«И дым Отчизны нам приятен…», или как гномы родину возвращали.
Здрям, камрады и сеньориты. После короткого общения в теме клана Ангрунд на тему «В не ВХ, или слишком жирно живете, товарищ», было решено пройти кампанию за Белегара, вернуть Карак Восьми Пиков, растоптать мерзкого Скарсника и законфедератить все, что конфедератится, а что нет, то просто взять силой. Почему за гномов? Потому что они приятны сердцу дорогого ТСа, этим ворчливые трудолюбивые бородачи; не смотря на свой малый рост, они самые развитые технически, непомерно амбициозны, крайне уперты и чудесно-смелые. Нужно быть по настоящему храбрым, что бы в рост «три вершка» с одной лишь киркой выступать против закованного в железо громадного орка. ААР будет в текстовом варианте, с картинками и стрелочками (больше стрелочек богу стрелочек!), потому что автор любит графоманить и демонстрировать отсутствие у него писательских навыков при дьявольских желаниях и инициативе.
Предварительные нюансы по игре:
- игра лицензионная, купленная. Ну против я пиратства.
- без модов, потому что предпочитаю ваниль со всеми ее недостатками.
- сложность ВХ, которой мне за глаза хватит, да и я люблю (простите, слабый грешный человек) раздавать команды на паузе.
Особенности игры ТСа и самого ТСа:
- робят, я привык играть как умею. Это значит, что если кого-то смущает не-легендарная сложность, не желание ТСа прислушиваться ко всем советам, его стиль игры как таковой – я могу только пожать плечами/руку. Критиковать, понятное дело, можно, но адекватно и без навязывания своей мысли.
- игра, опять же, не ради демонстрации «смотри как умею, учись, салага!», а просто для души. И юмора.
- как бы литературные вставки не претендуют на глубокий лор и являются плодом воображения самого ТСа. Если оскорбляют чей-то взор – прошу простить.
Часть первая: Возвращение короля (Раскрыть)
«Белегар со вздохом покосился на пиво. Потом на советника. И опять на пиво. Духи-предки шептались, сбившись в прозрачную группу, и было понятно к чему идет дело.
- Смотри, сейчас пни старые отправят парламентера, - он несильно пнул советника окованным носком сапога, кивая в сторону неживых, но все еще коптящих воздух предков. Советник понимающе кивнул, погрузил крупный нос с горбинкой в свою пивную кружку, привычным жестом отер пену с бороды:
- Как они решают, чья очередь?
- Хаос их знает, кости наверное бросают или на пальцах…, - Белегар так же погрузил нос в пиво, кривясь от неприятной кислятины. «Во, во, пошел… Опять Череполом?» Призрачный предок, чья обида была столь сильной, что даже не позволяла отправиться в чертоги Грунги, прошелестел, нависая всей своей призрачной фигурой, застилая небо, солнце и право личного выбора. «Приперся. Ну давай, еще и цепями мне тут погреми!». В последний раз духи выбрали тот самый момент, когда Белегар держал за грудь приятную во всех отношениях гномиху, и если кто-то думает, что его жениханиям крайне помогла внезапно выглянувшая из-за плеча призрачная физиономия с истошным воплем «Помни!!!...ээээ…я вам мешаю, да? Ох, был я сам когда-то молод….», то вы существенно заблуждаетесь.
- Помни, отрок, о седых вершинах Восьми Пиков, об обиде, которая тяжелым грузом лежат на плечах сыновей Грудни, которые…, - отсутствие креативности духи компенсировали рвением, инициативой и истинно-мертвой хваткой, потому эту речь Белегар знал наизусть с самых малых лет. Знал, что завывание будет продолжаться еще полкружки пива, которое было столь кислым, что впору было задаться вопросом – уж если гномы не умеют «в пиво», то не пришел ли легендарный конец мира?
- А может, и в самом деле пора…, - от слов советника подземный король подавился пивом, а дух-предок даже замер с открытым ртом.
- Что, простите?
- Пора родину возвращать. Стариной тряхнуть. Показать миру и дави, чего стоит клан Ангрунд.
- Советник, мне кажется, хмель ударил тебе в голову, - Белегар прищурился, прикидывая, сможет ли он ударом пивной кружки выбить дурь обратно. В его планах сегодня он собирался если и возвращать, то милость рыжей бестии, а не чертоги далекой родины, хватило ему пока что трех безуспешных попыток.
- Отрок, помни о тяжелом грузе обид запятнанной чести….
- Да помню, помню!
- Нет, король, - советник покусывал кончик усов, - что-то засиделись мы на одном месте, уже скоро ни в одной порядочной компании дави нам руки пожимать не будут. Пора браться за топоры…
- Какие, жопа Грудни, топоры, если мы пиво сварить не можем?, - пивная кружка подлетела на каменных ступенях, орошая всех пивным хвостом, подобно комете. Советник прикрылся своей, как щитом, но уступать не собирался, скорее заговорщицки подмигнул:
- Топоры. И молоты. Такие стальные, гномьи, которые уже пылью покрылись в твоей оружейной. Значит так, я займусь пивом, а ты – войной, по рукам?, - Белегар покосился на протянутую мозолистую пятерню, потом на предка, который ухмылялся на все 32, на разлитое пиво, на небо, скалы, на весь мир, и на круглую попу шмыгнувшей через площадь гномихи. «Может, и в самом деле, пора?»
- По рукам. А сейчас, простите, пора тряхнуть стариной, - подтянув пояс, Белегар быстро направился вслед за прелестницей. Война войной, а боевой дух тоже укреплять надо. Да и предки теперь точно ночь не испортят.»
Начиная игру за Белегара, стоит понимать одну простую вещь - это не возрождение Империи Дави, это долгое и тяжелое возвращение на родину, поход до Одинокой горы, только вместо Смауга - нищета и орки, возвращение Мории, в которой не Балроги, а инфляция и скверна. Если воображение рисует чертоги, полные золота, непобедимые гномьи легионы, которые подземными путями маршируют в закат, и король с Аркенстоном на челе, то - гоните его прочь, гоните! Вас ждут боль, пот, кровь и унижение, регулярные запои и даже, в особо сложных случаях, попытки покончить с собой или громогласное "дануна!"с поспешным вырубанием игры. Если же дойдете до конца, то кроме дрожащих рук и седины в висках сможете гордо поставить ачивку "выполнено!"и пойти спать. И много личной гордости.
Начав игру, в первую очередь осмотримся, чтобы оценить перспективы и назначить первые планы. Положение у нас не самое радостное, но и не самое плачевное. По старой традиции, у нас со старта одно поселение, которое (в купе с провинцией) станет нашей надежной базой, к нашему облегчению – главное поселение провинции. Рядом как и враги – орочьи племена контролируют оставшихся два городишка, на севере – Скарсник, да и кочевые орки прут по нашим землям, так и родственные нам гномьи кланы (толку, правда, с них будет немного, аперитив Скарснику). Оставшиеся соседи – людишки разной степени расположенности к нам. Цели, естественно, тоже ставим простые – получить полный контроль над провинцией и разгромить всех враждебных соседей. В городишке строим 2-ой уровень казарм (который откроет нам задир), пивоварню (которая даст нам и товары для торговли, и прибыль, и рост, и улучшение общественной морали, ну чудо а не постройка, зря что ли советник обещал?), все 4-ре предка добровольно-принудительно отправляются в армию Белегара, ему же нанимаем 3 отряда сыновей гор – вполне годных пехотницев для войны с гоблинами, а войны нам будет хватать – это не Ворчуна сидеть и деньги копить. Что бы прикрыть тыл и заручиться поддержкой соседей, с бочонками пива отправляем послов к человечишкам – Висселандский маркграф, крякнув и пустив слезу после отпитого, заключает с нами договор о ненападении; хэй хэй люди и гномы – давние союзники! Ну и, в качестве финального аккорда, ставим на изучение удешевление найма стрелков, что бы позже апнуть им урон от выстрелов – всегда приятно, когда враг добирается до твоих позиций существенно потрепанным.
Попытка поймать племя диких орков, пока они малочисленные и не создают особых угроз, провалилась сразу – орки оперативно свалили за горизонт с легендарным «we’ll be back», потому, чертыхаясь, валим в обратную сторону, к племени Кривых Носов, возвращать гномьи караки себе. Местный вождь, порядком струхнув (или сглупив), решает прошмыгнуть подземными путями – хех, наивный.
Сражение под Карак Буфдаром.
Все знают особенности сражения на подземных путях – места мало, везде камни, враг только впереди, ну рай для гнома. Строим наших товарищей бронированным кулаком, т.к. стрелков мало, зона бафа кователя рун – небольшая, будем крушить врагов кабаньим клином. Сразу сказывается нехватка артиллерии – враг просто решил подождать, пока мы к нему подойдем, ну прелесть какая. Выслушивая срамные анекдоты от сержантов, топаем, и топает, и топаем, и топаем, и топаем, и топаем, и топаем, да, у гномов крохотные ножки и скорость улитки, потому за время «топанья» автор успел покурить, прочесть главу комикса и даже подумать о жизни – на тройной прокрутке!
Враг решил, немудрено лукавя, ударить нас аккурат на подъеме. Тактика «Кабанья голова» показала свои плюсы, идущие впереди Белегар и таны перехватили вражеского лорда и отряды, а гномы спокойно поднялись вперед и, под бафом кователя, лихо перемолотили врагов противника. Стиль игры – бей и круши, никаких заморочек, разве что освободившиеся отряды бросал на фланги. Итог – решительная победа, хэй-я! Потрепали разве что егерей отряд наездников на волках, но тут сам автор виноват, зазевался.
Пленных казним - потому что дави не торгуются с гроби, они их выжигают! Победа победой, а праздновать и мять выпуклости гномих будем, когда Восемь Вершин вернем - автобоем берем гарнизон (нет, серьезно, там и драться было не против кого), естественно грабим (гордость и презрение к золоту будем проявлять там же, когда вернем себе родные Караки), итого 1600 шекелей в кармане и лвл-ап всей команды.
Что, еще не устали? Еще не приелся вам старый дядька Ситх? Тогда слушайте дальше, дети, да осторожнее с костром - у кого нить и задница может пригореть.
На следующем (5-ом, для ориентации господ читателей) ходу тем же автобоем берем Карак Буфдар под свое крыло; у него второй с ресурсов, дерево, которое лишним нам не будет (Маленькое Отступление от Автора - вот для меня в ТВВ одно из самых больших разочарований, так отсутствие бонуса от ресурса. Раньше как было (когда трава была зеленее, колбаса вкуснее, а девушки сговорчивее) - захватишь там, к примеру, ту же лесопилку - и вот те бонус к производству, железо - экономия найма, мрамор - меньше платишь строителям. Теперь, ввиду существенного упрощения экономической модели, куда и идут ресурсы, так на торговлю, увы.) Камнебород, к слову, во время боя так рассвирепел, что аж получил прозвище "Воинственный", и под его началом солдаты более дисциплинированно идут в бой - видеть, боятся сами охватить, а король апнул первую ачивку в красной ветке - не помешают +4 к дисциплине в пределах ауры, да и егерей нам качать надо. Не забываем про наших дорогих соседей, потому всем, всем шлем бочонки с лучшим бауманским и кланяемся в пояс, благодаря чему большинство (гномьих и человеческих) наций заключают с нами пакты о ненападении - шикоз, да. Увы, отсиживаться нет времени, со всей прыти наших коротких ножек мчим обратно к столице - ловить диких орков, которые решили вернуться обратно, да еще и под мою столицу.
Сражение с племенем диких орков.
Вам когда-то приходилось стоять на холмике и наблюдать, как со всей дури рвут к вам орды диких орков с топорами размером с вас самих? Подбадривать суровых своих солдат "первому, кто снесет орку голову, десять бочонков пива", а самому молиться предкам? Гнать и гнать последних 10-ть выживших молотобойцев на явную смерть, чтобы выиграть лишнюю минуту, пока егеря смогут отстрелять фланг оркам и развернуться? Орки перехватили Белегара на подлете, у них было на 3 или 4 отряда больше, и я такой "эх, была не была, отступать нельзя, позади Москва!". Увы, ситх так волновался, что аж позабыл заскринить построение, но, учитывая подавляющее большинство орков и все то же небольшое кол-во стрелков (армию я то перманентно набирал, но вот все пехтуру, до стрелков банально не успел дойти/денег не хватало), был выбран вариант того же бронированного кулака, что бы прикрыть свои фланги и пробивать массу орков. Бой был не просто тяжелый, а адский, пару раз мои отряды срывались и бежали, я их ловил и бросал обратно, чуть ли не рыдая от злобы и бессилия. Мне не хватало пары хотя бы шахтеров, чтобы перекрыть разницу, чтобы закрыть прорехи, чтобы укрепить фланги, и спасло меня... не знаю. Может чудо. Может какой ни какой, а талант полководца. Может гномье упертое нежелание умирать. Но я выиграл, а потом обнял бы коленки и смотрел вдаль, да вот близость супруги не позволяла позориться. Пиррова победа, хотя вряд ли великий Пирр мной бы гордился, сжимал плечо так отечески - "сынок, ты хорошо постарался". Слепив остатки отрядов воедино, да, бросаем их на выживших орков (которых осталось много, сказывается отсутствие кавалерии и невозможность ее нанимать как наемников, вот значит летающие отряды в подземных битвах - это норм, а вот наемники - нет), и двумя автопобедами добиваем - не от страха, а от нервного истощения и явных раскладов на победу, потеряли только сильно потрепанных шахтеров (и хрен с ними) и молотобойцев (вот это сильный удар по нашей армии, но их так мало было после пирровой победы, что шансов пережить битвы не было совсем).
Бонусы и результаты победы? Хех:
- мы раскатали кочующих орков в блин. Совсем.
- получили меч золотой марки, +3 к атаке и защите в ближнем бою (дальше - бб), который отдали Белегару.
- множественные лвл-апы
- после победы к нам же прибился пьяница-бочар, итого +6% к доходу от пивоварен.
- Белегар так проникся ненавистью к гроби, что получил соответственную особенность, +4 к дисциплине в сражениях с орками.
Следующие пару ходов ничем особенным не занимаемся, расширяем Карак Буфдар, листаем книгу обид, да набираем отряды. Впечатленные предоставленной повозкой образцов пивоварения, прибывают послы от Тилеи с просьбой торгового соглашения, которое мы радостно заключаем; Скарсник при этом захватывает городишко гномов, но, повинуясь странной логике укурыша (видать, хорошие у них грибы), опять отправляется грабить людей. Второе прохождение, второй раз - что в его головешке, не знаю. Так как война близко, а, точнее, озлобленные потерей города Кривые Носы, перебрасываем нанятых было вояк в мелкий городишко - и вовремя, т.к. к нам уже прет стек гоблооркоты. Брать укрепленный город они не желают, и потому решают грабить, жечь и воровать, что мы не можем взять и простить - +1 запись в книгу обид, 1000 шекелей за разгром их армии. А что делает правильный гном, когда видит армию гроби? Правильно, хватает топор и бежит к ним с боевым кличем!
Сражение с противными кривоносыми налетчиками.
Как обычно, "кабанья голова", задир в тыл, егерей куда-то в бок, что бы тихонько расстреливали противника в фланг. Увы, дислокация была не самой удачной, потому медленным маршем перекинул своих гномов на холмик так, чтобы оркам пришлось пройти через, хм, впадину. Как видно по скринам, в случае малого кол-ва стрелков тактика "кулака" имеет свое преимущество, врагу сложнее охватить фланги, а все юниты ближ.боя получают бафы Кователя. Естественно, держать фронт однородным и цельным не выйдет, но, в общем, мы оперативно контролировали положение и перебрасывали отряды для закрытия прорех. Все остальное видно на картинках, итоги тактики - тоже.
Добив автобоем остатки, выполняем обиду и убираем последнюю силу, которая могла создать нам сложности на данный_момент. Два броска на городишко, два автобоя, 3400 шекелей от разорения и контроль провинции. Подземелье - наше! Порядок, правда, в орочьей заднице, зато под нашим контролем - три города. Захваченный Зарзакил, порядком очистив от орочьего дерьма, повышаем на второй уровень и ставим простую мастерскую - пусть 200 золотых, да совсем не лишние, а приказав почитать предков, стараемся унять недовольство гномов (и пиво им уже не хмельное, и гномихи пилить начали).
Сражение за Зарзакил.
Пользуясь большим количеством стрелков, чем ранее, я не стал мудрить опять с железным кулаком и разбил войско на две компактные группы с егерями в центре; теперь каждый, кто рванул бы между них, получил бы порцию стальных болтов между глаз. Каюсь, сказалась рабочая усталость, попросту увлеченно отыграл бой и только в конце вспомнил, что ни одного скрина. Махач начинался лениво, мой инженер отстрелял пару десятков вражеских юнитов, пока мне не стало скучно и я не повел в бой армии. Особо рассказывать нечего, все видно на скринах.
Спасаем из плена студента, +10% к скорости исследования. Постоянные сражения закаляют, потому даже не удивляемся очередному лвл-апу.
"- Нет, ты только посмотри, ну вот десятка три бочонка дерьма гоблинов вычистили, и откуда в этих говнюков зеленых столько помещается?!, - один из гномов, на свое несчастье попавший под быструю руку короля, громко возмущался, потрясая шваброй. Карак и в самом деле выглядел неважно, будто в нем не стадо орков помещалось, а свинарник... Хотя что там говорить, свиньи хотя бы умнее.
- Гм..., - Белегар многозначительно гудел в бороду, пытаясь не краснеть. Советник, вот умный гном, советовал ему не торопиться казнить пленных, мол, привлечем их к общественным работам, так нет, Лунн уперся, смерть гроби, да и сам Король был не против. А теперь ему тычут в лицо шваброй и возмущаются, будто он, пардоньте, срал во всех углах.
- Ты того, убирай, давай, предки сраму не видят, всякая работа уважаемая, - быстро перебирая ногами, он поспел ретироваться от бригадира, как бы и ему швабру не сунули - не святые горшки лепили, покажи на личном примере. Да и советника пора было искать.
Советник мотался с угла в угол резво, как пчела, если таковую можно было представить в бочонок размером и комплекции, усатого и бородатого, да еще и с кухлем пива - ни какой срачевник после орков не мог испортить ему аппетит.
- Ну что, король, нравится? Хех, целая провинция, уже и матушке можно будет прихвастнуть, а то все "обида да обида, оболтус, и с оболтусами шляешься!".., - он хохотнул, и убежал по делам, оставив краснеющего Белегара. Предки так же всю его гномью жизнь так твердили, оболтус, бестолочь, ни на что не годный, а теперь вот шушукаются довольно, мол, король таки дави оказался, да и пусть Зарзакил мелкий засраный карак, но с него лучше Восемь Пиков видно.
- Лучше... Хех, - он махнул рукой, вздохнул и пошел за шваброй. Король, да, ну и что? Все мы дави."
За все это время время, пока мы выясняли с орками, кто бугор, а кто попутал, гномы разобрались со школами стрелков (+10% к урону у стрелковой пехоты), вспомнили о кумовстве (исл. - +1 к общ.порядку) и принялись обучать дипломатов, как правильно заходить к князьям и лордам с бауманским нефильтрованным, золотом и бабами. Со всего мира к нам опять прут дипломаты: вдохновленные телегой пива, Южное царство предлагает нам торговый договор (благо, выход на торговые пути мы получили вместе с Зарзакилом), мы радостно жмем руки, запросив еще 500 сверху - наглость сестра таланта, да х), а за южными послами тут же прибывают и виссленадские товарищи - так мол и так, гоблины сожгли родной городишко, давайте за 500 золотых будем вместе держать оборону. Последними в очередности, но не в близости к сердцу принимаем родных нам дави с клана Хирн, которые путем маааааленького подарка (600 золотых) покупают у нас оборонительный союз - сойдет для контроля войны с мелкими гоблинскими городишками.
Итого, спустя 17 ходов игры:
- Мы полностью захватили под свой контроль провинцию Подземелье, получив 2 ресурса на продажу, выход к 3 государствам для торговли, обезопасили свои границы договорами о ненападении с соседями. Заключенные оборонительные союзы направлены на борьбу со Скарсником (Висселанд), гоблинскими поселения и северными зеленокожими.
- Разгромили два зеленокожих племени. Помимо самого благостного факта уменьшения орков в мире, мы убрали с доски два потенциальных врага.
- Существенно прокачали нашего Белегара и агентов, будет что показать Скарснику.
- Развили технологии на урон стрелков, дипломатию и порядок.
Выводы и ошибки:
1. Я начал развивать в первую очередь стрелков, показав свой интеллект на уровне гоблина. Почему? Потому что основная масса моих солдат на 20-ый ход - пехота. И, учитывая их дороговизну, лучше сохранять отряды, чем нанимать новые. И потому развивать стоит их. Кто знает, может своевременных "+х к атаке/защите" позволили бы мне нести меньше потерь.
2. Развивать егерей в красной ветке сразу - нет смысла. По тем же причинам, пока наберешь денег на егерей, пока ими заменишь задир - много времени пройдет, и все это время будешь бегать с более слабой, чем могла быть, пехтурой.
3. Развивать танов в желтых ветках изначально - бессмысленно, лучше качать синюю "удешевление найма+нападение на патруль". Простых юнитов они и так резво будут резать.
Цели на следующие 20+ ходов:
- Самая главная - разобраться со Скарсником и по необходимости захватить его провинцию. Почему по необходимости? Потому что у нас не будет хватать денег на содержание двух (да хотя бы одного нормального) домашних стеков гномов для поддержания порядка с одной стороны, с другой стороны 2 провы - больше денег.
- Сформировать армию для долгожданного похода на Карак Восьми Пиков.
- Да, собрать стек для защиты дома, разные орды козлоногих будут шастать беспощадно.
- Максимально возможно за этот срок отстроить провинцию.
Примечание: возможно или даже скорее всего, читающих утомила болтовня автора и его привычка отмечать многие мелочи. Это временно. Вначале почти что каждый ход - событие, потом не редко пропускаешь десяток, отсиживаясь и отстраиваясь. Аналогично со сражениями - сейчас каждое с них может повлиять на игру, в будущем вряд ли я стану растекаться мыслью по полотну из-за каждого автобоя. Потерпите. Спасибо
.
«Белегар со вздохом покосился на пиво. Потом на советника. И опять на пиво. Духи-предки шептались, сбившись в прозрачную группу, и было понятно к чему идет дело.
- Смотри, сейчас пни старые отправят парламентера, - он несильно пнул советника окованным носком сапога, кивая в сторону неживых, но все еще коптящих воздух предков. Советник понимающе кивнул, погрузил крупный нос с горбинкой в свою пивную кружку, привычным жестом отер пену с бороды:
- Как они решают, чья очередь?
- Хаос их знает, кости наверное бросают или на пальцах…, - Белегар так же погрузил нос в пиво, кривясь от неприятной кислятины. «Во, во, пошел… Опять Череполом?» Призрачный предок, чья обида была столь сильной, что даже не позволяла отправиться в чертоги Грунги, прошелестел, нависая всей своей призрачной фигурой, застилая небо, солнце и право личного выбора. «Приперся. Ну давай, еще и цепями мне тут погреми!». В последний раз духи выбрали тот самый момент, когда Белегар держал за грудь приятную во всех отношениях гномиху, и если кто-то думает, что его жениханиям крайне помогла внезапно выглянувшая из-за плеча призрачная физиономия с истошным воплем «Помни!!!...ээээ…я вам мешаю, да? Ох, был я сам когда-то молод….», то вы существенно заблуждаетесь.
- Помни, отрок, о седых вершинах Восьми Пиков, об обиде, которая тяжелым грузом лежат на плечах сыновей Грудни, которые…, - отсутствие креативности духи компенсировали рвением, инициативой и истинно-мертвой хваткой, потому эту речь Белегар знал наизусть с самых малых лет. Знал, что завывание будет продолжаться еще полкружки пива, которое было столь кислым, что впору было задаться вопросом – уж если гномы не умеют «в пиво», то не пришел ли легендарный конец мира?
- А может, и в самом деле пора…, - от слов советника подземный король подавился пивом, а дух-предок даже замер с открытым ртом.
- Что, простите?
- Пора родину возвращать. Стариной тряхнуть. Показать миру и дави, чего стоит клан Ангрунд.
- Советник, мне кажется, хмель ударил тебе в голову, - Белегар прищурился, прикидывая, сможет ли он ударом пивной кружки выбить дурь обратно. В его планах сегодня он собирался если и возвращать, то милость рыжей бестии, а не чертоги далекой родины, хватило ему пока что трех безуспешных попыток.
- Отрок, помни о тяжелом грузе обид запятнанной чести….
- Да помню, помню!
- Нет, король, - советник покусывал кончик усов, - что-то засиделись мы на одном месте, уже скоро ни в одной порядочной компании дави нам руки пожимать не будут. Пора браться за топоры…
- Какие, жопа Грудни, топоры, если мы пиво сварить не можем?, - пивная кружка подлетела на каменных ступенях, орошая всех пивным хвостом, подобно комете. Советник прикрылся своей, как щитом, но уступать не собирался, скорее заговорщицки подмигнул:
- Топоры. И молоты. Такие стальные, гномьи, которые уже пылью покрылись в твоей оружейной. Значит так, я займусь пивом, а ты – войной, по рукам?, - Белегар покосился на протянутую мозолистую пятерню, потом на предка, который ухмылялся на все 32, на разлитое пиво, на небо, скалы, на весь мир, и на круглую попу шмыгнувшей через площадь гномихи. «Может, и в самом деле, пора?»
- По рукам. А сейчас, простите, пора тряхнуть стариной, - подтянув пояс, Белегар быстро направился вслед за прелестницей. Война войной, а боевой дух тоже укреплять надо. Да и предки теперь точно ночь не испортят.»
Начиная игру за Белегара, стоит понимать одну простую вещь - это не возрождение Империи Дави, это долгое и тяжелое возвращение на родину, поход до Одинокой горы, только вместо Смауга - нищета и орки, возвращение Мории, в которой не Балроги, а инфляция и скверна. Если воображение рисует чертоги, полные золота, непобедимые гномьи легионы, которые подземными путями маршируют в закат, и король с Аркенстоном на челе, то - гоните его прочь, гоните! Вас ждут боль, пот, кровь и унижение, регулярные запои и даже, в особо сложных случаях, попытки покончить с собой или громогласное "дануна!"с поспешным вырубанием игры. Если же дойдете до конца, то кроме дрожащих рук и седины в висках сможете гордо поставить ачивку "выполнено!"и пойти спать. И много личной гордости.
Начав игру, в первую очередь осмотримся, чтобы оценить перспективы и назначить первые планы. Положение у нас не самое радостное, но и не самое плачевное. По старой традиции, у нас со старта одно поселение, которое (в купе с провинцией) станет нашей надежной базой, к нашему облегчению – главное поселение провинции. Рядом как и враги – орочьи племена контролируют оставшихся два городишка, на севере – Скарсник, да и кочевые орки прут по нашим землям, так и родственные нам гномьи кланы (толку, правда, с них будет немного, аперитив Скарснику). Оставшиеся соседи – людишки разной степени расположенности к нам. Цели, естественно, тоже ставим простые – получить полный контроль над провинцией и разгромить всех враждебных соседей. В городишке строим 2-ой уровень казарм (который откроет нам задир), пивоварню (которая даст нам и товары для торговли, и прибыль, и рост, и улучшение общественной морали, ну чудо а не постройка, зря что ли советник обещал?), все 4-ре предка добровольно-принудительно отправляются в армию Белегара, ему же нанимаем 3 отряда сыновей гор – вполне годных пехотницев для войны с гоблинами, а войны нам будет хватать – это не Ворчуна сидеть и деньги копить. Что бы прикрыть тыл и заручиться поддержкой соседей, с бочонками пива отправляем послов к человечишкам – Висселандский маркграф, крякнув и пустив слезу после отпитого, заключает с нами договор о ненападении; хэй хэй люди и гномы – давние союзники! Ну и, в качестве финального аккорда, ставим на изучение удешевление найма стрелков, что бы позже апнуть им урон от выстрелов – всегда приятно, когда враг добирается до твоих позиций существенно потрепанным.
Попытка поймать племя диких орков, пока они малочисленные и не создают особых угроз, провалилась сразу – орки оперативно свалили за горизонт с легендарным «we’ll be back», потому, чертыхаясь, валим в обратную сторону, к племени Кривых Носов, возвращать гномьи караки себе. Местный вождь, порядком струхнув (или сглупив), решает прошмыгнуть подземными путями – хех, наивный.
Сражение под Карак Буфдаром.
Все знают особенности сражения на подземных путях – места мало, везде камни, враг только впереди, ну рай для гнома. Строим наших товарищей бронированным кулаком, т.к. стрелков мало, зона бафа кователя рун – небольшая, будем крушить врагов кабаньим клином. Сразу сказывается нехватка артиллерии – враг просто решил подождать, пока мы к нему подойдем, ну прелесть какая. Выслушивая срамные анекдоты от сержантов, топаем, и топает, и топаем, и топаем, и топаем, и топаем, и топаем, да, у гномов крохотные ножки и скорость улитки, потому за время «топанья» автор успел покурить, прочесть главу комикса и даже подумать о жизни – на тройной прокрутке!
Враг решил, немудрено лукавя, ударить нас аккурат на подъеме. Тактика «Кабанья голова» показала свои плюсы, идущие впереди Белегар и таны перехватили вражеского лорда и отряды, а гномы спокойно поднялись вперед и, под бафом кователя, лихо перемолотили врагов противника. Стиль игры – бей и круши, никаких заморочек, разве что освободившиеся отряды бросал на фланги. Итог – решительная победа, хэй-я! Потрепали разве что егерей отряд наездников на волках, но тут сам автор виноват, зазевался.
Немного картинок (Раскрыть)
Силы на начало боя:
Построение:
Вид сверху:
Белегар во всех смыслах светится от радости возможности навалять чертовым гроби:
Итоги боя:
Силы на начало боя:
Построение:
Вид сверху:
Белегар во всех смыслах светится от радости возможности навалять чертовым гроби:
Итоги боя:
Пленных казним - потому что дави не торгуются с гроби, они их выжигают! Победа победой, а праздновать и мять выпуклости гномих будем, когда Восемь Вершин вернем - автобоем берем гарнизон (нет, серьезно, там и драться было не против кого), естественно грабим (гордость и презрение к золоту будем проявлять там же, когда вернем себе родные Караки), итого 1600 шекелей в кармане и лвл-ап всей команды.
Развитие навыков (Раскрыть)
Памятуя про необходимый источник минералов, витаминов и белков в рационе гномов как пиво, строим второй уровень пивоварни - и на экспорт пойдет, и от продажи местным золотишко, и, да, пьяные гномы обретают особый шарм, потому рождаемость резко повышается. А пьяный удовлетворенный гном всегда доволен, незачем ему бузить против короля. Белегару, после долгих вздохов, выбираем +10% к перемещению по страт.карте (для коротконогих гномов немало), клятвенный камень мощи, +36 к защите в ближнем бою лорда и отрядов в пределах ауры никогда не будут лишние, а до желанных бафов на уменьшение сроков осады мы еще успеем добраться. Кователь Рун Железнобров получает прокачку бафа на откат рун (которые, конечно, уступают магии, но не требуют маны, и потому юзать их надо постоянно), Инженер Молоторукий +1 к триангуляции стрелков, Танов было решено одного вкачивать в синюю ветку, второго - в желтую, якобы в машину убийства (на деле оказалось ошибкой, самый выгодный изначальный вариант - синяя, гроби они крошат и так хорошо, а бонус к удешевлению найма выгоднее, но исправился я не сразу), потому Камнебород получает +1 к порядку, а Лунн Орочья Погибель (в дальнейшем, Лунтик, раз уж мы родня, пусть звиняет) - Искателя Врагов (хороший бонус к скорости и запасу сил).
Что, еще не устали? Еще не приелся вам старый дядька Ситх? Тогда слушайте дальше, дети, да осторожнее с костром - у кого нить и задница может пригореть.
На следующем (5-ом, для ориентации господ читателей) ходу тем же автобоем берем Карак Буфдар под свое крыло; у него второй с ресурсов, дерево, которое лишним нам не будет (Маленькое Отступление от Автора - вот для меня в ТВВ одно из самых больших разочарований, так отсутствие бонуса от ресурса. Раньше как было (когда трава была зеленее, колбаса вкуснее, а девушки сговорчивее) - захватишь там, к примеру, ту же лесопилку - и вот те бонус к производству, железо - экономия найма, мрамор - меньше платишь строителям. Теперь, ввиду существенного упрощения экономической модели, куда и идут ресурсы, так на торговлю, увы.) Камнебород, к слову, во время боя так рассвирепел, что аж получил прозвище "Воинственный", и под его началом солдаты более дисциплинированно идут в бой - видеть, боятся сами охватить, а король апнул первую ачивку в красной ветке - не помешают +4 к дисциплине в пределах ауры, да и егерей нам качать надо. Не забываем про наших дорогих соседей, потому всем, всем шлем бочонки с лучшим бауманским и кланяемся в пояс, благодаря чему большинство (гномьих и человеческих) наций заключают с нами пакты о ненападении - шикоз, да. Увы, отсиживаться нет времени, со всей прыти наших коротких ножек мчим обратно к столице - ловить диких орков, которые решили вернуться обратно, да еще и под мою столицу.
Сражение с племенем диких орков.
Вам когда-то приходилось стоять на холмике и наблюдать, как со всей дури рвут к вам орды диких орков с топорами размером с вас самих? Подбадривать суровых своих солдат "первому, кто снесет орку голову, десять бочонков пива", а самому молиться предкам? Гнать и гнать последних 10-ть выживших молотобойцев на явную смерть, чтобы выиграть лишнюю минуту, пока егеря смогут отстрелять фланг оркам и развернуться? Орки перехватили Белегара на подлете, у них было на 3 или 4 отряда больше, и я такой "эх, была не была, отступать нельзя, позади Москва!". Увы, ситх так волновался, что аж позабыл заскринить построение, но, учитывая подавляющее большинство орков и все то же небольшое кол-во стрелков (армию я то перманентно набирал, но вот все пехтуру, до стрелков банально не успел дойти/денег не хватало), был выбран вариант того же бронированного кулака, что бы прикрыть свои фланги и пробивать массу орков. Бой был не просто тяжелый, а адский, пару раз мои отряды срывались и бежали, я их ловил и бросал обратно, чуть ли не рыдая от злобы и бессилия. Мне не хватало пары хотя бы шахтеров, чтобы перекрыть разницу, чтобы закрыть прорехи, чтобы укрепить фланги, и спасло меня... не знаю. Может чудо. Может какой ни какой, а талант полководца. Может гномье упертое нежелание умирать. Но я выиграл, а потом обнял бы коленки и смотрел вдаль, да вот близость супруги не позволяла позориться. Пиррова победа, хотя вряд ли великий Пирр мной бы гордился, сжимал плечо так отечески - "сынок, ты хорошо постарался". Слепив остатки отрядов воедино, да, бросаем их на выживших орков (которых осталось много, сказывается отсутствие кавалерии и невозможность ее нанимать как наемников, вот значит летающие отряды в подземных битвах - это норм, а вот наемники - нет), и двумя автопобедами добиваем - не от страха, а от нервного истощения и явных раскладов на победу, потеряли только сильно потрепанных шахтеров (и хрен с ними) и молотобойцев (вот это сильный удар по нашей армии, но их так мало было после пирровой победы, что шансов пережить битвы не было совсем).
Немного картинок (Раскрыть)
Начало боя:
И его итого:
Начало боя:
И его итого:
Бонусы и результаты победы? Хех:
- мы раскатали кочующих орков в блин. Совсем.
- получили меч золотой марки, +3 к атаке и защите в ближнем бою (дальше - бб), который отдали Белегару.
- множественные лвл-апы
Развитие навыков (Раскрыть)
(сразу 2 апгрейда урона егерей), разовые лвл-апы Предков (на урон стрелковых отрядов для Молоторукого, +1 к вдохновленным речам Камнеборода (пусть сладкими словами вербует гномов в войска, 3% мелочь, да приятно), +3% к урону оружия для Лунтика и Рунный Удар для Железноброва - единственное боевое заклинание у гномов (помимо "бдыщь!" и "бабах!".)
- после победы к нам же прибился пьяница-бочар, итого +6% к доходу от пивоварен.
- Белегар так проникся ненавистью к гроби, что получил соответственную особенность, +4 к дисциплине в сражениях с орками.
Следующие пару ходов ничем особенным не занимаемся, расширяем Карак Буфдар, листаем книгу обид, да набираем отряды. Впечатленные предоставленной повозкой образцов пивоварения, прибывают послы от Тилеи с просьбой торгового соглашения, которое мы радостно заключаем; Скарсник при этом захватывает городишко гномов, но, повинуясь странной логике укурыша (видать, хорошие у них грибы), опять отправляется грабить людей. Второе прохождение, второй раз - что в его головешке, не знаю. Так как война близко, а, точнее, озлобленные потерей города Кривые Носы, перебрасываем нанятых было вояк в мелкий городишко - и вовремя, т.к. к нам уже прет стек гоблооркоты. Брать укрепленный город они не желают, и потому решают грабить, жечь и воровать, что мы не можем взять и простить - +1 запись в книгу обид, 1000 шекелей за разгром их армии. А что делает правильный гном, когда видит армию гроби? Правильно, хватает топор и бежит к ним с боевым кличем!
Сражение с противными кривоносыми налетчиками.
Как обычно, "кабанья голова", задир в тыл, егерей куда-то в бок, что бы тихонько расстреливали противника в фланг. Увы, дислокация была не самой удачной, потому медленным маршем перекинул своих гномов на холмик так, чтобы оркам пришлось пройти через, хм, впадину. Как видно по скринам, в случае малого кол-ва стрелков тактика "кулака" имеет свое преимущество, врагу сложнее охватить фланги, а все юниты ближ.боя получают бафы Кователя. Естественно, держать фронт однородным и цельным не выйдет, но, в общем, мы оперативно контролировали положение и перебрасывали отряды для закрытия прорех. Все остальное видно на картинках, итоги тактики - тоже.
Немного картинок (Раскрыть)
Начало боя:
Построение. Как видим, между нами и орками впадина, в которую нам пришлось бы залезть, если бы поперли в лоб. Потому переместились левее, вынуждая орков уже самостоятельно лезть к нам:
"Держать строй, сукины дети, держать строй!":
Вид сверху. Видно, что часть орочьих отрядов банально мешают друг другу, в 2-рыла наваливаясь на гномьи линии. Егеря сверху, стреляют в бок оркам:
Итоги боя:
Начало боя:
Построение. Как видим, между нами и орками впадина, в которую нам пришлось бы залезть, если бы поперли в лоб. Потому переместились левее, вынуждая орков уже самостоятельно лезть к нам:
"Держать строй, сукины дети, держать строй!":
Вид сверху. Видно, что часть орочьих отрядов банально мешают друг другу, в 2-рыла наваливаясь на гномьи линии. Егеря сверху, стреляют в бок оркам:
Итоги боя:
Добив автобоем остатки, выполняем обиду и убираем последнюю силу, которая могла создать нам сложности на данный_момент. Два броска на городишко, два автобоя, 3400 шекелей от разорения и контроль провинции. Подземелье - наше! Порядок, правда, в орочьей заднице, зато под нашим контролем - три города. Захваченный Зарзакил, порядком очистив от орочьего дерьма, повышаем на второй уровень и ставим простую мастерскую - пусть 200 золотых, да совсем не лишние, а приказав почитать предков, стараемся унять недовольство гномов (и пиво им уже не хмельное, и гномихи пилить начали).
Сражение за Зарзакил.
Пользуясь большим количеством стрелков, чем ранее, я не стал мудрить опять с железным кулаком и разбил войско на две компактные группы с егерями в центре; теперь каждый, кто рванул бы между них, получил бы порцию стальных болтов между глаз. Каюсь, сказалась рабочая усталость, попросту увлеченно отыграл бой и только в конце вспомнил, что ни одного скрина. Махач начинался лениво, мой инженер отстрелял пару десятков вражеских юнитов, пока мне не стало скучно и я не повел в бой армии. Особо рассказывать нечего, все видно на скринах.
Немного картинок (Раскрыть)
Начала кино не будет, забыл заскринить ((
Построение. Типично-обычное, почерпнутое как раз на нашем форуме; хотя все равно непривычно рассматривать стек не как единое целое, а как ряд независимых групп:
И общим планом:
Разгар боя. Видим, что пехота держит основную массу, пока стрелки расстреливают все живое. Егеря были неприятным сюрпризом для противника:
Итоги:
Начала кино не будет, забыл заскринить ((
Построение. Типично-обычное, почерпнутое как раз на нашем форуме; хотя все равно непривычно рассматривать стек не как единое целое, а как ряд независимых групп:
И общим планом:
Разгар боя. Видим, что пехота держит основную массу, пока стрелки расстреливают все живое. Егеря были неприятным сюрпризом для противника:
Итоги:
Спасаем из плена студента, +10% к скорости исследования. Постоянные сражения закаляют, потому даже не удивляемся очередному лвл-апу.
Развитие навыков (Раскрыть)
Белегар получает последний уровень к урону егерей (% к урону!) и наконец-то бафф на ускоренную осаду, Железнобров - максимальный откат рун в желтой и руну защиты в синей ветках (хоть как-то поможет против гоблинских агентов), Лунтик - %к урону и и вдохновителя 2ур и первый навык синей ветки к +1 общ.порядка. Камнебороду - нехилых 15% от стоимости найма (2-3 ур.навыка). Инженер получает верный глаз, +8% к дальности (на деле, пусть господа подскажут полезность скила; с одной стороны, я в предыдущем сражении так пол отряда орков перестрелял, пользуясь разницей в расстоянии, с другой - есть и другие ценные ветки) и активный навык "Баллистические поправки" на скорость стрельбы и точность.
"- Нет, ты только посмотри, ну вот десятка три бочонка дерьма гоблинов вычистили, и откуда в этих говнюков зеленых столько помещается?!, - один из гномов, на свое несчастье попавший под быструю руку короля, громко возмущался, потрясая шваброй. Карак и в самом деле выглядел неважно, будто в нем не стадо орков помещалось, а свинарник... Хотя что там говорить, свиньи хотя бы умнее.
- Гм..., - Белегар многозначительно гудел в бороду, пытаясь не краснеть. Советник, вот умный гном, советовал ему не торопиться казнить пленных, мол, привлечем их к общественным работам, так нет, Лунн уперся, смерть гроби, да и сам Король был не против. А теперь ему тычут в лицо шваброй и возмущаются, будто он, пардоньте, срал во всех углах.
- Ты того, убирай, давай, предки сраму не видят, всякая работа уважаемая, - быстро перебирая ногами, он поспел ретироваться от бригадира, как бы и ему швабру не сунули - не святые горшки лепили, покажи на личном примере. Да и советника пора было искать.
Советник мотался с угла в угол резво, как пчела, если таковую можно было представить в бочонок размером и комплекции, усатого и бородатого, да еще и с кухлем пива - ни какой срачевник после орков не мог испортить ему аппетит.
- Ну что, король, нравится? Хех, целая провинция, уже и матушке можно будет прихвастнуть, а то все "обида да обида, оболтус, и с оболтусами шляешься!".., - он хохотнул, и убежал по делам, оставив краснеющего Белегара. Предки так же всю его гномью жизнь так твердили, оболтус, бестолочь, ни на что не годный, а теперь вот шушукаются довольно, мол, король таки дави оказался, да и пусть Зарзакил мелкий засраный карак, но с него лучше Восемь Пиков видно.
- Лучше... Хех, - он махнул рукой, вздохнул и пошел за шваброй. Король, да, ну и что? Все мы дави."
За все это время время, пока мы выясняли с орками, кто бугор, а кто попутал, гномы разобрались со школами стрелков (+10% к урону у стрелковой пехоты), вспомнили о кумовстве (исл. - +1 к общ.порядку) и принялись обучать дипломатов, как правильно заходить к князьям и лордам с бауманским нефильтрованным, золотом и бабами. Со всего мира к нам опять прут дипломаты: вдохновленные телегой пива, Южное царство предлагает нам торговый договор (благо, выход на торговые пути мы получили вместе с Зарзакилом), мы радостно жмем руки, запросив еще 500 сверху - наглость сестра таланта, да х), а за южными послами тут же прибывают и виссленадские товарищи - так мол и так, гоблины сожгли родной городишко, давайте за 500 золотых будем вместе держать оборону. Последними в очередности, но не в близости к сердцу принимаем родных нам дави с клана Хирн, которые путем маааааленького подарка (600 золотых) покупают у нас оборонительный союз - сойдет для контроля войны с мелкими гоблинскими городишками.
Итого, спустя 17 ходов игры:
- Мы полностью захватили под свой контроль провинцию Подземелье, получив 2 ресурса на продажу, выход к 3 государствам для торговли, обезопасили свои границы договорами о ненападении с соседями. Заключенные оборонительные союзы направлены на борьбу со Скарсником (Висселанд), гоблинскими поселения и северными зеленокожими.
- Разгромили два зеленокожих племени. Помимо самого благостного факта уменьшения орков в мире, мы убрали с доски два потенциальных врага.
- Существенно прокачали нашего Белегара и агентов, будет что показать Скарснику.
- Развили технологии на урон стрелков, дипломатию и порядок.
Выводы и ошибки:
1. Я начал развивать в первую очередь стрелков, показав свой интеллект на уровне гоблина. Почему? Потому что основная масса моих солдат на 20-ый ход - пехота. И, учитывая их дороговизну, лучше сохранять отряды, чем нанимать новые. И потому развивать стоит их. Кто знает, может своевременных "+х к атаке/защите" позволили бы мне нести меньше потерь.
2. Развивать егерей в красной ветке сразу - нет смысла. По тем же причинам, пока наберешь денег на егерей, пока ими заменишь задир - много времени пройдет, и все это время будешь бегать с более слабой, чем могла быть, пехтурой.
3. Развивать танов в желтых ветках изначально - бессмысленно, лучше качать синюю "удешевление найма+нападение на патруль". Простых юнитов они и так резво будут резать.
Цели на следующие 20+ ходов:
- Самая главная - разобраться со Скарсником и по необходимости захватить его провинцию. Почему по необходимости? Потому что у нас не будет хватать денег на содержание двух (да хотя бы одного нормального) домашних стеков гномов для поддержания порядка с одной стороны, с другой стороны 2 провы - больше денег.
- Сформировать армию для долгожданного похода на Карак Восьми Пиков.
- Да, собрать стек для защиты дома, разные орды козлоногих будут шастать беспощадно.
- Максимально возможно за этот срок отстроить провинцию.
Примечание: возможно или даже скорее всего, читающих утомила болтовня автора и его привычка отмечать многие мелочи. Это временно. Вначале почти что каждый ход - событие, потом не редко пропускаешь десяток, отсиживаясь и отстраиваясь. Аналогично со сражениями - сейчас каждое с них может повлиять на игру, в будущем вряд ли я стану растекаться мыслью по полотну из-за каждого автобоя. Потерпите. Спасибо