Marinus Barletius: History of George Castriot, surnamed Scanderbeg
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Musachi, John (1515). "Brief Chronicle on the Descendants of our Musachi Dynasty"
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Kabashi Artemida
The memory of George Castriota Scanderbeg among the Arberesh of Italy: A study on the role of diaspora in the creation of Albanian national identity
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Hopf, Carl Hermann Friedrich Johann (1873). Chroniques Gréco-Romanes Inédites ou peu Connues. Berlin, Germany: Librairie de Weidmann.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -George Castriot, Surnamed Scanderbeg, King of Albania
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Clement Clarke Moore
Schmitt, Oliver Jens (2012), Die Albaner: eine Geschichte zwischen Orient und Okzident (in German), C.H.Beck
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Barletius, Marinus (1508), Historia de vita et gestis Scanderbegi Epirotarum Principis
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Barleti, Marin (1597), Coronica del esforçado principe y capitan Iorge Castrioto, rey de Epiro, ò Albania
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -Албания стремиться вернуть утраченную свободу
Хотя к концу XV в. турки в общем сломили организованное сопротивление Албании и овладели ее важнейшими пунктами, горцы продолжали оказывать неповиновение наместникам султана. Они не допускали в горы сипахи, уклонялись от уплаты налогов, совершали набеги на соседние районы. Наибольшее беспокойство завоевателям доставляли три горные области: Химара, Дукагин, Великая Мальсия. Против них неоднократно направлялись турецкие карательные экспедиции. В 1537 г. для подготовки военных операций против Италии в Южную Албанию прибыл с многочисленными войсками султан Сулейман I. В целях укрепления тыла он первым делом решил привести к покорности химариотов. Все лето в горах Химары шли ожесточенные бои. Местные жители не только отражали атаки турок, но и нападали на их лагеря и обозы. Схваченный возле самой султанской ставки химариот Дамиан заявил на допросе, что он имел намерение убить султана. Султан так и не решился осуществить намечавшееся им вторжение в Апулию; в сентябре того же 1537 г. он вместе со своей армией покинул Албанию, оставив Химару непокоренной. Туркам не помогло и то, что непосредственно руководивший военными действиями в Химаре великий визирь Аяз-паша сам был омусульманившийся химариот. В 1570 г. началась новая венециано-турецкая война, вызванная вторжением турок на Кипр. К Венеции присоединились Испания и папа римский. В следующем году соединенный флот католических держав нанес сокрушительное поражение османам в битве при Лепанто. В этой знаменитой морской баталии сражались на венецианских галерах и химариоты. Известие о разгроме османского флота союзниками вызвало большое воодушевление в Албании. К действовавшим на албанской территории венецианским войскам присоединились горцы Дукагина и Химары. Однако в 1573 г. Венеция заключила мирный договор, по которому она уступила Кипр туркам. Выйдя из коалиции, Венеция после этого в течение 70 с лишним лет поддерживала мир с Османской империей. В тот период венецианские агенты в Албании чинили всевозможные препятствия борьбе албанцев за освобождение. Они не останавливались даже перед тем, чтобы доносить туркам о готовившихся против них выступлениях. Республика св. Марка преследовала при этом далеко идущую цель: сдерживая освободительные выступления албанцев против обманов, она рассчитывала тем самым при первой же возможности установить собственное безраздельное господство над Албанией. Тем не менее албанцы не прекращали попыток сбросить османское иго. Примечательным явлением конца XVI—начала XVII в. было налаживание контактов между отдельными фисами. Проживавшие по соседству друг с другом фисы стали создавать объединенные кувенды для обсуждения общих вопросов. Так возникли общеалбанские кувенды, сыгравшие в дальнейшем руководящую роль в освободительной борьбе албанского народа. Собирались такие кувенды обычно в глухих горных деревнях вдали от глаз турок. В их состав входили вожди фисов, военные предводители, а также католические епископы, через которых кувенды поддерживали связь с европейскими державами. В некоторых кувендах принимали участие и представители соседних стран. В этих случаях кувенды носили характер всебалканских совещаний. На кувендах разрабатывались планы освободительных восстаний, и для их осуществления албанцы искали помощи у австрийского императора, венецианского дожа, римского папы — у всех, кто оказывал сопротивление османской экспансии. В свою очередь, албанские руководители готовы были признать зависимость Албании в той или иной форме от любой державы, которая поможет ей избавиться от ненавистного ига. Так, в 1599 г. северные албанцы послали к императору Священной Римской империи Рудольфу II, воевавшему тогда против османов, своего делегата с прошением о принятии Албании под его покровительство. Но император, занятый тяжелой борьбой с турками в Венгрии, не среагировал на это предложение. В 1601 г. большой общеалбанский кувенд собрался в церкви Шен Лешдри (св. Александра) в области Мат. В нем участвовали делегаты от Северной и Южной Албании. Кувенд вынес решение начать войну за освобождение Албании и обратился к венецианскому дожу с просьбой о помощи. В этом послании, принятом 15 февраля 1602 г., говорилось: «Мы, старейшины и главари всего албанского народа, одушевленные одним с народом нашим духом, вероисповедания римско-католического, собрались в числе 2656 лиц в стране Дукагинов в св. Александре и поклялись возвратить нашему албанскому народу древнюю свободу и независимость, которой он пользовался во времена князя нашего Юрия Скандербега. Нас, католиков, всего 40 000 храбрых воинов, готовых сражаться за святую веру, как в дни нашего князя Юрия; к нам присоединятся православные Албанцы и Сербы, наши соседи, и в течение трех дней мы выставим более 100 000 отважных воинов, и с каждым днем будут увеличиваться наши силы, и с помощью Бога и вашей светлости мы пойдем на Царьград». Чтобы получить поддержку Венеции, албанцы соглашались принять венецианское подданство при условии предоставления им самоуправления, освобождения от военной повинности и налогов. Послание общеалбанского собрания привезли в Венецию делегаты — епископ Задримы Никола Барди и выходец из старинной феодальной семьи Поль Дукагини. Венецианская республика стремилась поддерживать в это время мирные отношения с султаном, да и условия принятия албанцами венецианского подданства ее явно не устраивали. Албанским представителям венецианский сенат ответил, что время для войны против турок еще не наступило. Ни оружия, ни денег албанцы не получили. Более того, венецианцы, не жалея дукатов, привлекли на свою сторону некоторых руководителей кувенда и добились раскола его руководства. Начавшееся было в ряде прибрежных районов Албании восстание заглохло. Завершив в 1606 г. войну с европейской коалицией, Порта решила «навести порядок» в своих беспокойных албанских владениях. Первый удар она направила против горцев санджака Дукагин, где сипахийская система была введена лишь формально. В 1610 г. войска шкодринского санджак-бея с запада и призренского с востока предприняли военные операции вдоль дороги Шкодра — Призрен. Сломив сопротивление слабо вооруженных горцев, турки установили сквозное движение по этой важной магистрали, являвшейся частью кратчайшего пути, связывавшего Шкодру и Стамбул. В придорожных деревнях расположились турецкие гарнизоны. Карательные отряды разорили и многие горные деревни, однако утвердить свое господство в горах завоевателям не удалось. Немалое беспокойство турецкому правительству доставляли и горцы Великой Мальсии. В начале XVII в. они создали антиосманскую лигу, объединившую как албанских, так и черногорских горцев. В случае необходимости эта лига могла выставить 5—6 тыс. вооруженных воинов. Входившие в лигу горцы совершали набеги на турецкие гарнизоны не только в близлежащих районах, но и в Косово, Македонии и Болгарии. После окончания операций в Дукагине турецкая армия численностью в 25 тыс. человек выступила против горцев Великой Мальсии. После упорных боев, происходивших в 1612 г., войска султана отступили, оставив убитыми более 300 сипахи. В следующем году в экспедиции участвовали войска из семи санджаков, но они не имели успеха. Османские правители предпринимали как военные, так и политические меры для подчинения албанских горцев. К XVII в. албанские историки относят создание системы байраков, охватившей Северную и Северо-Восточную Албанию. Байрак (тур. — знамя) являлся территориальной единицей, включавшей в себя ряд фисов. Большие фисы иногда делились на несколько байраков. Начальники байраков — байрактары, подбиравшиеся из горской знати, были представителями власти завоевателей в горах. Они занимались, в частности, вербовкой наемников для султанской армии. Участие в военных экспедициях турок способствовало обогащению байрактаров, приобретавших феодальные черты, а сама их должность стала наследственной. Байрактары проявляли все большую самостоятельность и в дальнейшем иногда участвовали в антиосманской борьбе. В ходе борьбы с османскими завоевателями расширялись связи албанцев с другими народами. На состоявшемся в сентябре 1614 г. в Кучи (Черногория) совещании представителей Албании, Черногории, Боснии, Герцеговины Сербии, Болгарии, Македонии и Далмации был даже разработан план большого общебалканского восстания. Предполагалось, что повстанцев поддержит французский герцог Карл Неверский, потомок Палеологов по материнской линии, который готовил под флагом возрождения Византийской империи военно-морскую экспедицию против турок. Однако план этот сразу же рухнул, так как эскадра герцога Неверского сгорела накануне выступления в поход. Албанцы все еще надеялись на помощь европейских христианских государств. Албанский священник и писатель Пьетер Буди в записке, поданной в 1621 г. кардиналу Гоцадино, сообщал, что 30 тыс. албанцев готовы поднять оружие против турок, как только войска какой-либо из христианских держав высадятся в Албании.