Сообщество Империал: Подводная война Первой мировой - Сообщество Империал

Jackel

Подводная война Первой мировой

Жестяные головастики, ставшие убийцами крейсеров.
Тема создана: 11 октября 2017, 17:37 · Автор: Jackel
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 Jackel
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 11 октября 2017, 17:37

Imp


В наше время события, связанные с использованием подводных лодок в период Первой мировой войны относительно малоизвестны на фоне подвигов подводников Второй мировой, про них практически нет громких книг, фильмов и компьютерных игр – а между тем именно на этот конфликт пришлось становление подводных сил, способных радикально менять баланс сил на море и оказывать мощное влияние на экономику воюющих стран. Данная тема призвана отчасти исправить это упущение на нашем форуме.
Хотя первые относительно удачные примеры использования подводных лодок относятся еще к 19-му веку (в частности, Американской гражданской войне), полностью раскрыть свой потенциал новый вид морского оружия смог только в 1914-18гг. Причин тому оказалось несколько:
1)ПЛ и их вооружение наконец достигли такого уровня технического развития и совершенства, при которых стало возможным их эффективное использование не только в прибрежных водах, но и в открытом море, и даже на океанских маршрутах.
2)Развитие промышленности основных воюющих стран (судостроения, машиностроения, электротехнической и химической промышленности и т.д.) наконец позволило массовое строительство такого высокотехнологичного вида вооружений, как подводные лодки – и сделало их одним из основных классов боевых кораблей, участвовавших в войне.
3) Все мнимые и реальные недостатки тогдашних ПЛ, как оказалось, перевешивает один фактор – скрытность. Благодаря которому ПЛ оказалась способна уничтожить любой боевой корабль в пределах досягаемость и в короткий срок.
4)Полное отсутствие на начало войны у всех воюющих сторон каких-либо средств, методов и навыков противолодочной обороны, несмотря на отдельные довоенные теоретические наработки таких средств. Оказалось, что единственным реальным средством уничтожения ПЛ, находящейся под перископом, является древнейший приём корабельной тактики – таран. В дальнейшем во всех основных воюющих странах были разработаны многочисленные методы и технические средства ПЛО, но на «полную мощность» они вышли только к 1917-18гг. Еще в 1915-16гг. ПЛ чувствовали себя достаточно вольготно, хотя тогда уже появились первые глубинные бомбы и «ныряющие» снаряды.
Первая мировая заложила тот архетип подводной лодки, что просуществовал вплоть до конца Второй мировой – не смешной «жестяной головастик», похожий на полубочку-полуторпеду, с экипажем из нескольких человек, едва способный выйти из порта и с предельной глубиной погружения в пару десятков метров, ползающий на 5-6 узлах при тихой погоде, как еще недавно, в Русско-японскую, а достаточно мощный ныряющий миноносец, с гигантской дальностью плавания в надводном положении, с сильным торпедным, а подчас и артиллерийским вооружением. Этому архетипу суждено было просуществовать вплоть до появления современного – т.е. до создания знаменитых германских «электролодок» 21-й и 23-й серий и первого после второй мировой поколения ПЛ в США и СССР, созданных на их основе. Надежность и управляемость ПЛ, их подводные характеристики также заметно выросли за предшествующее первой мировой десятилетие. Ну и конечно, почти никто за исключением разве что нескольких писателей-фантастов к 1914-му году не предполагал, что самым страшным врагом подводная лодка станет даже не для боевых кораблей, а для торгового судоходства…

Наилучших результатов в грядущей войне суждено было добиться немецким, английским и австро-венгерским подводникам. Французские, русские и итальянские ПЛ достигли существенно меньших успехов, американские и японские же в войне фактически не участвовали.


Германия.

Несмотря на то, что к 20-му веку немцы, в отличие от многих других стран почти не выделяли средств для исследования и развития подплава, к Первой мировой они обладали не слишком многочисленным, но достаточно эффективным и сбалансированным подводным флотом. Как заявил Тирпиц, немцы не собирались строить серийно подводные лодки до тех пор, пока их уровень в других странах и общее техническое развитие не достигнут определенного уровня. В начале 20-го века уровень наконец был достигнут, и немцы начали серийное строительство лодок - сначала с керосино-электрической ДУ, а потом и дизель-электрической. Прототипом для первых немецких лодок стали русские субмарины типа "Карп", строившиеся в Германии. К началу Первой мировой германский подводный флот насчитывал 28 подводных лодок, еще 13 находились в постройке, и 6 строившихся для других стран были реквизированы и введены в состав флота. В дальнейшем немцы разработали, построили и ввели в строй несколько десятков различных типов ПЛ общей численностью около 400 (это включая несколько недостроенные. 403?). На их долю выпали не только самые громкие победы, но и самые тяжелые потери - в общей сложности до конца войны немцы потеряли 243 лодки, из которых к боевым потерям относились 178. Вместе с ними погибли 5132 подводника. В то же время, успехи их оказались исключительно велики - за время войны немецкие подводники потопили в общей сложности 156 боевых кораблей Антанты (включая 10 линкоров и 20 крейсеров) и около 17,5 тыс.(!) торговых судов общим тоннажем 12284278 брт. Т.е. 12 миллионов тонн. Среди немецких подводников наверное стоит в первую очередь вспомнить таких знаменитых асов, как Отто Веддиген, в начале войны потопивший за короткий срок 4 английских крейсера и позже погибшей вместе со своей U-29, протараненной другой знаменитостью - "Дредноутом", и Лотара Арно де ла Перьера - абсолютного чемпиона по числу потопленных торговых судов (194 штуки) и тоннажу (453716 брт), погибшего в авиакатастрофе в 1941-м. В тоже время, столь гигантское количество потопленных как и де ла Перьером, так и многими другими асами судов было обусловлено также тем, что среди было много парусников малого тоннажа, да и действовали тогдашние подводники в мало сопоставимых со Второй мировой условиях - значительная часть судов была ими потоплена артиллерией, что в году 1943-45-м было бы просто немыслимо за исключением отдельных ТВД. Порой немецкие ПЛ даже вступали в артиллерийские дуэли с боевыми кораблями и судами-ловушками - так например 14 октября 1918-го г. подводный крейсер U-139 (де ла Перьер, 2-150 мм орудия) артогнем потопил атаковавший его португальский вооруженный траулер "Аугусто де Кастильо" (487т, 1 - 65мм и 1-47мм). Любопытно, что последний почитается в Португалии примерно как "Варяг" - у нас. В материально-техническом плане немцы за годы войны не только создали концепцию "подводного крейсера" в своём "классическом" виде, которая будет будоражить умы адмиралов вплоть до 40-х годов, но также концепцию "подводного транспорта", и - заложили основу для своих знаменитых 2-й и 7-й серий времен ВМВ - ими стали типы лодок UBII и UBIII соответственно. В целом же, немецкие подводные лодки своим участием в первой мировой не только поставили Англию на грань голода (в начале 1917-го), но и сделали в массовом сознании подводную лодку таким же неотделимым символом германского милитаризма как воздушные бомбардировки городов, боевые газы или каска с пикой, чуть позже сменившаяся "рогачем". Это стало одной из причин полного запрета Германии иметь ПЛ по Версальскому договору - но спустя 20 лет история всё равно повторилась...

Великобритания.

Великобритания, которая ввозила 2/3 потребляемого продовольствия и ставшая в наступающей войне главной целью немецких подводных лодок, имела к началу войны наиболее мощный подводный флот - 73 единицы, типов "А", "В" и "С". В дальнейшем к ним присоединились многочисленные лодки типа "Е", которые среди ПЛ стран Антанты стали не только лучшими массовыми ПЛ, но и наиболее результативными. Всего за годы войны англичане потеряли в боевых действиях 52 лодки, еще одна (L-55) погибла во время интервенции в Россию. И хотя на долю английских подводников не выпало таких громких побед, как их германским коллегам, всё им есть чем гордится - английские ПЛ весьма удачно действовали в Северном море, на Балтике и в Средиземном море. В частности, на их долю выпали крупные успехи в ходе Дарданелльской операции - 2 турецких броненосца и несколько более мелких судов. Счет же они окрыли 13 сентября 1914г. - когда лодка Е-9 в Гельголандском заливе потопила немецкий крейсер "Хела" (2027т). Также на их счету несколько сотен торговых кораблей (~400?), и что интересно - довольно много немецких подводных лодок. Именно англичане стали родоначальниками концепции "подводной лодки - охотника за подводными лодками", по которой были созданы экспериментальные субмарины типа "R".


Австро-Венгрия.

Крупнейших после Германии и Англии успехов в подводной войне в годы Первой мировой суждено было добиться подводникам страны, которая в массовом сознании наверное меньше всего ассоциируется с подводными лодками и флотом вообще - "двуединой монархии" Австро-Венгрии. И зря. Потому как в то время, на начало 20-го века, когда этой стране суждено было доживать последние годы - ВМС у неё были достаточно сильные и неплохо оснащенные, да и выучка личного состава вкупе с боевыми традициями (типа знаменитой битвы при Лиссе) тоже присутствовали. Несмотря на относительную малочисленность, ВМФ Австро-Венгрии имел в своём распоряжении современные и хорошо сбалансированные корабли, зачастую превосходившие аналогичные по классу корабли своего основного противника - Италии. Исключение пожалуй составляли как раз подводные лодки - что впрочем не помешало им в скором времени добиться заметных успехов. Во флоте было всего лишь 6 малых ПЛ, еще 5 находились в постройке. Общее количество ПЛ в австрийском флоте за годы войны составило 27 штук, большинство из которых составляли построенные по лицензии германские типа UBII. 8 ПЛ за годы войны погибли, при этом подлодки уничтожили в общей сложности броненосный крейсер, 5 эсминцев, 2 подводные лодки и 94 торговых судна общим водоизмещением 190173 брт, и повредили линкор, 2 крейсера и эсминец.

Россия

Хотя подводные лодки Российской империи и не добились таких выдающихся успехов, как ПЛ Германии и Англии (чему есть объективные причины), всё же и на их счету некоторые достижения. К началу войны российский флот имел 27 ПЛ, но большинство из них было устаревших конструкций и особой боевой ценности не представляло, еще 24 лодки находилось в постройке. И хотя их успехи оказались невелики, потери также трудно назвать большими - до Брестского мира погибли 7 лодок. На Черном море им удалось потопить 9 турецких пароходов и 2 захватить, также были уничтожены 35 турецких каботажных парусников, еще 3 захвачены. При этом погибла только 1 лодка ("Морж"). На Балтике успехи были скромнее - около 12 уничтоженных или захваченных судов противника, при этом погибли 6 лодок. Первый же боевой корабль противника выпала честь уничтожить уже новому, советскому флоту - по иронии судьбы им стал корабль вчерашних союзников, ПЛ "Пантера" 31.8.1919 потопила у о-ва Сескар английский эсминец "Виттория".



Очень неплохая "мурзилка" за авторством А. Тараса - в книге не только рассмотрены все основные и второстепенные типы подводных лодок всех существовавших на тот момент стран (включая нейтральные), но и вкратце рассказано об основных вехах предвоенного и военного развития класса ПЛ, ход и итоги подводной войны на всех ТВД включая второстепенные, указана судьба всех ПЛ.

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь


Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Тема-заготовка, чуть позже добавлю данные по лодкам основных стран и литературу.
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 20 февраля 2018, 13:21

    Война после войны, или история одной лодки.

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Jackel
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 05 июня 2019, 15:20

      Jackel (20 февраля 2018, 13:21):

      Война после войны, или история одной лодки.

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь



      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь - занятно, что Кондратьев в своей заметке считает что погибла она всё же от попадания (попаданий?) с эсминцев, а не от своей мины.
      Один из комментов:

      Цитата

      ХЕХ:) Когда полтора месяца спустя однотипник "Азарда" из однотипной пушки будет попадать в маневрирующие торпедные катера на кронштадском рейде - это почему то никого не удивит, а тут - один сплошной пессимизм и "красные все врут, она сама взорвалась"! ПыСы: а носовая часть L55 с рубкой как мишень поболее будет, чем 55-футовый С.М.В..


      Здесь он возможно прав -

      Цитата

      1) Место попадания снаряда могло быть уничтожено взрывом мины (гораздо более сильным), собственно, я об этом и написал.


      От себя же замечу, что если попадания не было, то почему с эсминцев не видели всплеска от ушедшего в молоко снаряда? Непонятно. Имхо, возможно лодка будучи уже тяжело повреждённой снарядом с эсминца, добита своей миной - которая попутно уничтожила место попадания снаряда.
         Ratsha
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 21 сентября 2019, 11:23

        Jackel

        И хотя их успехи оказались невелики, потери также трудно назвать большими - до Брестского мира погибли 7 лодок.

        Мало успехов было на Балтике. На Черном море лодки действовали очень даже неплохо:

        Цитата

        По изложенным причинам, а также по специфике Черноморского театра военных действий и наступательному характеру на нем русской морской войны, черноморские ПЛ, по современным подсчетам, нанесли турецко-германскому противнику только 16% потерь по тоннажу против 72% тоннажа судов уничтоженных надводными силами, в то время как на Балтийском море доля субмарин достигала 52% уничтоженного тоннажа судов противника против 9% доли надводных сил. В то же время из-за действий Балтийского флота объем морских перевозок врага сократился приблизительно на 30%, в то время как Черноморский флот добился срыва, а в отдельные периоды – полного прекращения неприятельских перевозок морем. Произошло резкое и губительное для турецкой экономики (более чем в пять с половиной раз, с 827 до 146 тыс. тонн) сокращение добычи топлива, вызванное невозможностью вывоза угля из района копей Зунгулдак – Эрегли. В этом контексте уничтожение черноморскими ПЛ несчетного числа неучтенных в тоннаже, пытавшихся перевозить уголь, мелких судов имело более важное значение, чем то полагают.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для Турции перевозки угля из портов Эрегли и Зонгулдака имели стратегическое значение.

        Jackel

        На Черном море им удалось потопить 9 турецких пароходов и 2 захватить, также были уничтожены 35 турецких каботажных парусников, еще 3 захвачены.

        9 пароходов - это только те, которые были потоплены торпедами. На минах, выставленных подводным заградителем "Краб" погибли пароход, буксир и канонерская лодка. Значительное число транспортов, получив повреждения, смогло выброситься на берег и спастись. Мне где-то попадалась цифра в сотню пароходов и шхун захваченных и уничтоженных черноморскими подводниками.
           Архитектор
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 21 сентября 2019, 12:20

          Ratsha (21 сентября 2019, 11:23):

          9 пароходов - это только те, которые были потоплены торпедами. На минах, выставленных подводным заградителем "Краб" погибли пароход, буксир и канонерская лодка. Значительное число транспортов, получив повреждения, смогло выброситься на берег и спастись. Мне где-то попадалась цифра в сотню пароходов и шхун захваченных и уничтоженных черноморскими подводниками.

          Не все таки 100 пароходов несколько сомнительна. Скорее всего это были парусники и фелюги, которых одними только ПЛ потопили и захватили за несколько сотен. Это я сужу по справочнику Ю.В.Апалькова по русскому флоту в ПМВ, где есть хронология боевых действий Черноморского и Балтийского флота. Потому что он у меня сейчас под рукой. Только данных в виде общего результата нет.
             Jackel
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 22 сентября 2019, 00:08

            Ratsha (21 сентября 2019, 11:23):

            Jackel

            И хотя их успехи оказались невелики, потери также трудно назвать большими - до Брестского мира погибли 7 лодок.

            Мало успехов было на Балтике. На Черном море лодки действовали очень даже неплохо:

            Цитата

            По изложенным причинам, а также по специфике Черноморского театра военных действий и наступательному характеру на нем русской морской войны, черноморские ПЛ, по современным подсчетам, нанесли турецко-германскому противнику только 16% потерь по тоннажу против 72% тоннажа судов уничтоженных надводными силами, в то время как на Балтийском море доля субмарин достигала 52% уничтоженного тоннажа судов противника против 9% доли надводных сил. В то же время из-за действий Балтийского флота объем морских перевозок врага сократился приблизительно на 30%, в то время как Черноморский флот добился срыва, а в отдельные периоды – полного прекращения неприятельских перевозок морем. Произошло резкое и губительное для турецкой экономики (более чем в пять с половиной раз, с 827 до 146 тыс. тонн) сокращение добычи топлива, вызванное невозможностью вывоза угля из района копей Зунгулдак – Эрегли. В этом контексте уничтожение черноморскими ПЛ несчетного числа неучтенных в тоннаже, пытавшихся перевозить уголь, мелких судов имело более важное значение, чем то полагают.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Для Турции перевозки угля из портов Эрегли и Зонгулдака имели стратегическое значение.

            Jackel

            На Черном море им удалось потопить 9 турецких пароходов и 2 захватить, также были уничтожены 35 турецких каботажных парусников, еще 3 захвачены.

            9 пароходов - это только те, которые были потоплены торпедами. На минах, выставленных подводным заградителем "Краб" погибли пароход, буксир и канонерская лодка. Значительное число транспортов, получив повреждения, смогло выброситься на берег и спастись. Мне где-то попадалась цифра в сотню пароходов и шхун захваченных и уничтоженных черноморскими подводниками.

            Шхун и пароходов - последних было несколько штук, не больше полутора десятков. Однако, это "резкое и губительное для турецкой экономики сокращение" даже на Кавказский фронт принципиального значения не оказало, и Турцию из войны не вывело. И даже Стамбул от холода не вымер. С учетом практически полного отсутствия у турок на ЧМ средств ПЛО - успехи и правда весьма умеренны.
               Ravelin
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 06 октября 2021, 16:26

              Внутри германской подводной лодки времён ПМВ.

              19 июля 1918 года двухвинтовая подлодка U-boat 110 из-за вражеских глубинных бомб была вынуждена всплыть на поверхность в Северном море у города Хартпул. После этого её протаранил и потопил британский эскадренный миноносец HMS Garry.

              В том же году она была поднята со дна и помещена в сухой док судостроительного завода Swan Hunter Wigham Richardson Ltd. в Англии с целью последующего восстановления.

              Эти фотографии её интерьера были сделаны до окончания войны 11 ноября 1918 года, после чего подлодка была полностью демонтирована и продана в качестве металлолома.

                 bricklayer
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 10 января 2022, 19:24

                Подводный АС Первой Мировой Макс Валентинер
                   Ravelin
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 17 января 2022, 22:52

                  Der magische Gürtel

                  Германский немой документальный фильм, созданный во время Первой мировой войны, о боевых походах субмарины U-35 с 31 марта по 5 мая 1917 года в Средиземном море и Восточной Атлантике.

                     Ravelin
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 27 января 2022, 12:14

                    Русская подводная лодка "Святой Георгий" на Средиземном море,1917 г.

                    Imp
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      ЗСтолетняя война
                      Леопард против Лилии
                      Автор w w1tek9
                      Обновление Вчера, 06:53
                      ААвтотранспорт Второй мировой
                      Машины войны.
                      Автор b bricklayer
                      Обновление 24 марта 2024, 08:25
                      С[Статья] Слоны Карфагена в Первой Пунической войне. (из записных книжек)
                      [Статья] Слоны Карфагена в Первой Пунической войне. (из записных книжек)
                      Автор С СоциоПат
                      Обновление 23 марта 2024, 12:06
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы История Двадцатого Века Первая Мировая Война Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 14:29 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики