Сообщество Империал: Военно-морское дело Ганзы - Сообщество Империал

Alex1996

Военно-морское дело Ганзы

Корабли Ганзейского союза
Тема создана: 11 июня 2016, 01:26 · Автор: Alex1996
 Alex1996
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 11 июня 2016, 01:26

Краузе Г. Военно-морское дело в истории Ганзы

Спойлер (раскрыть)

Корабли Ганзейского союза XIV-XV вв.

Imp


Источник Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Старый
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 29 июня 2024, 17:44

    Интересная статья из журнала "Катера и яхты" за 2004 год:

    Мореходный парусник - ганзейский когг.
    Imperial
    Это тот редчайший случай, когда построенное в наши дни судно-копия точно повторяет (по крайней мере — по корпусу)
    оригинал ни много ни мало, а 600-летней давности.

    Спойлер (раскрыть)
       Bahamutto
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 29 июня 2024, 20:06

      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьСтарый (29 июня 2024, 17:44):

      Как сообщает т.2 "Морского энциклопедического словаря", название судов этого типа происходит от древнегерманского "Kugg" — выпуклый.

      Думаю, что "когг" и поморский "коч" конструктивно ближайшие родственники.
         Старый
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 29 июня 2024, 21:16

        Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьBahamutto

        Думаю, что "когг" и поморский "коч" конструктивно ближайшие родственники.

        ИМХО Вопрос неоднозначный, т.к. конструктивно коч от когга отличается в некоторых основных деталях:
        - обшивка коча крепилась изначально к шпангоутам вицами или пеньковыми верёвками и только позднее стали применять металлические гвозди и скобы, у когга - металлическими гвоздями и клёпками;
        - коч имеет специальную ледовую обшивку коцу, которой у когга не имеется;
        - "развал" бортов корпуса у коча шире и ниже, чем у когга, что больше указывает на родство с лодьями или скандинавскими шнеккарами/шнеками...
           Bahamutto
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 29 июня 2024, 22:09

          Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьСтарый (29 июня 2024, 21:16):

          - коч имеет специальную ледовую обшивку коцу, которой у когга не имеется;
          - "развал" бортов корпуса у коча шире и ниже, чем у когга, что больше указывает на родство с лодьями или скандинавскими шнеккарами/шнеками...

          - Балтийское море теплее, поэтому для ганзейского "когга" попросту не было особой необходимости ладить "ледовую обшивку".
          - Ну, "развал "бортов это дело довольно таки индивидуальное, тем более, что ганзейский "когг" со скандинавским кораблестроением связан в не меньшей степени, чем "коч" поморский.
             Старый
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 30 июня 2024, 04:39

            Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьBahamutto

            ганзейский "когг" со скандинавским кораблестроением связан в не меньшей степени, чем "коч" поморский.

            ИМХО Вернее будет сказать, учитывая обводы корпуса и плоское дно когга, что оный тип корабля больше связан всё же с т.н. "континентальным" европейским судостроением, а не скандинавским, где традиционно применялось "острое" днище корпуса... Суда же с плоским дном описаны ещё у Цезаря в "Записках о галльской войне" (III, 13), где ими пользовались венеты, галльские мореходы с полуострова Бретань... :008:

            !!!ps Кстати, есть ещё ряд значимых отличий между коггами и кочами - это наличие боевых площадок и укреплённой марсовой корзины у первых и полное отсутствие подобных девайсов у вторых... Ну и скоростные характеристики отличались, т.к. известно описание русских кочей европейцами, по которым оное судно спокойно обгоняло их более совершенные корабли... :046:
               Bahamutto
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 30 июня 2024, 05:19

              Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьСтарый (30 июня 2024, 04:39):

              ...оный тип корабля больше связан всё же с т.н. "континентальным" европейским судостроением, а не скандинавским, где традиционно применялось "острое" днище корпуса... Суда же с плоским дном описаны ещё у Цезаря в "Записках о галльской войне" (III, 13), где ими пользовались венеты, галльские мореходы с полуострова Бретань...

              Если судить "фас" когга, то, и в самом деле, что-то средиземноморское несомненно видится (ещё чуть-чуть и появится галеон), но в классификационных вопросах, насколько я понял, немаловажен был так же тип обшивки корпуса судна. Например, для скандинавских кнорров и шнекк характерна обшивка "внахлёхст", наблюдается ли такой тип обшивки у коггов?

              [-Добавлено к сообщению-]

              В публикации упоминается:

              Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьСтарый (29 июня 2024, 17:44):

              - обшивка "кромка на кромку" из массивных досок с креплением коваными гвоздями.

              Тогда, конечно, ничего "скандинавского" в когге не наблюдается.
              :046:
                 Старый
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 01 июля 2024, 21:11

                Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьBahamutto

                Тогда, конечно, ничего "скандинавского" в когге не наблюдается.

                Ежели бы было всё так просто... :025:
                Imperial

                Ежели обшивка "внакрой" считается развитием древнего европейского судостроения (у кельтов-венетов как раз такая и была, оценённая Цезарем как "грубая"...), то "вгладь" - считается влиянием на североевропейское судостроение средиземноморского (развитие получило с римского времени...) :(

                Но... Тот же т.н. "бременский когг", о реплике которого шла речь в статье, по мнению одних исследователей имеет обшивку обоих типов, как клинкер (т.е."внакрой" или "кромка на кромку"...) на бортах, так и кравелу (т.е. "вгладь" или "встык"...) на днище... А по мнению других - имелся исключительно только клинкер... :038:

                Эволюция североевропейского корабля "фламандской" ветви - от аналога "набойной ладьи" (верхние два разреза) до типичного когга (внизу).
                Справа также показано сечение модели корабля из Эберсдорфа, принадлежность которой к коггам является спорной из-за обшивки днища не вгладь, а внакрой.
                Imp


                !!!ps Кстати... Основная проблема с выделением когга из имеющихся на сегодня судовых остовов того времени, это то, что имеющиеся у нас многочисленные изображения оных кораблей слабо коррелируют с их реальными находками: на изо корабли представлены по ватерлинию, а вот реальные остовы сохраняются практически только в виде днищ корпуса, и преимущественно как раз до этой самой ватерлинии... :046:
                   Старый
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 07 июля 2024, 04:37

                  Парад современных реплик когга, 2004 год:

                  Imp Imp
                  Imp Imp
                  Imp Imp

                  !!!ps Сегодня данные реплики больше предназначены для развлечения туристов, а не для экспериментальной работы, поэтому у тех, которые могут ходить по морю имеется весь набор спасательных средств, радио-навигационного оборудования и дизельные моторы, а те, которые ходить не могут - просто используются в качестве плавучих кафе/ресторанов... Грустно... Такие усилия по строительству, и "всё мимо"... :046:
                     Похожие Темы
                    СPatrician 3: Расцвет Ганзы / Негоциант 3
                    Экономическая стратегия в реальном времени
                    Автор Г ГлебМинский
                    Обновление 21 августа 2021, 18:16
                    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                    РегистрацияВход на форум 
                    Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Западная Европа Обратная Связь
                    Стиль:Language: 
                    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 22 июл 2024, 04:47 · Зеркала: Org, Site · Счётчики