Александр_Латышев
На объективность не претендую. Всё нижеизложенное - только мой взгляд на Парфию в 5.0, отталкиваясь от моей манеры игры.
В 5.0 Парфию очень усилили,так что разнообразных тактик и линеек стало очень много. Фракция стала довольно универсальной и подойдёт под практически любого игрока. Если раньше были некоторые проблемы с пехотой, то сейчас там линейка всем на зависть.
Условно можно поделить игру за Парфию на три этапа (от состава армии исследованой и открытой на этот момент).
1. На
начальном этапе пехота очень слабая и экспансию вести довольно сложно. Хотя поиграв за конелуков несколько часов понимаешь что ими можно делать, а что нельзя. Главное "нельзя" - никогда, НИКОГДА не перестреливайтесь с пешими лучниками. Их отряды больше в полтора раза и это позволяет им быстрее уничтожать конелучников чем те выкашивают пеших. Потому на первую часть игры ваши конелуки (а именно они сначала и будут основной силой) будут стоять во второй линии и прятаться за мидийской пехотой (добавили Парфии в 5.0) и пытаться перестрелять кавалерию и застрельщиков противника пока те стреляют в пехоту. Так как в 5.0 для восточной пехоты и мидийцев добавили непробиваемую стену, то в этом построении они могут стоять в полтора раза дольше под огнём. Да, они просто впитывают урон и принимают атаки кавалерии и пехоты. Проредив лучников и кавалерию обходите кавой свой строй пехоты и добиваете в тыл. Всё довольно просто. Можно, как говорит Сонар "исполнять", но тут вы должны понимать, что конелуки на этом этапе должны охотиться на кавалерию и медленную пехоту с флангов и тыла. В лоб вы будете просто тратить БК. А пока ваш полководец не прокачает все абилки на дальность, урон и количество БК у вас в распоряжении 15 стрел и 14 или 19 (в зависимости от того Парфянская это конница или Дахов) выстрелов в минуту. Ну и по дальности тоже есть разница, следите за этим.
Сразу уточню: на начальном этапе старайтесь не ссориться с Диадохами. Ни Бактрия, ни Партава, ни Селевкиды вам пока не по зубам. Вернее так, стек в стек без слонов (можно нанять восточнее Нисы) вы даже в случае выигрыша будете получать довольно существенные потери и не сможете быстро восстановиться. Так что вас вынесут довольно быстро (на сложном и очень сложном, по крайней мере). Потому начало игры вы проводите быстро быстро исследуя военную ветку и получая воителя чтобы тот качал вам полководца и первую армию. Да, не очень динамично, но проведя где-то восемь кампаний за Парфию в P.U.Rе я считаю, что это оптимально. Кстати, в 5.0 есть возможность дружит с Партавой, так что можно себя обезопасить от удара с запада. Раньше это было проблемой. Так вот, на вашего союзника Дахов нападаю Массагеты, а вы со своей армией ждёте пока Массагеты и Хорасмийцы (те подключатся в 100% случаев) выбьют столицу Дахов и отбиваете её у противника. К тому времени против вас, скорее всего будут массагеты, Хорасмийцы, Арии (не всегда) и Бактрия. С последними старайтесь в начальный период стек в стек не драться - очень крепкая стартовая пехота и вашим лучникам и застрельщикам не хватит БК чтобы их проредить.
2. На
втором ("среднем") этапе игры вы получаете доступ к всевозможным кардакам (восточным гоплитам) и пешим лучникам. Играть сразу становится проще. Вы легче расправляетесь с кочевниками (У Массагетов сейчас просто шикарная линейка - самые бронированные катафракты и конные лучники, самые толстые стеки в городах) и можете развивать экспансию на север. лично я считаю такое развитие оптимальным. Захватив две-три провинции (восточнее и севернее Каспия) вы получаете доход для содержания трёх-четырёх стеков и можете уже бодаться с Бактрией и её друзьями. К тому времени ваш воитель(герой) и веначальник уже прокачались и могут нанимать пехоту с серебрянными лычками (да, я всегда двигаюсь по левой ветке анчей для найма пехотинцев с серебрянными лычками), анчи увеличивают БК (19 стрел, а у некоторых конелуков и до 25), дальность, скорострельность и урон. Лучники начинают жёстко нагибать. Вы уже можете концентрированным огнём нескольких отрядов в лоб перемолоть 4-5 фаланг сариссофоров и перестаёте быть в поле лёгкой добычей для эллинизированных фракций востока. Атакующей пехоты тоже становится больше, но в лоб пока атаковать рано. Фланги и обходы.
На этом этапе появляется возможность набирать Мидийскую кавалерию. Замечательные всадники, которые по соотношению цена/урон являются оптимальными практически до конца игры. Советую остановиться на них, как на средстве против вражеской кавалерии и для разбивания флангов и тыла.
По направлению движения - к этому моменту вы сами решите куда хотите двигать экспансию. К середине игры Парфия получает очень "зубастый" стек и может активно перемалывать противника. Я, в основном, двигаюсь на юг и сминаю Бактрию, Арахосию, Дрангиану и выхожу к морю. А дальше - только на запад. Хотя тут есть опасный момент. Если к этому моменту Партава объединится с Мидией и Арменией (если их к тому времени не вынесут с севера Боспор и Скифы), а нужно ещё учитывать хоть и довольно слабые, но всё же наявные стеки Персии (почему-то в 4 случаях из 5 она выживает), то вас встретят в два раза превосходящие силы противника и продвижение вперёд пойдёт ну ооочень медленно. Они будут спамить стеки и придётся играть от обороны. А так как проходимость в Мидии и Армении высокая, то каждый ход-два они будут выдавать по новому стеку к границе. Так что терять свои стеки будет нельзя.
3. К
последнему этапу (пусть будет "имперский" или "Парфянская империя") вам откроются очень мощные катафракты, слоны, и "Бессмертные". Каких-то инструкций и советов я тут даже не буду давать. До встречи с Римом (если Рим выживет и дойдёт до Азии) вы будете перемалывать противника легко и без превозмогания. Можно играть и от лучников, и от тяжёлой пехоты ("по-римски"), и от слонов ("по-карфагенски") - все способы работают.
Парфия - замечательная фракция! Смело начинайте новую кампанию и погружайтесь в мир железной конницы и лучников от которых плачут даже всякие Крассы