Велизарий2009
На дне Волги под Самарой нашли ладью, затонувшую до эпохи Ивана Грозного
Интересное сообщение, но настораживает пара моментов:
1. Размеры судна: если длина вполне реальна, то вот ширина действительно удивляет... Возможно сами числовые данные отмечают не реальные размеры судна, а т.н. "пятно находок", т.е. площадь, занятую останками судна (вот разваленные борта и заняли площадку в 20 м ширины...)
Само судно, вероятнее всего, в реальности по своим размерам было минимум в 1,5 раза меньше и представляло собой что-то похожее на вот такие "каспийские бусы" (Витсен, кон.17 в.). Обратим внимание на высокие борта...
2. Происхождение: в любом случае данное судно можно отнести к категории "морских судов" (или, с натяжкой, ко классу "река-море"...) и никакого отношения к "скандинавам" или "западноевропейцам" оно точно не имеет (достаточно вспомнить о наличии массы порогов и волоков между реками на Среднерусской равнине...), а вот "азиатское" - вполне возможно. Всё же вверх по Волге (особенно в "большую воду"...) можно подняться тогда было от устья до Нижнего Новгорода или Твери с Ярославлем...
Не стоит отбрасывать и местное происхождение... Та же Казань имела даже свой военный флот, весьма успешно противостоящий в данную эпоху как вятским ушкуйникам, так и русским "судовым ратям"... Между прочим, казанские "сибаши" порой по размерам не уступали турецким "каторгам" (т.е. морским торговым галерам...)
А ведь была ещё масса судов различных типов, которые строились на притоках Волги... Всякие там коломенки, тихвинки, соляные лодьи, дощанники, палубные струги "с чердаком" и т.д. И они были известны уже с 16 века...
Велизарий2009
Для речного судна возможно. Были и побольше,длинной до 120 метров.Правда уже в 18-19 веках.
Это т.н. "беляны", по сути - суда на одну ходку (т.е. с места изготовления и вниз по Волге, до Астрахани...). Появились в эпоху освоения поволжского черноземья... Главная задача - поставки стройматериала в безлесые места (полностью разбирались и шли в дело, достигнув цели маршрута...).