Хеттское царство — могущественная древняя держава в Малой Азии (ок. 1800 — ок. 1180 до н.э.), созданная хеттами.
Источники права (Раскрыть)
В развалинах Богазкёя (древней хеттской столицы Хаттуса) было найдено много фрагментов глиняных табличек с текстами законов. Две таблички сохранились почти целиком, и их текст восстановлен учеными с помощью параллельных фрагментов. Другие, поврежденные, содержат отрывки подобных текстов. Некоторые из них, возможно, являлись дубликатами перечня законов, другие же были выборками, в которых законы излагались несколько в другой форме. В некоторые тексты, по-видимому, добавлены дополнительные статьи. Но нет никаких свидетельств существования другой серии законов, или они пока не найдены.
Самая древняя табличка датируется около XVI в. до н.э. Остальные более поздние, большинство в период Новохеттского царства. Данный период - период подъема, связанный с военными успехами царя Суппилулиума и его преемника Мурсили II, когда было завоевано множество территорий (государство Арцава, территория побережья Черного моря, государство Киццуадна, Сирия). Однако в конце XIII в. до н.э. Хеттское царство было разгромлено «народами моря» (коалицией племен с побережья и островов Эгейского моря).
В свою очередь разница в датировке законов говорит нам о том, что законы писались не сразу, а на протяжении практически пяти веков. А составителями являлись по сути правящие в то время цари Хеттского царства. Законами цари естественно хотели добиться упорядоченных отношений между людьми в обществе, установить порядок и справедливость.
Самая древняя табличка датируется около XVI в. до н.э. Остальные более поздние, большинство в период Новохеттского царства. Данный период - период подъема, связанный с военными успехами царя Суппилулиума и его преемника Мурсили II, когда было завоевано множество территорий (государство Арцава, территория побережья Черного моря, государство Киццуадна, Сирия). Однако в конце XIII в. до н.э. Хеттское царство было разгромлено «народами моря» (коалицией племен с побережья и островов Эгейского моря).
В свою очередь разница в датировке законов говорит нам о том, что законы писались не сразу, а на протяжении практически пяти веков. А составителями являлись по сути правящие в то время цари Хеттского царства. Законами цари естественно хотели добиться упорядоченных отношений между людьми в обществе, установить порядок и справедливость.
Положение свободных хеттов
Организация брака и семейных отношений свободных граждан (Раскрыть)
К свободному классу хеттского общества относились жители коренных хеттских городов. Они были освобождены от повинностей в пользу государства и храма. К таким гражданам относятся жрецы, представители знати, царские сановники (по-видимому представители царя), также крупные землевладельцы.
В Хеттских законам мы встречаем относительно немного статей, посвященных браку и семье, в отличие, например, от законов Хаммурапи. В нашем случае указаны лишь исключительные случаи или преступления, связанные с данной темой. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Хеттском обществе периода Нового царства (а именно этим периодом датируется большинство законов) хетты все еще пользовались обычным правом и могли урегулировать семейные отношения при помощи традиций. Такими регулировщиками в поселениях являлись старейшины, которые не только решали данные вопросы, но и управляли всеми делами сообщества. Но и из тех законов, что мы имеем для исследования, можно сделать несколько интересных выводов о браке и семье свободных хеттов.
Семья была патриархальной, и авторитет отца был явно непоколебим. Он имел право продать своих детей за долги, продать даже свою жену, в случае, если он от нее уходит.
Если мужчина уходит от женщины…то он может продать ее; тот же, кто ее купит, должен дать 12 сиклей1 серебра.
Также, как считает О.Р. Генри, в хеттском обществе существовал «обычай лавирата, по которому вдова становилась женой брата покойного мужа, или его отца, или любого другого родственника». А такой обычай мог быть «только в обществе, где главенствующую роль играл мужчина». Слова автора вполне подтверждаются одной из статей закона:
Если у мужчины есть жена и если мужчина умрет, его брат возьмет его жену, потом отец его берет ее. Если его отец также умрет, то один из сыновей его брата возьмет жену, которая была у него.
Целью этого обычая было, очевидно, продолжение рода умершего. Правда, неясно, являлось ли это обязательным принципом для каждой вдовы. Но ясно одно - любое прелюбодеяние женщины при живом муже каралось смертью.
Все вышесказанное совсем не означает, что женщина-жена была абсолютно бесправна. Она имела право вместе со своим мужем выбирать мужа для своей дочери.
«А. Если девушка помолвлена с одним мужчиной, а другой ее уводит, должен возместить первому человеку то, что дал. Отец и мать ее не должны давать возмещение.
Б. Если отец и мать сами отдают ее другому мужчине, то отец и мать дают возмещение».
Также при неясных обстоятельствах мать могла отречься от сына (по мнению Дж.Маккуина - лишить наследства): «Если мать отбросит свою одежду прочь от сына своего, то она изгоняет своего сына…».
Далее в Хеттских законах мы можем увидеть четко отрегулированный брачный обряд с выкупом, который при расторжении брачного соглашения (скорее всего - помолвки), жених должен получить обратно. За исключением того случая, если он сам откажется от девушки. «Если мужчина еще не взял девушки себе и откажется от нее, то он должен потерять выкуп, который он за нее заплатил».
После смерти жены ее приданое оставалось там, где она жила. Если семья жила отдельно - все мужу. Если в доме отца - все оставалось там или доставалось ее детям.
«Если мужчина возьмет себе жену и приведет ее в свой дом, то он берет ее приданое вместе с ней. Если женщина там (в его доме) умрет, а ее имущество сжигают во время похорон, то мужчина должен получить ее приданое. Но если она умрет в доме отца своего и если остаются дети, то мужчина не должен получить ее приданое».
В Хеттских законам мы встречаем относительно немного статей, посвященных браку и семье, в отличие, например, от законов Хаммурапи. В нашем случае указаны лишь исключительные случаи или преступления, связанные с данной темой. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Хеттском обществе периода Нового царства (а именно этим периодом датируется большинство законов) хетты все еще пользовались обычным правом и могли урегулировать семейные отношения при помощи традиций. Такими регулировщиками в поселениях являлись старейшины, которые не только решали данные вопросы, но и управляли всеми делами сообщества. Но и из тех законов, что мы имеем для исследования, можно сделать несколько интересных выводов о браке и семье свободных хеттов.
Семья была патриархальной, и авторитет отца был явно непоколебим. Он имел право продать своих детей за долги, продать даже свою жену, в случае, если он от нее уходит.
Если мужчина уходит от женщины…то он может продать ее; тот же, кто ее купит, должен дать 12 сиклей1 серебра.
Также, как считает О.Р. Генри, в хеттском обществе существовал «обычай лавирата, по которому вдова становилась женой брата покойного мужа, или его отца, или любого другого родственника». А такой обычай мог быть «только в обществе, где главенствующую роль играл мужчина». Слова автора вполне подтверждаются одной из статей закона:
Если у мужчины есть жена и если мужчина умрет, его брат возьмет его жену, потом отец его берет ее. Если его отец также умрет, то один из сыновей его брата возьмет жену, которая была у него.
Целью этого обычая было, очевидно, продолжение рода умершего. Правда, неясно, являлось ли это обязательным принципом для каждой вдовы. Но ясно одно - любое прелюбодеяние женщины при живом муже каралось смертью.
Все вышесказанное совсем не означает, что женщина-жена была абсолютно бесправна. Она имела право вместе со своим мужем выбирать мужа для своей дочери.
«А. Если девушка помолвлена с одним мужчиной, а другой ее уводит, должен возместить первому человеку то, что дал. Отец и мать ее не должны давать возмещение.
Б. Если отец и мать сами отдают ее другому мужчине, то отец и мать дают возмещение».
Также при неясных обстоятельствах мать могла отречься от сына (по мнению Дж.Маккуина - лишить наследства): «Если мать отбросит свою одежду прочь от сына своего, то она изгоняет своего сына…».
Далее в Хеттских законах мы можем увидеть четко отрегулированный брачный обряд с выкупом, который при расторжении брачного соглашения (скорее всего - помолвки), жених должен получить обратно. За исключением того случая, если он сам откажется от девушки. «Если мужчина еще не взял девушки себе и откажется от нее, то он должен потерять выкуп, который он за нее заплатил».
После смерти жены ее приданое оставалось там, где она жила. Если семья жила отдельно - все мужу. Если в доме отца - все оставалось там или доставалось ее детям.
«Если мужчина возьмет себе жену и приведет ее в свой дом, то он берет ее приданое вместе с ней. Если женщина там (в его доме) умрет, а ее имущество сжигают во время похорон, то мужчина должен получить ее приданое. Но если она умрет в доме отца своего и если остаются дети, то мужчина не должен получить ее приданое».
Землевладение и имущественные отношения (Раскрыть)
В Хеттских законах больше всего статей посвящены охране земельных владений и другого имущества.
Вообще ученые различают три типа земельных владений, существовавших в Хеттском царстве: царские земли, храмовые и земли, принадлежащие сообществу земледельцев.
Но в законах прослеживаются владения двух видов: ремесленников и общинников (по-хеттски «хиппарах»). В обоих случаях вместе с землей всегда прикреплялась какая-либо повинность. Правда в первом случае земля могла свободно продаваться и покупаться. «Если кто-нибудь купит все поле ремесленника, то он должен нести службу». Но поля общинников не могли продаваться, в противном случае, купивший теряет уплаченные деньги. «Общинник…несет службу, но никто не должен заключать торговой сделки с общинником. Никто не должен покупать его сына, его поля или его виноградника. Тот, кто вступит в сделку с общинником, должен потерять уплаченную цену. Что бы общинник не продал, он должен получить это назадІ.
Такое различие легко объясняется тем, что общиннику землю предоставлял царь за службу, а царские владения должны были всегда оставаться при нем. Ремесленнику, в свою очередь, как считает О.Р. Генри, земли давали крестьяне, владевшие ей сообща «в награду за то, что эти искусные мастера оказывали сообществу услугу».
Но земли не закреплялись за отдельным классом, а могли передаваться от одного к другому в случае исчезновения пользователя земли. Естественно переход осуществлялся вместе с соответствующей обязанностью.
«Если ремесленник исчезнет, а при нем есть человек, несущий повинность, и если этот человек скажет: «Это - моё дело ремесленника, а - это моя повинность», тогда он обеспечит себе скрепленную печатью запись на право владеть полями ремесленника, он по закону вступает во владения делом ремесленника и он должен нести повинность».
В таком случае, по мнению Э.А.Менабде, человек получает две повинности - ремесленника и свою. Но царь вправе, подарив землю, освободить человека от повинности. «Если кто-нибудь имеет поле как дар царя, то он должен нести службу. Если же царь освободит его, то он не должен нести службу».
К крупнейшим землевладельцам относятся и храмы, которые также могли сдавать свои владения в аренду.
К имуществу свободного гражданина Хеттского царства относятся как хозяйственная утварь, скот, так и рабов. Собственность в Хеттских законах строго защищалась. Достаточно много статей посвящены данному вопросу. Из содержания мы видим, что сравнительно много вещей имелось в собственности у свободного человека: это и повозки, и различная хозяйственная утварь (кнуты, плуги, ножи и т.д.), водосточные желоба, скот и другое.
Если какой-нибудь свободный человек украдет плуг, а владелец его это обнаружит, то он его (вора) поставит посреди быков. Прежде делали так. Теперь же он должен дать 6 сиклей серебра».
Но, несомненно, строже всего защищалось имущество дворца. Кражи порой карались смертью. Если кто-нибудь украдет эмблему цахраи в воротах дворца, то он должен дать 6 сиклей серебра. Если кто-нибудь украдет бронзовое копье в воротах дворца, то он должен умереть. Хотя, возможно, эти предметы в воротах дворца имели религиозное значение, отсюда и жестокость наказания, как кара божья.
Кражу же скота возмещали некоторым количеством аналогичных животных, правда, в многократном размере. Если кто-нибудь украдет рунную овцу или барана, то прежде обычно давали 12 овец. Теперь же он должен дать 6 овец…
Также за порчу скота предусматривалось возмещение:
Если кто-нибудь выбьет глаз быку или лошади, то он должен дать 6 сиклей серебра.
Предусматривалось также наказание за кражу в доме и, кроме того, лишь за намерение ее совершить.
Если заранее схватят свободного человека, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 12 сиклей серебра.
Рабы тоже считались имуществом и защищались законом как любая другая собственность. Дж. Маккуин охарактеризовал ценность рабов в качестве имущества так: «…слуга рассматривался как лицо, жизнь и плоть которого подлежат охране;…и ценность слуг составляет ровно половину ценности жизни и здоровья свободного человека».
Конечно, если смерть или искалечение было причинено хозяином, то ни о каком возмещении не могло быть и речи. Да и в законах об этом не упоминается. Скорее всего, если телесное повреждение или смерть причинена третьим лицом, тогда можно говорить о компенсации, но не лично рабу, а его хозяину.
Если кто-нибудь убьет во время ссоры раба или рабыню, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно…
Если кто-нибудь откусит нос рабу или бабыне, он должен дать 15 мин2 серебра.
Также за укрывательство беглого раба человек должен был отдать «плату за мужчину за 1 месяц 12 сиклей серебра, а за женщину за 1 месяц - 6 сиклей серебра».
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что свободные люди не только имели право на собственность, но и на ее законную защиту. В таком случае можно говорить, что в данном обществе уже существовала в какой-то степени неприкосновенность частной собственности. Это, в свою очередь, говорит о правильном пути хеттского законодательства в сторону прогресса.
Вообще ученые различают три типа земельных владений, существовавших в Хеттском царстве: царские земли, храмовые и земли, принадлежащие сообществу земледельцев.
Но в законах прослеживаются владения двух видов: ремесленников и общинников (по-хеттски «хиппарах»). В обоих случаях вместе с землей всегда прикреплялась какая-либо повинность. Правда в первом случае земля могла свободно продаваться и покупаться. «Если кто-нибудь купит все поле ремесленника, то он должен нести службу». Но поля общинников не могли продаваться, в противном случае, купивший теряет уплаченные деньги. «Общинник…несет службу, но никто не должен заключать торговой сделки с общинником. Никто не должен покупать его сына, его поля или его виноградника. Тот, кто вступит в сделку с общинником, должен потерять уплаченную цену. Что бы общинник не продал, он должен получить это назадІ.
Такое различие легко объясняется тем, что общиннику землю предоставлял царь за службу, а царские владения должны были всегда оставаться при нем. Ремесленнику, в свою очередь, как считает О.Р. Генри, земли давали крестьяне, владевшие ей сообща «в награду за то, что эти искусные мастера оказывали сообществу услугу».
Но земли не закреплялись за отдельным классом, а могли передаваться от одного к другому в случае исчезновения пользователя земли. Естественно переход осуществлялся вместе с соответствующей обязанностью.
«Если ремесленник исчезнет, а при нем есть человек, несущий повинность, и если этот человек скажет: «Это - моё дело ремесленника, а - это моя повинность», тогда он обеспечит себе скрепленную печатью запись на право владеть полями ремесленника, он по закону вступает во владения делом ремесленника и он должен нести повинность».
В таком случае, по мнению Э.А.Менабде, человек получает две повинности - ремесленника и свою. Но царь вправе, подарив землю, освободить человека от повинности. «Если кто-нибудь имеет поле как дар царя, то он должен нести службу. Если же царь освободит его, то он не должен нести службу».
К крупнейшим землевладельцам относятся и храмы, которые также могли сдавать свои владения в аренду.
К имуществу свободного гражданина Хеттского царства относятся как хозяйственная утварь, скот, так и рабов. Собственность в Хеттских законах строго защищалась. Достаточно много статей посвящены данному вопросу. Из содержания мы видим, что сравнительно много вещей имелось в собственности у свободного человека: это и повозки, и различная хозяйственная утварь (кнуты, плуги, ножи и т.д.), водосточные желоба, скот и другое.
Если какой-нибудь свободный человек украдет плуг, а владелец его это обнаружит, то он его (вора) поставит посреди быков. Прежде делали так. Теперь же он должен дать 6 сиклей серебра».
Но, несомненно, строже всего защищалось имущество дворца. Кражи порой карались смертью. Если кто-нибудь украдет эмблему цахраи в воротах дворца, то он должен дать 6 сиклей серебра. Если кто-нибудь украдет бронзовое копье в воротах дворца, то он должен умереть. Хотя, возможно, эти предметы в воротах дворца имели религиозное значение, отсюда и жестокость наказания, как кара божья.
Кражу же скота возмещали некоторым количеством аналогичных животных, правда, в многократном размере. Если кто-нибудь украдет рунную овцу или барана, то прежде обычно давали 12 овец. Теперь же он должен дать 6 овец…
Также за порчу скота предусматривалось возмещение:
Если кто-нибудь выбьет глаз быку или лошади, то он должен дать 6 сиклей серебра.
Предусматривалось также наказание за кражу в доме и, кроме того, лишь за намерение ее совершить.
Если заранее схватят свободного человека, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 12 сиклей серебра.
Рабы тоже считались имуществом и защищались законом как любая другая собственность. Дж. Маккуин охарактеризовал ценность рабов в качестве имущества так: «…слуга рассматривался как лицо, жизнь и плоть которого подлежат охране;…и ценность слуг составляет ровно половину ценности жизни и здоровья свободного человека».
Конечно, если смерть или искалечение было причинено хозяином, то ни о каком возмещении не могло быть и речи. Да и в законах об этом не упоминается. Скорее всего, если телесное повреждение или смерть причинена третьим лицом, тогда можно говорить о компенсации, но не лично рабу, а его хозяину.
Если кто-нибудь убьет во время ссоры раба или рабыню, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно…
Если кто-нибудь откусит нос рабу или бабыне, он должен дать 15 мин2 серебра.
Также за укрывательство беглого раба человек должен был отдать «плату за мужчину за 1 месяц 12 сиклей серебра, а за женщину за 1 месяц - 6 сиклей серебра».
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что свободные люди не только имели право на собственность, но и на ее законную защиту. В таком случае можно говорить, что в данном обществе уже существовала в какой-то степени неприкосновенность частной собственности. Это, в свою очередь, говорит о правильном пути хеттского законодательства в сторону прогресса.
Компенсации за преступления против свободного человека (Раскрыть)
По этим вопросам Хеттские законы (например, в отличие от законов Хаммурапи) более прогрессивен. Это доказывает тот факт, что принцип талиона3 здесь не действует, а заменяется компенсацией. А искалечение как наказание применяется только к рабам. Чаще всего им отрезали нос и уши за особо тяжкие преступления.
Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободного человека, то в случае, если тот останется калекой, он должен дать ему 20 сиклей серебра. Если же тот не останется калекой, он должен дать ему 10 сиклей серебра. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 30 мин серебра.
В Хеттских законах есть очень интересное различие: умышленное причинение вреда или убийство и случайное. Если кто-нибудь убьет во время ссоры мужчину или женщину, то он должен сам доставить труп; 4 человека он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно… Если кто-нибудь ударит свободного мужчину или несвободную женщину, и если тот (та) умрет, причем рука его неумышленно совершит зло, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать взамен, и в дом его их должен отправить.
Как мы видим, возмещение за неумышленное убийство в 2 раза меньше, чем за умышленное. Данное различие также говорит о прогрессивности этих законов.
Но существует и особый случай предумышленного убийства, связанный с купцом. По всей вероятности потому, что насильственная смерть торговца всегда связывалась с ограблением, соответственно наказание отличалось от предыдущих случаев. Если кто-нибудь убьет хеттского торговца из-за его имущества, то он должен дать …мин серебра и возместить его имущество в тройном размере.
Особый вид преступления против человека - колдовство. И карался такой проступок особо, правда, только для раба - смертью. Свободный же человек должен был заплатить лишь компенсацию. Если свободный человек убьет змею и произнесет имя другого человека, то он должен дать 1 мину серебра. Но если он (виновный) - раб, то он должен умереть.
В некоторых, исключительных, случаях нет возмещения за убийство. Такие преступления можно назвать оправданными. Если кто-нибудь уведет женщину, и с похитителем вместе будет отряд помощников, когда при этом два или три человека умрут, то возмещения нет. Закон гласит: «Ты стал волком!».
Этот случай связан связан с древним обычаем умыкания женщины, при котором умыкавшие становились вне закона - волками.
Если люди взяты для суда и кто-нибудь приходит к ним на помощь, и если их противники по суду приходят в ярость и помощника кто-нибудь из противников ударит и он умрет, то возмещения нет. В этом случае убийство оправдано, так как убитый мог помешать вершению справедливого Хеттского суда, и сам соответственно становился преступником.
И еще одна статья из законов, относящаяся к теме оправданных убийств:
Если кто-нибудь воспротивится решению царя, то его дом должен быть превращен в пустошь. Если кто-нибудь воспротивится решению сановника, то ему должны отрезать голову.
Здесь также идет речь о коллективной ответственности, так как слово «дом» в данном контексте - не просто дом, а все хозяйство, имущество и все члены семьи человека. Преимущественно такая мера наказания существовала в более древние времена и ассоциировалась с кровной местью. Но этот принцип все еще применялся к рабам, когда тех хоронили заживо вместе с умершим хозяином.
Если кто-нибудь сломает руку или ногу свободного человека, то в случае, если тот останется калекой, он должен дать ему 20 сиклей серебра. Если же тот не останется калекой, он должен дать ему 10 сиклей серебра. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 30 мин серебра.
В Хеттских законах есть очень интересное различие: умышленное причинение вреда или убийство и случайное. Если кто-нибудь убьет во время ссоры мужчину или женщину, то он должен сам доставить труп; 4 человека он должен дать взамен, мужчин или женщин соответственно… Если кто-нибудь ударит свободного мужчину или несвободную женщину, и если тот (та) умрет, причем рука его неумышленно совершит зло, то он должен сам доставить труп; 2 человека он должен дать взамен, и в дом его их должен отправить.
Как мы видим, возмещение за неумышленное убийство в 2 раза меньше, чем за умышленное. Данное различие также говорит о прогрессивности этих законов.
Но существует и особый случай предумышленного убийства, связанный с купцом. По всей вероятности потому, что насильственная смерть торговца всегда связывалась с ограблением, соответственно наказание отличалось от предыдущих случаев. Если кто-нибудь убьет хеттского торговца из-за его имущества, то он должен дать …мин серебра и возместить его имущество в тройном размере.
Особый вид преступления против человека - колдовство. И карался такой проступок особо, правда, только для раба - смертью. Свободный же человек должен был заплатить лишь компенсацию. Если свободный человек убьет змею и произнесет имя другого человека, то он должен дать 1 мину серебра. Но если он (виновный) - раб, то он должен умереть.
В некоторых, исключительных, случаях нет возмещения за убийство. Такие преступления можно назвать оправданными. Если кто-нибудь уведет женщину, и с похитителем вместе будет отряд помощников, когда при этом два или три человека умрут, то возмещения нет. Закон гласит: «Ты стал волком!».
Этот случай связан связан с древним обычаем умыкания женщины, при котором умыкавшие становились вне закона - волками.
Если люди взяты для суда и кто-нибудь приходит к ним на помощь, и если их противники по суду приходят в ярость и помощника кто-нибудь из противников ударит и он умрет, то возмещения нет. В этом случае убийство оправдано, так как убитый мог помешать вершению справедливого Хеттского суда, и сам соответственно становился преступником.
И еще одна статья из законов, относящаяся к теме оправданных убийств:
Если кто-нибудь воспротивится решению царя, то его дом должен быть превращен в пустошь. Если кто-нибудь воспротивится решению сановника, то ему должны отрезать голову.
Здесь также идет речь о коллективной ответственности, так как слово «дом» в данном контексте - не просто дом, а все хозяйство, имущество и все члены семьи человека. Преимущественно такая мера наказания существовала в более древние времена и ассоциировалась с кровной местью. Но этот принцип все еще применялся к рабам, когда тех хоронили заживо вместе с умершим хозяином.
Положение несвободного населения в Хеттском обществе
Рабы (Раскрыть)
К несвободному классу людей в Хеттском обществе относились рабы (как царского дома и знати, так и простых свободных граждан), военнопленные (некоторые ученые утверждают, что это отдельный класс) или население захваченных территорий, кабальные должники и те, кто продан отцом в голодные годы.
В период Нового царства рабы полностью принадлежат хозяину, который мог делать с ним все что угодно. Раба считали лишь собственностью, вещью Если свободный человек живет с рабынями-двоюродными сестрами (по материнской линии) и с их матерью, то наказания быть не должно. Такая же ситуация (если она случается в одной и той же стране) со свободными женщинами является тягостным преступлением.
А в статье 196 рабы фактически приравнивались к овцам: если чьи-либо раб или рабыня совершат тягостное преступление, то их должны увезти и одного поселить в одном селении, другую в другом. 1 овца должна быть дана в возмещение за одного и одна овца - за другую.
Но рабы все же имели некоторые права и собственность. Они имели право заключать браки со свободными женщинами, прежде, конечно, по традиции, заплатив выкуп. Если раб дает брачный выкуп за свободную женщину и возьмет ее себе в жены, то никто не может освободить ее от брачных обязательств.
Сам факт того, что раб дает выкуп за женщину, свидетельствует о том, что у него этот выкуп есть, а, следовательно, есть какая-то собственность. Также за все свои проступки, где требовалась компенсация, раб расплачивался сам, что говорит о том, что у него имелись и денежные средства. Если раб совершит кражу в хлебном амбаре и возьмет из хлебного амбара зерно, то он должен наполнить амбар зерном и дать 6 сиклей серебра.
Практически во всех случаях за свой проступок раб платил компенсацию в 2 раза меньше, чем свободный человек. Если какой-нибудь свободный человек украдет плуг,…то он должен дать 6 сиклей серебра… Если он раб, то он должен дать 3 сикля серебра.
Но непонятно, почему одно преступление все же меняет этот принцип: если заранее схватят свободного человека, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 12 сиклей серебра. Если заранее схватят раба, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 24 сикля серебра.
Возможно, что это было именно так, потому что рабу вообще возможно запрещалось входить в дом к свободному человеку (кроме дома хозяина, и то не всем), и в этом случае он нарушал фактически два запрета. Но это лишь мои догадки, подтверждение этому я не нашла.
Все же в одном случае хозяин обязан дать возмещение вместо раба - при поджоге дома. Это объясняется тем, что здесь следует построить новый дом и возместить все сгоревшее имущество. Естественно раб этого сделать не мог. Если раб подожжет дом, то его хозяин должен дать возмещение вместо него. Они должны отрезать у раба нос и уши, и они должны отдать его назад хозяину. Если же тот (хозяин раба) не даст возмещение, то тем самым он лишается его (раба).
Несколько другое положение в обществе имели рабы знати и царя. Они владели не только большей собственностью, чем рабы частных лиц, но и землей, правда, тогда они должны были нести воинскую повинность. Раб царского мавзолея, раб сына царя и начальник над суппату (какая-то культовая должность), которые имеют поля среди полей ремесленников, должны нести службу.
В период Нового царства рабы полностью принадлежат хозяину, который мог делать с ним все что угодно. Раба считали лишь собственностью, вещью Если свободный человек живет с рабынями-двоюродными сестрами (по материнской линии) и с их матерью, то наказания быть не должно. Такая же ситуация (если она случается в одной и той же стране) со свободными женщинами является тягостным преступлением.
А в статье 196 рабы фактически приравнивались к овцам: если чьи-либо раб или рабыня совершат тягостное преступление, то их должны увезти и одного поселить в одном селении, другую в другом. 1 овца должна быть дана в возмещение за одного и одна овца - за другую.
Но рабы все же имели некоторые права и собственность. Они имели право заключать браки со свободными женщинами, прежде, конечно, по традиции, заплатив выкуп. Если раб дает брачный выкуп за свободную женщину и возьмет ее себе в жены, то никто не может освободить ее от брачных обязательств.
Сам факт того, что раб дает выкуп за женщину, свидетельствует о том, что у него этот выкуп есть, а, следовательно, есть какая-то собственность. Также за все свои проступки, где требовалась компенсация, раб расплачивался сам, что говорит о том, что у него имелись и денежные средства. Если раб совершит кражу в хлебном амбаре и возьмет из хлебного амбара зерно, то он должен наполнить амбар зерном и дать 6 сиклей серебра.
Практически во всех случаях за свой проступок раб платил компенсацию в 2 раза меньше, чем свободный человек. Если какой-нибудь свободный человек украдет плуг,…то он должен дать 6 сиклей серебра… Если он раб, то он должен дать 3 сикля серебра.
Но непонятно, почему одно преступление все же меняет этот принцип: если заранее схватят свободного человека, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 12 сиклей серебра. Если заранее схватят раба, пока он еще не забрался в дом, то он должен дать 24 сикля серебра.
Возможно, что это было именно так, потому что рабу вообще возможно запрещалось входить в дом к свободному человеку (кроме дома хозяина, и то не всем), и в этом случае он нарушал фактически два запрета. Но это лишь мои догадки, подтверждение этому я не нашла.
Все же в одном случае хозяин обязан дать возмещение вместо раба - при поджоге дома. Это объясняется тем, что здесь следует построить новый дом и возместить все сгоревшее имущество. Естественно раб этого сделать не мог. Если раб подожжет дом, то его хозяин должен дать возмещение вместо него. Они должны отрезать у раба нос и уши, и они должны отдать его назад хозяину. Если же тот (хозяин раба) не даст возмещение, то тем самым он лишается его (раба).
Несколько другое положение в обществе имели рабы знати и царя. Они владели не только большей собственностью, чем рабы частных лиц, но и землей, правда, тогда они должны были нести воинскую повинность. Раб царского мавзолея, раб сына царя и начальник над суппату (какая-то культовая должность), которые имеют поля среди полей ремесленников, должны нести службу.
Военнопленные (Раскрыть)
Несколько неясно положение в Хеттском обществе военнопленных. О них в Хеттских законах сказано очень мало, всего лишь в трех статьях, в двух из которых речь идет о земле.
40.Если он (человек, несущий повинность) откажется от дела ремесленника, то поля ремесленника объявляются пустующими и люди селения должны обрабатывать их. Если царь даст военнопленных, то они должны дать ему (одному из пленных) поля, и тот должен стать ремесленником№
112.Если они дают военнопленному поле ремесленника, которое приносит зерно, то те не должны исполнять повинности в течение 3 лет; начиная с четвертого года он должен будет начать нести повинности вместе с ремесленниками.
По всей видимости государству были невыгодны пустующие земли, так как они не приносили доход. Поэтому военнопленные играли значительную роль в сельском хозяйстве, ведь нехватка рабочих рук особо остро ощущалась именно в новохеттский период, когда большинство свободных граждан уходило на военную службу.
Но получая землю, военнопленный лишь получал статус «ремесленника», а не «человека».
И третья статья, относящаяся к военнопленным, как раз доказывает, что они все же оставались зависимым населением: …Если кто-нибудь спит с женщиной из рабынь-военнопленных и с матерью ее или с ее сестрой, то наказания быть не должно. Как мы уже знаем, что нет наказания, если речь идет в такой же ситуации о рабынях.
40.Если он (человек, несущий повинность) откажется от дела ремесленника, то поля ремесленника объявляются пустующими и люди селения должны обрабатывать их. Если царь даст военнопленных, то они должны дать ему (одному из пленных) поля, и тот должен стать ремесленником№
112.Если они дают военнопленному поле ремесленника, которое приносит зерно, то те не должны исполнять повинности в течение 3 лет; начиная с четвертого года он должен будет начать нести повинности вместе с ремесленниками.
По всей видимости государству были невыгодны пустующие земли, так как они не приносили доход. Поэтому военнопленные играли значительную роль в сельском хозяйстве, ведь нехватка рабочих рук особо остро ощущалась именно в новохеттский период, когда большинство свободных граждан уходило на военную службу.
Но получая землю, военнопленный лишь получал статус «ремесленника», а не «человека».
И третья статья, относящаяся к военнопленным, как раз доказывает, что они все же оставались зависимым населением: …Если кто-нибудь спит с женщиной из рабынь-военнопленных и с матерью ее или с ее сестрой, то наказания быть не должно. Как мы уже знаем, что нет наказания, если речь идет в такой же ситуации о рабынях.
1 Сикль (он же шекель) — мера массы золота и серебра у древних евреев и других семитских народов; шекель серебра (монета массой около 11,4 граммов) служил стандартной денежной единицей на Ближнем Востоке.
2 Мина — мера веса в Древней Греции и на Ближнем Востоке. В архаический период: 1 мина = 600 граммов, в классический период: 1 афинская мина = 436,6 граммов, персидская мина = 420 граммов, у Геродота = 341,20 граммов.
3 Талион — категория истории нравов, более известная как равное возмездие. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).