Все, кто интересуется танками, наверняка помнят первые образцы английских "танков" серии
Mark и их прообраз, более известный как
Little Willie... Однако, одновременно с разработками этого проекта (и даже несколько раньше...) была предпринята попытка создания "танка" на основе серийного американского трактора кампании
Killen-Walsh Manufacturing Company, специализирующейся на постройке т.н.
морских тракторов (или
Strait's Tractor, т.е.
тракторов для пролива... Забавная такая тракторная линейка, предназначенная для преодоления затапливаемым во время прилива отмелей, по которым производилась связь с некоторыми островными поселениями, типа знаменитого монастыря Сан-Мишель на северном побережье Франции... Порой такие трактора снабжались натуральными палубами с леерным ограждением, мачтами для морских сигнальных флагов и антенны, спасательной шлюпкой и спасательными кругами корабельного типа...
), переименованной в 1914 году в
Killen-Strait (Эпплтон, штат Висконсин, США).
Вот этот трактор, имеющий стандартный поршневой двигатель
Waukesha, мощностью в 25-40 л.с., и попытались использовать военнослужащие
20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС, собрав в июне 1915 года в Лондоне т.н.
"пулемётный эсминец (machine gun destroyer)". Получившийся бронированный гусеничный трактор
Killen-Strait Tractor имел одну гусеницу спереди и две сзади, был оснащен бронированным кузовом серийного броневика марки
Delaunay-Belleville и бронированной же пулемётной башней от броневика
Lanchester с
7,71-мм пулеметом Vickers, обр.1912 г.. Корпус имел явно выраженную клиновидную форму «корабельных» очертаний, а экипаж составляли водитель бронетрактора и командир-пулемётчик, располагающийся сзади-сверху от него... Мог быть ещё и третий член экипажа - помощник пулемётчика...
30 июня 1915 года
Killen-Strait был торжественно продемонстрирован в парке Уэмбли (Лондон) Первому лорду Адмиралтейства сэру Уинстону Черчиллю и главе министерства вооружений Дэвиду Ллойд-Джорджу. Трактор успешно продирался через деревянные заграждения, окопы и траншеи, однако проволочные препятствия постоянно наматывались на переднюю гусеницу, имеющую рулевое управление, но не имеющую механического привода от двигателя. Поэтому проволочные заграждения бронетрактор мог брать исключительно только задним ходом. Черчилль всё равно был впечатлён успехами бронированной машины и в тот же день военное министерство передало свои спецификации на неё в
Адмиралтейский комитет по наземным кораблям (Admiralty Landship Committee), откуда они перекочевали во вновь организованное
Министерство боеприпасов (Ministry of Munitions), где благополучно и "затерялись"... Конечно, испытания выявили множество недоработок и откровенно слабых мест в конструкции, но всё же... Увы, сам бронетрактор (послуживший для отработки новой концепции подобных машин и самой технологии производства...) был отправлен на хранение...
Материал создан на основе ряда статей по теме бронетракторов, основной из которых стала статья
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь