Сколько книг за прошедшие полтора столетия было написано о древнерусской дружине?! И сколько еще будет написано! Полтора столетия маститые ученые и массы вовлеченных любителей военного дела ломают копья над историей военного сословия Древней Руси.
Дружина живо интересовала еще отцов-основателей отечественной исторической науки. Так Эверс первым дал определение дружине как части древнерусской аристократии, поставив ее в один ряд на социальной лестнице с князем и боярами. Один из видных идеологов "официальной народности" М. Погодин отождествил их с летописными воями и провозгласил военным сословием Древней Руси, которое несло все тяготы войны, тогда как "население продолжало спокойно возделывать землю". С. Соловьев первым обратил внимание на личные связи князя с дружиной, подробно остановившись на этимологии данного термина. Прошло немного времени, и вот Н. Павлов-Сильванский делает представляет их как класс феодалов Древней Руси. В советское время эти идеи были подхвачены В. Пашуто, который уподобляет дружину западноевропейскому рыцарству. По его мнению они составляли однопалатный феодальный совет при князе. Он даже утверждал, что осевшие на землю дружинники жили в замках и устраивали рыцарские турниры!
Вообще идея оседания дружины на землю получила широкое развитие в советской науке.
Ныне большой популярностью среди историков пользуется концепция "вождества", рассматривающая дружину как профессиональный военный слой, не связанный ни с общиной, ни с племенной организацией и выполняющей (пусть и в примитивном виде) вместе с князем основные государственные функции.
Давайте и мы задумаемся над следующими вопросами:
1. Когда дружина начала выделяться как отдельный слой?
2. Каковы были ее связи с князем и племенной общиной
3. Когда началось оседание дружины на землю (и было ли оно вообще)?
4. Выполняла ли дружина функции примитивного государственного управления, как считают сторонники "дружинного государства"?
5. Как эволюционировали оружие и доспех русского дружинника?
6. Когда княжеская дружина перестала существовать как военная и социальная единица.
Куликовская битва взята мною как чисто условный рубеж, обозначающий начало новой эпохи, когда дружина начинает постепенно исчезать с полей сражений.
Дружина живо интересовала еще отцов-основателей отечественной исторической науки. Так Эверс первым дал определение дружине как части древнерусской аристократии, поставив ее в один ряд на социальной лестнице с князем и боярами. Один из видных идеологов "официальной народности" М. Погодин отождествил их с летописными воями и провозгласил военным сословием Древней Руси, которое несло все тяготы войны, тогда как "население продолжало спокойно возделывать землю". С. Соловьев первым обратил внимание на личные связи князя с дружиной, подробно остановившись на этимологии данного термина. Прошло немного времени, и вот Н. Павлов-Сильванский делает представляет их как класс феодалов Древней Руси. В советское время эти идеи были подхвачены В. Пашуто, который уподобляет дружину западноевропейскому рыцарству. По его мнению они составляли однопалатный феодальный совет при князе. Он даже утверждал, что осевшие на землю дружинники жили в замках и устраивали рыцарские турниры!
Вообще идея оседания дружины на землю получила широкое развитие в советской науке.
Ныне большой популярностью среди историков пользуется концепция "вождества", рассматривающая дружину как профессиональный военный слой, не связанный ни с общиной, ни с племенной организацией и выполняющей (пусть и в примитивном виде) вместе с князем основные государственные функции.
Давайте и мы задумаемся над следующими вопросами:
1. Когда дружина начала выделяться как отдельный слой?
2. Каковы были ее связи с князем и племенной общиной
3. Когда началось оседание дружины на землю (и было ли оно вообще)?
4. Выполняла ли дружина функции примитивного государственного управления, как считают сторонники "дружинного государства"?
5. Как эволюционировали оружие и доспех русского дружинника?
6. Когда княжеская дружина перестала существовать как военная и социальная единица.
Куликовская битва взята мною как чисто условный рубеж, обозначающий начало новой эпохи, когда дружина начинает постепенно исчезать с полей сражений.