Дневник разработчиков Hearts of Iron 4 — Швейцария, часть 1
Всем привет! Вряд ли вы меня знаете, но я Карло, контент-дизайнер, ответственный за Швейцарию в BBA. Я рад представить вам швейцарское древо фокусов, наше первое цикличное древо, позволяющее Швейцарии раз за разом открывать фокусы «Сделать фондю» и «Сохранить нейтралитет». Благодаря силе фондю и спокойствия, а ещё нацистского золота, Швейцария перехитрит всех своих врагов и пересидит войну в безопасности.
[Звук перематывающейся плёнки] Если как-то так вы представляете себе Швейцарию в годы Второй мировой, то у меня для вас плохие новости. Всё было совсем не так.
Да, мало кто ассоциирует Швейцарию с играми по Второй мировой, но это не значит, что ей не место в HoI4. В этом дневнике мы перенесёмся по ту сторону Альп и увидим, насколько интересной и уникальной может быть Швейцария в Hearts of Iron IV.
Для начала стоит добавить немного исторического контекста. Швейцария возникла в позднем Средневековье и изначально представляла собой разрозненную конфедерацию небольших территорий в районе Альп, на тот момент состоявшую из трёх участников. Они договорились о взаимной военной и экономической помощи. Этот договор, Eidgenossenschaft, постепенно включал всё новых участников, сохраняя децентрализованное управление кантонами и репутацию грозной армии (несмотря на нынешнюю нейтральность). Затем Наполеон насильно объединил Швейцарию в Гельветическую республику, хоть и ненадолго. Наконец, в 1848 году, после непродолжительной революции (популярное занятие в те годы) и принятия конституции возникла всем нам знакомая Швейцария.
Так что же представляет собой всеми любимая Швейцария? Страна с 4 различными группами населения, проживающими совместно в эпоху этнонационализма. Старейшая конституционная демократия Европы, вторая в мире после США и, пожалуй, самая прямая демократия нашего времени, не говоря уж о 1930-х. Каждый кантон конфедерации определяет большую часть своих законов посредством референдума и представительного органа с ограниченными полномочиями. Если хотите знать, лидером Швейцарии является здание, и не потому что оно вдруг обрело разум, а по причине отсутствия в Швейцарии президента, диктатора, регента или иной центральной власти. Швейцарскую конфедерацию возглавляют двухпалатная федеральная ассамблея и федеральный совет из 7 представителей с церемониальной ролью «первого среди равных» президента. Роль главы государства исполняет весь федеральный совет, а не один его представитель.
Швейцария 1936 года охвачена страхом войны. Благодаря Германии, атаковавшей через Бельгию в ходе Великой войны, швейцарцы понимают, что нейтралитет не является чем-то священным, и при неминуемом столкновении Третьего Рейха и Франции есть вероятность, что одна из этих стран двинет войска через Швейцарию в обход вражеской обороны. Попытки избежать этого и сохранить швейцарскую демократию в случае, если подобное произойдёт, являются основой исторического пути Швейцарии в Hearts of Iron IV.
Как же выглядит швейцарское древо фокусов? Как-то так:
Поскольку это скорее гора, чем древо фокусов, вы всегда начинаете на вершине. Центр является историческим путём, а по краям располагаются две запланированные альтернативно-исторические ветки, однако путь всегда начинается с фокуса «Главный принцип Швейцарии». Это активирует систему равновесия сил в Швейцарии и запустит событие, в котором вам предстоит определить направление развитие Швейцарии. Давайте для начала обсудим швейцарский вариант равновесия сил:
Если вы не знаете, что такое равновесие сил, обязательно прочтите потрясающий и огромный дневник за авторством Mano de Zombi.
Путь Швейцарии через эпоху Hearts of Iron во многом будет зависеть от того, в чьих руках власть. Основной властью обладают кантоны? Тогда вы пойдёте по историческому пути с местным ополчением и ограниченной властью совета, из-за чего стране было сложнее заключить союз с другой страной, но при этом и центральное правительство нельзя было запугать и вынудить капитулировать. Если же равновесие сил смещено в сторону совета, центральный исторический путь для вас закрыт, но при этом открываются два альтернативно-исторических пути. Но об этом мы поговорим в следующем дневнике.
У каждой стороны и сегмента свои преимущества. Чем больше власти у кантонов, тем дешевле назначение советников, а сдвиг в сторону совета обеспечивает вам поддержку войны. От равновесия будут зависеть некоторые решения в других системах, иные же будут на него влиять. Следите за этим показателем, ведь он важен для вашего выживания.
А теперь двинемся вниз. Эти два фокуса начнут перевооружение Швейцарии и дадут вам национальный дух, который поможет вам независимо от пути. В дальнейшем этот дух можно будет улучшить.
В 1935 году Швейцария поклялась защищаться физически и морально. Мы увидели начало физического пути в фокусах на перевооружение, а теперь поговорим о моральной составляющей. Этот фокус добавит национальный дух «Дух Гельветики» в пассивном режиме.
По мере продвижения по историческому пути он перейдёт в оборонительную, а затем и в агрессивную фазу, если выбраль альтернативную историю. Хотя можно сохранить дух и в пассивном режиме. У каждого из шести возможных вариантов есть разновидность на случай войны и разные модификаторы.
Всё нормально…
Если вам интересно, кто такая Гельветия, я могу дать вам небольшой экскурс в историю: во времена Римской империи на территории современного Швейцарского плато проживало племя гельветов, и с тех пор к этой области привязалось прилагательной «гельветический», использующееся для обозначения конфедераций, республик и прочих организаций, особенно после создания Наполеоном Гельветической республики. Из-за многоязыковой природы Швейцарии её официальное название на латыни выглядит как Confoederatio Helvetica (и да, отсюда же происходит название шрифта), почему её интернет-домен и пишется «.CH». От этого корня в XVI веке возник и обрел популярность образ Гельветии как персонификации Швейцарии и её жителей. Этот образ присутствует на монетах, в виде статуй, печатей и в стратегиях по Второй мировой войне. Вот кто такая Гельветия.
Ладно, до сих пор я не давал вам особых возможностей отклониться от истории, а всё потому, что эта нация предана идеям демократии, нейтралитета и местной обороны, и даже альтернативно-исторические пути будут проистекать из стремления сохранить её в таком виде. Здесь-то и начинает раскрываться древо фокусов:
Исторически Швейцария укрепила свои границы с тремя крупнейшими соседями и странами, с которыми у неё общие языки. И неспроста, ведь все три эти страны хотели направиться через Швейцарию, чтобы достичь вражеской территории, а общий язык стал бы оправданием для аннексии или возможных дружеских отношений и перехода из нейтралитета в статус союзника. Естественно, пограничные укрепления вызывают подозрения, и поэтому эти фокусы запускают крайне важную систему абсолютного нейтралитета.
В качестве небольшой страны вам важно поддерживать баланс со всеми соседями, чтобы никто из них не считал, что вы отдаёте предпочтение кому-то из них. В противном случае это можно было бы истолковать как нарушение нейтралитета и повод для вторжения. Эта система отслеживает мнение ваших крупных соседей о вас и позволяет вам умиротворять их или ссориться с ними. Большинство действий отразятся на мнении других стран о вас. Если одна из стран считает, что вы нарушили свой нейтралитет, и имеет крайне отрицательное мнение о вас, это запустит таймер, по истечении которого эта страна получит цель войны против вас и может вторгнуться в Швейцарию. Вам стоит поспешить и успокоить своего соседа, а не то игра может быстро закончиться.
Это достаточно гибкая система, способная отслеживать до четырёх крупных соседей Швейцарии и даже учитывать их принадлежность к фракциям. Кроме того, многие фокусы оказываются положительное или отрицательное воздействие на эту систему, а у некоторых есть требования по достижению определённого мнения — система глубоко интегрирована в игру за Швейцарию.
После фокуса на запрет нацистской партии (который именно это и делает, а заодно добавляет отрицательные модификаторы мнения) у нас идёт ветка вооружённого нейтралитета. Это центральная оборонительная ветка швейцарского древа, которая открывает ещё одну важную систему: швейцарское народное ополчение.
Вернёмся к гельветической истории. Из-за политической системы Швейцарии у страны не было центрального правительства, обладающего достаточной силой для набора армии. Однако, из-за расположения Швейцарии, ей было необходимо уметь защитить себя или как минимум отвадить другие страны от нападения. Поэтому исторически швейцарская армия занималась обучением населения и раздачей снаряжения для хранения дома, чтобы при необходимости жители могли взять оружие и создать местное ополчение. Это значит, что в течение 24 часов страна может мобилизовать 20% своего населения на борьбу с захватчиками. Именно поэтому исторической швейцарской армии нужна отдельная система.
Швейцария начинает игру с уникальным законом вербовки, который делает призываемыми 10% населения без негативных эффектов, поскольку призванное население всё ещё активно участвует в экономике. Обратной стороной является отсутствие возможности обучать обычные войска, не считая горных стрелков. Так в игре отражена небольшая профессиональная армия, задача которой в том, чтобы продержаться сутки до того, как будут готовы гражданские ополчения.
В качестве основы своей армии вы можете обучать ополчения (об этом типе батальонов также рассказано в дневнике про Италию). Количество дивизий строго ограничено, шаблон менять нельзя, а национальный дух «Спящее гражданское ополчение» делает эти войска крайне слабыми. Но ничего страшного, с этими проблемами можно разобраться, накапливая и тратя боеготовность.
Эта система доступна через панель решений и позволяет использовать политическую власть, командные очки и другие ресурсы для накопления боеготовности, а затем тратить её на улучшение шаблонов ополчения, увеличение их числа, увеличение предела боеготовности и даже рост военного производства. Но самое главное, вы сможете развёртывать гражданское ополчение, что убирает дух «Спящее гражданское ополчение», заменяя его на «Активное гражданское ополчение», что позволяет использовать весь потенциал ополченцев, но накладывает штрафы на экономику, который растут, пока ополчения остаются активными.
Вернёмся к фокусам. Под вооружённым нейтралитетом вы найдёте три ветки: «Повышение Гизана», «План пограничной обороны» и общий фокус между ними. «План пограничной обороны» — это старая швейцарская стратегия по укреплению границ и недопущению врага на родную землю, так что эта ветка посвящена улучшению дивизий и укреплению границы. Исторически от этого плана отказались, когда Гизан был повышен до генерала и главнокомандующего.
Ещё одной особенностью военной и политической системы Швейцарии является то, что воинские звания заканчиваются на командире корпуса, а генерал может быть всего один (он же исполняет роль главнокомандующего), и только если стране грозит война. Всего 4 человека носили это звание, и последним был Анри Гизан в 1939 году. Предложенной им стратегии и посвящена ветка «Повышение Гизана». Говоря общими словами, система национальный редутов подразумевала, что враг будет наступать по Швейцарскому плато, а швейцарские войска будут постепенно отступать к хорошо укреплённым и снабжаемым фортам вдоль Альп. Достигнув этих выгодных позиций, они могут удерживать их, нанося страшные потери врагу, застрявшему на простреливаемом Швейцарском плато. Целью ставилось на освобождение оккупированной территории. Нужно было показать врагу, что Швейцарию захватить непросто, и тем самым вынудить его отступиться. Поэтому эти фокусы упрощают вам оборону в горах и даже добавляют Сен-Готард в качестве победной точки, куда переносится столица в случае падения Берна.
Итак, с вооружённым нейтралитетом разобрались, идём дальше!
Нейтралитет Швейцарии и её близость к конфликту сделали её притягательной для шпионов Союзников и Оси и, разумеется, швейцарскому правительству нельзя нужно держать руку на пульсе и сотрудничать с Союзниками и, неврольно, с СССР через шпионскую сеть «Люси». В исторической части древа фокусов у вас есть два способа получить бесплатное разведуправление:
«Федеральная разведывательная полиция» создаёт одноимённое управление, являющееся продолжением существующей федеральной полиции, добавляет вам национальный дух с бонусами к контрразведке и открывает доступ к фокусу «SpAb», который ещё эффективнее подрывает действия вражеской разведки и добавляет массу альтернативно-исторических военных штуковин, о которых я пока не буду рассказывать.
С другой стороны у нас есть фокус «Бюро Ха», который посвящён созданию шпионских сетей в других странах и открывает ряд фокусов, посвящённых обороне, культуре и сопротивлению. Немного истории: швейцарское правительство не хотело, чтобы другие страны догадались, что за ними шпионят, поэтому держало всё в тайне с возможностью всё отрицать в случае провала, а потому основало псевдонезависимое агентство: «Бюро Ха» Ганс Хаусаманна («Ха» взято от его фамилии). Оно располагалось в отеле в Тойфене с парой столов и занималось сбором разведки из различных источников, в том числе «Люси», которая заслуживает отдельного исторического экскурса, но не сегодня.
В общем-то, это и есть швейцарское древо фокусов, но нужно уточнить ещё несколько важных моментов.
Я рассуждал об уникальности политической системы реальной Швейцарии, а теперь пора рассказать, как это представлено в HoI4: Швейцария начинает игру с 3 политическими советниками, представляющими «ведущих» членов федерального собрания (из 7 членов настоящего собрания) и президента конфедерации. У каждого советника есть одна уникальная черта, соответствующая его роли или политической позиции в данный период истории. Каждый год, начиная с 1937, вы будете получать события, побуждающие вас избрать нового президента из числа советников. Выбранный вами советник навсегда отправится в отставку, но на протяжении следующего года вам будет доступно мощное решение в зависимости от черты личности уже бывшего советника. Всего на выбор вам доступно не менее 25 политических советников с 10 различными чертами, так что, надеюсь, эта система будет уникальной и интересной. Альтернативные пути открываются через её взаимодействие с равновесием сил, но об этом я расскажу в своём следующем дневнике.
Вы должно быть уже заметили небольшие изменения на карте в окрестностях Альп. Позвольте рассказать, что именно мы сделали: изменениям подверглись области Швейцарии, которых теперь насчитывается пять. Это Швейцарское плато, Западные Швейцарские Альры, Восточные Швейцарские Альпы, Тичино и Юрские горы (забавный факт, именно от этих гор происходи название Юрского периода). Также добавлено несколько победных очков. Кроме того, Австрия тоже кое-точ получила: Форарльберг, новую область, о которой я могу рассказать в следующем своём дневнике.
Вы также могли заметить, что многие провинции вдоль Альп получили непроходимые границы, благодаря чему горы станут по-настоящему серьёзным препятствием для переброски войск и наступления (если, конечно, не привезти с собой слонов), а заодно во всей красе явится один из швейцарских козырей этого периода: Сен-Готард. Этот перевал играю важную роль на пути из Германии в Италию, и его возможное разрушение стало одним из доводов против вторжения. В HoI4 Швейцария контролирует 2 из 3 проходов через Альпы, что делает её лакомым трофеем для любого из соседей. Германское командование даже рассматривало возможность вторжения в Швейцарию для отступления из Италии на позднем этапе войны.
Ну вот и всё. Если эти 2800 с чем-то слов не заинтересовали вас в швейцарском древе фокусов... у нас есть ещё один козырь в рукаве:
Швейцария получит первый в истории значок фокуса с собакой, появляющейся и на значке национального духа: сенбернара. Фокус «Дух Святого Бернара» даст вам бонус к полевым госпиталям, который немного неисторичен, но оно того стоило.
Надеюсь, этот дневник помог вам понять, почему Швейцария была и остаётся удивительным местом, и насколько уникальной может быть игра за неё в Hearts of Iron IV, ну или хотя бы вы просто порадовались дневнику и картинке с собакой.
И если вы не хотите ждать следующую интересную страну слишком долго, на следующей неделе вас ждёт Эфиопия! Страна, всегда занимавшая особое место в истории Второй мировой войны, получит свою минуту славы в Hearts of Iron IV.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь