Сообщество Империал: Водь - Сообщество Империал

Alexios

Водь

Малый народец южного берега Финского залива...
Тема создана: 17 октября 2012, 22:43 · Автор: Alexios
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 18 августа 2019, 16:12

Imp

Одним из заметных факторов политики в районе Финнского Залива был народ Водь. Самоназвание Vad’ja вероятно происходит от прибалтийско-финнского vakja (клин),которое в свое время происходит из литовского vagis. Клин на финском языке vaaja, а на эстонском – vai. Один из эстонских маакондов назывался Vagja, что отметили В. Напольских и О. Прицак. Другими этниконами были вадйалайзе и маавячи. Альтернативную точку зрения предложил Д. Хрусталев. Он считал, что maavatsi обозначает народ этой земли. Также он приводил другие самоназвания Води – vad’d’alain или vad’d’jakko. Он предполагает, что водь отделилась от северных эстов в начале I тыс. до н.э. Этникон Водь (с 1149 г.) был книжным этниконом, среди простых русских для обозначения Води использовали термины чудь и чухари. Ориентировочно в X-XI вв. водь была покорена Русью. Местное население в новгородских источниках упоминались как Вожяне (до 1149 г.). В ’’Уставе о мостех’’ в 1054 г. упоминается Вочьская сотня. В Новгородской первой летописи упоминалась Вотская земля. В 1270 и 1316 гг. во время столкновения с владимиро-суздальским и тверским князьями Водь упоминалась в составе новгородських войск. Правда кроме собственно водских территорий она охватывала еще и часть карельских земель. Один из кварталов Новгорода назывался Водский конец. В латиноязычных документах страна названа Watland или Wathlandia. Земли Води делились на пять частей пооле (край, сторона). Первая это маа-сельчя или маа-пооли, то есть Внутреняя земля или Тыльная сторона. Вторая – кыхчы или кыхчызыы это область, где расселились и ижорцы. Третья – вай-пооли или ваддя-пооли, то есть земля Води, которая тянеться вдоль губы Луги. Четвертая – Юлляпооли или Юляпооли, то есть возвышенность. Пятая – Рантакунта, то есть взморье, находился на береге Финского залива. Эпоху викингов Водь прошла практчески незамеченой. Столицей Води был район Копорья, а основными видами поселений были селища. В XV в. часть Води мигрировала на территорию Ливонского Ордена. В XVI в. много Води было среди жителей Нарвы и Ивангорода. Отмечалось, что жители Нарвы угрожали покинуть лютеранство, уйти в Россию потому, что они ватты (Водь). На территории Ливонского Ордена и шведской Эстляндии Водь называлась кревинами (русскими) из-за своего православного вероисповедания (причем православие Води было достаточно условным). Этнически Водь была близка эстам из северных маакондов Эстонии. Водь переселялась в Северо-Восточную Эстонию и на эстонское побережье Чудского озера (озера Пейпус). В Эстонии водь ассимилировалась с эстонцами, но оставила после себя кодаревский диалект эстонского языка. В Латвии кревины сохраняли свою водскую идентичность до XIX в. На территории России территория расселения Води сокращалась вследтвие русификации и войн между шведами и русскими. О. Прицак относил к Води загадочный этноним Нерева, который встречался в русских источниках. В Новгородской республике существовала Неревская пятина. Среди населения Ижорской возвышености кроме чудинов и Води насчитывалось еще пять территориальных групп .
Водь были неспокойными подданными Новгорода. Первым на ум приходит восстание 1069 г. Води против Новгорода и их поддержка полоцким войскам. Новгородцы разбили Водь у Зверинца при Къземле. Много их погибло и подчинились они новгородцам. В 1240 г. немцы пришли в Водскую землю. Вероятно, Водь приняла крестоносцев как новых господ и позволилпа им взять погост Копорье и строить там крепость, иначе бы в 1241 г. Александру было бы незачем карать чудь-переветников (вероятно сето) и Водь. В 1241 г. Вик-Эзельский епископ Генрих в документе от 13 апреля 1241 г. включал в свою юрисдикцию язычников Ватланда, Нуовы, Ингрии, Карелии, которых собирался крестить. Собственно тевтонские рыцари расчитывали распространить свою власть на прибалтийско-финнских федератов Руси. Генрих Вартберг сообщал, что Фольквин построил замок Копорию и наложил дань на Ватландских руських. В 1255 г. Папа Римский назначил епископа для Води, Ижоры и Карелии, однако он был только титулярным епископом, поскольку русские не допустили его в эти земли. В 1149 г. Водь уже выступает как союзник Новгорода, воины которого добивали разбитых Хяме. Земли Води находились на южном побережье Финнского залива, в бассейне реки Суммы, между реками Нарва и Ижора. До прихода славян они жили и в Прильменье. Жила водь в селищах, а укрывалась от врагов в острожках. В 1215-1216 гг. они переживали голод и много из них умерло. Народ в земле Води был хорошо вооружен. Даже крестьян этой земли в источниках новгородцы называли воями тесть воинами. Местная знать руководила своими поддаными. На вооружении у воинов находился стандартный для финнских народов комплекс вооружения – мечи, сабли, топоры .
В булле изданной между 1164 и 1181 гг. Папа Римский шведскому архиепископу Штефану писал, что нужно обратить в христианство язычников ватландцев. В 1221-1222 гг. в землю Води вторглись эсты. В 1225 г. два немца из Эстонии писали, что жители желают стать католиками. Папа Римский Григорий IX запретил католикам под угрозой отлучения поставлять дерево и железо финнским народам, которые оставалисть язычниками. В 1338 г. шведы вторглись на территорию Води, но были разбиты гарнизоном Копорья. В 1348 г. в земли Води вторгся шведский король Магнус. Часть Води он вынудил креститься. Те, кто не желал этого делать, восстали, но были разбиты. В 1384 г. новгородцы основали крепость Ям (Кингисепп) на который в 1397 г. напали немцы. В 20-х гг. XV в. ливонский магистр вторгся в землю Води и увел многих пленных. В 40-х гг. XV в. ливонцы совершили поход на Водь и увели пленных, которые в качестве рабочей силы использовались при постройке города Бауски. Они были частью пленных захваченных во время похода Винке фон Оверберга на Ижору. После основания этого города они поселились в его окрестности и стали крестьянами. В 1484 и 1488 гг. великий московский князь Иван III переселил много води в середину Московии. Вероятно, русский правитель просто не доверял представителям этого этноса. Судьба Води была сложной из-за многочисленных войн проходивших на ее территории .
Водь населяла Ижорскую возвышеность, граничила с Ижорой по рекам Стрелке и Оредже на востоке, доходила до Финнского залива на севере. В Водь не входила Лужская волость и ряд погостов. А. Шегрен отводил води земли между Лугой и Волховом. А. Лерберг относил к ее владениям земли между Ижорой и Нарвой. А. Ставровский кроме вышеуказанных земель включал в водские владения еще и земли вокруг озера Ильмень, которые как он считал были населены Водью до переселения славян. П. Лиги отмечал этническую близость Води к эстам Северо-Восточной и Восточной Эстонии. Была предложена идея, что они составляли единство с эстами мааконда Вайга. Этой точки зрения также придерживался О. Прицак. Х. и А. Моора считали, что в регионе расселения до прихода переселенцев с запада уже жили племена составившие основу води. Эстонские ученные считали, что водь состояла из нескольких племен разного этнического происхождения. П. Аристэ считал, что водь выделилась в отдельный народ после обособления северных эстов. Е. Рябинин считает, что водь состояла из чудского и собственно водского компонентов. Относительно территории расселения Води, то А. Куза исключал из нее Лужскую волость, погосты Каргальский, Толджоский, Ополецкий. Толдожский и Ополецкий погосты по мнению исследователя были в составе Чуди. Е. Рябинин считает, что состав Води входила вся Ижорская возвышенность. И. Шаскольский считал, что владения Води были ограничены реками Нарвой и Стрелкой, а также Финнским заливом, то есть западной частью Водской пятины. С расселением славян на территорию Води начали проникать славяне постепенно вытесняя финнское население. Водь сопротивлялась культурной ассимиляции и последние язычники и языческие пережитки в районе расселения народа были ликвидированы только в XVI в. Фактически в новгородское время было двоеверие, то есть они молились и традиционным божествам и Исусу Христу. Влияние христианской обрядовости было слишком незначительным. Указывалось, что они не каялись, пользовались услугами жрецов. Поклонялись деревьям и камням и погребали умерших в курганах. Также они погребали их в коломищах (погребениях с каменными оградками). Такие же черты мировозрения были свойственны и ижоре. Водские и славянские курганы различались между собой. Были чудские погосты в земли Води, которые принадлежали финноязычному населению. Материальная культура и комплекс одежды походили на другие прибалтийско-финнские народы, но также ощущалось и влияние славян. По данным О. Прицака Водь была самой милитаризованной землей Новгорода. Коплекс вооружения мог быть похожим на другие прибалтийско-финнские народы – мечи, копья, топоры, луки со стрелами. С середины XIII в. регион проживания Води начал активно славянизироватся. Русские строили погосты с приходскими церквями и бескургаными кладбищами. В XV-XVII в. побережье Финнского залива, нижние течения рек Нарва и Луга были населены русскими. Водь еще с XIII в. была включена в непосредственные владения Новгородской республики. В XIII в. началась форсированная христианизация Води русскими в результате чего у тих прибалтийских финнов сменяется погребальный обряд .

История Води в источниках -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Самоназвание - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Водь формировало отдельную военную единицу. Центром Води был город Копорье. Водь охраняла границы Новгородской республики с Данией и Ливонским Орденом.

Аристе П. О водской топонимике // Советское финно-угроведение. М., 1967. № 2. С. 77-83
Дмитриев А.В. Водская топонимика в историко-культурном контексте // Псковский регионологический журнал. № 4. Псков, 2007. С. 110-114
Кузнецова Г. История Води. Электронный вариант 2004 года. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кеппен П.И. Водь и Водская пятина // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1851. Вып. 70. С. 42-142 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литераутры, 1997. 268 с.
Новожилов А.Г. Этническая история междуречья Волхова и Наровы. Диссертация на соискание степени канд. ист. наук. 07.00.07. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. 248 с.
Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: к истории славяно-финнских этнокультурных связей: историко-археологические очерки. СПб.: СПбГУ, 1997. 260 С.
Седов В.В. Водь // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М.: Наука, 1987. С. 34-42
Хвощинская Н.В. Племя водь и его культура в составе Новгородской земи // Великий Новгород и средневековая Русь. К 80-летию академика. В.Л. Янина, 2009. С. 300-312.
Хенсоо Х. Водь и ее этнокультурное значение // Прибалтийско-финнские народы: история и судьба родственных языков. Ювяскюля, Атена, 1995. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Хрусталев Д.Г. Северные крестоносцы . Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. СПб. Евразия, 2009. Т.1.

Сборник со статьей о Води -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     ГлебМинский
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 19 августа 2019, 12:45

    Из НПЛ:

    Quote

    Въ лЂто 6657 [1149].

    На ту же зиму придоша Емь на Водь ратью нЂ въ тысящи; и услышавъше новгородьци любо въ 500 съ Водью, идоша по нихъ, и не упустиша ни мужа.



    Емь (Хямы) атакует водь, новгородцы помогают своим федератам.


    А за семь лет до этого в 1142, по свидетельству той же НПЛ, Емь нападала на другие новгородские владения, но была разбита у Ладоги.


    Quote

    Въ лЂто 6650 [1142]

    Въ то же лЂто приходиша Ђмь и воеваша область Новгородьскую; избиша я ладожане 400 и не пустиша ни мужа.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 19 августа 2019, 18:44

      Ну Хяме сами были неспокойны. Из трех финнских племен самой агрессивной была Корела, потом агрессивными были Хяме, самыми спокойными были Суоми. Суоми боролись против шведов за независимость в 12 веке. И именно на территории Суоми действовал Финнский епископ из Або (Турку).
         ГлебМинский
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 19 августа 2019, 21:16

        Laszlo

        Самые спокойные в итоге и создали финскую государственность.

        Повторю ещё рас свой вопрос:

        Quote

        Любопытно бы с водским (вожанским) именословом ознакомится.

        Возможно известны имена каких-то военных предводителей води?
        :038:
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 19 августа 2019, 22:36

          Имен водских предводителей не сохранилось. А те имена что зафиксировали поздние писцовые книги уже были русскими православными. Аналогичная ситуация с вепсами. Собственно и про Ижору с Корелой по русским данным известно немного. Это ижорский старейшина Пельгусий (Пелконен) и карельский старейшина Валит. Собственно больше повезло коми-пермякам, коми-зырянам, эрзе и мокше из-за их более позднего включения в состав Русского государства. Ну и естественно более детально фиксировали именослов прибалтийских финнов в европейских источниках.

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Ну финны смогли построить свою государственность благодаря финнским интеллектуалам 19-20 вв., а также ряду патриотов в составе Великого княжества Финляндского. Ну и сыграло роль, то что протестанские пасторы сделали почти все население письменным, как и в Эстонии. Ну и особый статус Финляндии 1809-1917 гг. никто не отменял. Современные финны это если что смесь из потомков Суоми, Хямк и Корелы. Ну конечно ядро было в Суоми, поэтому и самоназвание суомалайсет.
             ГлебМинский
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 19 августа 2019, 22:38

            Laszlo

            Имен водских предводителей не сохранилось. А те имена что зафиксировали поздние писцовые книги уже были русскими православными.


            Вот я тоже искал и не нашёл. Потому и сказал что водь была быстро русифицирована.

            Хотя язык води сохранился, и вроде бы где-то словарь есть

            А именословом просто лингвисты пока не заморачивались. А было бы зело интересно.

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Laszlo

            Ну и сыграло роль, то что протестанские пасторы сделали почти все население письменным,


            всеобщая грамотность один из факторов построения успешной нации. По крайней мере так было.
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 20 августа 2019, 14:23

              Води и Ижоре не повезло. Население было безграмотным до советской власти. Все таки православие менее прогрессивно чем протестантизм. Плюс были как и карелы рано включены в состав русских государств типа Новгорода и Московии. Сыграла роль и малочисленность. Успешной нацией без державы из малых народов стали финны-ингреманландцы. Правда их преследовали при Сталине и депортировали в Коми. Финны-ингреманландцы протестанты по вероисповеданию и близки финнам Финляндии.
                 Ratsha
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 26 августа 2019, 22:32

                Laszlo

                Ну финны смогли построить свою государственность благодаря финнским интеллектуалам 19-20 вв., а также ряду патриотов в составе Великого княжества Финляндского. Ну и сыграло роль, то что протестанские пасторы сделали почти все население письменным, как и в Эстонии. Ну и особый статус Финляндии 1809-1917 гг. никто не отменял.

                Оффтоп (контент вне темы)
                   ГлебМинский
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 30 августа 2019, 16:34

                  Любопытно было-бы ознакомится с реконструкциями воинов и вождей-военачальников из племени Водь. Если таковые конечно имеются! :038:
                     ГлебМинский
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 30 августа 2019, 18:49

                    Ещё интересней было бы их самому нарисовать. Но я к сожалению очень плохо рисую. :(

                    Словарь водского языка найти бы. Видел в Сети, но там не открывается к сожалению :(

                    Вроде бы топор по водски (вожански) "Кирвес"?!
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      М[MOD] Settlements Of Cyrodiil - Фермы Чистоводья
                      Поселение 'Чистоводье' добавляет небольшую группу ферм в Великом лесу, недалеко от Оранжевой дороги.
                      Автор C Celman Ctraik
                      Обновление 17 августа 2021, 14:25
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 18:57 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики