других стран мира
                        Хорасанская миниатюра, дагестанский фаянс, шинуазри и многое другое.
                        Автор И Из деревни при...
                        Обновление 27 февраля 2024, 17:30
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 07:23 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики