В 2014 я был не очень доволен финалом. Конфликт синтетиков и органиков, как самое главное, показался чем-то не тем, чем-то дурацким. Это главная проблема Mass Effect 3 для меня. В финале нам говорят, что противостояние органиков и синтетиков неизбежно: первые всегда создают вторых, а те их уничтожают. Планы и мотивация в первых частях ясны, то есть так или иначе всему этому можно найти аналогию в нашем мире, поэтому такой сюжет работает, а вот неизбежного противостояния живых и машин у нас нет. Неизвестно возможно ли такое. Об этом много думают: тема очень избитая, однако вот у меня не получилось тогда её прочувствовать. И дело даже не столько в их противостоянии, а в том, что нам это дают без подробностей, как непреложный факт, в который мы должны поверить без нормальных доказательств. Дескать есть во вселенной Mass Effect такой закон и всё. Если же играть по-правилам создателей, то есть принять это как действующий закон, что я и сделал на этот раз (без какого-то насилия над собой), то восприятие получается уже иным. Научная и не очень фантастика — это интересно, она во много подкупает свой необычностью. Однако, чтобы достичь уровня более высокого, чем просто глазение на диковинки, уровня, который вызывает сильные эмоции, нужна связь с нашим реальным миром. Ни в коем случае не говорю об обязательном реализме. Например, абсурдистская пьеса "В ожидании Годо" содержит мощь, да ещё какую, и связана с нашим миром. В общем, всё это не так просто разграничить, но, надеюсь, моя мысль понятна.
Вчера я закончил перепроходить Mass Effect 3. На этот раз финал вызвал очень сильные эмоции. Заслуга здесь, наверное, в сложном выборе. Может быть, сразу после выхода ME3, без расширенных концовок, это воспринималось иначе, но сейчас вариативность и подробности меня устраивают. Выбор игрока влияет на происходящее прямо во время игры и на слайды в концовке, его действия отражаются на боеготовности, которая отвечает за финал, от него зависит, кто из отдельных людей и народов выживет, кто умрёт — по-моему, это очень много. Разработчики, к счастью, не стали делать убожество, где Шепард всех побеждает, возвращается домой и там пожинает плоды трудов своих. Нет, в этом тоже есть смысл, но это было бы слишком картонно и по-голливудски. Вместо этого нам дают разные варианты, ни один из которых, на мой взгляд, нельзя назвать плохим. Я до сих пор окончательно не решил какой ответ для меня правильный.
Гибель Шепарда почти при любом раскладе, по крайней мере, в человеческом понимании — это, по-моему, нормально. Он уже умирал однажды в начале Mass Effect 2, может умереть и в его финале, то есть Шепард, как я его понимаю, это трагический персонаж, а не пафосный спаситель галактики, у которого всё должно легко получаться. Нет, перед ним ставят сложные выборы, и в финале Mass Effect 3 он тоже есть. Шепард волен отказаться от выбора: не жертвовать собой, а уйти. Думаю, его даже спасут и какое-то время он поживёт, но в конечном итоге, как видно из концовки, придёт поражение и гибель, потому что в момент выбора капитан оказался не готов пожертвовать собой и слаб. Это вариант побега (отказа), и он вышел хорошо. Может быть, в следующих циклах найдётся более достойный, а пока, навсегда ушедшая, Лиара будет повторять свою печальную историю для будущих народов.
Уничтожение жнецов воспринимается, как единственная цель на протяжении всей игры, ведь именно к этому мы и идём. Но вот оказывается, что это не решение. Вернее решение, но временное, а в итоге, может быть, и фатальное. Если закон вселенной Mass Effect работает, то без сдерживающего фактора рано или поздно жизнь должна уничтожить сама себя. Другое дело, что это может растянуться на неопределенный срок. При левиафанах погибали отдельные народы, но не абсолютно все. Старые могли умирать, но на их место приходили новые. Вместо единой жатвы получалось локальное уничтожение органики. Таким образом, окончательного и полного уничтожения органики во вселенной Mass Effect никто не видел, а значит это гипотеза без опыта. Пусть очень реалистичная, но не совсем ясная. Кроме того рахни, кажется, вполне обходятся без синтетиков: не тот формат. Потом у нас есть пример, при определённых условиях, примирения гетов с кварианцами. Проблема в том, что оно произошло совсем недавно и нам неизвестен результат на длительном промежутке времени. А вдруг всё закончится плохо? Это неизвестно. Если же примирение возможно, то у живого есть надежда. Нужны сильные люди, такие как Шепард. У них не может всё получаться каждый раз, но всё-таки надежда. Тогда, может быть, стоит пожертвовать синтетиками и полуорганиками (думаю, их немало) нашего цикла? Люди останутся людьми, продолжится более-менее естественное развитие галактики, а жнецы будут побеждены. Кроме того Шепард всё-таки выживает при максимальной боеготовности, — насколько понял, это появилось с DLC, надеюсь, по задумке авторов, а не из-за нажима публики.
Всю дорогу планы Призрака по подчинению жнецов казались мне неправильными, ошибкой этого умного человека. Но вот финал, и уже его мечта не выглядит такой плохой. Жнецы будут починены, а люди опять же останутся людьми. Другое дело, что они окажутся под властью того, в кого превратится Шепард, а это зависит от того, кем он был: героем или отступником. Но в любом случае это означает определённое насилие, потому что у руля галактики теперь одно существо. Может быть, оно сделает жизнь лучше... может быть. Возможно и обратное: видно, что это уже не Шепард, а кто-то другой, с совершенно иным мировосприятием. Я вот не уверен, что его забота не окажется похожей на антиутопию. Сама идея единовластия над миром, при понимании возможных её плюсов, мне не симпатична. Если это, в отличие от уничтожения, спасёт органиков от уничтожения и позволит им остаться самими собой, то стоит подумать. Вдруг Призрак был прав?
Последний путь — синтез. По идеи, самый правильный, но вот не кажется он мне беспроблемным. В результате такого выбора органики и синтетики изменятся, перестанут быть собой и станут чем-то новым. Отчасти это даже походит на жизнь Шепарда после подчинения жнецов. Это будут уже не они, но я-то любил их или испытывал неприязнь именно к ним: экипаж "Нормандии", разные народы, отдельные личности — они прекратят своё существование такими, какими я их знал. Может быть, я по-своему воспринимаю эту концовку — не так как её задумывали, но у меня получается так, а не иначе. Неприятное, на мой вкус, зелёное свечение считаю условностью игры: разработчикам надо было визуально показать отличия, вот они так и поступили.
Какой же путь выбрать? Я не знаю.
История Шепарда закончилась. Надеюсь, в будущем к ней уже не вернутся. Вернее я был бы очень рад каким-нибудь дополнениям (пусть и на старом движке), приквелам, ответвлениям с другими персонажами, но чтобы хронологически они не шли дальше финала Mass Effect 3. Такие расширения, думаю, были бы слабее оригинала, но давали бы возможность вернуться в любимую вселенную. Лет в 12-13 я прочитал "Звёздных королей" Эдмонда Гамильтона. О, как мне тогда понравилась эта книга, и финал — финал был прекрасен. Не знаю по какой причине, но позже Гамильтон написал продолжение, где изменил концовку первой части, чем всё испортил. Не могу сказать, что получилось очень плохо, но и ничего особенного там не оказалось, а прекрасный финал исчез, будто его и не было. В истории же Шепарда поставлена точка: правильная точка.