Тактический разбор
Выпуск №10
Работа с артиллерией.
Операция Шилово, за немцев, штурм леса где расположен советский штаб полка, на первых ходах.
Видео состоит из двух частей, в первой игрок проводит артиллерийскую подготовку и аккуратно начинает заходить в лес. Во второй части зайдя в лес игрок нарывается на сопротивление советских солдат и несет потери. И это совершенно закономерный результат, ставший следствием неправильного проведения артиллерийской подготовки.
В целом видео не динамичное, но есть пара важных и показательных моментов, их и разберем.
Артиллерий
У игрока имеется 2-е батареи офф-мап артиллерии (105мм и 150мм) с хорошим боезапасом. Не то что бы это было много, но тем не менее такое кол-во артиллерии вполне может нанести критический урон врагу.
Хорошо видно, как именно игрок назначил рубежи для обеих батарей в лесу, по сути они не охватили всей площади леса, но тем не менее перекрыли его значительную часть и могли бы неплохо накрыть силы врага. Однако игрок просто не стал наносить последовательные удары по обозначенным рубежам, нанеся лишь один два удара он начал менять рубежи выискивая проявляющиеся цели. Время реакции было большим и в целом артиллерийские удары имели не слишком большую эффективность (за исключением самого первого удачного налета).
Давайте рассмотрим как следовало провести артиллерийскую подготовку в этом бою: лес следовало мысленно разбить разбить на квадраты и поставить в каждый из них по огневому рубежу (нужно помнить, что во время удара снаряды падают в среднем с отклонением 100м в каждую сторону от рубежа, соотв. не обязательно ставить рубежи слишком близко друг к другу.
На схеме показано как можно было полностью перекрыть одну часть леса двумя батареями (черным показаны цели для первой серии ударов, белым для последующих).
Перекрыв лес таким образом, следовало с началом боя последовательно нанести огневые налеты по каждому рубежу, затем поменять рубежи на неохваченные участки (2-я очередь) и отбомбиться снова. Даже при использовании по 5 снарядов на орудие затрата БП на первую очередь не превысила бы 15 снарядов на орудие, на вторую еще 5-10 штук, это не так много, зато враг в лесу был бы полностью дезорганизован и игрок спокойно занял бы его позиции, скорее всего не понеся потери в 40 чел.
Еще момент корректировщики игрока расположились с западной стороны леса, и как результат не наблюдали огневые рубежи, а только стену деревьев, и следовательно перенос огневого рубежа был крайне проблематичен. А ведь лес находится в низине, а южнее находится поле (там где у игрока ПТ батарея) расположенное значительно выше и с него открывается прекрасный вид на весь лес с обоих сторон. Именно там и надо ставить корректировщиков огня, что бы они спокойно могли переносить огневые рубежи и корректировать огонь.
Многие не вполне ясно представляют как следует работать артиллерией, и используют её лишь эпизодически для несистемной атаки противника, а между тем артиллерия это главное средство поражения врага в бою и её работу нужно планировать заранее.
Артподготовка.
Что такое вообще артподготовка и зачем она нужна? Максимум что обычно делают игроки это на этапе предварительных приказов выискивают окопы и ящики и наносят по ним артудар, при этом в самом бою после таких действий артрубежи оказываются сильно разбросаны по местности (обычно по тыловым квадратам врага) и не прикрывают сектора в которых наиболее вероятна встреча с врагом, а между тем перенос рубежа в бою требует времени и пристрелки.
Тут надо понимать, что в бою главное не просто уничтожить какого-либо врага, а уничтожить его именно там где происходят основные события и тем самым обеспечить успех своих войск. Например если вы артиллерийскими ударами уничтожили какое-нибудь подразделение врага в его глубоком тылу, это конечно хорошо, но если из-за этого вы не смогли вовремя нанести удар по атакующему вас противнику (или не смогли подавить его оборонительные позиции на направлении собственной атаки) и понесли существенные потери, можно ли считать это успехом? Нет нельзя.
Так все же, а как надо проводить артподготовку? В атаке: нужно спланировать свой маршрут движения, и нанести артиллерийские удары (по секторам противника) по местам возможного скрытого нахождения врага на этом маршруте, таких мест как правило совсем не много, это леса, овраги, дома, кусты. Так же нужно обработать конечную цель вашей атаки, то место куда вы хотите выйти и где по вашему предстоит встреча с врагом. Не жалейте надо жалеть лишние несколько снарядов на это, так вы как минимум будете уверены что не попадете под неожиданный огонь и не понесете потери.
В обороне наоборот нужно нанести удары (поставить рубежи) на местах вероятной концентрации противника для атаки, если жалко снарядов не наносите удар, пока не увидите сигнальные ракеты, так вы точно куда-то попадете.
На этапе боя нужно:
Вскрывать разведкой и подавлять артиллерией позиции, при атаке заранее выставлять и пристреливать огневые рубежи (если они выставлены не на этапе начальных приказов) на местах вероятной встречи с противником, в т.ч. и на местах возможного его присутствия. Например атакую известную позицию сбоку от которой находится лесок, стоит поставить рубеж и туда, что бы предотвратить возможный огонь во фланг ваших войск.
В обороне следует поставить рубежи на маршрутах наиболее вероятного подхода противника к вашим позициям, и обработать эти места минут через 15 после начала боя (если враг не появляется).
Ставя новый рубеж для артиллерии на месте возможного появления противника сразу пристреливайте его используя наименее ценные снаряды, так вы сможете быстро отреагировать на появление врага и не тратить драгоценные минут на пристрелку в разгар боя.
Ну и теперь рассмотрим пару других мелких ошибок:
Во-втором видео есть момент, когда игрок обнаруживает, что целое отделение его солдат уничтожено и лежит большой кучей около леса. казалось бы ну бывает, но у этого момента есть конкретная причина, а именно игрок по ходу боя часто дает солдатам приказ "скрытое движение" отправляя их буквально на 50-100м вперед. При таком приказе (как собственно и почти любом приказе на движение) солдаты перестраиваются в колонну, а когда юниты двигаются в колонне то в конечной точке движения они довольно кучно группируются на одном месте, соотв. в случае огневого контакта они становятся хорошей мишенью.
Отсюда урок - если вы используете приказ на движение колонной, и есть вероятность встречи с противником, то ставьте в конечной точке маршрута дополнительный (+шифт) приказ на оборону, так юниты дойдя на точку займут нормальные позиции.
Не используйте приказы на движение колонной на маленьких расстояниях, если до этого вы двигались в линию, и в конце вам тоже надо развернуться в линию. Вообще приказ скрытое движение заставляет юнитов двигаться по низинам и лесам, а если от точки А к Б нет таких укрытий, то и приказ этот совершенно бесполезен. А если вы хотите что бы ваши юниты ползли при передвижении, то надо использовать быстрый приказ "скрытное поведение" (зачеркнутый глаз) а не команду "скрытое движение" от точки А к Б.
Ну и последний момент.
На правом фланге игрок проводит разведку позиций противника одни отделением, выйдя на край зарослей он позиции обнаруживает и наводит на них артиллерию, но отделение пехоты с места не двигает, как результат оно оказывается 1 на 1 с окопанным взводом противника, который замечает немцев и открывает по ним огонь - в итоге не нужные потери. А ведь по сути после обнаружения противника разведчикам на этой позиции делать было нечего, им просто надо было отступить назад в кусты, а потом по необходимости снова произвести наблюдение, так потерь бы не было.
Вот пожалуй и все.