Первым по времени упоминанием о мере являются сведения о народе меренс у Иордана. Территория мери включала в себя современные Костромскую, Ярославскую, Ивановскую, Владимирскую области, возможно Вологодскую область. Нестор локализировал Мерю в Ростове и у Клещина озера. В 882 г. меря вместе с другими поддаными конунга Хельги (Олега Вещего) приняли участие в походе на смолян и полян. Нестор упоминает мерю как участника похода Константинополь в 907 г. Однако византийские источники не зафиксировали этого похода, а из сведений Нестора можно вынести только ту информацию, что меря принимала участие в походах первых князей Руси. Мере принадлежал Чудской конец в Ростове. В 1071 и 1088 г. меряне вместе с местными кривичами поднимали восстания против христианизации и княжеской адмнистрации. Адам Бременский упоминал мерю как мирров. С. Кузнецов, Д. Зеленин, Д. Корсаков отождествляли мерю с марийцами. П. Голдэн считал мерю частью марийцев. А. Матвеев же считает, что меря была вполне самостоятельным племенем, однако самым близким к марийцам народом. В. Геннинг высказал предположение, что мурома, марийцы и меря были потомками населения дьяковской культуры. В позднедьяковских памятниках найдены признаки балтского проникновения. Вероятно, меряне испытали влияние голяди и других балтских народов. А. Смирнов, Е. Горюнова и Г. Архипов указали на отличие материальной культуры мерян от марийцев. У устья Волги и у реки Ветлуги проходили границы мери с марийцами, в районе у верхнего течения Волги в Ярославской и Тверской области меряне граничили и смешивались с вепсами. Южнее Клязьмы находилась мещера, а на востоке с мерянами граничила мурома. Предки мерян находились в составе дьяковской археологической культуры. Вероятно, мерянам приходилось воевать с своими балтскими соседями – племенем голядь. С летописной мерей отождествляют Сарское городище. Часть мерян отступила в земли марийцев во время славянской колонизации и ассимилировалась с ними. А. Леонтьев предполагал, что меря происходит от культуры рязанско-окских могильников, однако В. Седов раскритиковал эту гипотезу. Меряне селились в селищах, их племенным центром было Сарское городище, где кроме мерянских были найдены и скандинавские древности. Население региона активно торговало с скандинавами и славянами. Находили куфические монеты, что свидетельствует о торговле с волжскими булгарами и хазарами. В ІХ-Х вв. меряне еще жили обособлено от славян. Ассимиляция происходила в XI-XII вв.
Вооружение мери различалось в разные времена. В эпоху Великого Переселения народов среди стрел преобладали ромбовидные наконечники стрел, среди топоров так называемые топоры-кельты, наконечники копий удлиненно-треугольной формы, метательные копья с двушипными наконечниками. В IX-XI вв., то есть во времена викингов, наблюдается заимствование разных видов оружия. Это ланцетовидные наконечники стрел, проушные топоры, меч, кольчуга, шлемы. Такие находки увеличились в Х в., когда меря вошла в состав Руси. Комплекс вооружения мерян вполне типичен для своего времени. Большинство воинов использовали лук, сулицы, копья, а знать могла себе позволить мечи, кольчугу и шлемы. Доспехи также изготовлялись из мягких материалов – кожи, войлока и ткани. Вероятно, на вооружении были щиты. Отстутствие пик, сабель и кистеней свидетельствует об отстутствии конницы как таковой, стремена и плеть встречались у единиц, а кони были средством передвижения. В составе Руси среди мерян выделялась дружина, но отстутствовало постоянное войско и фактически меряне были ополченцами. В поле меряне могли выставить сотни воинов. Мечи и наконечники копий были вероятно скандинавского происхождения. Знатные воины имели при себе меч, щит, топор-кельт, копье. Простые же воины были вооружены луком со стрелами, ножом, топором. Со временем меряне перешли на славянские типы вооружения. Меря в большинстве своем была ассимилирована славянами. Память о них сохранилась в упомянании о мерянских станах и Галиче-Мерском .
Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. Перевод В.В. Рыбаков // Из ранней истории шведского государства: первые описания и законы. М.: Изд-во РГГУ, 1999. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви. Перевод Дьяконов И.В. Электронная версия 2010 года. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Голубева Л.А. Меря // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М .: Наука, 1987. С. 67-81
Леонтьев А.Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. М.: Геоэко, 1996. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Матвеев А.К. К проблеме расселения летописной мери // Известия уральского государственного университета. № 7. Свердовск: Изд-во Уральского государственного унмверситета, 1997. С. 5-17. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Митин Д.О. Вооружение летописной мери (опыт реконструкции) // Материалы конференции История и культура Ростовской земли 2006. Ростов: Ростовский кремль, государстввенный музей-заповедник, 2007. С. 49-60 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Напольских В.В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья // История татар. Т. 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2006. с. 100-115