Ятвя́ги (судовы, дайнавы, судава, дайнава) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти ассимилированы в южной части Дзукии. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, белорусской и польской народностей.
Обращение к письменным источникам показывает, что принятая в некоторых исследованиях классификационная схема, согласно которой ятвяги, судовы, дайновы и поллексяне (полешане) были четырьмя частями одного целого «племени», не соответствует действительности: в XIII веке все эти названия функционировали в разных языковых традициях для обозначения одной и той же реальности.
В 983 г., после удачного похода на ятвягов, в Киеве было решено по жребию принести в жертву юношу Иоанна, сына варяга Федора. Отец заступился за сына, толпа язычников убила того и другого (память их 12 июля).
В 1038 году войска Ярослава Мудрого совершили поход на ятвягов.
В 1058 году польский король Казимир I после победы, одержанной над ятвягами на реке Мзуре, даровал новый герб отважному рыцарю, подавшему знак горящей стрелой. В литературе по геральдике герб известен под названием Лис.
С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии, южной частью Судавии в XII—XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество, затем Судавия (с центром в г. Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского.
В 1112 году — «Ярослав ходи да Ятвязе сын Святополчь и победи я». (Ипатьевская летопись).
В 1196 году — на ятвягов совершил поход князь Романа Мстиславович.
В XIII веке в Ипатьевской летописи ятвяги упоминаются в качестве грозного противника для земель Галицко-Волынского княжества. Ятвяги делились на несколько независимых образований, выступавших под разными именами (судовы, дайнавы, полешане, злинцы, покенцы, крисменцы).
В 1229 году волынские князья Даниил и Василько отправились на помощь мазовецкому князю Конраду, «оставиша в Берестии Володимера Пиньского и Угровьчане и Берестьяны, стеречи земле от Ятьвязь»
В 1247 году, сообщает Густынская летопись, «многая быша брани князем Литовским со Ятвяги». Литовские князья обратились за помощью к Даниилу Романовичу Галицкому, который после долгой борьбы победил ятвягов и наложил на них дань, «и отселе Ятвягове начаша давати дань Русским».
В 1251 году ятвяги и войско Данилы оказали помощь жемайтскому князю Викинту при нападении на замок Миндовга Воруту (Руту).
В 1254 году вице-ландмейстер Пруссии Буркхард фон Хорнхаузен заключает соглашение о военной помощи с галицким князем Даниилом и мазовецким князем Земовитом. Основным пунктом этого соглашения была передача «третьей части [земли Ятвяжской]», которую ещё предстояло завоевать, князьям «и их детям <…> со всеми правами и властью мирской <…> в вечное владение» в обмен на военную помощь и иные услуги в борьбе против этого племени и «любого другого, воюющего против веры христианской». Кроме того, орденские братья обязывались также не вступать в контакт с врагами других сторон и не препятствовать желанию своих подданных помогать в конфликтах князьям мазовецкому и галицкому против их врагов.
В 1256 войско галицко-волынский князь Данила разгромил объединённое войско ятвягов при Привище (в 15 км на запад от современного Августова).
По свидетельству грамоты Миндовга 1259 года, историческая область Дайнова в его время называлась некоторыми Яцвезин.
Сандомирский князь и король Польши Болеслав V Стыдливый (1226—1279) совершил несколько походов против племён ятвягов и основал в Лукуве, на восточной границе своего княжества, епархию для христианизации язычников. Однако все его попытки были тщетны.
В 1264 году Болеслав нанёс решительное поражение ятвягам во главе с бесстрашным князем Коматом, которому белорусский поэт Ян Чечот посвятил стихотворение «Про ятвяга Комата. 1264 г.» в рифмованной истории Великого княжества Литовского под названием «Песни о древних литвинах до 1434 года».
В 1273 великий князь литовский Тройден помог войском ятвяжскому князю из Судавии Сколоменду в походе на Кульмскую землю.
В том же году четыре ятвяжских князя с князьями Галицким и Владимирским заключили мирный договор.
В 1280 Тройден послал войско на помощь Сколоменду при набеге на Самбию.
В 1282 ятвяги напали на Люблин и опустошили его окрестности. Польский король Лешек Чёрный отправился за ними в погоню, настиг и победил в кровавом сражении между реками Нарев и Неман.
Территория, занимаемая ятвагами, называлась Судовией или Ятвагией
Кибинь А.В. От Ятвязи до Литвы: Русское пограничье с ятвягами и литвой в Х-ХІІІ вв. М.: Квадрига, 2014. 272 С.
Віцязь С.П. Прусы і яцвягі ранняга сярэднявечча: этнакультурныя трансфомацыі ў Верхнім Панямонні. Менск: Беларус. навука, 2012. 411 с.
Новиков А.С. Ятвяги в системе международных отношений в Восточной Европе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.03 – Всемирная История. Калининград: Российский государственный университет им. И. Канта, 2009. 200 с. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Cедов В.В. Ятвяжское племя Дейнава // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 113. Л.: Институт археологии АН СССР 1968. С. 24-30
Седов В.В. Ятвяги // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья. М. Наука, 1987. C. 411-419
Нагірний В. Ятвязька проблема в зовнішній політиці Данила Галицького // Археологія та етнологія Східної Європи: матеріали і дослідженняю. Т. 3. Одесса: Вид-во „Друк”, 2002. С. 227-228; Нагірний В. Ятвязький похід галицько-волинських князів 1248/49 рр.: перебіг і результати // Наукові записки Рівненського державного гуманітарного університету. Вип. 20. Рівне: Вид-во Рівненського державного гуманітарного університету, 2010.http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Soc_Gum/apvvi/2010_20/nagirnyi.pdf
Урбановіч Р.Ю. Літоўска-яцвяжскія ўзаемаадносіны ў ХІІІ стагоддзі // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: Ч. 2. Минск: БГУ, 2011. С. 69-71.
Кибинь А.В. К этимологии термина ятвяги // Дни балтов и белые ночи. Круглый стол "Балтийская филология": десять лет спустя. СПб., 2008. С. 28-29. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кибинь А.В. Ятвяги в X-XI вв.: балтское племя или береговое братство // Slavica Petropolitana. № 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 117-132.
Okulicz-Kozaryn L. Życie codzienne Prusów i Jaćwięgów w wiekach średnich (IX-XIII w.). Warszawa: Pansimtwy Instytut Wydawniczy, 1983. 275, [40] s.
Nalepa J. Jaćwięgowie : nazwa i lokalizacja. Białostok: Białostockie Towarzystwo Naukowe, 1964. 60, [1] s.
Dubonis А. Yatvingians in the genesis of Lithuanian anti-Teutonic orientation // Lithuanian historical studies. vol. 11. 2006. Vilnius, 2007 p. 17-38
Powierski J. Sw. Wojciech w Polsce i w Prusach // Komunikaty Mazursko –Warmiński № 4 (94). Olsztyn: Ośrodek badań naukowych im Wojciecha Kętrzyńskiego w Olsztynie, 1966. S. 559 - 584.
Bartnicki M. Polityka księcia Daniela Rornanowicza wobec Litwy i Jaćwieży w latach 1245-1264 // Annales universitatis Mariae Curie-Sklodowska Lublin Polona. Vol. LIX. Sectio F. Lublin: Uniwersytet Mariae Curie-Sklodowska, 2004. S. 7-25. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Engel M. Jaćwieskie ośrodki grodowe w IX-XIII wieku. Geneza, rozwój i upadek // Materialy do Archeologii Warmii i Mazur.T. 1. Warszawa-Bialostok: Instytut Archeologii Uniwersytetu Warszawskiego, Instytut Historii I nauk politycznych Uniwersytetu w Bialostoku, 2015. S. 19-27
Engel M., Okulicz-Kozaryn J., Sobczak C. Warowna siedziba jaćwieskiego nobila Шюрпы? Architektura obronna kompleksu osadniczego w Szurpiłach // Bałtowie i ich sąsiedzi. Warszawa: Pańsimtwe Muzeum Archeologiczne wWarszawie, 2009. s. 517-544
Engel M., Iwanicki P., Rzeszotarska-Nowakiewicz A. “Sudovia in qua Sudovitae”. The new hypothesis about the origin of Sudovian Culture // Światowit. T. 6 (47). fasc.B. Warszawa: Instytut Archeologii Uniwersytetu Warszawskiego, 2006. S. 23-34.