В последней партии ИИ смог здорово удивить. Играл за чосон на режиме "Случайная карта", союзниками были шан и римляне, врагами - ямато и минойцы, сложность дефолтная ("Средняя"), лимит населения 75. Вторые как-то пассивно сидели и ничего толком не делали, но первый мало того, что активно всех давил (как назло, моё поселение оказалось прямо под боком у них, что бот обнаружил в момент перехода от Неолита к Бронзовому веку), но и также активно использовал связку "кавалеристы + конные лучники", которая здесь почти неубиваемая (в отличие от второй части, в первой нет ни полноценных копейщиков, ни застрельщиков - юниты из Академии не имеют бонусов против кавы, а пращники со своим хилым ХР убиваются конными лучниками влёт). Первый удар снёс мою охрану из топорщиков, начал срочно выходить в воинов с длинным мечом (по соотношению "цена-качество" это самый выгодный пехотинец), большую часть моих крестьян ямато перебили, немногие уцелевшие успели убежать к римлянам и отстроиться у них (союзный бот за счёт бонуса римлян к башням успел основательно застроиться ими и ИИ туда не полез, благодаря второй базе и смог продолжать бой). Второй удар пришёлся на домики, ИИ активно их ломал, пытаясь обнулить лимит (штук 6 сломал, также хранилище и казарму, но тут вторая база помогла, отстроил там больше домов и производство войск не застопорилось), потом пошёл основательный натиск. Шану с его композитными лучниками тоже здорово досталось, их просто раскидали (добить не успели, но экономика у него повалилась, больше ничего бот сделать не смог), мои воины с длинным мечом каким-то чудом отстояли половину поселения и, хотя ценой огромных потерь (от конных лучников, в основном), оттеснили ямато. Тут оживились римляне и со своей стороны начали давить вражескую базу, только это и спасло - сначала колесницы подошли, потом камнемёты, бот переключился на них и натиск ослаб. Совместными усилиями кое-как победили.
Особенно приятно, что ИИ, вопреки всей оказуализации, всё ещё умеет активно развивать экономику - у него огромные поля из ферм и множество крестов на дереве и золоте (камень боты добывают неохотно, только чтобы для башен хватало), экономически с ним бороться довольно тяжело, и это хорошо. В ремастерах остальных двух частей этот момент упустили и тупо включили скрипты, как и в "Казаках-3" (хотя, как показал челлендж с миссией Барбароссы, все возможности для нормальной настройки ИИ для честной игры там есть).