Aleksei13061984 (23 июня 2021, 01:42):
Сильное ополчение есть у итальянских государств ( Венеция и Милан ), и его можно использовать на постоянной основе. Но у всех остальных стран, ополчение слабое, а значит имеет смысл использовать только те войска, которые нанимаются в Замке, Твердыне, Цитадели. Также у шотландцев можно нанять в Городе хороших пикинеров, но они не доступны на раннем этапе игры.
Из итальянских государств не упомянули Сицилию и Папскую область. Но вообще не до конца согласен. Итальянцев рассматривать сейчас не будем, только все не-итальянские фракции, и без Шотландии:
У Польши и Венгрии в городах нанимаются гусары - прекрасная лёгкая кавалерия; у Руси - казаки с мушкетами, дорогие, но больно стреляющие и, в отличие от западных мушкетёров, не совсем бесполезные в рукопашной; у Франции - шотландская гвардия, а это шикарные лучники; у Мавритании - стражники-христиане, лучшая их ударная кавалерия. Всех этих юнитов мы получаем де-факто бесплатно, потому что апгрейд стен будет делаться в любом случае.
Что в казармах? Сарацинское ополчение, точная копия ветеранов в доспехах, только они ещё и лучше в пустыне воюют (Турция и Египет, открываются в казармах за 2400), византийская пехота, ополчение испанских и португальских мечников и городская стража Мавритании - и те, и другие, и третьи являются очень хорошими мечниками. В казармах за 9600 всё ещё веселее - у Англии появляется тяжёлое ополчение с баграми - точная копия замковых тяжёлых алебардистов, у Руси - воины с бердышами, отличная штурмовая пехота. У Византии и Египта - не менее крутая штурмовая пехота в лице варангов и табардарийи. А в самых топовых для большинства фракций казармах за 12 тысяч появляются янычары-лучники (единственные турецкие стрелки, умеющие ставить колья), суданские стрелки (аркебузиры, бьющие сильнее мушкетёров, жаль только, что не так далеко), аркебузиры для всех фракций, у которых они есть, и французские пикинёры. Милан, Венеция, Турция, Португалия и Испания могут построить ещё более крутые казармы, и там будут мушкетёры, в том числе и янычары с мушкетами (стреляют очень больно, но только по прямой).
Однако нанимать войска в городах можно не только через прокачку казармы. Ещё у Англии, Франции, Испании и Португалии есть военная академия, где обучают жандармов (неплохая тяжёлая конница, хоть и требующая тонкого контроля), терции (лучшие пикинёры Испании), рыцари в лёгких доспехах (довольно быстрые и хорошо защищённые тяжёлые всадники) и французские конные лучники (единственные коннолуки Франции).
Ближневосточные фракции могут построить ипподромы в городах. Уже на первом уровне Турция обучает там турецких всадников, которые весьма неплохи, остальные (Египет и Мавритания) - арабскую конницу, точную копию оруженосцев, только они в пустыне меньше устают. На втором появляются сипахи, (лучшие коннолуки Турции) и мамелюки-лучники (очень танканутые конные стрелки с неплохими боевыми показателями).
У Турции есть ещё один сюрприз - прокачав ратушу до 3 уровня (апгрейд за 2400), игрок получает тяжёлых пехотинцев-янычар, которые одинаково опасны и против пехоты, и против кавалерии - немногие отряды способы пережить бой с ними 1 на 1. А у немцев в том же самом здании, но улучшенном за 4800, доступны искупающие - очень странная, но не совсем уж бесполезная штурмовая пехота.
Мавритания можт удивить ещё и караван-сараем, где готовят стрелков на верблюдах - лучших конных стрелков в игре.
Хотя в игре есть период, когда большинство городов серьёзно уступает замкам в эффективности войск - это середина игры (примерно с 40-50 по 120-130 ход). В начале так или иначе у любой фракции основным боевым юнитом будет городское ополчение с копьями, в конце открываются все те крутые отряды, которые я перечислил выше.