Кстати, пара замечаний по поводу бронированных повозок, которые кажутся более уместными в данном случае.
Старый
бронированные повозки китайского императора Цинь Ши-хуанди или чингисханова полководца Субэдэя...
У Субэдэя не было "бронированной повозки". В оригинале текста стоит "томор тэрэг" (букв. "железная телега") - это повозка, колеса которой имеют железную шину. Редкость и хайтек по тем временам.
Дальше упоминание "железных телег" у монголов вдохновляет Ло Гуаньчжуна и он придумывает бронированные повозки для тангутов, с которыми сражаются войска царства Шу в его "Саньго яньи" (пресловутый роман "Троецарствие" - в хронике "Саньго чжи" никаких бронированных повозок нет).
Но, как в старом анекдоте - "в Армении опыты до сих пор продолжаются" (с).
В 1652 г. Пибёнса (Ведомство по развитию приграничных территорий) докладывает корейскому государю Хёджону:
Цитата
Некогда бывший регистратор Пак Саннам подал доклад, поэтому велели военному начальнику провинции Чолла изготовить 1-2 телеги-черепахи и испытать их пригодность для использования.
Вскоре военный начальник Ку Инги доложил:
"Поручил изготовить Пак Саннаму телегу-черепаху - тот в 3 месяца едва изготовил 1. И хотя тащили ее 70 человек, но из-за препятствий в виде могильных холмиков и грязи, в которой вязла телега, в течение дня не прошли и 10 ли (ок. 6 км)".
На основании вышесказанного телега-черепаха непригодна для использования в бою. Просим дать указ поскорее прекратить [все работы].
Государь, несмотря на свою манию "клеить танчеги" и играть в прочих доступных ему солдатиков (именно он выслал 2 раза корейцев на помощь Цинам на Амур против казаков), оказался не совсем поврежденным головой, и согласился отменить строительство квиго (龜車)- пресловутых "телег-черепах".
Народ вздохнул с облегчением, на том все и кончилось.
Т.ч. попытки были, но вот такие, малоудачные, одним словом