Обновление
В первую очередь, старые аудиодорожки не подойдут Warcraft 3: Reforged, так как игру собираются расширять и изменять в соответствии с лором World of Warcraft. В оригинальной игре есть места, которые в будущем вселенной выглядят совершенно не так. Мулгор — не долина зелёных лугов и холмов. Сурамар – не волшебная столица под магическим куполом, а затонувший десять тысяч лет назад город посреди джунглей.
Да, тот самый город, в который Майев Песнь Теней прибывает во второй миссии The Frozen Throne: по старому лору Сурамар располагался на Расколотом Берегу неподалёку от Гробницы Саргераса. Русскоязычные фанаты могли не знать этой детали, так как почему-то в переводе он назывался Саддаларом, но об ошибках мы поговорим чуть позже.
За весь долгий срок существования вселенной её устои многократно переписывались и дополнялись, так что оригинальный сюжет Warcraft 3 теперь не вполне стыкуется с текущим лором World of Warcraft, — это Blizzard намерены подправить в Reforged.
Кроме того, разработчики подробнее раскроют персонажей игры: больше внимания получат как герои первого плана, так и многочисленные расы, которые встречались в Warcraft 3 лишь мельком. Например, мурлоки, которые на момент выхода игры были не более чем случайными нейтральными монстрами. Кто знал, что глуповатые рыбёшки-дикари так понравятся пользователям?
Мрглглглргрл!
К тому же, в Warcraft 3: Reforged старые задания расширят новыми особенностями и механиками. Пример подобных изменений — миссия «Очищение Стратхольма», показанная на BlizzCon 2018. В знакомом всем фанатам городе, поражённом чумой, полностью изменилась архитектура и появились новые враги, которых в оригинальном Warcraft 3 не было.
Все вышеописанные изменения повлекут за собой необходимость записи дополнительных диалогов и фраз, которых в старой озвучке Warcraft 3 просто нет. Поэтому она для игры не подойдёт.
Что-то подобное случилось с переводом Gothic 2: Night of the Raven, но там локализаторы пошли достаточно грубым путём: все недостающие реплики главного героя записал другой актёр, из-за чего Безымянный говорит двумя голосами. Такие «костыли» студия уровня Blizzard позволить себе просто не может.
Озвучка
Давайте оговоримся сразу. Озвучка в Warcraft 3 — это работа феноменального уровня. Просто представьте: на дворе начало двухтысячных, пиратская продукция и «кустарные» переводы всё ещё в ходу и не думают сбавлять обороты. Рынок лицензионных компьютерных игр делает первые и робкие шаги в СНГ, а сами игры всё ещё считаются либо развлечением для детей, либо уделом гиков.
И в такой обстановке SoftClub решается на серьёзный шаг: переводчики выходят на прямой контакт с Blizzard и завязывают полноценное сотрудничество, что позволяет им получить исходники игры для более точного перевода.
Актёры дубляжа Warcraft 3. Знай героев в лицо!
Задачей занялись далеко не любители: к дубляжу было привлечено около 20 актёров театра и озвучивания фильмов. Рогволд Суховерко, Владимир Вихров, Павел Смеян, Дмитрий Назаров, Людмила Гнилова, Дмитрий Полонский и другие таланты — благодаря ним в Warcraft 3 множество колоритных, поставленных голосов. Таким качеством исполнения в те годы мог похвастаться разве что перевод Full Throttle.
Забавно переигрывать кампанию Орды, зная, что некоторых её представителей озвучивал шеф из «Кухни».
Однако, при всех неоспоримых достоинствах оригинальной озвучки у неё есть две проблемы, из-за которых Warcraft 3 нужно новое звучание.
В первую очередь, «отсебятина». Актёры привнесли в игру множество вещей, которых в оригинале не было. Тут, на самом деле, палка о двух концах: оригинальная озвучка Warcraft 3 довольно посредственная, так как над ней работали непрофессиональные актёры, а порой и сами разработчики игры.
Например, Тралла, главного героя кампании Орды, озвучивал Крис Метцен, ведущий дизайнер Warcraft 3. Очевидно, что любители и работники студии проигрывают актёрам театра в эмоциональности и отыгрыше ролей: там, где наши актёры не стесняются переходить на крик и играть интонациями, оригинал лишь монотонно начитывает свои реплики.
Крис Метцен
С другой стороны, желание сделать всё «по-театральному» сыграло злую шутку с некоторыми персонажами. Тот же Тралл из мудрого и рассудительного вождя превратился в истеричку: даже в русских субтитрах многие его спокойные и взвешенные фразы дополнили восклицательными знаками, настолько сильно он порой переходит на крик.
Повелитель мёртвых Мал’ганис в оригинале — хитрый интриган, что практически всегда говорит медленно и тихо, ни на секунду не сомневаясь в своих замыслах. В нашем дубляже он стал карикатурным злодеем: «Малганус» (а именно так натрезима обозвали в переводе) не чурается стереотипного злобного смеха, которого в оригинале не было вообще, и, подобно Траллу, любит лишний раз повышать тон.
Но если эти придирки ещё можно списать на субъективное восприятие и особенности адаптации, то вторая причина, по которой озвучку стоит изменить, более серьёзная.
С релиза Warcraft 3 прошло целых 15 лет. За этот долгий срок множество актёров, принимавших участие в переводе, умерли. Причём речь не о второстепенных персонажах или случайных пехотинцах, переозвучку которых вполне можно допустить: без голосов остались Ануб’Арак, Малфурион Ярость Бури, Антонидас, Артас, Акама, Дрек’Тар, большая часть сил Плети, Маннорот и многие другие.
Ошибки
Пожалуй, главная причина того, почему Warcraft 3: Reforged нужен новый перевод. Опять же, стоит оговориться, что в целом адаптация игры на русский язык вышла отличной. Особенно для своего времени: по меркам 2003 года в Warcraft 3 очень дотошный и правильный перевод.
И тем не менее весь профессионализм ответственных за локализацию людей не спас их работу от ошибок, как вполне обыденных, так и абсолютно необъяснимых. И на них стоит остановиться поподробнее — проблем с точностью перевода у Warcraft 3 гораздо больше, чем кажется поначалу.
Наиболее редкие ошибки — ляпы, вызванные банальной невнимательностью. То Назгрела назовут Назгардом, то у случайного кентавра шрифт вылезет за границы окошка с именем
Самые безобидные огрехи — неверное произношение имён и названий, вызванное некорректным пониманием английской грамматики и фонетики. Так, королевство орков Дуротар (Durotar) стало Даротаром из-за ошибки произношения буквы «u». Азшара (Azshara) стала Азарой — сложные комбинации букв локализаторам дались с трудом.
По той же причине демона Маннорота обозвали Маннорохом — тут сложности у переводчиков, видимо, вызвало сочетание букв «t» и «h» (Mannoroth), которое образует несуществующий в русском языке звук. Хотя и Маннорот также может быть неправильным — в оригинале его имя звучит как «Маннорос» или «Маннороз». Тем не менее вариант «Маннорот» официально признан Blizzard, а Маннорох — ошибка в любом случае.
Брат дворфа Мурадина, которого тот упоминает в «пасхальной» фразе, из Бранна превратился в Брэнна — шальная буква «a» из-за своей специфики годами не даёт покоя переводчикам. Кстати, по той же причине Артас стал Артесом, а Кел’Тузад — Кел’Тузедом. Хотя последнее вполне могли сделать из-за странного звучания для русскоязычных игроков оригинального имени: окончание «зад» не очень вписывается в образ злого лича.
В разговорах о неправильности перевода локализаторов часто всплывает Малфурион Ярость Бури, который в переводе стал Фарионом Свирепым. Тут ситуация очень интересная: Малфурионом он стал только в последних играх Blizzard. В Warcraft 3 даже в оригинале его все называют сокращённо, Furion.
Ошибка лишь в прозвище, которое можно списать на попытку литературной адаптации, и в произношении злосчастной буквы «u», с которой переводчики опять не угадали.
Малфурион Ярость Бури
Но все эти огрехи — узконаправленные мелочи, которые в целом картину не портят. Куда больше Warcraft 3 навредили ошибки, вызванные незнанием или непониманием контекста происходящего и тонкостей богатого лора игры.
Во время прохождения создаётся стойкое ощущение, что несмотря на тесное сотрудничество с Blizzard, переводчики не получили на руки должного количества материала и инструкций. Поэтому, скорее всего, локализаторам пришлось опираться на катсцены из игры или геймплейные ролики.
Вообще-то, Кровавое Копыто (Bloodhoof)
Таурены превратились в минотавров — переводчики, вероятно, не поняли шутки с анаграммой слова Nature (Tauren составлен из тех же букв, что и Nature, что показывает связь расы с природой) и ориентировались на внешний вид существ. «Получеловек-полубык? Вполне возможно, что таурен лишь сленговое название обычных минотавров из греческой мифологии», — скорее всего, именно так и рассуждали локализаторы.
Дворфы (dwarfs) в Warcraft 3 стали гномами, но эту ошибку можно простить: в Reign of Chaos и The Frozen Throne гномов не было (хотя они упоминались в лоре и мануалах ещё со Второй Войны), да и в переводе горный народ до сих пор повсеместно обзывают гномами
На «сленг» можно списать и изменение имени Громмаша Адского Крика (Grommash «Grom» Hellscream). В русской версии его назвали Громом Задирой. Вполне возможно, что Hellscream решили не переводить в лоб, а адаптировать по смыслу. В итоге «задира» стал литературной заменой сложной конструкции «очень громкий крик», которая вполне могла означать прозвище Грома.
А вот что нельзя оправдать, так это название клана Громмаша. Старший брат вождя Орды — выходец из клана Песни Войны. В переводе Warcraft 3 клан внезапно переименовали в «Боевые Топоры» безо всякой на то причины. Во всех текстах и мануалах упоминается название Warsong, в роликах на английском все произносят Warsong.
Объяснить это изменение можно разве что желанием SoftClub сделать перевод более литературным: на протяжении всего Warcraft 3 встречается не мало фамилий и кланов со словом «song» в названии, и переводчики, возможно, просто решили избавиться от засилья «песен» в игре.
Так Майев Песнь Теней (Maiev Shadowsong) стала просто Мэв, а шаман Morn Wolfsong, дающий дополнительное задание в первой кампании Рексара из The Frozen Throne, превратился в Морна Дикого.
Майев потеряла не только Иллидана, но и свою фамилию
Один забавный момент: от невнимательности переводчиков пострадал не только клан Громмаша, но и практически все остальные. Если вы слышите или видите название очередного племени или чего-то, связанного с Ордой, знайте — в 4 из 5 случаев оно написано с ошибкой.
Название племени Чёрного Копья в Warcraft 3 не склоняется (Рохан из клана Чёрное Копьё), хотя должно — в этом же переводе есть паладины ордена Серебряной Длани, а не ордена Серебряная Длань. Оргриммар, названный в честь Оргримма, стал Огримаром, будто его основали огры. Драк’Тул, старый шаман из кампании Майев, оказался выходцем из клана Бури, хотя в оригинале тот называется Stormreaver — клан Бушующего Шторма.
Хорошенько досталось клану Чёрной Горы (Blackrock): переводчики, видимо, просто не знали о существовании этого географического объекта в мире Warcraft и попытались наугад адаптировать название. Итог: в начале Reign of Chaos Альянс борется с кланом Чёрного Камня, ведь rock — это и «камень», и «скала».
Даже сама миссия названа в честь несуществующего Чёрного Камня. Возможно, локализаторы приняли за него ритуальный круг, в котором орки приносили в жертву селян
От незнания контекста пострадали эльфы Крови — все упоминания их «кровавости» просто исчезли в переводе, а их особый подвид назван «мстителями». Вместе с этим и название их кампании, Curse of the Blood Elves («Проклятие Эльфов Крови», что отсылает на их жажду магии), стало непонятным «Проклятьем Мстителей».
Будущий дом эльфов, Запределье, как это ни парадоксально, остался за пределом понимания локализаторов. Outland перевели как Пустоши, так как в Warcraft 3 локация представлена разве что Полуостровом Адского Пламени и подступами Чёрного Храма, местами пустынными и унылыми.
Такая адаптация неправильна по двум причинам: во-первых, Outland как слово подразумевает нечто неземное, выходящее за грань — Пустоши не совпадают по смыслу с оригиналом. Во-вторых, некорректно называть Запределье Пустошами, так как там есть Награнд и Зангартопь, полные растительности и фауны.
Такие зелёные луга Пустошами назвать язык не повернётся
Из-за незнания особенностей фэнтези и допущений локализаторов пострадали многие заклинания. Так реанимация мёртвых стала «гальванизацией», «cжигание маны» (mana burn), видимо, из-за незнания значения слова «мана» и неправильного перевода burn стала «магическим огнём», а вполне конкретное «поднятие скелетов» — «поднятием мёртвых» .
Имя Наиша (Naisha) почему-то показалось локализаторам слишком инородным, и теперь главную помощницу Майев зовут Ная
Хуже контекстных ошибок только одна вещь — творческая «отсебятина», полностью искажающая изначальный замысел разработчиков. Так город Сурамар, вернувшийся в World of Warcraft: Legion, из-за неправильного названия превратился в непонятный древний город эльфов Саддалар, хотя его значение в лоре Warcraft огромно.
Мурадин Бронзобород почему-то стал Златобородом — борода, у него, конечно, желтоватого оттенка, но это не повод менять персонажу фамилию. Поганище (abomination) превратилось в Мясника, что совсем не отражает смысл юнита (мерзкий монстр, собранный из частей тел) и портит забавную пасхалку с Мясником из Diablo.
A-ah... Fresh meat!
Сильнее всего пострадал Чень Буйный Портер (Chen Stormstout), самый знаменитый путешественник и пивовар Пандарии. Пузатого пандарена зачем-то назвали Райво из Пандарии. В итоге фанаты до сих пор разворачивают глупые споры на тему того, что Райво и Чень — разные персонажи.
Медведь Рексара, Misha, из-за забавного совпадения с русским «Мишей» практически не называется по имени — возможно, переводчики посчитали, что кровожадный зверь не может так мило называться.
Все упоминания имени Misha заменены на «дружище» и другие производные. Это не очень удачное решение, ведь Миша — самка
Столица эльфов Silvermoon (Луносвет в World of Warcraft) превратилась в Сильвергард. Тиранда Шёпот Ветра стала просто Тиренд, потеряв своё гордое прозвище. А гоблин-инженер Газлоу (Gazlow) так и вообще превратился в Газула. Скорее всего, так вышло из-за желания не перевести, а адаптировать его имя. Ну, спасибо что не «товарищ Газлов».
Однако не везде отсебятина стала бедой: дело в том, что многие забавные и пасхальные фразы юнитов Warcraft 3 пестрят шутками Монти Пайтон и отсылками на западную культуру. С комедийной группой из Англии игрок начала двухтысячных был слабо знаком, да и культура США ещё только начинала свой ход по СНГ. Поэтому даже если бы их перевели с максимальной точностью, игрок всех шуток просто не понял бы.
Фразы на английском
Поэтому локализаторы подошли к вопросу творчески: все непонятные либо им, либо игроку приколы были заменены на поговорки, армейские шутки, цитаты из известных фильмов и самописные «гэги». Решение оказалось более чем удачным: многие фразы ушли в народ.
Интересный факт: знаменитая фраза Утера Светоносного — тоже выдумка локализаторов. В оригинале его фразу можно перевести как «ты мне не король, а если бы и был им — я бы всё равно не выполнил этот приказ»
Последняя и весьма необычная проблема перевода — это повальная боязнь апострофов. Все имена и названия, что пишутся через этот знак, объединили в одно слово или использовали короткое тире. Так, Гул’Дан стал Гул-Даном, Вол’Джин — Волджином, Кил'джеден — Кил-Джеденом. Принц Кель’Тас потерял половину своего имени, став просто Келем. А Мал’ганису так и вообще не повезло — его локализаторы прозвали Малганусом, что до сих пор вызывает соответствующие шутки в фанатском сообществе.
По какой-то неведомой причине найти апостроф в переводе SoftClub просто невозможно. Быть может, его просто не было в используемом шрифте? Кто знает.
Перевод Warcraft 3 — это огромное достижение для локализации в СНГ. Пускай у него и есть немало проблем, по общему уровню качества огрехи сильно не бьют. Взамен многочисленных маленьких неточностей игроки получили практически дословную адаптацию с невероятной озвучкой.
Но правда такова: у Warcraft 3: Reforged должен быть другой перевод, и с этим ничего не поделаешь. Многие актёры уже не запишут лишних фраз любимым героям, качество звука старых дорожек не подойдёт новым играм, а ошибки не соответствуют уровню качества, заданному Blizzard.
Поэтому вместо бессмысленных жалоб, споров и просьб оставить «тот самый» перевод, лучше поддержать будущую команду локализаторов — ведь ей предстоит настоящее испытание. Понадобится немало труда, чтобы не ударить в грязь лицом перед одной из самых лучших локализаций за всю историю индустрии.
Остаётся только надеяться, что Blizzard привлечёт к работе над новым переводом как можно больше «старой гвардии» — всё-таки Орда без голоса Дмитрия Назарова будет звучать совсем не так.