Сообщество Империал: Древнее ирландское право - Сообщество Империал

Чиполлино

Древнее ирландское право

Сенхус-Мор, Collatio canonum hibernica
Тема создана: 09 октября 2016, 16:59 · Автор: Чиполлино
 Чиполлино
  • Imperial
Imperial
Итальянский лук

Дата: 09 октября 2016, 16:59

Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времён, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 году английское правительство поручило ирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.

Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона, сложились под влиянием брегонов1, приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы2, составлены в эпоху введения в Ирландии христианства, то есть в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника — за исключением разве законов Ману, — который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. Сенхус-Мор состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве, последние три — о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви.

Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. н. э.), а другое — Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи её не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдалённейшей древности.

Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты — исповедь Святого Патрика, Collatio canonum hibernica и др.

Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан. Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путём аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal — скот).

Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обременённого повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.

Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня — обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала ещё цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание. Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях.

Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский. При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon — судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé — ясновидящий, пророк) — разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны — это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга, ордалии3, поддержка соприсяжников.
1 Брегоны у кельтов — это судьи, вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества.
2 Глосса (др.-греч. γλῶσσα — язык, речь) — иноязычное или непонятное слово в тексте книги с толкованием, помещённым либо над самим словом, либо под ним (интерлинеарная глосса), либо рядом на полях (маргинальная глосса).
3 Ордалии — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 09 октября 2016, 17:55

    Материал откуда? Если вы не автор то укажите откуда. Если автор, то сошлитесь на свою работу.
       Чиполлино
      • Imperial
      Imperial
      Итальянский лук

      Дата: 09 октября 2016, 18:10

      Laszlo, случайно наткнулся в википедии. Ссылок в этом отрывке не было, но в общей статье литература указана та, что под спойлером. Предполагаю, что отрывки взяты из тех работ под спойлером, имеющие в названиях слова "государство", "королевства", "традиция" и т.д.
      Литература (Раскрыть)
         Чиполлино
        • Imperial
        Imperial
        Итальянский лук

        Дата: 11 октября 2016, 20:30

        Ирландия, IX век. О законах.

        "Цена чести"

        Любое преступление, как считалось, наносит ущерб "чести" пострадавшего, и наказание за него состояло в выплате компенсации, или "цены чести", энекланна (eneclann). Ущербом "чести", помимо нанесения материального вреда личности или имуществу, считалось также любое оскорбление, распространение порочащих слухов или неодобрительные высказывания в адрес пострадавшего, отказ в гостеприимстве и невыполнение обещания.

        Энекланн, или enech (log n-enech) - специальный термин, дословно переводящийся как "лицо". Представлял собой фиксированную сумму, выраженную в материальных ценностях - движимом имуществе (tinchor) или скоте, зависящую от социального ранга. Специальной мерой измерения энекланна являлся кyвал (cumal), равнявшийся трем молочным коровам или трем унциям серебра (ungae) и делившийся на шесть шедов (set). К примеру, цена чести короля пятины составляла 14 кyвалов (= 42 коровы), цена чести для низшего из свободных рангов - два шеда, или одну корову.

        Энекланн выплачивался в судебном порядке либо целиком, либо наполовину, либо в меньших долях, в зависимости от установленной меры ущерба. Он также являлся "ценой" человека, т.е. за эту сумму можно было, к примеру, купить его право юрисдикции, она выплачивалась господином клиенту и т.п. Размер энекланна мог меняться только в случае изменения статуса, напр. в связи с наследованием престола, получением большого наследства, изгнанием из племени и т.д.

        Хулительная песнь, исполненная поэтом, снижала энекланн ее адресата до нуля - только хвалебная песнь, исполненная для этого же человека, могла восстановить его.

        Цена чести женщины составляла минимум половину цены чести мужа, неженатой - минимум половину цены чести отца, вдовы с детьми - либо минимум половину энекланна старшего совершеннолетнего сына, либо две трети энекланна несовершеннолетнего сына.

        Убийство

        Выплата за убийство состояла из двух частей. Первая из них - вира, или эрик (eraic, синоним - cro), равнявшийся, независимо от ранга и статуса, семи кувалам (18 коров). Вторая часть - цена чести убитого. Сумма эта делилась между родственниками в зависимости от степени родства - чем ближе, тем больше. Компенсация за убийство раба выплачивалась его господину.

        Эрик за убийство женщины превышал эрик за убийство мужчины вдвое, и равнялся 14 кувалам.

        При согласии семьи убийцы (!) или при невозможности выплаты компенсации допускалась кровная месть. В таком случае человек, совершивший убийство, на год объявлялся вне закона, и в течение этого года группа специально назначенных "мстителей" из числа родственников убитого должна была найти и убить его, при этом им всячески должны были помогать члены племени убийцы - кормить, давать приют и т.п. В случае неудачи месть считалась несостоявшейся, а убийца - оправданным.

        Убийство в битве, убийство вора на месте преступления, убийство при обороне от разбойного нападения и убийство человека вне закона (разбойника, изгоя, преступника) признавались законными и не требовали никаких выплат.

        Брак и семья

        Понятия "брака" с нашей точки зрения в ирландской традиции не было. Все сексуальные отношения мужчины и женщины, от церковного брака до изнасилования, назывались одним словом - lanamnas, "полная связь". Некоторые виды такой связи признавались законными (slan), некоторые - незаконными. К законным относились:

        1. "Связь с общим имуществом", lanamnas comthinchuir. Подразумевает, что или мужчина живет за счет женщины, или наоборот, или доходы у них общие. Главное - мужчина выплачивает женщине энекланн, ее родителям выкуп - кoвьхе (coibche), а имущество совместное. Такая женщина именуется cetmuintir, и их могло быть несколько (церковь против этого не возражала). Если за женщину платилась "цена жены" (creic cetmuintire), то это фактически означало ее покупку у семьи/рода.
        Помимо нескольких жен не возбранялось иметь и наложниц-приживалок (dormuin), чьи дети также считались законными. По отношению к "главным" женам они находились на положении служанок.

        2. Периодическое посещение женщины мужчиной с согласия ее родственников - lanamnas fir thathigtheo. Родственникам платилась пеня за использование женщины в личных целях. Дети оставались в роду матери, а по достижению совершеннолетия (14 лет) сами решали, в чей род идти.

        3. Похищение женщины с ее согласия - lanamnas foxail. Родителям выкуп не платился, но они были вправе отказаться от дочери.

        4. Тайная связь - lanamnas taidi. Дети оставались в роду матери. Незаконными связями признаются инцест, изнасилование и связь несовершеннолетних.

        Смена статуса

        Всякий король или судья, вынесший неправильное судебное решение, епископ, посещавший продажных женщин, поэт, сочинивший плохие стихи, бесчестно поступивший правитель могли быть лишены привилегий своего статуса и приравнены к простым айре. Человек, не имевший полагающегося количества скота и не содержавший необходимого числа слуг, которыми он обязан был обладать для поддержания своего статуса - так, вождь септа должен был содержать минимум десять слуг, король - минимум пятнадцать, - также терял статус. Статус жен и детей при этом оставался прежним.

        "Человек лучше, чем его происхождение." Однако если человек наживал имущество, мог содержать скот и слуг в числе, соответствовавшем более высокому рангу, статус повышался только у его внука.

        Ордалии

        Ирландское право допускало множество видов "Божьего суда". Наиболее распространенными были испытание котлом, когда подозреваемый должен был достать из кипящего котла брошенный туда предмет, испытание раскаленным железом, испытание несмертельным ядом, когда судья по симптомам отравления должен был определить степень виновности, и испытание, при котором подозреваемый должен был стать ногами на разогретый в огне камень.

        В сложных случаях прибегали ко жребию - в этом случае три жребия разных цветов либо бросали в воду, наблюдая за тем, какой из них утонет, либо заставляли подозреваемого достать один из них из котла или мешка.
        С той же целью практиковались дуэли до первой крови.

        Люди вне закона

        Вне закона могли быть объявлены: преступник, скрывающийся от наказания, "женщина, сбежавшая из семьи" без уважительной причины, "человек, который не может ухаживать за престарелыми родителями, человек с обагренным оружием и человек, отказавшийся от своей фине". Также вне закона считались люди, занимавшиеся "друидизмом" (druidecht), "женщины-заклинательницы" (benchainte), зарабатывавшие на жизнь колдовством, воины-фении и примкнувшие к ним поэты, вызвавшиеся помогать им пением своих хулительных песен.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Анархист
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 11 октября 2016, 22:14

          Цитата

          Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред.

          это требует подробного разъяснения

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Цитата

          Он также являлся "ценой" человека, т.е. за эту сумму можно было, к примеру, купить его право юрисдикции, она выплачивалась господином клиенту и т.п.
          тоже не понятная фраза. Жаль , в источнике нет примеров применения данных норм.

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Цитата

          Всякий король или судья, вынесший неправильное судебное решение, епископ, посещавший продажных женщин, поэт, сочинивший плохие стихи, бесчестно поступивший правитель могли быть лишены привилегий своего статуса и приравнены к простым айре.
          Жаль, тоже не полная информация: Кто, в данном случае, судил короля и по какому Праву?

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Чиполлино

          Laszlo, случайно наткнулся в википедии. Ссылок в этом отрывке не было, но в общей статье литература указана та, что под спойлером. Предполагаю, что отрывки взяты из тех работ под спойлером, имеющие в названиях слова "государство", "королевства", "традиция" и т.д.
          Литература (Раскрыть)


          дайте , пожалуйста , ссылку на эту статью
             Чиполлино
            • Imperial
            Imperial
            Итальянский лук

            Дата: 11 октября 2016, 22:34

            Анархист

            дайте , пожалуйста , ссылку на эту статью
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь.
               Чиполлино
              • Imperial
              Imperial
              Итальянский лук

              Дата: 12 октября 2016, 00:44

              Анархист

              Цитата

              Он также являлся "ценой" человека, т.е. за эту сумму можно было, к примеру, купить его право юрисдикции, она выплачивалась господином клиенту и т.п.
              тоже не понятная фраза. Жаль , в источнике нет примеров применения данных норм.
              Я думаю можно объяснить исходя из англосаксонской частной юрисдикции.

              Википедия

              Одним из важнейших признаков феодализма являлась судебная власть сеньора над его вассалами и зависимыми крестьянами. В англосаксонской Британии первые упоминания о наличии частной юрисдикции землевладельцев относятся только к середине X века. Принадлежность судебных правомочий англосаксонской знати в более ранние периоды до сих пор вызывает споры историков. Очевидно, однако, что ко времени правления Альфреда Великого идея частной юрисдикции приобрела общественное признание благодаря широкому распространению манориального землевладения и возникновению зависимых категорий крестьянства. В X веке в некоторых хартиях английских королей появляется специальный термин для обозначения перехода права юрисдикции над зависимым населением от королевских судов к суду землевладельца — «сака и сока» (англо-сакс.: sacu and socn; англ. sake and soke). «Сака» обозначала предмет спора, а «сока» — процесс передачи дела в суд сеньора, а всё вместе выражало юрисдикцию сеньориального суда по делам, вытекающим из аграрных отношений (нарушение правил землепользования, земельные споры и т.п.). Передача права «саки и соки» королями вместе с пожалованием земель тэнам и эрлам с конца X века приобрела характер государственной политики, причём было установлено, что право суда над королевскими тэнами неотчуждаемо и принадлежит исключительно королю.

              Передавая право частной юрисдикции представителям землевладельческой знати, король обычно оставлял за собой право рассмотрения наиболее важных судебных дел (убийство, укрывательство преступников, нарушение королевского мира, захваты имущества). К середине XI века была выработана особая юридическая формула, описывающая сферу частной юрисдикции, позднее вошедшая в правовую систему как Англии, так и Шотландии: «sake and soke, toll and team, and infangenetheof». Упоминание этой формулы в земельных хартиях королей означало, что, помимо саки и соки, землевладелец получал право на взимание пошлин при торговых операциях зависимых крестьян (toll), право на рассмотрение дел о незаконном владении имуществом (team), а также право суда над вором, пойманным с поличным на территории, подчинённой сеньору (infangenetheof). Крупнейшие землевладельцы получали также права юрисдикции по более серьёзным правонарушениям, а зачастую под контроль местного магната или монастыря переходил суд сотни.

              То есть "купить право юрисдикции" подразумевает приобретение судебных полномочий (проводить судебные заседания и выносить судебное решение), которыми наделён землевладелец (кто из "продаёт"), которыми обладает землевладелец в рамках своих территорий (земли, надела, и т.д.).
                 Чиполлино
                • Imperial
                Imperial
                Итальянский лук

                Дата: 14 октября 2016, 07:24

                Средневековое ирландское право или древнеирландское право (иногда используются устаревшие английские термины брегонский закон или «закон брегонов» — свод древнеирландских законов, действовавших на всём острове до вторжения англичан; в некоторых общинах Коннахта, Мунстера и Ольстера ирландское право продолжало действовать вплоть до эпохи королевы Елизаветы, то есть до начала XVII века. Английское название происходит от др.‑ирл. brithem «судья». В самих текстах обобщающее название традиционных ирландских правовых норм — fénechas; иногда также употребляется термин bérla Féne «речения фениев»1.
                Источники (Раскрыть)

                Основные нормы ирландского права (Раскрыть)

                1 Dictionary of the Irish Language, s.v. fénechas.
                2 Ancient laws of Ireland / Ed. W.N. Hancock, T. O’Mahony, A. G. Richey, W. M. Hennessy and R. Atkinson, text and trans. J. O’Donovan, E. O’Curry. Vols. I—VI. Dublin, 1865—1901.
                3 Corpus Iuris Hibernici / Ed. D.A. Binchy. Vol. I—VI. Dublin, 1978.
                   Похожие Темы
                  DDivide Et Impera: руководства/справочники
                  Перевод руководств и справочных данных по DeI
                  Автор g gurvinek2005
                  Обновление 08 апреля 2024, 16:48
                  М[Статья] Справочник по Descr Strat от Rome Total War
                  [Статья] Справочник по Descr Strat от Rome Total War
                  Автор G GF93
                  Обновление 02 марта 2024, 21:11
                  3[Сичевые Свитки - Справочник - Команды анимации моделей юнитов M2TW]
                  [Сичевые Свитки - Справочник - Команды анимации моделей юнитов M2TW]
                  Автор Д Денис_Полянин
                  Обновление 28 января 2024, 20:27
                  Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                  РегистрацияВход на форум 
                  Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Право Средневековья Обратная Связь
                  Стиль:Language: 
                  «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 13:10 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики