Сообщество Империал: Ферраро-Флорентийский Собор. Москва, Литва и церковная уния. - Сообщество Империал

konrad karlovich

Ферраро-Флорентийский Собор. Москва, Литва и церковная уния.

К вопросу об одном "роковом мгновении"(с)
Тема создана: 15 июля 2018, 16:51 · Автор: konrad karlovich
 konrad karlovich
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 15 июля 2018, 16:51

Imp


Насколько я вижу, специальной темы , касающейся Ферраро - Флорентийского Собора, участия в нем представителей православной церкви из Северо-Восточной Руси и ВКЛ (за исключением самого митрополита) и церковной унии, заключенной на нем, на форуме нет. В данной теме предлагается рассмотреть не всякого рода альтернативщину: «упущенные шансы», «что было бы, если…», а вопросы, реально связанные с этими событиями, действия светских и церковных феодалов, их возможные мотивы, причины провала идеи Унии в 15 веке как в Литве, так и в Москве (Твери, Новгороде и т.д.) . Не видя смысла излагать краткую предысторию Унии, а так же работу Констанцского, Базельского и Ферраро-Флорентийского Соборов, что вполне можно прочитать на Википедии, а лучше- в доступных работах «идентифицируемых» авторов, сразу, для начала, дам ссылки на статьи из работы Б.Н. Флори «Исследования по истории церкви»
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
По прочтении работ, у меня возникло несколько вопросов:
1) Соглашаясь на поездку митрополита Исидора на церковный Собор в Базеле( тогда еще), отдавал ли великий князь, или, уточняя, лица за ним стоящие, а также иерархи церкви, себе отчет, что произойдет на этом Соборе? Предполагался ли диспут с католиками, в котором, как были убеждены на Москве по мнению Е.Е. Голубинского, греки возьмут верх или же Исидор действительно имел санкцию на объединение церквей и, если да, на каких условиях?
2) Свита Исидора состояла из 100-200 человек (Симеон Суздалец писал о 100, в проезжей грамоте магистра Тевтонского Ордена от 1 января 1438г.- о 200). Между тем, единственным иерархом высокого ранга, кроме митрополита, был епископ суздальский Авраамий. Кроме него были архимандрит Вассиан, иеромонах Симеон, но вот «начальство» осталось дома. Из светских, поехал боярин Фома, посол то ли великого князя московского, то ли тверского. Почему?
3) Митрополит, проехавший в Москву в апреле 1437г. через земли ВКЛ, на Собор проследовал через Ригу и Любек. С.В. Полехов предположил, первая поездка проходила в период «потепления» отношений между Москвой и Вильно, в 1451г. Василий Темный писал, что отправлял в Константинополь на поставление в митрополиты Иону (в 1436г.) по согласованию с литовским господарем. К концу года эти отношения вновь испортились, поскольку в московско-тверском докончании(при правильности датировки), «литва» именовалась вероятным противником. Сигизмунд писал : «почему указанный митрополит не пошел сюда через нашу землю, тем более, что здесь ему было бы ближе. Правда, что он нам поручился и обещал привести с собой несколько епископов своей веры и бояр из Москвы, а так как так не стало, потому через наш край и не пошел». В итоге, митрополит поехал морем, а не через Жемайтию, где безопасность ему не гарантировали.
При этом, представителей православной церкви из Руси Литовской в свите Исидора не имелось вообще. А были они на Соборе в принципе и в чем причины «кислого» отношения великого князя литовского, если он предполагал, что будет подписана уния? Кстати, Полехов пишет, что в работе не использовано письмо Исидора отцам Базельского Собора, меняющее представление об отношениях Сигизмунда и Исидора, но это не совсем так. Это письмо с жалобами на действия вел. князя литовского упоминается в ссылке, но без деталей.
4) Симеон Суздалец записал, что Исидор силой заставил подписать акт Унии епископа Авраамия. Скорее всего, это не так. Документов, касающихся участия русских делегатов в работе собора нет, но Георгий Схоларий писал позднее о невежестве русских представителей, неспособных разобраться в значении догматических споров, поэтому митрополиту Исидору удалось добиться от них нужного ему решения. Возможно, дело еще и в слабом знании греческого и , тем более, латыни. Но и позже, ни Фома, ни Авраамий не предпринимали действий, позволяющих установить изначальное неприятие ими унии. Симеон- да, он был против, но для возражений не обладал должным рангом. И снова, имелась санкция на подписания таких "исторических документов"(с) у посла и епископа?

Что касается непосредственно случившегося в Москве скандала, еще Е.Е. Голубинский исключал неосведомленность «московской элиты» о результатах поездки митрополита, хотя могли и не знать важных деталей. Скандал случился по службе в Успенском соборе.

Цитата

«Сведения из различных источников сходятся на том, что начало конфликту положило торжественное богослужение в Успенском соборе. На светских людей, присутствовавших на службе, наиболее сильное впечатление, по-видимому, произвело публичное «поминание» папы вместо принятого по традиции поминания Восточных патриархов. Для духовных лиц более существенным было то, что по окончании службы по приказу митрополита публично зачитали текст буллы папы Евгения IV с изложением условий Флорентийской унии. Именно в этом тексте — в отличие от посланий Исидора — были перечислены все уступки латинянам по догматическим вопросам, на которые были вынуждены пойти на Флорентийском Соборе греческие иерархи. Документ стал затем основой споров между митрополитом Исидором и Собором епископов, которым великий князь передал на рассмотрение «папино писание». После того как епископы и другие «мнозии, ведущии Божественное писание», изучив этот текст, отвергли его, между ними и Исидором начался спор «и много превшеся с ним, и упревше его от Божественных писаний и, поимавше его, осадиша у Михайлова Чюда»
Что характерно, в Польско-Литовском государстве идея была «торпедирована» местной католической церковью. Ко времени пребывания Исидора в Литве, разрыва с папой Евгением еще не произошло и польская церковь заявляла о нейтралитете, антипапе Феликсу присягнули лишь осенью 1441г., но в Польше, как и на Базельском соборе, были возмущены послаблениям «схизматической секте». Что интересно, изначально уния нашла некоторую поддержку лишь у короля Владислава III, давшего некоторые гарантии православным на русских землях Короны, но похожий привилей давал и его отец.
Вывод касательно причин краха унии в Московском государстве:
Спойлер (раскрыть)


И в общем плане:
Спойлер (раскрыть)
     konrad karlovich
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 18 июля 2018, 18:39

    Еще две статьи на тему, в составе сборников:

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    В сравнении с делегацией Григория Цамблака из 30 человек, посетившей собор в Констанце в 1418г., делегация Исидора действительно бедновата на высокопоставленных участников. С первым прибыло "несколько"(по Ю.К. Бегунову) епископов и 8 ученых монахов, притом что вопрос об унии так и не был поставлен в повестку дня, хотя в "политически правильной" речи митрополита о ней говорилось. И заинтересованность Владислава Ягелло и Витовта в этой миссии тоже явно имела место. В случае же с делегацией Исидора, складывается впечатление, что ни московский, ни литовский, ни тверской князья, ни иерархи церкви не проявили к ней особого интереса, несмотря на 100 или 200 человек, отправившихся с митрополитом, как будто из соображений престижа. Я бы предположил, что митрополиту участие в Соборе было нужнее, чем русским князьям и церковникам. Сомневаюсь, что даже при том, что митрополит был образованнее их всех, красноречив, имел дипломатический опыт, и вероятно, необходимую харизму, но вряд ли это ему бы сильно помогло убедить их в том, что им нужна уния, поскольку он не говорил по-русски. Митяй бы просто спел Софье Витовтовне. :013:
    Довольно интересно, что перевод грамоты Собора с греческого и латыни, выполненный, очевидно, членами делегации, содержит многочисленные отклонения от оригинала. Ломизе делает вывод, что причина не только в недостаточной компетенции переводчиков, но и в сознательной редакции текста декрета, к чему, возможно, приложил профессиональные познания и сам митрополит. :108: Собственно, это добавляет некоторые сомнения в тот факт, что участники везли домой результат, за которым их посылали. :104:
       Dezperado
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 19 июля 2018, 14:35

      konrad karlovich

      . Я бы предположил, что митрополиту участие в Соборе было нужнее, чем русским князьям и церковникам. Сомневаюсь, что даже при том, что митрополит был образованнее их всех, красноречив, имел дипломатический опыт, и вероятно, необходимую харизму, но вряд ли это ему бы сильно помогло убедить их в том, что им нужна уния, поскольку он не говорил по-русски.

      Характерно, что за свою позицию Исидор был с лихвой вознагражден, потому что он вернулся на Русь уже в качестве католического кардинала и папского легата в Польше, Литве, Ливонии и Руси.
      Любопытна и дальнейшая судьба этого человека, полной сторицей получившего за свою позицию на Ферраро-Флорентийском соборе. В сентябре 1441 года он бежал из Чудова монастыря в Тверь, в начале 1442 года прибыл в Литву, к 22 марта 1443 перебрался в Буду (Венгрия).
      В конце 1445 года был в Риме, 22 декабря уехал в Византию, в мае—октябре 1446 находился в Константинополе, где, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, поставил Даниила на пост епископа Владимирского (Владимир-Волынский). 12 февраля 1448 вернулся в Рим. В течение года (1450—1451) управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходами Священной Коллегии Кардиналов.
      7 февраля 1451 удостоен сана кардинала-епископа Сабины. С июня 1451 года был Апостольским администратором епархии Червиа. 27 октября 1451 участвовал в тайной консистории. В мае 1452 как легат папы Николая V отбыл в Константинополь. Во главе отряда в 200 солдат в ноябре прибыл в окружённый турками город, 12 декабря в соборе Святой Софии напомнил о союзе Римско-католической и Православной церквей. В мае 1453 года участвовал в обороне Константинополя, был пленён, но избежал смерти, так как султану были представлены останки чужого трупа в кардинальском облачении. Оставаясь неопознанным был отправлен в Малую Азию со многими другими заключенными. Смог бежать, достиг Пелопоннеса, в ноябре 1454 прибыл в Венецию, затем в Рим. В 1455 году участвовал в выборах папы римского. В марте 1455 года ушёл в отставку с должности Апостольского администратора Червии, в мае 1456 стал архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458 получил титулярный сан патриарха Константинопольского. В августе 1458 снова участвовал в выборах папы римского, а в октябре передал власть над митрополией Киевской и всея Руси своему ученику Григорию (Болгарину), впоследствии отрекшемуся от унии и вернувшемуся в подчинение Константинопольскому Патриарху. 8 октября 1461 стал деканом Священной Коллегии кардиналов.
      Умер в Риме 27 апреля 1463 года, похоронен в базилике Святого Петра.
      Прямо авантюрный роман можно писать, нет на него Переса-Риверте!


      При этом Флоря отмечает, что в это время католические епископы сомневались в действенности православного крещения.
      "Заслуживает внимания в этой связи и другая особенность послания. В духе более ранних деклараций митрополита Исидора Григорий Мамма [Константинопольский патриарх] отмечал, что латиняне «добро соглаголють нам и свершену чают нашу службу Божественную и крещение святое истинное». Вопрос о действенности православного крещения был поднят, по-видимому, потому, что сообщение Исидора о признании православного крещения на Флорентийском Соборе оказалось в противоречии с поведением прелатов католической Церкви в Восточной Европе, которая по-прежнему ставила под сомнение это православное таинство. Показательным примером может служить рассказ о «чуде», происшедшем в 1446 г. с «русским схизматиком» Кузьмой, слугой королевы Софьи (мать Казимира). Когда Кузьма заболел, ему явилась святая Кинга, которая заявила, что он не исцелится, пока не примет крещение по латинскому обряду, отвергнув греческий[111]. В судебных книгах, которые велись в конце 40-х гг. на территории Русского воеводства, «русские» по-прежнему противопоставлялись «христианам», т. е. католикам[112]. Послание Константинопольского патриарха вряд ли могло рассеять сомнения западнорусского православного общества. Факт догматических уступок латинянам Мамма голословно отрицал, но в тексте буллы папы Евгения IV эти уступки были четко зафиксированы. Не объяснил патриарх и противоречий между решениями Флорентийского Собора и действиями католических прелатов, с которыми православное общество Западной Руси непосредственно сталкивалось".
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         konrad karlovich
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 21 июля 2018, 20:03

        Dezperado

        Характерно, что за свою позицию Исидор был с лихвой вознагражден, потому что он вернулся на Русь уже в качестве католического кардинала и папского легата в Польше, Литве, Ливонии и Руси.

        Я не берусь определить, где есть граница между действиями "кардинала-митрополита" в интересах империи и его собственными амбициями. Исидор представлял ту часть византийской элиты, которая видела спасение Византии в соглашении с Римской церкви. И, видимо, он сам принадлежал к кругу "интеллектуалов", склонных к такому соглашению в силу собственных убеждений("византийский западник" :001: ) Его закономерно поставили на богатую, по имперским меркам, митрополию, на доходы от которой в Константинополе расчитывали. Ну а что полезный и искренний, насколько возможно, сторонник был вознагражден, говорит в пользу Святого престола, нужный человек был должным образом оценен.

        Dezperado

        Не объяснил патриарх и противоречий между решениями Флорентийского Собора и действиями католических прелатов, с которыми православное общество Западной Руси непосредственно сталкивалось

        Папа, как и положено политику его ранга, смотрел на вещи намного шире, чем местные и местечковые иерархи церкви, желавшие "дожать схизматиков", не дав минимальной возможности сохранить лицо. С другой стороны, греки, отправляясь на Собор, явно ожидали некоего подобия "дискуссии" и взаимных уступок, но у "партнеров" не было резона с ними особо церемониться, учитывая что само пребывание византийской делегации оплачивал Святой престол.

        Dezperado

        католические епископы сомневались в действенности православного крещения.

        На мой взгляд, дело не только и не столько в "зашоренности" польских епископов. Во-первых, Польша должна была нести схизматикам свет истинной веры, как язычникам -в Литве. Во-вторых, я даже не уверен, что принятие московским князем католичества, а не унии, устранило бы проблему. Подобно тому, как Орден изводил Святейшего отца жалобами на поляков, потворствующим русским схизматикам и язычникам-литовцам, а потом и на литовцев, хоть и крестившихся, но действующих не как подобает верным католикам, так бы и на Московского жаловались, учитывая "спорные моменты", которые никуда бы не делись.

        Dezperado

        полной сторицей получившего за свою позицию на Ферраро-Флорентийском соборе

        Опять-таки, его позиция вполне объяснима. Но я не вижу объективных причин к принятию унии Москвой. Что ожидали получить в Константинополе, понятно. Но что Римская церковь могла дать Москве? Королевский титул для московского князя? Этим не заинтересовались. Военную помощь? Скорее Святой престол расчитывал бы на участие московского войска в войне с османами, которая Москве была не нужна. Культурное влияние? Сильно сомневаюсь, что среди "всих князей, бояр его(Василия),и детей боярских и множества двора его ото всех градов" имелись интеллектуалы, способные и желающие эту культуру оценить. :013:
        :ps: Интересно ставит вопрос М.М. Кром. Он считает, что последовавшее вскоре поставление Ионы в митрополиты "следует рассматривать в русле общеевропейской тенденции к "национализации" местных церквей, их обособления от вселенской церкви(соответственно католической или православной) и подчинения светской власти той или иной страны. Аналогичным образом галликанская церковь во Франции на основании Прагматической санкции 1438г., а затем Болонского конкордата 1516г. получила в ряде вопросов автономию от папской власти и перешла под контроль короля"
           Похожие Темы
          ФСпартак Москва.Том 2
          народная команда
          Автор V Valente
          Обновление Вчера, 14:33
          ФФК Динамо Москва
          бело-голубые..
          Автор V Valente
          Обновление 11 апреля 2024, 17:15
          БВеликий Собор Зигмара в Альтдорфе (Warhammer Fantasy)
          Главный храм Церкви Зигмара
          Автор К Контарий
          Обновление 25 октября 2023, 18:33
          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
          РегистрацияВход на форум 
          Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
          Стиль:Language: 
          «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 07:20 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики