Теорию тождества выдвинул израильский военачальник и археолог Игаэль Ядин [2], который отождествил «народ моря» дануна/дйнй(н) с племенем Дан[3]. Животным племени Дан назван «рогатый змей» [4], что имеет параллели в греческой мифологии.
Однако, ещё раньше Гекатей Абдерский считал Даная евреем[5].
Имя мужского рода Данай возможно происходит от еврейского имени Дан[6].
На морской характер колена Дана говорится в Библии: в Книге Судей 5:17 например «Чего бояться Дану с его кораблями?» («Песня Деборы»).
Колено Дана поддерживало сильные связи с финикийцами, которые колонизировали острова Эллады и саму Грецию. Например, основали Фивы, обосновались на о. Фасос, Родос и т. д., занимались пиратством в Эгейском море.
Известно, что позднее, евреи и финикийцы совместно колонизировали Офир и Таршиш.
Однако, данайцами греки называли самих себя, а не эмигрантов, кроме того, Библия нечего не говорит о морских походах данитов, а лишь о том, что те захватили и сожгли нееврейский город Лаиш на крайнем севере Палестины, у истоков Иордана; на его месте был основан новый город Дан, в то время как другая часть колена Дана осталась в своём прежнем наделе на юге и вела постоянную борьбу с филистимлянами. Об этой борьбе рассказывается в библейских повествованиях о Самсоне, который происходил из колена Дана (Суд. 13–16)[7].
В то же время, поселения евреев на территории Греции подтверждается мнением спартанцев о их родстве с евреями. Спартанцы считали себя потомками Авраама как утверждают Книги Маккавеев и Иосиф Флавий.
Иосиф Флавий приводит письмо спартанцев евреям:
«Лакедемонский[8] царь Арей[9] приветствует Хонию[10]. В какой-то книге мы нашли указание на то, что иудеи и лакедемоняне одного происхождения и ведут род свой в одинаковой мере от Авраама. Поэтому, раз вы нам братья, будет справедливо, если вы станете обращаться к нам в случае какого-нибудь желания. Так будем поступать и мы и смотреть на вам принадлежащее, как на свое, причем и вам предоставляем смотреть на наше имущество, как на свою собственность. Письмо это вручит вам Димотел, который обыкновенно составляет у нас послания. Письмо четырехугольного формата и снабжено печатью, представляющей орла, держащего змею»[11].
В Спарту бежал еврейский первосвященник 174−171 гг. до н. э. Язон.
Любопытно, что есть арабские антисемиты, которые видят параллели между Спартой и современным Израилем[12][13].
Связь данайцев-данитов со спартанцами в том, что Данай считался прародителем спартанских царей.
Однако, нельзя исключать и то, что данный документ мог являться вымыслом какого-нибудь эллинистического еврея, одного из тех, кто пытался примирить Иудаизм с греческой культурой.
Подтверждением теории Игаэля Ядина стали бы археологические находки и генетические исследования.
Если предположить, что евреи и финикийцы по сути были одним и тем же народом (данная теория не признана современной академической наукой), то момент в переписке о взаимной помощи объясняет тот факт, что карфагеняне (финикийцы) доверили спартанскому полководцу Ксантиппу управление армией в критический момент своей истории.
Спартанцы были связаны с финикийцами. Интересна схожесть и слова Сефард со Спартой[14].
По Гекатею Абдерскому выходит, что легендарный прародитель династии спартанских царей и основатель Аргоса Данай возглавлял ту часть евреев-финикийцев, которые не двинулись вместе с Моисеем из Египта в Ханаан, а переправились через море в Элладу[15].
На финикийское происхождение Даная указывает имя его отца — Бел, то есть явно Баал.
Диодор Сицилийский также связывает Даная и изгнанных из Египта евреев[16].
Связь же с Египтом очевидно объясняется тем, что евреи долго жили в Египте, и вышли оттуда во главе с Моисеем.
Есть предположение наличие следа празднования шаббата у спартанцев. Спартанцы основали колонию в Италии под название «Тара» (Тарент). Между тем название «Terah» является семитским / израильским именем отца Авраама — Terah (Быт. 11)[17].
Имя Данай этимологически схоже с именем Даниэль, по мнению некоторых учёных так звали финикийца-гиксоса, обосновавшегося в Греции[18].
По Стефану Византийскому, финикийцы были основателями на Мелосе одноименного города[19]. Однако Геродот (VIII, 48), Фукидид (V, 84, 2) и Ксенофонт (Hell. II, 2, 2, 3) утверждают, что Мелос был спартанской колонией, в тоже время это колония считалась финикийской, что подтверждает связь финикийцев и спартанцев[20].
О связи же колена Дана с финикийцами говорит и Библия, например строитель Иерусалимского Храма мастер Хирам, был сыном еврейки из колена Дана и тирянина (Тир — столица финикийцев).
Некоторые обычаи спартанцев и древних евреев похожи, например, отношения к иностранцам. В тоже время правление в Спарте двух царей напоминает институт суффетов в Карфагене и финикийцев.
Греческий историк V в. Гелланик в числе древних воинов спартанцев называет Удея (Udaios), имя которого напоминает этноним евреев Judaios[21]. Udaios упомянут как спутник финикийца Кадма, основателя Фив. Спарты происходят от деяний Кадма[22].
Геродот подтверждает, что в Спарте жили потомки финикийца Кадма. Он рассказывает о Фере, потомке Кадма, который будучи царём, вывел колонию Спарты на остров Каллисте, который с тех пор назывался Фера. Там уже жили финикийцы, и он хотел жить с ними в дружбе, как подчёркивает Геродот[23].
Таким образом, можно предположить, что в этногенезе спартанцев с играли роль воины Кадма[24], то есть выходцы из Ханаана/Финикии — евреи.
Важно отметить, что в финикийской колонии Карфаген спартанцы были терпимы. Помимо полководца Ксантиппа, они были в окружении Ганнибала (Сосил Лакедемонский)[25]. Спартанцы служили и в Иудее, например Эврикл, друг Ирода[26].
Следовательно, помимо Фив, финикийцы-евреи основали в Греции ещё одну колонию — Спарту? То что финикийцы основали Фивы в Греции говорят не только греческие историки, но и данные археологии, например остатки семитической культуры на почве Фив (святилище кабиров), месопотамские печати с именем Кидим (Кадм?) и т.д. Однако, еврейское происхождение Спарты пока основано только на утверждении самих спартанцев о происхождении от Авраама.
Вполне возможно, что как и финикийцы из Тира могли в Греции основать колонию Фивы, так и евреи колена Дана могли основать из Яффы в Греции колонию, ставшую Спартой.
Известно, правда, что между Фивами и Спартой была жестокая война[27]. Древние народы редко объединялись в единые государства, предпочитая жить в городах-государствах. Гекатей Абдерский очевидно не зря называет два лидера финикийцев-евреев говоря о об их исходе из Египта в Грецию — Кадма и Даная:
«Как рассказывают, самые выдающиеся и деятельные из них[28] объединились и отправились[29] в Элладу и в какие-то ещё страны следом за прославленными предводителями, среди которых Данай[30] и Кадм[31] считались самыми знаменитыми. Но большинство народа отправилось в изгнание в землю, называемую ныне Иудеей, расположенную не далеко от Египта и в те времена совершенно безлюдную. Вёл переселенцев человек по имени Мосес[32], далеко превосходивший других как мудростью, так и мужеством. Завладев землёй, он помимо других городов основал и самый знаменитый ныне, называемый Гиеросолимы»[33].
Возможно, наличие у финикийцев-евреев сразу двух лидеров в колонизации Эллады говорит о том, что было два разных её источника — Кадм из Тира, то есть финикийцы-тирийцы, и, согласно теории данайцев-данитов — Данай из Яффы, то есть израильтяне из колена Дана.
Схожую версию приводит египетский историк Манефон[34].
Данай из Египта прежде чем приплыть в Грецию остановился на Родосе, что совпадает с фактом колонизации Родоса финикийцами[35]. Т. Менге отмечал, что с финикийцами связано на Родосе имя Даная и ещё больше Кадма. У родосского историка Эргия был даже особый труд, позже использованный Диодором, «О заселении острова финикийцами»[36].
По мнению Шнейдервирта, финикийские купцы заселили Крит, Кипр и Родос. Живших на Родосе карийцев они прогнали или обратили в рабство. Линд стал центром финикийской торговли, Афина — это финикийская Астарта; Камир — также резиденция финикийцев, а тельхины — финикийское население острова. Однако главным местопребыванием финикийцев, по мнению Менге, был Ялис, где Кадм, вождь финикийской колонизации, воздвиг храм Посейдона. Финикийское заселение острова длилось столетия; поселенцы дали Атабирию его имя (Tabor); они заложили здесь основы торговли, ремёсла и культуры[37].
По рассказу Диодора, на Родосе останавливался и Кадм, воздвигнувший храм Посейдону и оставивший при нём финикийцев для совершения культа. Путь к острову Фасосу, где финикийцы добывали золото[38], проходил через Родос, где, по Диодору (V, 58, 2), существовали финикийские поселении, основание которых он приписывает Кадму[39]. Д. ван Берхем предположил, что финикийцы прибыли на Фасос через Кос, Эрифры и Лемнос. Это предположение подтверждается общим направлением торговых связей догреческого Фасоса, особенно с Лемносом, который, по Гомеру, был местом финикийского торжища.
Ярким подтверждение этого является несомненное влияние финикийской культуры, особенно религии на греков[40]. Сами греки признавали, что алфавит и многие науки пришли к ним от финикийцев.
Поэтому, видимо, финикийский историк Малх (Клеодемус) говорил, что у Авраама было от Кетуры было 3 сына: Аферан, Асурим и Иафан (Αφέραν, Άσυρείμ, Ιάφραν), т.е. карфагеняне, ассирийцы и греки[41]. По Санхунйатону финикийская богиня Анат, дочь Элла, в награду за помощь в битве отцу, получила Аттику (Грецию)[42]. Богиня Афина и есть Анат. Финикийцев было много в греческих портах. Цельс говорит, что некоторые афиняне, аркадцы и фригийцы считают своей родиной Иудею[43].
Известный Жозеф де Гобино, автор «Опыта о неравенстве рас», пришёл к тому же выводу:
«Древнее население Греции состояло наполовину из семитов»; «Царство Сицион основали семиты, это было первое цивилизованное поселение Греции, правили там чисто семитские или местные династии, чьи имена встречаются в легендах: Инак, Фороней, Агенор, Данай, Кодр, Кекропс. Все, кто не пришли из Азии, считаются автохтонными и составляют основную массу расцветших государств»; «Все имена древних правителей Греции, которые не были аборигенами, исключительно семитские: Инак, Азей, Фегей, Ниоб, Агенор, Кадм, Кодр»[44].
Еврейский философ Филон Александрийский пишет:
«Должен я сказать и о Святом Городе (Иерусалиме): как я уже сказал, это мой родной город, но это и метрополия не только Иудеи, но многих других земель, ибо когда-то еврейские переселенцы обосновались как в сопредельных странах — в Египте, в Финикии и в Сирии (и в той, что зовется „Дольная“, и в другой), так и в далеких — в Памфилии, Киликии и в Азии вплоть до Вифинии и самых отдаленных заливов Понта, и точно так же в Европе — в Фессалии, Беотии, в Македонии, в Этолии, в Аттике, в Аргосе, в Коринфе, в большинстве лучших земель Пелопоннеса. Но не только материки — и самые славные острова (Эвбея, Кипр и Крит) полны еврейских поселений»[45].
Минос (Μινως) — легендарный царь Крита, основатель морского господства критян; автор знаменитого древнекритского законодательства, — был сыном финикианки Европы.
Следовательно, в мифе о переселении Даная из Египта в Грецию отразился реальный факт пути финикийских колонизаторов, пиратов и купцов в Грецию и острова Эгейского моря.
Упомянутые египтянами среди народов моря DNWN — были вероятно данитами, одним из колен Израиля, финикийским племенем, участвующем в движении финикийцев в Грецию. От имени DNWN-Дана, следовательно и происходит имя легендарного Даная.
Подробнее:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь