Сообщество Империал: Вепсы - Сообщество Империал

Laszlo

Вепсы

Малый народ России
Тема создана: 16 октября 2012, 12:08 · Автор: Laszlo
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 25 августа 2019, 23:31

Imp

Из всех прибалтийско-финнских народов играющих хоть какую-то роль наиболее скромными были вепсы. Об этом племени упоминал Иордан как о Vas in Abroncas. Х. Ловмянский и Б. Рыбаков считали, что Абронкас это Пермь. Б. Рыбаков считал, что Васинабронкас это Весь в Перми. Е. Скржинская предположила, что Абронаксом называлась местность, но не решилась ее локализировать отметив, что в ней проживали вепсы. В. Напольских считает, что Абронакс это исторические территории расселения мери. Адам Бременский упоминал о Wizzi, они упоминались как жесточайшие амброны. Саксон Грамматик в ’’Деяниях данов’’ упоминал о народе Виссинов. Скандинавы знали вепсов как Visio. Этот этноним упомянут в ’’Саге о Нитиде’’. Сказано, что Нитида из Франкланда плавала на остров Visio, где правил ярл Виргилус, который был известным колдуном. Нитида забрала волшебный камень благодаря которому можно было видеть весь мир. При этом Вису арабских источниках это не вепсы, поскольку торговые пути Вису ведут в Йуру, то есть Западную Сибирь. C. Френ предполагал, что Вису это Белозерская Весь. Ф. Нансен считал, что Вису общее название северных стран. Ф. Вестберг считал, что Вису это Югра. А. Халиков видел в Вису булгар эсегел. Среди исследователей получила распространение версия С. Френа. Ее приняли – А. Смирнов, В. Пименов, А. Голубева, Л. Голубева, А. Монгайт, И. и В. Магидовичи, В. Бартольд, И. Дубов, А. Ковалеский, М. Гришкина, А. Пашков. Р. Хенинг и А. Талицкий видели в Вису население Верхней Камы – бассейна Вишеры-Колвы, Печоры Северной Двины и Чердыни. В Прикамье локализировали Вису Г. Давлетшин, А. Леонтьев, Е. Ястребов, В. Оборин и А. Белавин. В. Обороин и А. Белавин локализировали ее в южной части Верхнего Прикамья на Нижней Чусовой и в Обвинско-Иньвенском поречье. И. Пастушенко локализировал Вису в зоне распространения неволинской культуры, а В. Напольских просто считает Прикамье страной Вису. Вепсы были известны Нестору как Весь и были локализированы на Белоозере.
Памятники вепсов также находили на Восточном и Юго-Восточном Приладожье по соседству с карелами. Кроме того, они присутствовали в Прионежье и территории Южного Белозерья. Живущие на юг от Белоозера вепсы ощущали влияние мери. Также вероятно славянское влияние. Для разных групп вепсов были характерны разные черты погребального обряда, что указывает на его культурную неоднородность. Ранние славянские переселенцы в район озер быстро финнизировались. Живущие у Ладожского озера вепсы же активно взаимодействовали с карелами и скандинавами. На них существенно повлияли скандинавские поселенцы из Старой Ладоги. Приладожские жители были третьим милитаризованым сообществом в рамках Руси после Гнездово и Суздальского ополья. Вепсы ложили в свои курганы предметы быта и многие ювелирные изделия и оружие. С. Кочкуркина отмечало присутствие вепсов в юго-западном Белозерье. Там они находились в бассейне рек Чадогощь и Суды. Для поселений вепсов в Восточном Прионежье характерны юго-восточные (волжско-финнские и финно-пермские) и западные (прибалтийско-финнские. Скандинавские, славянские) примеси. Вепсы жили в основном в селищах. В городищах они жили лишь иногда. Также существовала группа населения в юго-восточном Приладожье .
Во второй половине XII – XIII в. в регион расселения вепсов начинают массово проникать новгородские переселенцы, приблизительно в это время вепские племенные территории были включены в состав собственно Новгородской республики и начинается их славянизация, а жители Обонежского края были обязаны платить десятину. И. Муллонен считал, что вепсская топонимия на L находилась на юго-восточном Приладожье. Топонимия совпадала с ареалами вепских курганов в Приладожье – на реках Ояти, Кашне, Паше, в среднем Посвирье, а также в Обонежье и Водлозерье, в верховьях реки Лидь. Карелы на Олонецком (Онежско-Ладожском) перешейке были ассимилированы карелами и вошли в состав карел-ливвиков. Карелы на Шуе ассимилировали местных вепсов и составили субэтнос карел-людиков. Из Присвирья вепсов вытеснила русская колонизация. Вепсы со временем освоили юго-западное побережье Прионежья. Вепсы в XIII-XV вв. массово жили в Обонежской пятине. Признаком вепсского населения была лексема puha, которая обозначала ограду, границу. Нужно отметить, что после того как вепсы утратили свои языческике практики и переняли христианский погребальный обряд они стали археологически неуловимы и их можно было локализировать только при помощи субстратной топонимии. До того взаимодействие вепсов с славянами влияло на погребальный обряд, но не приводило к славянизации местного прибалтийско-финнского населения. В Восточном Прионежье и Юго-Восточном Белозерье местная вепская знать богатела за счет торговли мехами через Белоозеро. Однако в 1024 г. Белоозеро было разгромлено в результате движения волхвов, а также включение Белоозера в непосредственные земли Руси обусловили то, что на первом плане находились славяне и вместо сожженного вепского центра появился древнерусский населенный пункт. С XII в. в вепских землях были основаны погосты для сбора дани. Белоозеро возродилось и стало городом, а местное финно-славянское население оставалось частью Руси. Несмотря на проникновение славян в Пошехонье и Белозерье местное население сохранило свой язык, хотя и пользовалось древненовгородским языком (или диалектом). В их владениях находился населенный пункт известный как Алаборг скандинавам и как Белоозеро славянам. Нестор летописец указывал, что Весь входила в состав дружин Руси. Однако в XI-XIII вв. летописи практически не фиксируют них. Оружие вепсов в целом сохраняло общеевропейские традиции. Для стрел населения Приладожья характерны срезни без упора .
В. Напольских указывает, что этноним vepsalaized, bepsalaized распространен в форме bepslaan у южных вепов, а также у средних вепсов. Топонимия на veps по мнению Н. Валонена связывается с карелами-ливвиками. Прионежские и приоятские вепсы называл себя как и карелы-людики ludinik, ludilane. Этот этноним в Присвирье вытеснил vepslaine, который сохранился только на окраинах. На юге вепсского ареала вепсы приняли название русскими вепсов чухарями в форме chuhar и chuharid. Русские также называли вепсов чудью и кайванами. Э. Сэтяля считал связь Весь с Vepsa фонетически неочевидной. Этноним vepsa для обозначения вепсов фиксируется в финнском и карельским и достаточно поздно. И. Муллонен ставила вопрос об этнических связях вепсов с мерей и муромой. В. Напольских считает, что в прибалтийско-финнский этноним vepse мог попасть из саамских языков и обозначал рыбий плавник. В любом случае, самоназвания вепсов происходили из других языков. Первоначальным регионом расселения вепсов был район Белоозерья. К XIII в. торговые пути на которых у вепсов были фактории пришли в упадок. Регион Обонежья оказался междвежьим углом, в котором однако вепсы в отличие от других регионов сохраняли самоидентификацию. В других регионах они активно ассимилировались русскими и карелами .
Относительно вооружения, то в курганах вепсов находили мечи. Там были мечи как каролингского производства, так и из Руси. Находили втульчатые наконечники копий, которые насаживались на древко. Распространеным было использование как пешими так и конными воинами. Традиционно для финнских народов копья и топоры могли использоваться как на войне так и в быту. Копьями охотились, а топорами рубили лес. Широко использовалось оружие изготовленое по древнерусским и скандинавским образцам. Секирообразные широколезвийные топоры поставлялись на протяжении X-XIV вв. Для защиты воинов использовались щиты с умбонами. Наконечники стрел изготовлялись из железа плохого качества .

И. Пастушенко считает, что Вису это не вепсы, а население неволинской культуры.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В статье Е. Беговатова сведения ал-Бируни о Ису и Йура
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Андрей Белавин - Камский торговый путь из Болгара в "страну Вису и Чулман"
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Исследователи коми о Ису и Вису интерпретации сведений Ибн Фадлана и Гарнати
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В общем, существуют разные мнения, можно ли отождествлять вепсов с страной Вису (Ису) или нет.

Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. Перевод В.В. Рыбаков // Из ранней истории шведского государства: первые описания и законы. М. РГГУ, 1999. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. Перевод Дьяконов И.В. Электронная версия 2010 года. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере. Л. Наука ЛО, 1973. 212 С.; Голубева Л.А. Весь // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М. Наука, 1987. С. 52-64
Голубева Л.А. Белозерская весь: по материалам поселения Крутик IX-X вв. Перозаводск, Карельский научный центр АН СССР,1991. 196 С.
Кочкуркина С.И., Линевский А.М. Курганы летописной веси X-XIII века. Перозаводск; Карелия, 1985. 223 с.;
Кочкурина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск: Карелия, 1990. 126 С.
Кочкуркина С.И. Весь по археологическим материалам. // Прибалтийско-финнские народы России. М., Наука, 2003. С. 333-341. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Муллонен И.И. Территория расселения // Прибалтийско-финские народы. М., Наука, 2003. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Муллонен И.И. Этнонимы вепсов // Прибалтийско-финские народы. М., Наука, 2003
Муллонен И.И. Природные и культурные факторы формирования вепсской этнической территории // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. № 4. Петрозаводск, 2012. С. 13-24
Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литераутры, 1997. 268 с.;
Напольских В.В. Происхождение самоназвания вепсов в контексте этнической истории Восточной Прибалтики на рубеже эр // Вопросы ономастики. Екатеринбург, 2007. № 4. С. 28-33.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь обращения: 20.11. 2014);
Пастушенко И. Еще раз о локадизации Вису // Finno Ugrica. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2001-2002. № 1 (5-6). С. 56-64
Пашков А.А. Средневековые источники // Прибалтийско-финские народы. М., Наука, 2003. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: к истории славяно-финнских этнокультурных связей: историко-археологические очерки. СПб.: СПбГУ, 1997. 260 С.
Сакс А. Вепсы – древний народ Севера. // Vepsa/Vepsamaa. Atena, 1998. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 16 октября 2012, 12:08

    Вепсы впервые упомянута Иорданом как Vas. В арабских источниках упомянут народ Вису (Ису). Нестор упоминал его как Весь. Адам Бременский упомянул его как Wizzi. В арабских источниках вепсы охарактеризованы как предприимчивый торговый народ, который в качестве посредников принимал участие в торговле мехами. Они больше известны как купцы.
    О ижоре и води известно намного меньше. Известно, что ижорский старейшина Пельгусий охранял новгородские земли на Неве.
    В новгородской летописи о Ижоре сказано
    Спойлер (раскрыть)
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 16 октября 2012, 17:19

      Адам Бременский о вепсах и народах Севера
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Спойлер (раскрыть)

      Обощенная информация восточных источников о Вису (Ису)
      Спойлер (раскрыть)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 17 октября 2012, 13:37

        О Вису
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        А. Монгайт о Вису - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 28 октября 2012, 11:18

          Напольских В.В. Происхождение самоназвания вепсов в контексте этнической истории Восточной Прибалтики на рубеже эр
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 02 ноября 2012, 00:56

            У пермских историков страна Вису ассоцируется с
            Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Основные итоги изучения Рождественского археологического комплекса (города Афкула) в Пермском крае
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Волжская Болгария и финно-угорские племена Прикамья: Этнокультурные контакты
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Цитата

            Столица государства Вису
            Научный руководитель экспедиции, ведущей раскопки, Н.Б.Крыласова является автором
            исторической монографии, которая хранится в Карагайском краеведческом музее.
            В ней повествуется о том, что многолетние исследования Рождественского археологического
            комплекса на реке Обве, изучение и сопоставление найденных экспонатов с письменными
            арабскими источниками, а также результаты исследований татарских ученых позволили
            определить – это ни что иное, как остатки разрушенного города Афкуля, столицы государства Вису,
            прозванного страной Чулманской. (Камской).
            Письменное упоминание о нем датировано 1412 годом. Государство Вису располагалось
            на берегу реки Обвы и вело торговлю с Волжской Булгарией, что обосновалось на средней
            Волге. Булгарские купцы отправлялись в страну Вису за мехами соболей и черных лисиц.
            А привозили сюда одежду, ткани, посуду, изделия из железа, а также сладости,
            вино, зерно, масло. Один арабский путешественник описал народ Вису: «Я видел группу людей во время зимы:
            красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в такой холод они
            носят льняные одежды. А на некоторых бывают шубы из превосходных шкурок бобров.
            И пьют они ячменный напиток – кислый, как уксус»…

            Крупнейший средневековый памятник
            Рождественский археологический комплекс – крупнейший средневековый памятник
            Пермского Предуралья. Кассаба Афкула - «поворотная крепость» на берегу
            Обвы и есть Рождественское городище.
            С запада к площадке Рождественского городища примыкает Филипповское (малое) городище.
            Общая площадь двух одновременно существовавших городищ и посада составляет 6,5 га.
            Находка бронзового светца и обломки зеленой черепицы указывают на существование
            на городище мечети. Рядом с мусульманским могильником домонгольского времени
            расположено финно-угорское кладбище. Можно предположить, что здесь было
            погребено около 8,5 тысяч человек.

            Интересная книга
            Древняя Афкула. Археология Пермского края.
            А.М.Белавин, Н.Б.Крыласова
            603 стр., формат А4
            содержит более 200 иллюстраций и фото
            Перм. гос. пед. ун-т. - г.Пермь, 2008г. тираж 500 экз.
            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
            Еще интересная книга
            "Камский торговый путь"
            Белавин А.М. 2000 г.
            198 страниц.

            Цитата

            В монографии на материалах археологических, письменных н фольклорных
            источников реконструируются экономические и этнокультурные связи круп-
            ного региона России - Предуралья в IX-XIV вв. н.э.. Огромную роль в разви-
            тии этих связей сыграл Камский торговый путь- своеобразное продолжение
            Великого Волжского пути, способствоваший включению Предуралья в
            международную систему торговли эпохи средневековья.
            Книга рассчитана на специалистов, студентов исторических факультетов,
            учителей, краеведов и всех, интересующихся прошлым Предуралья.


            Кама – одна из великих рек Евразии, самый крупный приток Волги.
            Если говорить более точно, Верхняя Волга - это приток Великой Камы.
            Камской воды в среднем и нижнем течении Волги больше верхневолжской,
            поэтому, с точки зрения гидрогеологии, именно Кама впадает в Каспий, да и
            Камское русло древнее Верхневолжского. Арабские географы средневековья
            именно так и считали, по их мнению, Великий Итиль (Волга) берет свое начало
            в горах Урала, нижнее течении Камы именовалась Кара Итиль (Черная Волга),
            а её верхним течением считалась Ак Итиль (нынешняя Белая). Средняя и верхняя
            Кама именовались рекой Чулман или Чолман, это название можно переводить как
            «Струящаяся».

            По берегам Чулмана в средневековье жили разные племена тюрок, угров, финнов.
            Тюрок особенно много было на Нижней Каме, где на рубеже IX-X веков складывается
            крупное феодальное государство Волжская Болгария или Булгария. Здесь располагались
            её основные городские центры, в том числе, и Биляр - столица этого государства,
            Великий город булгарский. Основную массу населения Средней и Верхней Камы –
            страны Вису или страны Чулыман – вплоть до XII в. составляли угры: предки
            древних венгров-мадьяр, те племена, потомками которые в более позднее время
            стали ханты и манси. Эти народы были известны на Востоке как булгарские эсегелы
            (т.н. Старые племена – Иски Эль) жившие в Прикамье задолго
            до появления здесь тюрок-булгар.

            Прикамье богато разнообразными природными ресурсами.
            В глубокой древности особого внимания заслужили три вида этих богатств:
            меха пушных зверей, медь и поваренная соль. Множество пушного зверя было
            в лесах Предуралья, именно меха стали основным предметом торговли еще в
            I тысячелетии до н.э. Ими торговали камские ананьинские племена с сарматами
            и скифами, получая взамен оружие, украшения, конскую сбрую. Затем булгары
            взяли меховой торг в свои руки, именно это стало для булгар делом государственной
            важности. Меха было удобно транспортировать, они давали гигантскую прибыль.
            Поэтому уже в Х столетии Прикамье было интегрировано в состав Булгарии, население
            Прикамья стало платить харадж и джизью царю булгар, а разрешение на камскую
            торговлю давал лично царь Булгарии. Именно благодаря булгарам оформился
            Камский торговый путь – один из важнейших торговых путей средневековья,
            часть мировой системы Восточной торговли. В X в. ал-Мукаддаси составил список
            товаров, которые булгары привозят по Камскому пути: "… меха: собольи, беличьи,
            горностаевые, куньи, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры; воск, крупная рыба,
            шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, юфть, мед, орехи…»

            В средневековье пушного зверя было достаточно много и на севере Восточной
            Европы, и на севере Азии, но именно пушной зверь Северного Предуралья и Зауралья
            был особенно привлекателен. Здесь было очень много куницы, белки, лис и бобров.
            Последние давали не только мех, но и «бобровую струю» - ценное вещество, служившее
            основой для средневековых восточных лекарств и благовоний. Здесь, в Предуралье и
            Зауралье, водился в изобилии особенно крупный соболь и множество горностаев.
            Мех соболя и горностая признавался самым красивым и дорогим, это были царственные
            меха. Недаром в более позднее время ясак на Руси считали именно в соболях. Мода на
            пушнину в восточных странах вызвала рост цен на этот вид товара, и меховая торговля
            к средневековью стала крайне выгодным делом. Так, по данным Ибн Баттуты (XIV в.),
            в охотничьих регионах Предуралья шкурку соболя можно было купить за 1-2 «зеленые»
            бусины стоимостью по 1 серебряному дирхему за каждую, а на рынке в Калькутте цена
            такой шкурки составляла 400 золотых динаров, т.е. разница в цене составляла 4 тысячи.
            Шкурка горностая, стоившая в Предуралье 6-8 дирхемов или бусин, продавалась на рынках
            Азии за 1000 золотых динаров. Судя по материалам поселений позднеломоватовского времени,
            в Прикамье складывается промысловый тип охоты на пушных животных, который и
            обеспечивал международную торговлю. Не случайно все авторы того времени уделяли
            вопросам меховой торговли болгар особое внимание. Можно даже считать, что булгары
            были своеобразными монополистами-меховщиками для стран Востока. Значительная роль
            Булгарии в меховой торговле Востока прослеживается вплоть до XIV столетия.
            Так, среди подарков золотоордынского хана Токтая правителю государства хулагуидов
            названы и соболи булгарские.

            Территория Предуралья была хорошо известна авторам восточных географических
            трудов средневековья. Безусловно, в основе этих знаний была информация от болгарских
            торговцев. По представлению булгар, на севере находилось три области:
            область и народ Вису (Ису), за ней страна и народ Юра (Йура), а еще севернее - Страна Мрака,
            которую окружают море и непроходимые северные горы. Арабский географ-энциклопедист
            ал-Омари (1331г.) упоминает касабу - маленький го­родок по-персидски - Акикул (Аваколь, Афкулу)
            в 20 днях пути от Булгара на север, то есть в пределах страны Чулман (Джулыман),
            землю и город Чулман, расположенный севернее Афкулы, города Сибир, Ибыр.
            При этом Чулыман размещается примерно там же, где ранее находилась Вису.

            Под влиянием болгар у предуральских угров также расцветает торговля.
            Жители Прикамья, известные по источникам как «купцы чулманские», это торговые
            посредники болгар в их связях с племенами Севера и Западной Сибири.
            Ал-Омари сообщает: «Купцы наших стран, говорил Номан, не забираются дальше города
            Булгара; купцы булгарские ездят до Чулымана, а купцы чулыманские ездят до земель
            Югорских, которые на окраине Севера». Интересно, что при раскопках языческой
            части Рождественского могильника, Н.Б. Крыласовой было выявлено погребение такого
            «купца чулыманского». В погребении № 37 этого могильника обнаружена уникальная в
            Предуралье находка – трапециевидная серебряная подвеска, на лицевой стороне которой
            изображена тамга Владимира Святославовича, а с оборотной стороны – знак его современника,
            приемного сына и соправителя Олава Трюггвасона. По обоснованному мнению автора
            находки, подвеска является верительным купеческим знаком, «печатью для ношения»,
            которые выдавались болгарским купцам в соответствии с торговым договором,
            заключенным в 1006 году болгарами и Владимиром Святым.

            Еще одним важным и дорогим товаром, продававшимся буквально на вес серебра, была соль.
            Факты возникновения в Предуралье соледобычи задолго до появления здесь русского
            населения хорошо известны археологам. Впоследствии солеварение стало одной из
            важнейших отраслей экономики Верхнего Прикамья. Соль как один из товаров, поступающих
            из Волжской Болгарии, называют многие средневековые авторы.

            Предметом торговли, в том числе и с болгарами, стал и цветной металл. В специальных
            литейных формах отливались чушки меди в виде вытянутых палочек или соединенных
            между собой плоских блинков. Такие формы и чушки найдены на многих памятниках
            (Анюшкар, Кудымкарское, Рождественское, Редикорское городище, Вакинское и
            Мартыновское селище и др.). Интересно, что анюшкарские формы-изложницы для
            слитков имеют прямые аналогии в Ладоге, на Рюриковом городище и в древнешведской
            Бирке. Они служили для производства сырьевых ювелирных слитков. Это отражает
            высокий уровень обмена, торговли и развитие процесса перемещения
            ремесленников-ювелиров на широком пространстве Восточной и Северной Европы.

            Вхождение Предуралья в международную торговую систему привело к становлению
            в нашем крае новой системы управления, маркирующей начало формирования
            раннефеодальной социально-экономической системы. Главы родов тех территорий,
            которые были опорными в меховой и соляной добыче и торговле, стали представителями
            булгарской феодальной администрации. Они получали особые знаки в виде серебряных
            филигранных подвесок с изображением сокольничего и зверей, обозначающих
            подчиненные им фратрии или кланы. Фигура сокольничего, хорошо известная в
            европейской и восточной геральдике, обычно связывалась с обозначением
            княжеско-родовой власти. Таким образом болгары, включившие к XI в. земли Вису
            в состав своего государства, обеспечивали безопасность международной торговли
            в этих землях. Подобные знаки XI-XII вв. встречались и в могильниках вымской
            культуры на территории современной республики Коми в Северном Предуралье.
            С распространением международной торговли к XIII-XIV вв. в Зауралье и в Приобье
            там была налажена схожая система, о чем свидетельствует наличие подобных знаков
            среди найденных там древностей.

            Бдительно оберегая свою торговую монополию на Камский путь, булгары распускали
            самые фантастические слухи о трудностях пути на Север и об ужасных нравах тамошних
            жителей. Жители этих мест питаются исключительно медом, мясом белок и соболей, а
            также по нескольку раз варят голые кости, так как тяжело с продовольствием.
            Севернее Вису на море Мраков якобы живут великаны из племени Яджуждж и Маджудж
            с головой «как самый большой котел», и, если кто увидит их, то сразу же умирает от ужаса.
            Разрешения на торговое плавание давал лишь царь. Но даже и при наличии разрешения купцы
            булгарские могли сами расправиться с нежелательным для них конкурентом.
            Известен рассказ Инбн Фадлана (Х в.) о неком «синдийском» (индийском) купце, который,
            хотя и добился разрешения торговать без посредников по речному пути, был убит компанией б
            улгарских купцов. Пытался пробраться к народам Севера и магри­бинский путешественник XIV в.
            Ибн Баттута, но его все же отговорили в Булгаре, при этом ссылались на трудности пути и
            невыгодность такой поездки. Таким образом, монополию северной торговли булгары
            охраняли очень ревностно, дело дошло даже до того, что северным жителям было
            запрещено являться в Булгарию. Так, судя по сообщениям ал-Гарнати (XII в.): «…
            жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда
            в эти области вступает кто-нибудь из них... то вода и воздух холодают, как зимой, и
            у людей гибнут посевы».

            Камский речной путь был основной дорогой, по которой булгарские и восточные купцы
            продвигались к Вису и иным народам Севера. На использование Камского (Чулманского)
            речного пути, по которому караваны поднимались против течения три месяца, имеются
            прямые указания в источниках (Фадлан, Йакута, Казвини). От Биляра до Рождественского
            городища на р. Обве было обнаружено большое количество булгарской керамики, булгарские
            гончарные горны, булгарское домонгольское мусульманское кладбище, множество булгарских
            и иных предметов, восточных монет. Там, вероятно, располагалась самая крупная торговая
            фактория булгар в странах Вису и Чулман – кассаба Афкула. Речной путь (Черемшан –
            Кама (Кара-Итиль, Чулман) – Обва) составлял около 1220 км. День пути (по данным Б. А.
            Рыбакова) – бархала-мархала – по реке вверх равнялся 20-30 км, вниз по течению 70-75 км.
            Таким образом, путь из столицы Болгарии в кассабу Афкула вверх по течению Камы занимал
            примерно 60 дней в движении и 25 дневок через каждые 2-3 дня пути, всего - 3 месяца.
            Путь вниз занимал 20 дней (указание на такое расстояние находим у ал-Марвази – XII в.
            и у Ауфи – XIII в.) – 15 дней пути с 5 дневками через каждые 3 дня движения.



            Достаточно точные данные об особенностях пути в «страну Чулыманскую» свидетельствуют
            о вековой выверенности Камского торгового пути. Он был так же хорошо известен,
            маркирован и часто посещаем, как и Булгар-Киевский торговый путь, соединявший
            столицы Древней Руси и Волжской Булгарии. Кассаба Афкула, судя по сообщениям источников,
            была столицей страны Чулыман (Джулыман). Сюда неоднократно приезжали булгарские астрономы –
            было необходимо рассчитывать время мусульманских молитв в разные сезоны.

            Не менее важным пунктом на Камском торговом пути был город Чулыман. Скорее всего,
            его можно локализовать на месте современного археологического памятника – городища
            Анюшкар в Ильинском районе. Здесь, как и на Рождественском городище, собрано много
            булгарской посуды и других иноземных вещей. Изучено булгарское мусульманское кладбище.
            Наличие булгарских гончарных горнов, как и на Рождественском городище, указывает на проживание
            здесь булгарских ремесленников. Кроме пути по воде в страну Вису (Чулыман) вел и сухопутный
            караванный путь. О последнем свидетельствуют кости верблюда, найденные на Анюшкаре.

            Страны Вису, Чулыман и Йура восточные купцы посещали не только в теплое время года.
            Б.Н. Заходер в «Каспийском своде» приводит такие сведения: «Булгары везут в страну Вису и
            Йура товары на санях, которые тащат собаки по сугробам снега, а сами люди передвигаются на
            лыжах». Описание лыж приводит Абу Хамид ал Гарнати. Костяные детали собачьих упряжек
            найдены в раскопках Анюшкара, Рождественского, Соломатовского городищ и на других памятниках
            Уральского Прикамья. На них же найдены и детали оленьей упряжи. Лучшая зимняя дорога в
            лесной полосе – замерзшая река. Камский торговый путь, таким образом, функционировал круглогодично.

            Если пытаться проследить развитие Камского торгового пути во времени, то мы увидим, что
            функционировал он почти два тысячелетия. Начало его становления приходится на ранний
            железный век. В эпоху расцвета ананьинской культуры (общности) был налажен обмен
            с соседями - сарматскими ираноязычными племенами, жившими на Южном Урале,
            а через них - со скифами. Через скифов в Предуралье потекли вавилонские бусы,
            египетские бронзовые изделия, кавказские и скифские украшения и оружие.
            Ананьинцы стали в массовом порядке добывать меха пушных зверей в предуральских
            лесах, возможно, был еще какой-то иной эквивалент обмена.

            В период Великого переселения народов этническая карта Предуралья претерпела
            значительные изменения, исчезли сарматы, их место заняли тюрки, из-за миграций из З
            ауралья на западных склонах Урала стали преобладать угры. Сложился новый мир –
            Великая уральская Венгрия, легендарная Magna Hungaria – огромная уральская угорская
            ойкумена по обе стороны хребта. У угров, во многом под влиянием бывших ираноязычных
            соседей, сложились совершенно особые жизненные правила, религиозные представления и
            культовая обрядность. Пояса женщин и мужчин стали украшать наборы из металлических
            (бронзовых и серебряных) накладок, пряжек и наконечников. Косы женщин и богатырей-
            мужчин украшадись шумящими подвесками, к поясам привешивались металлические,
            чаще серебряные, ритуальные ножны. Божественным металлом стало считаться серебро,
            каждый угорский род и каждое племя собирали на своих святилищах серебряные предметы,
            служившие во время культовых обрядов для связей с богами и мифическими героями.
            Религиозные обряды требовали наличия на святилищах серебряных дисков, тарелок или чаш.
            На них должен был стоять конь бога или небесного героя – он просто не мог стоять на земле.
            Серебро поставлялось из древнего Ирана, а позже из арабского халифата. Там мода на северную
            пушнину не угасла, напротив, она все набрала силу. Так в пермские и приобские леса потекли
            реки изделий из серебра с востока и юга. Остатки их дошли до нас в виде находок парадной
            серебряной посуды, сделанной в Сасанидском Иране, Средней Азии, в Византии, а также
            в виде многочисленных монет: драхм, динариев, дирхемов, большая часть которых
            использовалось как сырье для изготовления необходимых в ритуалах серебряных предметов.



            Расцвет Камского торгового пути пришелся на X-XIII века, когда управление этой торговой
            системой взяла на себя Волжская Булгария. В XIV столетии активность на Камском торговом
            пути стала затухать. Связано это было с перемещением основных центров на юг, в Нижнее
            Поволжье, где строятся степные Ордынские города. В силу этого, а так же по причине эпидемии
            чумы 1346-1350-х гг. (Предуралье - Северное и Пермское - было задето чумой, распространявшейся
            вдоль торговых путей и поразившей дважды, в 1352 и 1363г., европейский северо-восток) во второй
            половине XIV в. исчезают булгарские торговые фактории, сворачивается торговая активность
            местных купцов.
            Основные торговые пути переносятся в Прииртышье и в Приобье – за Урал. Кроме того,
            в XII-XIII столетиях Пермское Предуралье активно заселяется пермскими финнами –
            предками коми и удмуртов, которых вытесняет с Европейского северо-востока древнерусская
            колонизация. Угорская ойкумена интенсивно сокращается. Угры частью переселяются
            в Булгарию, частью уходят в Приобье, частью просто вымирают. Еще раньше Предуралье
            покидают мадьяры, нашедшие свою новую родину на Дунае.
            К XV столетию древний Камский путь умирает, уступив место северным трансуральским
            путям, пробитым русскими. Лишь в XVII столетии Камский торговый путь обретает второе
            рождение, но уже как главный путь для караванов с пермской солью, а позже - и с
            уральским железом.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Цитата

            254
            В 20 днях пути от их страны [Волжской Болгарии] находится местность под названием Ису, а далее за Ису живет народ, именуемый юра. Это дикое племя. Они не общаются с людьми, боятся их злобы. Жители Болгара совершают поездки в ту страну и привозят туда одежду, соль и другие товары, которыми они торгуют. Для доставки этих товаров они изготавливают повозки, похожие на маленькие тележки, в которые запрягают собак, ибо там много снега и никакое другое животное не может передвигаться по этой стране. Люди привязывают к подошвам кости скота; каждый берет в руки две заостренные палки, втыкает их позади себя в снег и скользит по поверхности, отталкиваясь этими палками, словно веслами, и так достигает цели своего путешествия за...2 дней. Они ведут куплю и продажу, изъясняясь с туземцами языком жестов, и привозят из этой страны прекрасные крупные шкурки соболя...
            Царь [болгар] рассказал мне, что за его страной на расстоянии трех месяцев пути есть народ, который называют вису. Ночь у них меньше часа... В том море водится рыба, из зубов которой они делают ножи и рукоятки мечей3. Если в том море корабль плывет на Полярную звезду, то попадает в местность, где летом вообще нет ночи, зимой же, напротив, солнце не показывается над головой, а обходит край неба слева направо; дальше расположена местность, где весь год состоит из одного дня и одной ночи4.
            * * *
            По этой реке [Волге] купцы едут до Дисура [Вису] и привозят оттуда много бобровых, собольих и беличьих шкурок... Ночь там так коротка, что ее не успеваешь заметить, а в другое время года, напротив, столь продолжительна, что вообще не бывает дневного света1.

            1) Основные выводы этого исследования уже были опубликованы автором. См. "Islam", 1935, S. 239.
            2) К сожалению, именно эту цифру разобрать невозможно.
            3) Нарвал или морж?
            4) Сообщение Ибн-Фадлана. См. "Ungarische Jahrbucher", 1924, В. 4, S. 228 (и след.). [См. А. П. Ковалевский, Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Харьков, ХГУ, 1956, стр. 135. 138, 139, 140. - Ред.]

            Цитата

            По ту сторону этого [7-го] климата проживают лишь немногие народности, такие, как ису, варанк, юра и им подобные3.

            3) Сообщение Бируни (1030 г.). См. "Ungarische Jahrbucher", 1924, В. 4, S. 303. [Бируни (Абу Рейхан Мухаммед-ибн-Ахмед ал-Бируни, 972-1048) - знаменитый арабский ученый-энциклопедист, узбек из Хорезма. Ему принадлежат капитальные труды по математике, астрономии, истории, географии и литературе. См. X. У. Садыков, Бируни и его работы по астрономии и математической географии, М., 1953; И. Ю. Крачковский, Бируни и его роль в истории восточной географии, Сборник "Бируни", АН СССР, 1950, стр. 54-73.- Ред.]

            Цитата

            Жители Болгара привозят в Вису сабли, изготовленные в мусульманских странах. Они не имеют рукоятей и украшений, это одни клинки, в том виде, в каком они выходят из рук кузнеца4.

            4) Сообщение Абу Хамида (1140 г.). См. "Ungarische Jahrbucher", 1924, В. 4, S. 211 (примечание). [Абу Хамид - арабский географ конца XI - начала XII вв., автор труда "Книга о диковинных вещах". См. И. Ю. Крачковский, Избранные сочинения, АН СССР, 1957, т. IV, стр. 299-301. - Ред.]
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 19 января 2013, 18:19

              В. В. Напольских - ПРОИСХОЖДЕНИЕ САМОНАЗВАНИЯ ВЕПСОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 21 января 2013, 09:30

                Абу Хамид ал-Гарнати о Вису

                Цитата

                А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж 82, между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису 83.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 28 января 2013, 10:54

                  С. И. Кочкуркина - ДРЕВНИЕ ВЕПСЫ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  А. М. Пашков - СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Александр Сакс - ВЕПСЫ - ДРЕВНИЙ НАРОД СЕВЕРА
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Винокурова И.Ю. - ВЕПССКАЯ ОДЕЖДА
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Вепсы: история, культура, этнос
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Клад Кригера - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Костюм финно-угров Новгородской земли - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 04 февраля 2013, 18:11

                    Говорящие камни. 10 фильмов. Кто наши предки? Россия.
                    Говорящие камни. Лесной народ Вепсы
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Фильм Lesnoj_narod-Vepsy_23.08.2010.
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 05 февраля 2013, 22:04

                      Поселения и жилище вепсов
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      Современная территория проживания вепсов
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      Вепсы в лицах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      А. В. ДМИТРИЕВ - ВОДСКАЯ ТОПОНИМИКА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      Этническая история междуречья Волхова и Наровы XV - XVI вв.
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      E.A. Ryabinin - THE CHUD OF THE VODSKAYA PYA TINA IN THE LIGHT OF NEW DISCOVERIES
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      Fennoscandia archaeologica - Журнал посвященный скандинавской и финнской археологии
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                      Скорее всего в сведениях о Чуди Белоглазой сохранились сведения о вепском языческом населении Двинского края и его погребальных практиках. Интересно, что регион населеный Водью Е. Рябинин называл Причудьем.
                        • 2 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 15:28 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики