24 октября 1745 года выдала «Указ о высылке ко двору котов». Этот уникальный документ, дошедший до наших дней, указывает, что Елизавета, которая очень боялась крыс и мышей, в невероятном количестве расплодившихся в царских покоях, прислушалась к советам наместника Казанского ханства, который рассказал, что на его землях водится особый вид котов-крысоловов, который быстро поможет уничтожить грызунов во дворце Елизаветы, и пообещал изловить и отправить в Петербург 30 (по другим источникам 300) этих животных. О принадлежности породы котов достоверных сведений нет, но известно, что казанские коты был очень крупными и широкомордыми. В столицу увозили не всех казанских котов, отбирались только животные мужского пола, которые по приезде в столицу поддавались обязательной кастрации. Сначала крысоловов поселили в небольшом дворце на углу Невского и Большой Морской улицы, а потом и в Зимнем дворце.
Указ гласил: "…Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества с таким человеком, который бы мог за ними ходить и кормить, и отправить их, дав под них подводы и на корм сколько надлежит немедленно. И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…"
«Ее императорское величество соизволила указать именным своего императорского величества указом: в Новом Зимнем дворце в камерюнферских и прочих покоях отобрать до тридцати кошек, а ежели набрать будет невозможно, то хотя купить, который, посадя в коробы, отвезть в новой же Летний дворец и, покормя неделю, или более времени, для переводу мышей впускать в покои ее императорского величества и для того от придворной конторы приставить особливых людей, по лучшему усмотрению».
Марта 12 дня 1750 г.
II.
«Ее императорское величество именным своего императорского величества указом изволила указать для посажения в новосделанные при Головинском ее императорского величества доме зимние покои, набрать Дворцовой канцелярии кошек до трехсот и посадя оных в те новосделанные покои, в немедленном времени прикармливать и как прикормлены будут, то в те покои распустить, чтоб оные по прикормлении разбежаться не могли, которых набрать и покупкой исправить от той канцелярии и то число кошек содержать всегда при дворе ее императорского величества непременно, которым для прикормки и содержанья сделать от гоф-интендантской конторы по близости Головинскаго дворца особливый покой».
Октября 27 дня, 1753 г.
III.
«Ее императорское величество именным своего императорского величества указом изволила указать: для находящихся в апартаментах ее императорского величества котов—говядину и баранину не отпускать, а отпускать дичь. Того ради Придворная контора во исполнение оного ее императорского величества именного указа приказали: обретающимся на кормовом погребу офицерам дать ордер и велеть для помянутых котов доныне отпускаемую говядину и баранину в отпуск не производить, а вместо оного отпускать в каждой день ряпчиков и тетеревей по одному».
Октября 19 дня, 1754 г.
Из бумаг М.Д. Хмырова.
Перевести Страницу
Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа [Пока работает лишь авторизация в Google и Steam]