Torpedniy_Kater
Навскидку:
Quote
То есть, даже при желании государства мобилизовать крестьян на войну, сделать это было физически невозможно – крестьянин в условиях натурального хозяйства не имел возможности купить себе необходимое снаряжение.
Явная недооценка роли общин "черных людей" в Средневековой Руси. Есть хорошая книга у Ю.Алексеева - "Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV-XVI вв: Переяславский уезд." - там очень хорошо разобран процесс выделения из общины мелких и средних аллодистов-вотчинников, прослежена их дальнейшая судьба на ряде конкретных примеров. Выделиться из общины ("обелить вотчину") крестьянин мог при одном из трех условий: необычайное везение (клад нашел), удачная торговля и ...военная добыча. Понятно, что речь не идет о кое-как вооруженной "пехтуре" - община выставляла конных воинов по пропорциональному принципу. И так было не только на Руси.
Quote
Вариант с вооружением общинников вскладчину: несколько дворов выставляют одного ратника, судя по всему, в классическую эпоху на Руси был неизвестен – нет сведений в источниках.
Прямых нет. Но неоднократно отмечалось, что новгород и Псков даже в 15 в. имел архаичную ("традиционную") военную организацию на основе сотенно-десятичной ("губной") административной системы. И о "разрубе" в этих городах есть прямые указания источников. Еще интересен генезис смоленских "панцирных" и "щитных" слуг в военной системе ВКЛ - по сути "черных" крестьян, переведенных в число великокняжеских военных слуг. И, если в Московии ратник "городового" полка, становясь "городовым сыном боярским", освобождался от крестьянских повинностей полностью, смоленские "панцирные" и "щитные" слуги продолжали нести ряд старинных повинностей.
Quote
Крестьяне 10-13 вв. проживали в селищах средним размером в 3 двора (крайне редко – в 5-7 дворов), которые располагались на известном удалении друг от друга. Т.е., каждое селище при среднем населении не более 20-30 человек могло поставить в строй не более 2-3 взрослых мужчин в самом лучшем случае. А значит, концентрация людских ресурсов отнимала бы слишком много времени при крайне слабом КПД, что лишало мероприятие смысла.
Это интерполяция условий Северо-Восточной Руси 14-15 в. на более ранние времена. Возможно, К.Жуков не знаком с недавними работами украинских археологов по домонгольскому времени. Села были больше, и, в основном группировались "кустами" вокруг городов. Да и в 14-15 вв. основная масса сельского населения продолжала проживать в "пригородных" селах (см. хотя бы у Кучкина). Даже в малонаселенной (как считается) Рязани, А.Цепков насчитывает более 2 тыс. только известных селищ. А сколько еще неизвестных?
Quote
Повторим:
- увод крестьян в армию в качестве комбатантов подрывал собственный экономический базис даже в случае успешной войны. Любой убитый или взятый в плен крестьянин – это потеря для сельского хозяйства, убыль в налогооблагаемой базе без конкретной пользы.
Собственно, любой убитый на войне купец-"гость" или ремесленник - это тоже убыль в "налогооблагаемой базе" (поскольку это такие же "черные люди", как и крестьяне"), тем не менее мобилизацию "горожан" Жуков не отрицает. Но вся соль в том, что на Руси не было горожан в западноевропейском "стиле" - просто часть волостных "черных людей" проживала в городе, а другая часть - в селе. Разбогатевший крестьянин-аллодист мог иметь "двор" в городе (кроме собственной деревеньки), а такой же разбогатевший ремесленник мог прикупить себе сельцо и перенести туда свою мастерскую.
Quote
Это подтверждается на 100% данными археологии – крестьянские селища практически не дают находок вооружения, подобные примеры мы знаем только по городским слоям и, если говорить о языческой эпохе – по захоронениям.
Это не так. И.Б.Михайлова приводила немало примеров находок предметов вооружений при раскопках селищ на рядовых крестьянских усадьбах. Только это атрибуты всадника, а не пехотинца. Только тут надо понимать, что "рубленная" конница априори не может быть многочисленной - о чем свидетельствует, к примеру, понятие "тысяча". Что, например, прекрасно коррелирует с административным делением Псковской земли "по старине" - сам город, 12 пригородов ("сотен), к каждому пригороду приписано от 6 до 12 губ ("десятков"). А Торопце еще и в 16 в. губы так прямо назывались "десятками".
Quote
2.Наличие большой массы вооружённых свободных общинников, как рода войск – пехоты, неизбежно порождает специализированный пехотный комплекс снаряжения, что должно чётко отражаться в археологии.
Еще раз - на Руси общинное ополчение "черных людей" волости (в силу местной специфики) - это в основном конница. Отсюда очень странно выглядят поиски того, чего не было ("пехотного комплекса"). Хотя нельзя отрицать существование небольших по численности пехотных контингентов, используемых в основном для "осадных сидений" и действий в непосредственной близости от "града" ("а бобыли - пешие люди").
Quote
То есть, городовое ополчение, способное выступить в поход – аналог выборной рати 15-17 вв., являлось всё той же конницей – точной копией княжеских дружин по социальному составу и способу ведения войны.
Противоречие самому же себе. "Городовой" - не значит "городской". "Городовые дети боярские" - вовсе не обязательно живут непосредственно в городе. То, что это "копия княжеской дружины по способу ведения войны" - согласен, а вот по "социальному составу" - вовсе нет.
Quote
3.При этом, вряд ли можно говорить о полном исчезновении контингентов, сражающихся или выступающих в поход пешком в древнерусском войске.
А вот по данному пункту в целом соглашусь.
Quote
- данное положение сохранялось до первой половины 15 века, когда изменившаяся экономическая ситуация позволила начать построение новой армии.
Интересно было бы узнать, что К.Жуков подразумевает под "построением новой армии" в первой пол. 15 в.
Torpedniy_Kater
А тут источников на русском полно,
Источников, на самом деле, кот наплакал...