Что-то совсем я опоздал, со своей работой. Залью сюда всё же не хватающие дневники. Ну и громадные же они вышли.
Дневник разработчиков Hearts of Iron IV — Историческая и общая ветви Советского Союза
Здравствуйте, товарищи! Добро пожаловать в новый дневник разработчиков Hearts of Iron 4! Надеюсь, вы отлично проводите лето и готовы немного почитать, поскольку сегодня мы поговорим о последней из стран грядущего дополнения — о стране, которая перед лицом тяжелейших испытаний не сделала ни шагу назад.
Как вам всем известно, Советский Союз велик, и нам пришлось создать собственный Совет контент-дизайнеров, чтобы правильно добавить в игру все классные особенности. Сегодня мы поговорим о зоне моей ответственности — исторической и общей ветках одной из наиболее интересных стран в HoI.
Но для начала хотелось бы кое-что уточнить.
Во-первых, да, всё сказанное сегодня войдёт в бесплатное обновление «Барбаросса», хотя часть контента может отличаться, если у вас нет предыдущих дополнений.
Во-вторых, наша любимая Родина всё ещё недоработана, значения и даже картинки не окончательны и могут измениться до релиза. Вы также увидите немало отладочных решений, которые мы используем для тестирования новых систем. И наконец, предлагаю устроиться поудобнее, настроиться на долгое чтение и приступить!
В декабре 1922 года был создан Союз Советских Социалистических Республик. Эти советы впервые возникли в ходе революции 1905 года как группы или собрания российских рабочих, солдат и крестьян, выступавших против царя. Советы исчезли после провальной революции 1905 года, но вновь возникли под крылом социалистов во время революции 1917 года, закончившейся свержением царя. При помощи советов большевики во главе с Владимиром Лениным составили политическую структуру нового режима, в которой советы стали органами местного управления, а национальные и региональные политические образования укрепили политическую структуру нового режима.
Страна вступила в Первую Мировую войну как Российская империя, но вышла из неё Советской Россией, потеряв значительные территории в Восточной Европе по Брест-Литовскому договору 1918 года, по которому большевики Петрограда передали контроль над Польшей, Литвой, Эстонией, Латвией, Финляндией и рядом других земель Центральным державам.
Поскольку союзники не признали большевистское правительство, представители Советской России не участвовали в Версальской мирной конференции 1919 года, по итогам которой бывшие российские территории, переданные Германии, стали независимыми государствами.
После смерти Ленина в 1924 году к власти пришёл Иосиф Сталин. Вскоре он начал преследование внутрипартийной политической оппозиции, начав с Троцкого и его сторонников, но затем обрушился и на тех, кто ранее поддерживал его самого (например, Зиновьева и Бухарина), создав обстановку политической паранойи, переросшую в Большую чистку, в ходе которой было арестовано множество граждан, военных чинов и членов партии.
Но довольно истории, давайте взглянем, что представляет собой Советской Союз, если начать игру в 1936 году.
Как вы можете заметить, кое-что изменилось.
Значительно снизилась изначальная поддержка войны, из-за чего будет труднее сразу получить военную экономику, ведь в 1936 году СССР не был к такому готов. Сталин наконец-то обрёл черту личности (и как вы увидите далее, это не единственная из его черт. Стартовых национальных духов стало куда больше, чем раньше. Мы ещё вернёмся к ним, но первые два вы могли узнать — это «Родина Революции» и «Троцкистский заговор». Добавился и стартовый советник, Генрих Ягода. Это один из трёх возможных руководителей НКВД, отличающихся характеристиками. Вы не сможете самостоятельно избавиться от них, пока не покончите с чистками, в ходе которых можно устранить Ягоду и заменить его Ежовым, а потом устранить уже его и заменить на Берию, что и произошло в реальной истории. Список советников был значительно расширен, и теперь на ранних этапах Сталину доступны следующие советники (если он не перестарается с чистками):
Альтернативно-историческим коммунистам доступно ещё больше советников, большинство из которых станет жертвами чисток, но о них мы поговорим в следующем дневнике!
Не остался без внимания и список генералов. Теперь вы начнёте игру с пятью первыми маршалами Советского Союза. Кулик понижен до генерала (поскольку маршалом он стал только в 1940 году, когда трое предыдущих маршалов пали жертвами чисток), появился новый генерал-кавалерист Виталий Примаков, доступный на старте игры, но также являющийся возможной целью чисток (портреты общие, потому что ещё не доделаны!).
И последнее: мы отправили нескольких советских генералов в клинику по омоложению, поскольку некоторые из них использовали послевоенные портреты. Но, как вы видите, они ещё не вернулись из поездки (сами понимаете, путешествие на 30 лет в прошлое требует времени).
Итак, мы наконец-то готовы увидеть древо советских фокусов (кроме альтернативно-исторических веток, мы же не хотим привлечь внимание НКВД, показывая засекреченный контент!).
Многовато всего, да? Не удивительно, ведь главной нашей целью было сделать игру более насыщенной и исторически точной, при этом оставив игроку достаточно возможностей (как исторических, так и не очень, но всё же реалистичных) во всех областях, как и подобает самой большой стране в мире!
Что касается игрового процесса, на древе хватает коротких фокусов, однако вы никогда не сможете завершить все фокусы на всех ветках (если, конечно, не играть очень, очень долго). Вам придётся раздумывать над стратегией и выбирать те фокусы и ветки, которые обеспечат успех кампании.
Давайте начнём с промышленной ветки.
В первые годы советского правления экономическое и промышленное развитие представляло собой восстановление русской сельскохозяйственной экономики от ущерба, нанесённого гражданской войной. В сталинскую же эпоху задачей было создание промышленной основы для страны. С 1921 по 1928 год СССР преследовал Новую экономическую политику (заменяющую собой политику военного коммунизма, которая привела к упадку национальной экономики). В период НЭП пищевая и легкая промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг находились во владении частных предпринимателей, тогда как тяжелая промышленность, транспорт, банки и международная торговля находились под контролем государства.
Однако к концу 20-х годов снова были предприняты меры по раскулачиванию и конфискации запасов зерна, а последующие перебои в его закупке стали началом краха НЭП. В 1928 году началось проведение одной из первых пятилеток, за которой последовали насильственная индустриализация и коллективизация.
Как можно догадаться, основной особенностью советской промышленной ветки являются пятилетки:
СССР начинает с национальным духом, олицетворяющим вторую пятилетку (1933–1937 гг.), основными особенностями которой являются безжалостная коллективизация и быстрое развитие промышленности и инфраструктуры. Тем не менее, скорость индустриализации и недостаток квалифицированных работников на стройплощадках и заводах зачастую приводили к высокому числу несчастных случаев (то есть потерям жизней и ценных материалов) и целом низкой эффективности.
По мере выполнения фокусов ветки пятилеток национальных дух будет развиваться, отражая третью пятилетку (1938–1942 гг., но план, очевидно, был нарушен в 1941-м из-за «Барбароссы»). Эта пятилетка изначально делала упор на повышение качества продукции и добычи сырья. Однако в связи с растущим беспокойством в Европе, которое увеличивалось с пугающей скоростью, данный план в скором времени начал постепенно перерастать в усиление военной промышленности и обороны.
В игре это отражено возможностью настроить третью пятилетку. Упор можно сделать либо на увеличении эффективности заводов в долгосрочной перспективе, либо на ускорении производства оружия. Как можно заметить, все центральные фокусы связаны с ресурсами.
Ранее я упоминал, что третья пятилетка была сорвана из-за «Барбароссы». Так как же это отражено в игре? Все фокусы, относящиеся к третьей пятилетке (те, что ниже обведены красным), будут навсегда заблокированы, как только Советский Союз окажется втянут в войну против великой державы. То есть как только начнётся Великая Отечественная война, план третьей пятилетки канет в Лету, навечно. Национальный дух со всеми бонусами останется, но двигаться дальше по этой части ветки будет нельзя.
Но волноваться не стоит, это не конец пятилеток. Если СССР сможет пережить войну и победить, то сразу после мирной конференции с противником, сорвавшим пятилетку, выполнится фокус «Восстановление и развитие». Он даст не только временные бонусы к ремонту и восстановлению (вероятно) полуразрушенной промышленности и инфраструктуры (со стоимостью в товарах народного потребления), но и откроет доступ к четвёртой пятилетке и финальным фокусам промышленной ветки. Четвертая пятилетка (1946–1950 гг.) ставила целью восстановление и экономическое развитие страны.
Фокусы ниже четвёртой пятилетки предназначены для поздней стадии игры и направлены на предоставление интересных возможностей и новых целей в случаях, когда игра продолжается после основной войны (или если СССР удастся поучаствовать в отдельной войне с великой державой, пока Вторая Мировая бушует где-то в другом месте).
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) представлял собой экономическую организацию, основанную в 1949 году странами Восточного блока под предводительством Советского Союза. После выполнения фокуса «Основать СЭВ» (предположительно, ранее 1949-го), будет открыта небольшая система решений, целью которой является предоставление помощи союзникам (зачастую за счёт СССР) ради усиления их военной мощи и промышленности, чтобы они не отставали в грядущих войнах.
Справа от фокусов пятилеток имеется выбор: обучить своих специалистов или же положиться на иностранных экспертов. Первый вариант значительно улучшит советских конструкторов, которые теперь несколько слабее в начале игры. Второй же разблокирует Госпроектстрой.
Госпроектстрой представлял собой государственное бюро разработки и конструкции, созданное в 1930 году после подписания соглашения с ведущим американским архитектором Альбертом Каном. Благодаря этому бюро в начале 30-х годов американские архитекторы стали советниками при строительстве всех советских промышленных сооружений. Это один из многих случаев, когда СССР заключал соглашения с иностранными компаниями — в основном с американскими (Ford, General Electric и пр.) и немецкими (Krupp, Borsig и пр.) — для индустриализации в период первой пятилетки.
В HoI есть возможность вернуть этот проект, что отражено строительным конструктором, не предоставляющим бонусов к исследованию (ведь в этом случае СССР полагается на иностранных специалистов), но который можно улучшить, пригласив зарубежных экспертов, что повысит производство в долгосрочной перспективе. Каждая страна предоставляет различные бонусы: к примеру, Германия даёт бонус к росту эффективности, США— к максимальной эффективности, а Япония — к стартовой эффективности. Все они также дают бонус к стоимости лицензионного производства (который пока что отображается в виде потрясающей надписи «None: +0.75» на картинке ниже).
Российская академия наук, основанная в 1700-х годах, после революции стала главным научным институтом в СССР. В течение XX века в советских республиках начали появляться национальные академии, а также создавались региональные ветви академии наук СССР.
[img][/img]
Первый фокус, «Академия наук СССР», предоставит ячейку исследований и небольшой бонус (1%) к скорости исследования. Второй фокус позволит построить больше академий наук в советских республиках, как в интегрированных (несвободных), так и в республиках-марионетках. Каждая академия даёт дополнительный бонус в 1% к скорости исследования, а также, если построена на территории марионетки, повышает скорость исследования в этой республике. Беспроигрышный вариант!
Перейдём к ветке авиации.
В 30-х годах советское правительство финансировало программы, целью которых было побить множество мировых рекордов в авиации. Достижения и прорывы в этой сфере послужили демонстрацией технологического прогресса СССР, а средства массовой информации превозносили пилотов, побивших рекорды.
Однако советская авиация была в не настолько хорошем состоянии, как это пытались показать в СМИ. На самом деле, плохое управление, низкая эффективность и технологическая отсталость оборудования приводили к высокому проценту аварий (в начале 1941 года, ещё до войны, в среднем примерно 2–3 самолёта в день гибло при авариях и катастрофах, что привело к известному инциденту с «летающими гробами», когда Павел Рычагов ответил Сталину: «... вы заставляете нас летать на гробах!»; вскоре он был снят с должности и в течение нескольких месяцев арестован и расстрелян). Большая чистка безусловно повлияла и на военно-воздушные силы: у недавно повышенных офицеров было недостаточно опыта, как в полётах, так и в командовании, тогда как опытные командиры, пережившие чистку и ставшие свидетелями печальной участи соратников, не проявляли инициатив и не старались быть эффективными из страха оказаться заклеймёнными врагами народа.
В Hearts of Iron эта ужасная обстановка отражена в национальном духе «Советские ВВС», который грозит вам серьёзными и даже пугающими трудностями со всем, что связано с полётами.
С помощью ветки советской авиации можно будет во многом исправить ситуацию, а также получить бонусы. Все штрафы убрать не получится, потому что в итоге придётся выбирать между производством самолётов и обучением пилотов: левая часть ветки посвящена улучшениям в производстве самолётов (больше самолётов, лучшие самолёты), а правая даст доступ к тренированным пилотам из аэроклубов, программам обучения мужчин и женщин по профессии военных лётчиков, а в её конце вы получите три крыла женщин-лётчиц под командованием Марины Расковой (к ним сразу же прикреплены асы и всё такое!).
Теперь поговорим о советском флоте!
Военно-морской флот СССР был разделён на четыре флота по зонам операций: Балтийский флот, Черноморский флот, Северный флот и Тихоокеанский флот, и между ними пролегали огромные расстояния. К 1941 году в распоряжении ВМФ СССР было несколько современных крупных боевых кораблей, но основной упор делался на подводные лодки и малые корабли для защиты границ побережья от противника — стратегия морской защиты. Однако после чисток (в которых погибли многие сторонники защитной стратегии) Сталин придал военно-морской стратегии новое направление, более агрессивное, но строительство крупных кораблей оказалось сильно замедлено из-за войны.
Поэтому в начале операции «Барбаросса» немецкие бомбардировщики выбирали целями аэродромы, а не морские базы. У Третьего рейха не было необходимости уничтожать советский флот, им было достаточно запереть советские корабли в портах с помощью морских мин.
В левой части дерева можно укрепить морские базы любого из четырёх флотов. Затем с помощью фокуса «Расширить мощности кораблестроения» добавить новые верфи в укреплённых ранее базах.
В правой части фокус «Народный комиссариат ВМФ СССР» откроет национальный дух «Красный флот». Этот национальный дух можно будет улучшить с помощью дальнейших фокусов ветки, выбрав между подводными и надводными силами. Многие из них также дадут опыт флота, бонусы к исследованиям и уменьшат стоимость производства соответствующих типов кораблей.
Фокус «Рейдеры дальнего действия» откроет доступ к технологии подводных крейсеров, а также добавит в производство пару подлодок типа К.
Похожим образом «Усилить морскую авиацию» даст бонусы к авианосцам и самолётам морской авиации, а также начнёт производство авианосца.
И вот мы добрались до последней из общих веток — военной!
На самом деле здесь целых три ветки: военная промышленность, оборона и армия. Начнём с военной промышленности, находящейся слева. Здесь вас ждёт множество бонусов к исследованиям и производству, несколько военных заводов и проекты танков.
«Развитие Танкограда» удешевит внесение изменений в танковые проекты, а также добавит военные заводы в индустриальные регионы Урала и на востоке. Наконец, стоит упомянуть фокус «Объединить заводы бронетехники». Заметили, что похожие фокусы есть и в ветках авиации и флота?
Когда я искал информацию по советским разработкам, меня изумило то, как сложно отследить судьбу одного проекта во временных рамках HoI, потому что многие заводы зачастую переименовывали (или меняли их назначение), к ним присоединяли или, напротив, выделяли отдельные конструкторские бюро (которые, в свою очередь, также переименовывали, объединяли и разделяли). Иногда заводы или целые КБ объединяли в ещё большие структуры, а иногда завод становился частью соседнего промышленного комплекса, входя в его состав как отдел по разработке. Наконец, важно упомянуть об эвакуации заводов на восток, которой СССР занимался незадолго до «Барбароссы» и, конечно же, в течение войны, что привело к ещё большему количеству объединений, переименований и переназначений заводов.
Так что, столкнувшись с этой феерией переименований и переназначений, я подумал: а почему бы не отразить этот хаос в HoI?
Эти фокусы открывают доступ к решениям по объединению заводов в конструкторские бюро, которые получат множество небольших бонусов. Все эти заводы существовали в реальности, хоть и не все из них стали частью КБ или иного комплекса.
Также мы добавили для СССР несколько новых конструкторов танков и кораблей.
В ветке обороны вам предстоит выбрать между строительством оборонительной линии на границе с Польшей (линия Сталина) или на будущей границе с Германией при условии, что вы тем или иным образом получили контроль над восточной Польшей (линия Молотова). Также доступны возможности по укреплению Москвы и Беломорканала, а также границы с Японией и подчинёнными ей государствами. «Неприступные укрепления» отсылает к могучим батареям береговой артиллерии вокруг Ленинграда и в Крыму, которые причинили немцам немало вреда во время вторжения.
Дальше по ветке фокусов нас ждёт «Ленинградский политехнический институт», который откроет доступ к пятой ячейке для исследований, «Дорога жизни» и «Проект советской атомной бомбы».
Дорогой жизни называли транспортную магистраль через Ладожское озеро (в периоды навигации проходила по воде, зимой — по льду), связывавшую Ленинград со страной во время Второй мировой войны. Во время осады города немецкими войсками это был единственный путь, по которому возможно было получить доступ в город (если хотите узнать больше о дороге жизни, я могу порекомендовать эпизод отличного документального фильма «Великая война», посвящённый блокаде Ленинграда; кстати, мне весь документальный фильм понравился и показался очень интересным).
В игре этот фокус отражает отчаянные, но храбрые и бесстрашные методы снабжения, использовавшиеся Советским Союзом в самые трудные времена. Как только один из ключевых городов СССР окажется в опасности, вы получите доступ к этому фокусу, который даст бонусы к снабжению и уменьшит зимние потери от истощения.
«Проект советской атомной бомбы» посвящён военному исследованию (части советской программы по ядерным исследованиям), имевшему целью разработку ядерного оружия во время войны. Толчком к его развитию послужили деятельность и достижения исследовательских институтов и военных производств других стран, таких как Германия и Соединённые Штаты Америки.
Первоначальным исследованиям помешало вторжение Германии, зато в дальнейшем помогли данные, собранные советскими шпионами, внедрившимися в работу над манхэттенским проектом.
Чтобы получить доступ к этому фокусу, нужно построить хотя бы 7 академий наук. Фокус даст множество бонусов к атомным исследованиям и инструментов по внедрению в исследования противников. Вы также сможете разработать собственную атомную бомбу, получите дополнительную ячейку для агентов и нового исторически существовавшего агента.
Теперь поговорим о ветке армии.
Ветка армии — одна из самых важных в дереве, и с ней связано множество контента, так что мы остановимся на её ключевых особенностях, начиная со стартовых национальных духов.
Военные силы были во многом политизированы, что делало их опасно неэффективными, хоть дискуссии о политике (и идеологическая обработка) имели свои плюсы с точки зрения партии. Национальный дух можно будет улучшить дальше по ветке.
Как видно на скриншоте, у Красной армии много красных модификаторов — весьма подходит, не правда ли?
Не беспокойтесь, большая часть фокусов ветки посвящена избавлению от этих красных модификаторов, что постепенно приведёт ненадёжную армию в надлежащую форму.
Получив людские ресурсы и скорость мобилизации от фокуса «Утвердить план по мобилизации», вы окажетесь перед выбором: «Восстановить казачьи отряды» или «Сплочённость прежде всего».
После Гражданской войны казачьи отряды распустили, поскольку многие из них воевали на стороне белого движения. Однако в 1936 году были сняты ограничения на набор казаков в Красную армию, и некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. Были также восстановлены права на ношение казачьей униформы (только на несколько лет), и именно в этих униформах казачьи отряды принимали участие в своём первом военном параде в составе Красной армии в 1937 году, а также в Параде Победы 24 июня 1945 года.
В игре фокус «Восстановить казачьи отряды» даст небольшие бонусы к кавалерии, нового генерала, а также несколько дивизий, включая новый шаблон казачьей кавалерии. Честно говоря, этот шаблон основан на составе более поздних (и необязательно казачьих) кавалерийских дивизий 1941 года, но мне очень хотелось дать игрокам доступ к интересному кавалерийскому шаблону, который они могли бы использовать в дальнейшем.
«Сплочённость прежде всего» вместо этого даст бонус к организации дивизий, немного увеличив время на их обучение.
Старые фокусы «Восстановление военной мощи» и «Реорганизация армии» претерпели ряд изменений. Восстановление военной мощи станет доступно, когда вы избавитесь от паранойи Сталина и чисток (об этом ниже), и поможет восстановить немного драгоценной организации.
Реорганизация армии теперь на самом деле стала реорганизацией, во время которой вам придётся мириться с неприятными штрафами, появляющимися после взятия фокуса. Но когда фокус будет завершён, эти штрафы пропадут, а национальный дух «Красная армия» получит любопытные бонусы для изменения шаблонов дивизий.
Также значительно изменились «Отчаянные меры» и «Уроки войны».
Отчаянные меры можно взять только будучи в состоянии войны с великой державой, и он даст временный бонус к количеству дивизий, а также предоставит ряд решений, которые помогут справиться с натиском врага.
Уроки войны можно взять только после того, как пропадёт национальный дух от отчаянных мер. Это отражает, как Советский Союз, несмотря на значительные потери и сокрушительные поражения в первые годы войны, учёл все ошибки, и как армия постепенно извлекала уроки и становилась сильнее.
Этот фокус, вероятно, является переломной точкой, после которой Красная армия, находившаяся в ужасном состоянии в начале игры, начинает свой путь к становлению грозной военной силой. Фокус не только добавит ключевые бонусы к национальному духу Красной армии, но также откроет доступ к знаменитому приказу № 227 («Ни шагу назад!»), что в свою очередь откроет решения для подготовки и проведения важных военных операций.
Если вам доставляют неприятности враги народа, вы сможете созывать штрафные батальоны в виде дивизий, целиком состоящих из осуждённых. Штрафные батальоны не так хорошо экипированы, как обычная пехота, но их определённо легче пополнять, и они могут послужить хорошим пушечным мясом, если вас не особо заботят людские ресурсы (в Советском Союзе с ними, вероятно, не было особых проблем).
Партизанская деятельность на оккупированных советских территориях (среди которых особенно выделяются Украина и Беларусь), сыграла если не решающую, то как минимум важную роль в общих военных усилиях. Партизанские формирования откроют ряд возможностей для повышения партизанской активности, нарушения снабжения и затруднения продвижения врага, а также связанного с этим исторического агента и дополнительную ячейку под него. Кроме того, появится и пара партизанских генералов, которые могут оказаться очень полезными.
Когда вы проведёте реорганизацию армии и усвоите уроки войны, вы сможете выбрать, как поступить с политическими комиссарами.
Первый вариант: сохранить организацию комиссаров, и тогда они продолжат выступать в роли «вторых командующих» в военных отрядах.
Или же можно преобразовать их в политических советников, попытавшись тем самым повысить их эффективность и отдав политических офицеров в подчинение командующим. Это даст больше свободы цепи военного командования, а политические советники сосредоточатся на всём, что связано с боевым духом.
«Слава Красной армии» облегчит получение последних доктрин и развертывание большего количества дивизий особого назначения. Также этот фокус откроет доступ к улучшенной версии тактики блицкрига, доступной только Советскому Союзу, и новому генералу. Во время исследований я много читал о генерале Рыбалко в разных источниках, и мне кажется, что он заслуживает места в списке советских генералов.
Политическую ветку давайте пока пропустим и перейдём к ветке внутригосударственных дел, общей для коммунистических путей.
В этой ветке вы столкнётесь с новой системой пропагандистских кампаний, которая открывается фокусом «Расширить агитпроп». Вы, вероятно, знаете, что пропаганда в Советском Союзе была крайне важным инструментом, и повсеместно использовалась в СМИ, книгах, кино, театрах и т. д. Конечно, пропаганда была не только в Советском Союзе, но всё же советская пропаганда выделялась среди прочих.
Система пропагандистских кампаний основана на решениях, и в ней полно новых и, по-моему, очень крутых изображений с настоящих плакатов того времени. В этой системе есть три ячейки, что позволяет вам задействовать до трёх кампаний одновременно, тогда как в общем списке их насчитывается 24.
Каждая кампания даст определённые бонусы на 6 месяцев после начала. Спустя это время кампания закончится и ячейка освободится. С каждым повторением одной и той же кампании её стоимость будет расти. Кроме того, после начала кампания на некоторое время становится недоступной, из-за чего не выйдет провести одну и ту же кампанию два раза подряд.
Но вам не сразу откроются все ячейки и все возможные кампании — расширение агитпропа даст доступ лишь к самой системе, нескольким кампаниям (военным и прочим) и одной ячейке для плаката. Дополнительные ячейки можно открыть с помощью последующих фокусов, а кампании разбросаны по множеству фокусов в разных ветках (промышленной, военной, политической...). На картинке ниже вы можете увидеть, слева направо, действующую пропагандистскую кампанию, доступную пустую ячейку для плаката и недоступную ячейку, которую ещё предстоит открыть.
Есть множество различных кампаний, среди которых военные кампании с бонусами к людским ресурсам, прорыву и обороне, промышленные кампании с бонусами к скорости производства и ремонта. Есть кампании, связанные с процветанием (стабильность, скорость исследований), кампании по прославлению и поддержке партизан и прочие. И ещё одна небольшая (но очень классная) особенность: эти плакаты будут постепенно стареть по мере того, как кампания приближается к завершению.
Возвращаемся к ветке внутригосударственных дел. И «Положительный героизм», и «Пропаганда коллективизма» всё ещё ведут к взаимоисключающим подветкам, однако они немного изменились. Оба фокуса теперь открывают дополнительную ячейку плаката для кампаний, и каждый даст доступ к своей пропагандистской кампании. Глубже в ветке положительного героизма вас ждут производственные и военные бонусы, а часть генералов получит повышение до маршалов (в первую очередь Конев, Рокоссовский и Жуков, если возможно). В ветке пропаганды коллективизма расположились бонусы к скорости исследования, товарам народного потребления и росту эффективности производства.
В 1941 году митрополит Сергий, узнав о начале Великой Отечественной войны, написал послание к пастырям и верующим Русской православной церкви, благословив всех, кто решился отправиться на фронт. Отношения между церковью и советским правительством постепенно улучшились, и в 1943 году митрополит Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси.
Этот фокус откроет доступ к патриарху Сергию в качестве советника. Он повысит стабильность и скорость восстановления дивизий, а также замедлит рост подчинения в потерянных областях.
Ветка внешней политики также общая для всех коммунистических путей. Цель её в том, чтобы обеспечить советского игрока возможностями взаимодействовать с различными частями мира, от западного направления с Польшей, Прибалтикой и Балканами, до Ближнего и, естественно, Дальнего Востока. Очень важно отметить, что мы хотели оставить в прошлом отправку странам ультиматума с целью создания цели войны против них, поскольку эта система оставалась пережитком с тех времён, когда у нас не было решений, и в целом была не слишком очевидной. Поэтому теперь ультиматумы переехали в решения, где также появился ряд новых решений об оказании давления или попытках сотрудничать с определёнными странами.
Ветка восточного развития посвящена подготовке мелких азиатских союзников к войне. Вы сможете построить несколько фабрик, поможете им выставить чуть больше войск и усилить оборону границ. Разумеется, вы сможете аннексировать всеми любимую республику Танну-Тува.
Далее перед нами встаёт выбор, следовать по пути политики коллективной безопасности, за которую выступал нарком иностранных дел Литвинов, и которая приведёт к противостоянию с фашизмом, или последовать идее Молотова (ставшего наркомом иностранных дел после смещения с поста Литвинова) о политике индивидуальной безопасности, которая подразумевает попытки сблизиться с Германией и проведение политики, направленной против капиталистических стран. Каждый из фокусов откроет соответствующего наркома иностранных дел и уникальную пропагандистскую кампанию. Финальные фокусы веток обеспечат цели войны против крупных фашистских или демократических стран Европы и бонусы к сражениям с ними.
Кроме того, в ветке политики коллективной безопасности можно заключить оборонительный союз с Францией.
Средние ветки по сути являются чуть расширенной версией альтернативных путей, доступных СССР ранее.
«Балтийская безопасность» и «Ближневосточная дипломатия» окажут влияние на страны в соответствующих регионах, а далее у нас есть фокусы с попыткой наладить (полагаю, можно даже использовать слово «навязать») сотрудничество с определёнными странами или просто отправить им ультиматумы. В любом случае, цель остаётся одна: обеспечить советский контроль над прилегающими регионами.
На Восточном направлении первым решением станет дружба или вражда с Японией.
Если вы решите действовать против Японии, то сможете выбрать понравившуюся китайскую страну и сделать её своим протеже. Помните, что СССР больше не сможет отправлять добровольцев во все китайские страны —только своему другу. Если вы решите поддержать Китайскую Народную республику или Гоминьдан, то им достанутся бонусы к лицензиям, а вы получите прекрасное нелокализованное решение об отправке им снаряжения.
С другой стороны, если вы решите поддержать товарищей в Синьцзяне (мой любимый вариант), то это приведёт к развитию «симбиоза» с ними. Изучая советско-китайские отношения, я, по непонятной причине, заинтересовался взаимодействиями и отношениями с Синьцзянем. Синьцзян богат множеством ресурсов, в том числе нефтью, золотом и другими полезными ископаемыми, а СССР неоднократно пытался включить регион в свою сферу влияния. СССР пытался добиться права на геологоразведку в различных регионах, где были обнаружены запасы нефти, олова, вольфрама и других металлов, а также интересовался покупкой других товаров, вроде хлопка и фабричных изделий. В игре поддержка Синьцзяня станет отправной точкой в развитии инфраструктуры, добывающей промышленности и страны в целом. Иногда ценой за это станут местные фабричные товары (снижение товаров народного потребления), а иногда права на добычу ресурсов в определённой области, что, по идее, должно быть выгодно обеим странам.
Мы ещё работаем над этой частью, но идея в том, что Синьцзян будет постепенно становиться неотъемлемой частью Коминтерна или, если СССР атакован, и его будущее кажется неопределённым, Синьцзян может аннулировать концессии (в полной мере воспользовавшись советскими инвестициями, пока СССР занят и не может дать отпор) и укрепить связи с китайскими товарищами. Далее в этой ветке вы сможете начать интервенцию в Китай против других китайских стран и начать подготовку к войне с Японией. Поскольку СССР имеет вполне конкретные территориальные претензии (Курильские острова, Сахалин и даже Хоккайдо), то, оккупировав соответствующие области, можно предложить немедленное прекращение огня в обмен на передачу интересующих вас территорий. С другой стороны, если вы решите попытаться наладить отношения с японцами, можно пойти на уступки (Северный Сахалин), ради сближения с ними. После этого можно отправить ультиматум Синьцзяну и создать наступательный союз с Японией против США.
И вот мы наконец-то добрались до политической ветви, ура!
Как вы, наверное, знаете, 30-е и 40-е годы в СССР выдались неспокойными. Захватив власть, Сталин (по крайней мере, официально) забеспокоился о возможных саботажниках, диверсантах, контрреволюционерах, шпионах. После нескольких случаев (самым громким из которых стало убийство Кирова в 1934 году) и ради сохранения своего авторитарного режима и курса страны, Сталин положил начало периоду суровых политических репрессий против гражданского населения, военных и даже членов Коммунистической партии. Так началась Большая чистка. Сотни тысяч человек и целых групп подверглись репрессиям в этот период (в основном в 1936–1938 годах). В любом могли заподозрить врага народа и поступить соответственно, с вероятным смертельным исходом.
Поэтому, прежде чем перейти к фокусам, стоит поговорить о том, как этот период нестабильности, политических репрессий и Большой чистки нашёл отражение в игре в виде системы паранойи Сталина.
Вы впервые столкнётесь с этой системой в начале 1936 года и, как видите, сможете отслеживать её в окне решений. После «активации» системы определённые фокусы, решения и черты личности начнут увеличивать или снижать паранойю. Существует разовый прирост, основным источником которого служат фокусы, события и решения, а есть еженедельные модификаторы, которые будут постепенно увеличивать паранойю. Их источниками служат черты личности лидера и советников, которые Сталин и глава НКВД получат в момент активации системы.
Как паранойя влияет на игрока? После активации системы, если значение паранойи превысит 25, начнут срабатывать случайные события чистки. Чем выше паранойя, и чем дольше она сохраняется на данном уровне, тем выше вероятность чистки. Если паранойя превысит 75 (максимальное значение равно 100), начнётся сущий кошмар, и вы можете получить события, которые я называю «большой чисткой», чтобы отличать их от «обычной» чистки. Мы добавили множество различных событий чистки, различающиеся по охватываемой ими «области»: администрация (гражданские), армия, флот и авиация. Кроме того, как я уже упоминал, у каждой «области» есть события «обычной» и «большой» чистки. События обычной чистки могут уничтожить одного персонажа (политического советника, главу ВМФ, фельдмаршала и т. д.) или наложить определённые штрафы в виде национального духа. Большие чистки намного хуже, и их последствия разнятся от более неприятных национальных духов (в сравнении с обычными вариантами) до уничтожения нескольких персонажей разом с запугиванием выживших. Можно даже лишиться авиаконструктора!
Как видите, локализация и интерфейс системы далеки от завершения, но я решил показать вам событие и парочку национальных духов. Некоторые из них временные, а от других придётся избавляться с помощью решений.
Чистки будут всегда снижать паранойю. Однако можно избежать устранения персонажей в событии чистки, потратив большое количество политической власти и сильно повысив паранойю. Вы не сможете избежать следующей чистки, если у вас закончится политическая власть, поэтому стоит с осторожностью подходить к событиям чистки.
С помощью новой системы паранойи и чисток я хотел дать игрокам почувствовать влияние чисток не только на игровой процесс, но и на «людей», ведь каждая чистка влечёт за собой жертвы. Поэтому вы начнёте игру с большим количеством доступных персонажей — политических и военных советников (не обязательно доступных) и военных лидеров. Постепенно, по мере репрессий, этот список будет уменьшаться. В то же время, в процессе чисток ваше окно паранойи начнёт заполняться обычными портретами и ключевыми персонажами, ставшими жертвами репрессий. Попробуйте найти пятерых из них на картинке (как всегда, тут представлен рабочий вариант).
Так как же избавиться от сталинской паранойи и чисток (на пути сталинизма)? В этом вам поможет древо фокусов. Сталинистское древо можно разбить на две части: верхнюю половину до окончания чисток и нижнюю, после устранения паранойи. Начнём с первой части.
Фокус «Центр» увеличивает стабильность, даёт политическую власть и довольно слабый национальный дух «Политбюро», который можно улучшить фокусами этой ветки (этот принцип распространяется почти на все ветки этого древа). Как вы могли заметить, некоторые фокусы кажутся привязанными к чисткам, и это правда. Фокусы с окровавленным серпом начнут исторические чистки в виде неизбежной Большой чистки и событий, таких как «Московские процессы» и «Процесс над генералами». Эти чистки всегда будут пытаться выбрать целью людей, пострадавших от них в реальной истории. Если же кто-то из них уже выбыл из игры, целью станут случайные кандидаты. Стоит отметить, что несмотря на попытки следовать истории в событиях по фокусам, нам приходится устранять ряд лицензий и персонажей в ходе, скажем, Первого Московского процесса, даже если в реальности они подверглись чисткам на несколько месяцев позже. У фокусов чисток есть время ожидания, что не позволит вам быстро закрыть всю ветку. Но как только вы откроете «Блок правых и троцкистов», и произойдёт событие «Третий Московский процесс», система паранойи исчезнет навсегда, и чистки, наконец, закончатся.
Стоит отменить, что некоторые фокусы в других ветках, например внешнеполитической, а также ряд военных и промышленных фокусов, будут недоступны, пока вы не избавитесь от паранойи.
Если вам вдруг интересно, фокус «Обезглавить змею» откроет две операции с покушением на Троцкого, пока тот находится в Мексике. Одна из них представляет набег на его виллу, произошедший в 1940 году, а другая, более скрытная, представляет операцию, в ходе которой он был убит в реальности через три месяца после налёта. Успешное покушение на Троцкого не до конца устранит национальный дух «Троцкистский заговор» (нельзя знать наверняка, сколько троцкистов избежали чисток и продолжает плести заговор против вас), но значительно уменьшит его штрафы.
А теперь можем поговорить о последней части древа фокусов: культе личности Сталина.
Эта часть сталинистской ветки в основном посвящена созданию сильного культа личности Сталина, начиная с новой пропагандистской кампании. Здесь же вы найдёте фокусы с бонусами для Политбюро, строительством железных дорог и шаблонами танка. Угадайте, какого именно?
Но вернёмся к культу личности. Все эти фокусы являются титулами, которые в разное время присваивали Сталину в реальной жизни. Поэтому они предоставят Сталину новые черты личности или улучшат уже существующие. Чтобы подчеркнуть, что эти фокусы по сути представляют собой пропаганду и манипуляцию общественным сознанием, для их открытия потребуется определённое количество пропагандистский кампаний, и чем дальше на древе находится фокус, тем больше кампаний нужно.
И последнее, фокус «Отец народов» заменит стартовую черту личности Сталина, увенчав ветку «полноценным» вариантом Сталина (значения не окончательные).
И на этом у меня всё. Дневник вышел длинным, но я надеюсь, что вам понравились будущие нововведения. Мне точно понравилось работать над ними! Не пропустите следующий дневник, в котором мы поговорим об оппозиции Сталину.
До встречи, товарищи!
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дневник разработчиков Hearts of Iron IV — Советская оппозиция
Здравствуйте, товарищи, и добро пожаловать в очередной дневник разработчиков No Step Back. На прошлой неделе товарищ ManoDeZombi (как председатель народного комиссариата по производству деревьев фокусов) познакомил вас с исторической и общей ветвями советского древа, а сегодня мы познакомимся с оппозицией Сталину.
Оппозиция Сталину в 30-е годы была разнообразна и разрознена. И поэтому я считаю вполне уместным, что ветви оппозиции разделены на несколько подветвей. Мне выпала честь написать этот дневник, и я сделаю всё возможное, чтобы рассказать обо всех доступных вариантах.
А ещё это мой первый дневник, поскольку я относительно недавно в команде контент-дизайнеров HoI. Надеюсь, вам понравится. Помните, что на момент написания дневника многие детали ещё не доведены до ума, до выхода дополнения предстоит многое отредактировать и изменить.
Ещё до смерти Ленина в партии разгорелась ожесточённая борьба. Ленин запретил создание отдельных фракций, и в дальнейшем Сталин воспользовался этим, чтобы устранить оппонентов. Но ещё раньшенесколько лидеров успели создать и возглавить свои группы. Изначально сильнейшей из группировок была «Новая оппозиция» Каменева и Зиновьева. В начале 20-х годов их главным противником был Троцкий, возглавлявший левую оппозицию. На другой стороне спектра находилась правая оппозиция Бухарина. Разумеется, существовали и другие группы, например рабочая оппозиция и фракция децистов, и в условиях постоянно менявшихся союзов стабильность была невозможна.
Сталин создал центральную фракцию и воспользовался своим положением секретаря партии, чтобы стравить оппонентов между собой и постепенно получить полный контроль над коммунистической партией. В то же время выжившие лидеры и генералы разрозненного белого движения плели заговоры в Маньчжурии.
Коммунистам доступно три основных пути. Один из них — остаться в центре и сохранить Сталина в качестве лидера страны. Об этом мы уже рассказывали, поэтому идём дальше.
Второй вариант — пойти влево.
Как можете видеть из подсказки, на этом пути вас ждёт гражданская война. Сталин просто так ни за что не передаст власть Троцкому или его союзникам. У вас есть несколько способов облегчить себе жизнь во время войны и подготовиться к её последствиям.
Можно отправить доверенных советников заграницу, чтобы защитить их от Сталина. Там они будут в относительной безопасности, хотя о ледорубах забывать не стоит. Можно наладить тесную связь со Смирновым и его рабочей оппозицией, которые и так были близки к левой оппозиции.
Также можно склонить на свою сторону нескольких видных военных деятелей. Это укрепит вашу связь с армией и поможет в предстоящей гражданской войне. Примером такого лидера может служить Примаков (кстати, портрет ещё не готов, мы просто хотели показать вам одного из новеньких):
Кроме того, Сталин опасался так называемых «вредителей» — организованных рабочих, совершающих запланированный саботаж. Их вы, разумеется, тоже можете подготовить.
Кроме того, на скриншотах выше видно, что вы можете ткнуть пальцем в правую оппозицию в надежде, что сталинская паранойя обрушится на них, а не на вас.
Когда решите, что готовы действовать, выполните фокус «Разжечь пламя», чтобы начать войну. Если, конечно, вас к этому не вынудит сталинская паранойя.
К гражданской войне мы скоро вернёмся, а пока давайте посмотрим на противоположный конец альтернативной коммунистической ветки.
Бухаринская сторона древа:
Если хотите бороться со Сталиным, но Троцкий вам не по душе, всегда можно обратиться к Бухарину и правой оппозиции. Чтобы всех запутать, на этот раз «правые» находятся справа от «левых»... Зато «левые» расположились справа от «центра», во имя хаоса... На самом деле, у такого расположения есть причина, о которой вы уже могли догадаться, но подробнее чуть позже.
Бухарин был одним из первых союзников Сталина, с помощью которого он разрушил планы Каменева. В дальнейшем Бухарина отстранили, обвинив в заговоре против Сталина. На момент начала игры Бухарин в опале и бессилен, но не совсем беспомощен. Как и в случае с левой оппозицией, вы можете попытаться устранить Сталина, начав гражданскую войну:
Стоит учесть, что правая оппозиция обладает куда меньшей поддержкой в военных рядах по сравнению с левой. В конце концов, именно Троцкий руководил Красной армией. Поэтому в решающий момент вам может потребоваться помощь других стран. Например, можете предложить Владивосток японцам, чтобы убедить их поддержать вас с началом войны.
Из других вариантов возможна продажа прав по добыче ресурсов в обмен на военные заводы. Если повезёт, некоторые страны могут даже отправить вам в помощь одного-двух генералов.
Новая оппозиция и общие фокусы
Но прежде чем переходить к гражданской войне, давайте сделаем шаг в сторону. Как уже упоминалось, мы не просто так поместили правых и левых вместе, ведь союзы всё время менялись — вы вполне можете объединить усилия в борьбе против Сталина, и при желании заключить союз с Зиновьевым и Каменевым.
Выбрав вариант сотрудничества, вы получите больше советников и народной поддержки, а также штрафы из-за сильных разногласий в партии.
Но, разумеется, никто не заставляет вас сотрудничать, и если решите действовать самостоятельно, то всегда можно сделать из другой стороны козлов отпущения.
Другая, очень важная часть этого дерева, представлена фокусами, призванными помочь в подготовке к войне как таковой. Вы можете начать внедряться в армию, чтобы получить контроль над большей частью Красной армии, флота или авиации с началом войны, привлечь больше генералов или адмиралов или просто отвлечь Сталина на тот или иной вид войск. Так вы отвлечёте внимание от своих политических лидеров и ослабите силы Сталина до самого столкновения.
Аналогично, можно проникнуть в ряды НКВД. Это особенно полезно, если вы планируете заменить Сталина правой оппозицией. Об этом мы скоро поговорим.
Механики гражданской войны
Теперь вернёмся к, собственно, механикам гражданской войны. Первым делом придётся решить, в каком регионе начинать восстание — доступные варианты зависят от выбранной ветви. Примерно так это будет выглядеть для левой оппозиции (опять же напоминаю, что дополнение находится в разработке, и тексты решений на скриншоте не окончательны):
После создания базы, которая будет служить вам на протяжении всей гражданской войны, можно начинать внедрение в соседние регионы, если Сталин ещё не успел подавить в них сопротивление.
В начале гражданской войны под ваш контроль перейдут те регионы, в которые вы успели внедриться, так что эти операции стоит планировать заранее. Важно отметить, что нельзя внедриться в центральные регионы России, а также Ленинград — Сталин и его соратники держат их под строгим контролем.
Фокус «Поддержка военных» откроет доступ к некоторым решениям:
Благодаря им в начале гражданской войны вы получите под свой контроль больше офицеров или увеличенную долю военных сил. Однако это, как и почти всё, что делает оппозиция, повлияет на уровень паранойи Сталина. Чем больше людей вы попытаетесь переманить на свою сторону, тем большее число его реальных или вымышленных противников попадут под удар. Как я уже отмечал ранее, вы также можете взаимодействовать с другими странами. Можно как идти на разнообразные уступки, так и ограничиться кампаниями по сбору средств (левая оппозиция).
Но Сталин не станет спокойно смотреть на то, как вы готовитесь к его свержению. Как только до него дойдут известия о готовящемся перевороте, первым делом он подавит сопротивление в нескольких регионах, что сделает их недоступными для внедрения оппозиции. Как видно на скриншоте, Николаев находится под влиянием Сталина.
Следующим шагом Сталина будет обеспечить лояльность генералов и адмиралов всеми доступными ему средствами. Не теряйте времени понапрасну, иначе лишитесь ключевых лидеров, и придётся сражаться против них.
Самое главное: Сталин продолжит брать фокусы из своего дерева. И, как вы помните из дневника разработчиков прошлой недели, они влияют на оппозицию...
Чем дольше вы оттягиваете начало войны, тем больше людей могут попасть под чистки Сталина, так что нужно соблюдать баланс. Некоторых чисток можно избежать, но это обойдётся недёшево, а уровень паранойи вырастет. Если он станет слишком высоким, то Сталин может развязать войну первым. Это плохо не только потому, что не вы выберете момент первого удара, но вы ещё и не получите бонусов от фокуса, начинающего войну.
Рано или поздно войну развязать придётся:
Под руководством, например, этого лидера…
Убить Сталина
«Рано или поздно войну развязать придётся», но, честно говоря, это не совсем так. На пути правой оппозиции у вас появятся и другие способы свергнуть Сталина. Если удастся переманить текущего главу НКВД на свою сторону, то появится возможность убийства Сталина с последующим переворотом и захватом власти во время воцарившегося хаоса.
Однако это необходимо сделать до становления Берии (соратника Сталина и по сути второго человека в стране) главой НКВД, иначе будет поздно. При успешном проведении операции появится возможность заменить временного преемника Сталина своим человеком. По сути, это моделирует события 1953 года на 15 лет раньше. Но учитывайте и будьте готовы к тому, что провал приведёт к сильному увеличению уровня паранойи Сталина (в этот раз вполне оправданно), который может начать гражданскую войну против оппозиции.
Помимо этого, внедрение в ряды НКВД непременно увеличит шансы на успех.
После гражданской войны
Гражданская война окончена, Сталин побеждён. Что теперь? Если вы пошли по одному из путей коммунистической оппозиции, то вам доступно то же, что и Сталину, за исключением фокусов ветки «Центр». Большинство военных фокусов, фокусов промышленности, а также фокусов внешней политики останутся доступными. Но ведь вся эта борьба должна вести к чему-то ещё, да?
Да!
Для левой оппозиции нижняя «половина» (больше чем половина) дерева выглядит так:
С фокуса «Перманентная революция» начинается ветка, которая поможет раздуть мировой пожар революции:
Если ваш лидер — Троцкий, то в этой ветке он получит улучшенную версию своей черты.
Здесь вы сможете разделаться с остатками оппозиционных групп (доступно как левой оппозиции, так и правой):
Фокус «Создатель Красной армии» (доступен только при лидерстве Троцкого) позволит Троцкому командовать армиями. Кроме раздувания пожара мировой революции нужно решить, что делать с Советским Союзом. Насколько сильно децентрализовать страну? Можно пойти по пути полной децентрализации, дать республикам больше автономии, создать в них марионеточные государства и помочь их становлению:
Или же дать больше власти Верховному Совету, избавившись от необходимости в номинальном лидере.
На пути правой оппозиции вас также ожидает множество фокусов, но с упором на другие аспекты:
Подветка «Возврат к НЭП» содержит различные фокусы на изменение советской экономики с целью превратить страну в экономическую сверхдержаву. Вы также можете усилить черты личности Томского, что опять же поможет соперничать с США, например.
Вы также получите цели войны на создание марионеток и бонусы к борьбе с некоммунистическими соседями по фокусу «Враги народа».
Подобно левой оппозиции, вы можете направиться по пути «Верховного Совета», а можете сохранить своего лидера и выбрать путь «Ради общего блага». Это дополнительно усилит страну и союзников. Заканчивается всё фокусом «Социалистический гуманизм»:
Ниже приведена подборка новых лидеров, которых можно получить в этой части древа фокусов:
И на этом у меня всё. Надеюсь, вам понравилось наше краткое знакомство с не совсем сталинскими Советами!
И ещё надеюсь, что в будущем смогу сообщить вам больше подробностей.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь