Пинайте Гитлера по почкам в Hearts of Iron IV
Самая совершенная стратегическая игра компании Paradox предлагает сразу двадцати геймерам устроить мясорубку в эпоху Второй Мировой.
“Если в будущем будет новая мировая война, то, будьте уверены, её причиной послужат чёртовы необдуманные действия в какой-нибудь Финляндии".
Предсказание Бисмарка на тему будущей Первой мировой войны эхом отозвалось в моих мыслях, когда я решил встать у руля Великобритании в игре Hearts of Iron IV. Мне различных образом противостояли или оказывали поддержку двадцать других игроков в многопользовательском режиме этой грядущей эпической стратегии, и мы все вместе моделировали бурные годы, которые привели к началу Второй мировой войны, а также период её непосредственной кульминации.
Поддержку мне, как и полагается, оказывали союзники: исполнительный вице-президент Paradox Йохан Андерссон с Соединёнными Штатами и популярный на YouTube Мартин "Quill18" Глод, игравший за Францию. Но я не мог не признать, что и соперники наши не менее сильны и страшны. Во главе стран Оси встал никто иной как фанат стратегий Роб Закни, управлявший Германией с её бурно растущими темпами производства. Любой разумный человек на известие в духе "Роб играет за Германию" тут же, без дополнительных причин, начал бы войну на упреждение, но в Hearts of Iron 4 сделать это не так-то просто.
Обратный отсчёт до начала мировой войны реализован посредством механики с названием "Напряжённость". Ее уровень стартует с нуля и растёт по мере того, как начинаются боевые действия, территории присоединяются, выдвигаются требования по поводу Судетской области, и никто при этом не осмеливается сделать решающий шаг. Когда напряжённость на нуле, Союзники почти не имеют возможности начать наступательные действия, даже будучи прекрасно осведомлёнными о том, что случится, если позволить Германии и дальше удовлетворять свой аппетит. Чтобы инициировать глобальный конфликт, вам нужно либо потратить политический капитал, специальным заявлением гарантировав безопасность какому-нибудь мелкому государству на пути военной машины Оси, либо дожидаться, пока напряжённость вырастет достаточно и ограничения на объявление войны спадут. Можно ещё и просто дождаться, пока страны Оси сами на вас нападут (их игра в этом особо не ограничивает), но мне не кажется, что это хорошая идея.
Таким образом, мы были несколько стеснены в возможностях и вынуждены наблюдать за незначительными конфликтами в северной Африке, попутно развивая инфраструктуру и готовясь защищать Европу от когтей немецкого орла. Главный ресурс в HoI4, и это поначалу ошарашивает, – не деньги, а заводы, каждый из которых выдаёт некоторое количество продукции. И уже от неё зависят все возможности вашей нации, включая, опять же, строительство новых заводов. И ключевым вопросом игровой экономики становится, сколько продукции вложить в долговременное развитие экономики, а сколько потратить здесь и сейчас на новые пушки, танки и самолёты. Я решил переложить оборону на пролив Ла-Манш, после чего заполонил небо над старой доброй Англией дымом из заводских труб вместо того, чтобы наполнить его бойцами.
И, что удивительно, страны Оси пошли по схожему пути. Время медленно приближалось к концу 30-х годов, когда Гитлер уже должен был полностью раскрыть перед всеми свою сущность, но Германия под управлением Роба ни попыталась добиться ничего большего, чем присоединение Австрии. Подчиняющиеся Мартину французы ограничились построением линии Мажино с укреплениями максимального уровня от Эльзаса и до берега моря. Из-за океана же Йохан уведомил меня, что Америка подготовила полный набор бомбардировщиков B-17, достаточный для того, чтобы обрушить смертельный ливень на заводские районы Германии и сравнять их с землёй. Поскольку США поначалу не входила число Союзников, он не мог отправить свои войска на фронт, прежде чем показатель напряжённости зашкалит. Но, пока война ещё не охватила всю планету, обеспечивать нейтральные страны оборудованием через договор ленд-лиза ему никто не запрещал.
Наконец, когда немцы стали требовать слишком многого (чему предшествовала вышеупомянутая стычка в Финляндии, которая окончательно расколола мир на два полюса), я посоветовал своим французским друзьям положить конец подобной наглости. Война была объявлена, и наши войска были мобилизованы. Я потратил большую часть времени в обширном древе технологий HoI4 на усиление индустрии и элитных пехотинцев, несколько тысяч которых и разместил в континентальной Франции именно на случай подобного развитие событий. К моему разочарованию, все выглядело так, что конфликт в игре будет не таким отчаянным, как в реальной истории.
Во-первых, хоть мы, Союзники, и развязали войну исключительно по собственной инициативе, это всё равно повысило напряжённость до такой степени, что США почти сразу же получили возможность присоединиться к заварушке. Высокая напряжённость идёт только во вред странам Оси, поэтому очень странно, что действия Союзников вот так просто смогли её резко повысить. Дополнительной неудачей стало то, что немцы не смогли перенаправить свои военно-воздушные войска в нужный сектор (и за это в немалой степени ответственен неудобный интерфейс), что позволило моим "Спитфайрам" и самолётам союзников из Франции полностью контролировать небо над Рейнской областью. Что, в свою очередь, дало возможность штатовским бомбардировщикам накрыть пламенем всю западную Германию, парализовав производство стран Оси. И, в это же время, мои бесстрашные Томми начали ударное наступление из Марселя на фашистскую Италию.
Моя пехота, поддерживаемая устаревшими танками (на исследование соответствующих технологий я не особо тратился) увязли где-то между Ниццей и Генуей, но быстро стало ясно, что война на этом участке является лишь формальностью. Я потерял Александрию в ходе контратаки итальянцев по причине пренебрежения и невнимательности в адрес северной Африки, но совместная мощь США, Франции и Британии в ходе скоординированной наступательной операции попросту была больше, чем немецкая военная машина способна вынести. Бельгия переходила из рук в руки несколько раз, но ни один Панцер, ни один вермахтовский сапог не смог продвинуться внутрь прекрасно защищённой восточной Франции. Всё было кончено до того, как бой часов знаменовал наступление 1940 года.
Две следующие военные кампании были завершены со схожим результатом, и всем нам стало ясно, что нынешняя сборка игры делает выживание за страны Оси чересчур сложным. Даже без участия Советского Союза (в одной из партий он был и вовсе де факто на стороне немцев) нынешняя "Напряжённость" позволяет демократическим странам без труда наброситься всем вместе на несчастных фашистов даже за незначительные [по меркам игры, конечно – прим. переводчика] преступления против свободы. Это просто прекрасно, если вам нравится вновь и вновь бить Гитлера ногами по почкам, но поклонникам виртуальных военных действий будет не очень интересно.
Обнадёживает то, что мой игровой американский союзник (а на самом деле – швед), Йохан Андерссон из Paradox, подтвердил, что релиз игры отложили на 2016 год именно ради исправления подобных недостатков. Hearts of Iron IV уже сейчас выглядит способной обеспечить просто до чёртиков много веселья, особенно в многопользовательском режиме, но также и менее доведённой до ума и отполированной, нежели даже ранние версии Europa Universalis IV, которые мне доводилось видеть когда-то давно. "Дайте разработчикам больше времени" – вот, что я могу сказать, стоя на холмах Рима, захват которого был славным, но, возможно, слишком лёгким. И, когда, игра станет более отточенной, я с радостью предложу своим павшим фашистским врагам честный матч-реванш.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь