Решил проверить, как изменилась игра за эти полгода. Знаю, что добавляли много всякой фигни римлянам и диадохам, но мне больше были интересны немытые дикари. стартовал за ноунейм галлов в районе современных Нидерландов - получилась Бельгия.
В целом, работы над игрой проведено много и это чувствуется. Хотя по-прежнему есть косяки, но у проекта уже начинает появляться собственный геймплей и он уже не смотрится недоношенным дитем Европки.
Понравилась система населения - ассимиляции, миграции, перекрещивания. Все это хорошо масштабируется: хочешь - переселяй бичей поштучно на новые земли, распределяй по провинциям другие культуры и религии, чтобы уменьшить общий риск восстания в прове, не хочешь - доверь централизацию/децентрализацию/ассимиляцию губернаторам, но уже за очки политики.
Система жратвы стала отличительной особенностью игры - войска теперь жрут, попы теперь жрут, опустошают запасы конкретных провинций. Теперь жратва - это суперважный ресурс, который быстро и внезапно имеет свойство кончаться, поэтому нужно планировать количество и местоположение городов и застройку провок.
В застройке половина зданий откровенно не нужны. Я балансировал между фермами и шахтами (которые дают -5 рабов до излишка), которые дают больше ресурсов, и рабскими участками, которые дают +к еде и доходу. Казармы, посольства и прочее довольно бесполезны. Баланс городов в провинции тоже приходится соблюдать: с одной стороны, застроить 1 провку 5-6 городами выгодно, потому что за очки политики можно покупать +1 здание всем городам в провке. С другой стороны, такая провка быстро начнет требовать нереальное количество жратвы, которую придется импортировать со всей страны. Так что тут приходится выбирать между % исследований от городов и снабжением провок.
Торговля тоже стала актуальна - очками политики можно набирать овердохрена торговых путей в нужных провках, как для столичного бонуса, так и для импорта жрачки или чисто городских бонусов. С помощью торговли и застройки имеет смысл специализировать провки: в одних делать жратву на экспорт, в других - города с амбарами, в третьих - академии для исследований, если прям очень надо - то и казармы для рекрутов.
Боевая система на данный момент поинтереснее СК2 и Европки, где, по сути, кроме дисцы, дрочильни генералов и дрочильни кубика, нет ничего. Тут одни войска имеют серьезные бонусы по другим, у каждой группировки войск есть как минимум 2 подходящих тактики, которые серьёзно контрят вражеские. Надо принимать в расчет потребление пищи и снабжение. Легкая конница хороша в бою и дешева, но требует больше снабжения, а значит, восстанавливается медленнее и жрет в целом больше. Поэтому классические стеки а-ля набрать побольше тяжелой конницы и пехоты, подождать, пока они наберут верность и катать всех - уже имеют достойную альтернативу в виде масс легкой пехоты. Да и местность очень серьезно решает. Даже чересчур - бонусы за бой в горах прямо убийственные для атакующего, причем если вы стоите в прове врага, они все равно даются атакующему врагу. Это можно даже записать в минусы - бонус очень уж серьезный, а вкупе с низким снабжением в каких-нибудь Альпах война превращается в ад.
Минусов тоже хватает. Например, система миссий совершенно неадекватно выбирает цели. Например, может предложить захват провы, с которой нет общей границы, или требует назначить на посты 5 членов одной семьи, у которой всего 3 взрослых. И это не для рядового квеста, а для важной племенной реформы!
Агрессивная экспансия вообще не играет никакой роли, если расширяться в пределах своей культурной группы. АЕ на 66% тупо перестаёт расти, а штрафы на таком уровне не особо серьезные. Можно назначать войска губернатору, можно использовать жестокое обращение, можно расселять население по провам.
Система дипломатии совершенно сырая. Клиентские государства можно создавать лишь номинально - по факту хз сколько надо дип бонусов от техов, чтобы иметь хотя бы минимальную возможность. На отношения влияют какие-то совершенно дебильные факторы, а размер страны практически не берется в расчет. Союзы можно заключать и тут же рвать и вообще вести себя как конченый мудак - штрафы на это несерьёзные.
Коалиций и вообще любых ограничителей игрока для поздней игры нет, поэтому интерес после выходла на 1 место быстро угасает. Да, такое же и в остальных играх пароходов, но там хотя бы номинальные ограничители присутствуют.
В общем, игра постепенно обретает формы, хотя ей все равно далеко до остальных флагманов.