Мурома как отдельное племя упоминалось только у Нестора. Она упоминалась ним около города Муром и на реке Оке. Большинство археологических памятников муромы находили на правобережье Оки, между реками Ушной и Унжей, на правобережье Клязьмы. Мурома жила также на левом береге Клязьмы, а также освоивала левобережье Оки. Отдельные группы муромы продвигались в район течения Волги в районе Нижнего Новгорода. Основным типом поселений были селища, городища использовались как убежища на случай вторжения врага. Сравнительно рано мурома стала смешиватся с славянами. В X-XII вв. На Ушне находились славяно-муромские поселения. Сам этноним мурома В. Кулешов считает за происхождением балтским, подобно этнонимам мордва и удмурт происходившим из иранских языков. Это были иноязычные обозначения для финнских народов. Исследователь также старался найти в Муромском крае балтскую топонимию, что логично, если в Среднем Поволжье в именьковское время проживало балтско-славянское население принадлежащее к макробалтскому ареалу. В. Бейлекчи же оппонировал ему считая, что топонимия региона сплошь поволжско-финнская. Л. Голубева считала этнически близки к муроме мордву, а также считала, что мурома связана своим происхождением с городецкой археологической культурой (этногенез эрзян и мокшан также связан с ней). В. Генинг считал, что мурома сформировалась как племя в недрах мерянской племенной общности. С. Кузнецов видел в муроме одно из подразделений мери. А. Гераклитов отождествлял мурому с мордвой. В. Мартьянов и Д. Надькин указывали, что мурома приняла участие в формировании эрзян. А. Смирнов видел в муроме одно из мордовских племен. В погребениях муромы находили скандинавские вещи и куфические монеты, что свидетельствует о связях муромы с Русью и Волжской Булгарией и об участии в трансконтинентальной торговле. Мурома стала активно торговать с Востоком только под влиянием славянской колонизации и до этого некоторое время находилась в стороне от торговли с Востоком. Социальная дифференциация была заметной, хотя мурома и оставалась обществом свободных крестьян-общинников. Развивались ремесла, росли городища, выделялась дружина воинов .
Вооружение же муромы было близко к вооружению культуры рязанско-окских могильников и мордвы. Вместе с умершим мурома погребала коня. Также в нем находили и вооружение. В этом проявлилось степное влияние. В могильниках муромы найдены копья. Их наконечники имели как правило пламевидную форму ромбического сечения и удлиненно-треугольною форму. Также на вооружении находился меч, в целом характерный для Восточной Европы V-VII вв. Он был двулезвийным с прямым напущенным перекрестием, лезвие линзовидного сечения. Использовались топоры. Стрелы были втульчатыми и черешковидными. Плоские наконечники с удлиненно-треугольным пером и втульчатыми плечиками. Популярны также стрелы с втульчатыми наконечниками и листовидным пером. Для копий VII-XI вв. характерны короткие широкие лезвия, а также узколезвийные удлиненные. В IX-X вв. широко использовыались сулицы. Кавалерийские пики же единичны. В X-XI вв. среди муромы формируются дружины, которые были лучше вооружены. Копья были с пламевидными наконечниками, присутствовали сулицы, чеканы, топоры-молотки. До дружинной эпохи мурома представляла собой народ-войско. У муромы в отличии от мордвы и культуры рязанско-окских могильников единичны мечи, а также практически отстутствуют сабли. Основу войска составляли пешие копейщики. На вооружении также находились лук со стрелами и топоры. Чеканы были заимствованы у среднецнинской мордвы. Большинство воинов было без доспеха, который был привилегией знатных. Знатный муромский воин был защищен кольчугой, шлемом с бармицей. Он был вооружен пикой и луком со стрелами. Во второй половине Х в. мурома перенимает у Руси мечи, узколезвийные копья и секиры. Среди муромы, как и у мордвы в I тыс., значительную роль играли всадники. Найдены погребения где были удила, уздечные наборы, стремена, подпружные бляшки, ботала, путы. Мурома использовали номадские и кольчатые удила, а также арочные и восьмеркообразные стремена. Поселения муромы были неукрепленными в отличии от укрепленных поселений мордвинских твердей. Во время славянской колонизации у муромы появились укрепленные городища. Расселение славянского населения вынудило мурому или ассимиливаться с ним или переселится в мордовские земли .
Народ мещера населял междуречье Клязьмы, Москвы, Средней Оки. В историографическом отношении это наиболее малоизученная финнская народность. Мещера жила около реки Оки и граничила с кочевниками. Уже в IX-X вв. в их земли проникают славяне, а в XII в. мещера практически была ассимилирована славянами Владимиро-Суздальской Руси. В летописях также упоминалась мещера. Об этом загадочном народе мало-что известно. В ’’Толковой Палее’’ она упомянута как народ живущий у Оки. Андрей Курбский упоминал, что в мещере мордовский язык. Однако до этого времени мещеры уже несколько столетий как не существовало. И. Боба видел в них часть древних мадьяр, но в славянских летописях их не отождествляют с венграми. П. Голдэн считал, что мещера была частью мордвинов. И. Вашари также считал мещеру волжско-финнским народом и считал ее предком русского субэтноса мещеряков. В отличии от мери упоминания о мещере разовые. В Средневековье на территории Мещеры находились земли славянского субэтноса мещеряков и тюркского татарского субэтноса мишарей. Материальная культура мещеры была похожа на эрзянскую .
Бейлекчи В.В. Древности Нижней Оки. Погребальный обряд и поселения летописной муромы. М. Изд-во МПСИ, 2005. 278 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Бейлекчи В. О финно-угорских топонимах в Верхнем Поочье // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Т. 10. № 4. Самара: Самарский Научный центр РАН, 2008. с. 1270-1274.
Бейлекчи В.В., Родин В.В. Поселения племени мурома (у истоков проблемы) // История и культура Ростовской земли-2003. Ростов: Ростовский кремль. Государственный музей-заповедник, 2004. с. 498-508.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Голубева Л.А. Мурома // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987. С. 81-92
Гришаков В.В., Зеленеев Ю.А. Мурома VII-XI вв. Йошкар-Ола: МарГУ, 1990. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кулешов С.В. О происхождении этнонима мурома и о топонимах Муромской округи // V Уваровские чтения. Муром: Муромский музей, 2003 Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Пронин А.Б. Мещера: след затерявшийся вдали. Available at: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Klima L. The Linguistic affinity of the Volgaic Finno-Ugric and their ethnogenesis (early 4th millenium BC – late 1th millennium AC). Available at: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Vasary I. The Hungarians or Možars and Meščers/Mišers of the Middle Volga Region // Archivum Eurasiae Medii Aevi. Vo. 1 Lisse: Peter de Ridder Press, 1976. P. 237-275