И, оказывается, именно это действо запечатлел Федор Иванович Елисеев в своей книге
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, где на страницах 142-145 и было описано празднование Масленицы в Оренбурге, как раз в 1912 или 1913 году:
«Подходила масленичная неделя. Зима была в полном своем величии - снежная, с морозами. Город Оренбург, от Форштадта, разделяла широкая площадь, на которой проходили парады войск всего гарнизона, а несколько смен юнкеров ежедневно на ней производили конное сменное ученье, всегда заканчивающееся джигитовкой. Форштадт был ОРЕНБУРГСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕЙ с казачьим населением и со своим станичным управлением. По воинскому уставу «фронт есть святое место» - то есть нельзя, запрещено отвлекаться в стороны при занятиях.
Но мы обратили внимание, что в течение Масленой недели до десятка человек рабочих на санках сваливали снег, пластали его в широкий круг по диаметру саженей в пять и поливали ледяной водой пласт за пластом. К концу недели, из этой замороженной глыбы снега образовалась круглая конусообразная кривая фигура, у которой с основания диаметр стен постепенно увеличивался вверх и, дойдя до высоты, приблизительно, трех саженей - эта фигура заканчивалась острой круглой крышей. Закончив «фигуру», рабочие из пожарной кишки «окропили» ее водой и разошлись. Нас, юнкеров с Кубани и Терека, заинтересовала эта постройка. Спросили юнкеров-оренбуржцев - что это? Они ответили с доброй улыбкой: «Завтра, в воскресенье, в последний день Масленицы - увидите».
Наступило это воскресенье. Было очень холодно, морозно, хотя и светило яркое зимнее солнышко. У снежного конуса, с южной стороны - толпы народа, кого-то ждут. Из Неплюевской улицы показался взвод конных казаков Отдельной Оренбургской казачьей сотни, единственной казачьей части, стоявшей в своем стольном городе. Они без шашек, в шинелях и в зимних фуражках - черная тулья с синим околышем. Все они были молодые казаки «действительной службы», то есть от 21-го до 25 лет. Почти все блондины, безусые, но с пышными русыми чубами, задористо выглядывающими из-под темных фуражек с левой стороны...
...Джигитовка закончена. Запела вновь сигнальная труба. «По улице» среди толпы развернутым строем, полным карьером, несутся человек 15 казаков с диким воинственным «гиком» к ледяной глыбе. Полы их шинелей подхвачены за пояса. Два длинных черных ножа-кинжала кузнечной работы, крест-накрест заткнуты спереди за поясами каждого казака. С азартом подлетели они к глыбе, круто осадили своих коней, встали ногами на седла, бросили повода уздечек, схватили по одному кинжалу в каждую руку и бросились на заледеневшую стену, вонзив в нее их, всем телом прилепившись к стенкам с разных сторон. Кони, освободившись, разрозненным табунком, весело поскакали назад. Все, кто знал, и кто не знал этой игры - вперились глазами в казаков, которые как бы повисли в воздухе.
Снежная глыба построена так коварно, что стены ее, сужаясь к основанию в своем диаметре - совершенно не давали возможности казаку опереться на них коленями или носами сапог, чтобы взобраться на ее крышу. Но начало крутой конусообразной крыши начиналось на высоте, когда казак, став ногами на седло, мог свои ножи-кинжалы воткнуть в крышу, высоко бросив руки вверх, чтобы уцепиться за нее кинжалами. После этого начиналась борьба - чтобы не сорваться вниз, казаки, последовательно вонзая свои кинжалы по самые рукоятки, на мускулах подтягивались к крыше. Но тут ждала смельчаков злая шутка. Вокруг «постройки» лежали кучи свежего снега. Откуда-то появилась группа рабочих с деревянными лопатами широкой полости и начали безжалостно бросать этот снег вверх на головы, на руки, на их плечи, стремясь затруднить карабкание казаков вверх.
Послышался резкий протест толпы, перешедший в смех, когда убедились, что это «игра», а ни что иное. Казаки уже на крыше; вонзая кинжалы в глыбу, один за другим, по-лягушачьи ползли на животах к ее вершине, упираясь коленями и сапогами для быстроты движения. Все это продолжалось несколько минут. Один из казаков достиг вершины, руками схватил древко флага у основания, подтянулся к нему на руках, вскочил на ноги, выдернул древко и поднял войсковой синий флаг над своей головой. Крики «ура» толпы приветствовали победителя. Он был награжден серебряными часами с цепочкой. Этим оригинальным представлением закончилась масленичная неделя в Оренбурге...
...Сюжет этого представления надо искать в не так далекой старине Оренбургского казачьего войска, поселенного на рубеже России, по среднему и верхнему течению реки Урала. При завоевании Туркестана, в котором активное участие принимали оренбургские казачьи полки - они, видимо, не раз ходили в конные атаки на глинобитные укрепления тех народов, поэтому представление это называлось «Взятие городка».
Жаль, что это не было зафиксировано на фильме...».