Почему из Blizzard уходят "старички"? Расследование IGN
Что происходит в Blizzard Entertainment? Почему так много разработчиков покидают компанию? Журналистка издания IGN Кэт Бейли Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь на эту тему и выяснила, что сложившаяся ситуация не так проста в описании.
Эта новость шокировала многих, но при этом сложно назвать случившееся «неожиданным».
В апреле Джефф Каплан объявил о том, что покидает Blizzard. Его карьера завершилась спустя 19 лет работы, за которые он оказал сильное влияние на разработку двух важнейших игр Blizzard Entertainment — Overwatch и World of Warcraft. Причины для ухода Каплана назревали, по крайней мере, еще в 2018 году. Если вы хоть немного следили за состоянием Blizzard, то вы не могли не заметить отток талантливых разработчиков внутри каждой сферы компании. Хоть Blizzard говорит, что ситуация в студии под контролем, множество громких добровольных увольнений способствовали тому, что фанаты и СМИ начали осознавать падение компании.
Нынешние и бывшие сотрудники Blizzard, включая ветеранов компании, с которыми поговорила Кэт Бейли, описали сложившуюся ситуацию, как очень сложную. Несмотря на то, что бывшие сотрудники до сих пор с теплом и трепетом вспоминают годы работы в компании, они все равно решили уйти. Некоторые уволились из-за обычного «выгорания», которое естественным образом появилось после десятка лет работы над одними и теми же играми, другие же ушли работать над проектами своей мечты. Но многие покидают компанию, потому что чувствуют, что последние 3-4 года в Blizzard — это сокращение бюджета, отсутствие крупных релизов и множественные увольнения.
Период засухи
2012-2016 годы были невероятно сложными для Blizzard. Все крупные релизы (Diablo 3, StarCraft 2, and Heroes of the Storm) не оправдали ожиданий фанатов. Однако, после долгих лет неопределенности компания возродилась, выпустив Overwatch, реабилитировавший Blizzard после неудавшегося Project Titan. Аарон Келлер, работавший как над Titan, так и над Overwatch, вспоминает «воодушевляющее» чувство, царствовавшее в команде после удачного релиза Overwatch. «Мы словно перестали чувствовать себя сломанными в некотором смысле, — со смехом рассказывает Келлер, — Всегда очень приятно создавать нечто, что людям нравится, но сделать это сразу после Titan… это нечто особенное».
Поддержка со стороны фанатов в количестве 25 миллионов активных пользователей в онлайн-шутере позволила компании удвоить количество команд разработчиков с 6 до 13, каждая из которых занималась отдельным проектом. Эти команды стали называть «инкубаторами». Деньги не были проблемой, и все идеи, «рождавшиеся направо и налево», могли быть финансированы.
В 2018 году ситуация заметно ухудшилась. Фанаты начали это понимать во время BlizzCon’a, на котором, кроме ремастера WarCraft 3 и мобильной Diablo Immortal, не показали совершенно ничего. Overwatch 2 и Diablo 4 не были готовы к анонсу. Отсутствие крупных релизов привело к сокращению доходов сотрудников.
Оглядываясь назад, директор Diablo Immortal Уайтт Ченг признает, что открывать BlizzCon с мобильной игры было крайне непредусмотрительно. Diablo Immortal вызвала споры не только потому, что фанаты были разочарованы отсутствием Diablo 4, но и потому, что она была разработана в основном китайским мобильным разработчиком NetEase при поддержке Blizzard, из-за чего многие игроки назвали ее «аутсорсинговой игрой». Ходят слухи, что релиз ремастера Diablo 2 должен был состояться уже летом 2020 года, но сроки сдвинулись после того, как команду разработчиков Warcraft III: Reforged распустили, а их место заняла студия Activion Vicarious Visions, влившаяся в Blizzard.
Наказанная, Blizzard попыталась изменить ход событий, сделав большой шаг на BlizzCon 2019 и анонсировав Diablo 4 и Overwatch 2. Blizzard действительно смогла дать своим поклонникам повод снова ждать игры, подняв настроение внутри компании, однако до их выпуска оставались еще годы. В разговоре по телефону с IGN аналитик Эндрю Уерквиц, директор компании по финансовым услугам Jefferies, предположил, что Blizzard может выпустить Overwatch 2 лишь в 2023 году, возможно, в связи с пятой годовщиной Лиги Overwatch.
Помочь компании в сложный период должны были те самые «инкубаторы», однако по некоторым причинам два из придуманных там проекта в итоге отменили. Один из них – шутер во вселенной StarCraft, другой – экспериментальная мобильная игра. Причем, сразу несколько источников из Blizzard утверждают, что отмена шутера по StarCraft была неожиданностью для сотрудников, после чего многие разработчики, в том числе Дастин Броудер (ведущий дизайнер StarCraft), ушли работать в Moonshot Games, работающая под покровительством Dreamheaven, которую основал бывший президент Blizzard Майк Морхейм.
Эффект инди
Вскоре после выхода Overwatch о своем уходе после 22 лет работы в Blizzard заявил Крис Метцен, занимавший важные посты в разработке WarCraft 2, Warcraft 3 и Starcraft. По его словам, увольняться было действительно эмоционально очень сложно, но за десятилетия работы он просто перегорел. В 2018 году он основал студию Warchief Gaming, специализирующаяся на настольных ролевых играх.
Все больше и больше работников Blizzard следуют примеру Метцена. Многие уходят из компании работать в маленьких инди-студиях то ли из-за выгорания, то ли из-за осознания, что Blizzard выбрала неправильный путь развития. За последние 5 лет ветеранами Blizzard были основаны 5 студий, среди которых:
- Second Dinner, основанная Беном Броудом (гейм-директор и лицо Hearthstone);
- Frost Giant, на 80% состоящая из бывших работников Blizzard;
- Lightforge Games, основанная бывшим программистом Blizzard и Epic Games Мэттом Шембари;
- Secret Door, основанная Крисом Сигати, Аланом Дабири и Эриком Доддс;
- Moonshot, в которой работает вышеупомянутый Дастин Броудер.
Руководители Blizzard утверждают, что команда разработки — это не только Дастин Броудер или Джефф Каплан, однако многие работники внутри компании признают, что их уход оказал сильное влияние на состояние различных подразделений (речь идет о долгосрочной стабильности). У разных людей есть разные причины для того, чтобы уйти из Blizzard и перебраться в какую-то небольшую студию. Многие, например, ушли из компании после того, как их проект либо отменили, либо перестали поддерживать. Многие уходят потому, что им хочется работать в команде поменьше, где все проще. Один из сотрудников Blizzard в разговоре с IGN отметил, что никто после ухода из Blizzard не начал работать над каким-нибудь AAA-проектом вроде Assassin's Creed – обычно они устраиваются в какие-то небольшие студии, где есть ощущение, что ты в семье.
Давление нарастает
Начиная с 2018 года компанию начали покидать такие видные сотрудники, как Майк Морхейм, Аллен Брэк, Крис Метцен, Крис Сигати и многие другие.
В конце 2018 года Blizzard объявила о прекращении поддержки Heroes of the Storm и отмене чемпионатов Heroes Global Championship и Heroes of the Dorm. Один из источников сообщил о том, что именно в это время компания стала аккуратнее тратить деньги и настроение в Blizzard сменилось с «О деньгах даже не думайте, делайте, что хотите» на «Вот черт, надо сокращать расходы».
В 2019 году ситуация лучше не стала. В феврале того года компания уволила более 800 своих сотрудников, большая часть из которых работала в сфере киберспорта и работы с сообществом. Еще хуже ситуация стала из-за инцидента с про-игроком Hearthstone под никнеймом Blitzchung, который в прямом эфире киберспортивного стрима поддержал протесты в Гонконге, за что его наказала Blizzard.
В конце года Blizzard осознала, что WarCraft 3, которую в спешке анонсировали на BlizzCon 2018, чтобы просто хоть что-то анонсировать, находится в печальном состоянии. Игру в спешке пытались закончить, но в итоге Warcraft III: Reforged приняли крайне негативно, а команду разработчиков распустили в 2020 году.
В это время начали появляться слухи о том, что Activison оказывает сильное влияние на Blizzard, но на самом деле Blizzard до сих пор сохраняет творческую независимость.
Я не помню, чтобы хоть кто-то из Activision приходил к нам со словами что-то изменить или отменить касательно игр. Они очень доверительно к нам относятся и верят, что нанятые ими же талантливые разработчики способны принимать верные решения, поэтому мы вольны делать, что захотим. — Аарон Келлер, гейм-директор Overwatch
Однако, обратной стороной «творческой независимости» является тот факт, что таким подразделениям Blizzard, как, например, сервисы поддержки, которые не связаны непосредственно с созданием игр, оказывается сильное давление, поскольку Activision Blizzard превратилась в крупный совместный бизнес. По словам источников, в 2018 году Blizzard пересмотрела свою политику, приняв более строгий и универсальный подход к работе, поставивший компанию на путь высокой производительности, поскольку отдел кадров Blizzard объединился в общую команду с Activision.
Мы постоянно ищем способы лучше удовлетворять потребности нашего игрового сообщества, одновременно поддерживая наших работников. Прямо сейчас мы сосредоточены на разработке и выпуске большего количества игр и контента, а также на найме более 500 разработчиков для анонсированных и еще не анонсированных проектов. В быстро развивающейся и конкурентоспособной индустрии требуются общие усилия для принятия решений, которые позволят нам быть эффективными и адаптироваться к разным ситуациям, сохраняя при этом то качество игр, которое от нас ожидают игроки. — Официальное заявление Blizzard
Тем не менее, в компании наблюдается раскол с корпоративной стороны Activision, оставивший беспомощными многих внутри Blizzard. В марте Activision Blizzard объявила, что Брайан Булатао нанят на должность главного администратора. На это заявление сотрудники Activision Blizzard отозвались неоднозначно. Генеральный директор Бобби Котик отметил, что Булатао – человек с большим опытом работы в правительстве и военной сфере, и подчеркнул, что Activision Blizzard стремится нанимать ветеранов. Найм Булатао вызвал бурные обсуждения внутри Blizzard. К тому же, сотрудники усомнились в правильности решения принимать на работу бывшего члена администрации Трампа, который еще и известен своим грубым и жестоким поведением. Работники Blizzard не знали, что и сказать, и не понимали, как такой человек будет представлять интересы компании.
В конечном счете, яростные споры внутри компании привели к молчаливому принятию того факта, что Blizzard больше не имеет влияния на то, кого компания нанимает для управления персоналом, тем более учитывая тот факт, что Blizzard зарабатывает намного меньше денег, чем King и Activision (для тех, кто не знает: King — компания, занимающаяся разработкой мобильных игр, известная по Candy Crush Saga. В 2016 году Activision Blizzard объединилась с King, что превратило компанию в крупнейшую игровую сеть в мире).
Крупные компании работают по принципу «если ты приносишь много денег, то ты определяешь культуру». Вот Call of Duty приносит деньги, поэтому они и задают тон. А Blizzard не делает денег. И чем дольше это будет продолжаться, тем дольше Activision Blizzard будет развиваться в таком направлении, где Blizzard ничего не решает. — Анонимный сотрудник Blizzard
Совсем близко
В начале 2021 года настроение в Blizzard немного улучшилось. Конец 2020 был трудным, поскольку разработчиков Overwatch 2 пришлось временно перевести в отдел Shadowlands, чтобы уже была возможность выпустить это дополнение. Однако, несмотря на срочно принятые меры, запуск Shadowlands был очень успешным. Сотрудники надеялись, что этот успех так или иначе отразится на размере их зарплаты — в марте должны были прийти документы по программе распределения прибыли.
5 марта руководители компании объявили, что сотрудники получат около 50% от ожидавшейся суммы, в зависимости от продуктивности проделанной работы. В письме сотрудникам президент Blizzard Аллен Брек объяснил эту цифру тем, что выручка компании во второй половине 2020 оказалась меньше ожидаемой. Также Брек пообещал, что совсем скоро наступят лучшие времена, учитывая скорые релизы Diablo 4, Overwatch 2 и неанонсированные проекты. За полтора месяца до ухода Каплана Аллен Брек сказал:
Если мы реализуем все, что спланировали, то 2021 и 2022 годы будут отличными для Blizzard.
Один из официальных представителей Blizzard заявил, что недавно почти все сотрудники компании были награждены акционным капиталом, что пополнило фонд грантов более чем на 100 миллионов долларов. Анонимный сотрудник Blizzard отметил, что со стороны руководства очень смело утверждать «недавно были награждены», поскольку почти все работники даже и не знают, что они будут получать, а им просто сообщили, что они «что-то да получат».
Вообще премии и зарплаты в Blizzard — это больная тема. В августе прошлого года финансовый журнал Bloomberg сообщил, что сотрудники Blizzard начали делиться друг с другом информацией касательно собственной зарплаты и отметили, что платят им мало.
«Складывается такое ощущение, что компания просто истекает кровью и единственное, что может это остановить, это Overwatch 2 или Diablo 4. Мы все время говорим о том, что сильно напутали с долгосрочным планированием. И если принять во внимание тот факт, что Overwatch 2 или Diablo 4 выйдут приблизительно в одно и то же время или разницей в год-два, то сложно представить, что ситуация с Blizzard не повторится вновь» — Анонимный сотрудник Blizzard.
Лучшие времена действительно могут быть впереди. Аналитик Эндрю Уерквиц настроен оптимистично по отношению к Diablo Immortal и считает, что Overwatch 2 или Diablo 4 действительно принесут Blizzard успех, которого она так долго жаждет. Он также утверждает, что у Diablo Immortal есть потенциал стать более успешной мобильной игрой, чем Call of Duty Mobile, учитывая то признание, которое Immortal получило в Азии, где диаблоиды популярнее, чем шутеры.
Большинство топовых тайтлов в сфере мобильных игр были созданы в Азии либо разработчиками NetEase, либо Tencent. Но ни одна из этих игр не имеет такой высокой репутации, как Diablo. Я думаю, что Diablo долгое время была очень успешна на ПК в течение многих лет в Азии, и поэтому объединение этой франшизы с NetEase, учитывая их опыт в разработке мобильных игр, — хорошая идея, благодаря которой Blizzard может стать лидером в этом жанре, аналогично тому, как PUBG стала лидером мобильных шутеров. — Эндрю Уерквиц, аналитик
Последние несколько лет в Blizzard — это неудачи, уходы ключевых сотрудников и внутренняя реорганизация. Уход Джеффа Каплана, в некотором смысле, стал кульминацией этого переходного периода. Эти 3 года сильно сказались на состоянии Blizzard, и до сих пор неизвестно, как реорганизация Activision повлияет на внутреннюю культуру Blizzard. Также неясно, сможет ли компания перебороть очередной период засухи, из-за которого она так сильно страдает в данный момент.
Хорошие времена не за горами. Blizzard — не та компания, которая делает игры за год или два. Люди уже видели, что происходит за кулисами разработки Diablo 4 и Overwatch 2, и фанаты очень ждут этих игр. У нас есть и другие проекты, которые находятся в разработке, и, я думаю, люди совсем скоро увидят, чем мы занимаемся, и я не могу дождаться, чтобы поделиться этим с ними. — Ион Хаццикостас, гейм-директор Warcraft
Для Blizzard лучшие времена всегда «наступят совсем скоро». Вопрос лишь в том, как много сотрудников компании смогут их дождаться.