Bellum Civile Assimil (Кампания за Армению)
Настройки Кампании. О чем и почему. (Раскрыть)
Игра: Total War: Attila
Мод: Bellum Civile Assimil (начало Кампании на версии 0.321)
Дополнительно:
- Включен пак Bc_Assimil_001.pack (понерфлена Арта, в том числе без разрывных зарядов и умения «пополнение боезапаса»).
Дополнительные моды (pack’и) влияющие на геймплей:
- Bc_Assimil_07_ARV.pack (авторасчет боя приближенный к ваниле);
- _Bc_ms_campaign.pack (урезанный империум в 9 уровней: меньше Армий, Флотов, Губернаторов, агентов. Эффекты действуют только на коррупцию, налоговую ставку и дип. отношения).
Уровень сложности: Очень высокий (предпоследний).
Размер отряда: Большой (120 челов в пешем юните, 60 в каве).
Повод: Во-вторых, пишу данное краткое описание прохождения Кампании за Фракцию «Великая Армения», потому-как были каменты, что по сравнению со многими другими Играбельными Фракциями в моде ВС начинать за армян неуютно. Хотя вроде и не раскидана на полкарты – как ВРИ, не начинает как «Гальские Аланы» с минусом по деньгам и еде находясь меж врагами… и т.п.
Свое прохождение Кампании ни в коем случае не позиционирую, как догму. Но так как в этом моде я собирал линейку армянских юнитов (и восточного регионального набора aka AOR), то данный текст может помочь кому-то лучше сориентироваться на Востоке и дабы не топтаться по тем граблям, по которым я исходил. Это во-первых.
К тому-же во время этой самой сборки юнитов, мне приходилось не раз начинать Кампанию за Армян и вобщем-то развитие двигалось по приблизительно одному сценарию. Но вариантов прогресса Фракции конечно уйма, это скорее я действовал несколько «однобоко» в Стратегическом плане. Так что встречающиеся в этом тексте фразы, типа «надо в первую очередь», «обязательно», «без вариантов» - это сугубо моё субъективное мнение в рамках конкретной Кампании и никого ни к чему не обязывает. Но обратить внимание стоит.
Ну и в-третьих – хотелось-бы опробовать данную Фракцию в версии мода без осколочно-фугасной артиллерии. Все-таки 3 юнита арты делали практически в одиночку тот-же штурм города со стенами. А в Bellum Civile – все города, и Большие и Малые со стенами.
Во время этих тестовых Кампаний от меня не раз звучали нецензурные слова в адрес Уважаемых Авторов Аттилы, данного мода, самого себя. Но ни один монитор или манипулятор «мышь» сильно не пострадали.
Поскакали…
Игра: Total War: Attila
Мод: Bellum Civile Assimil (начало Кампании на версии 0.321)
Дополнительно:
- Включен пак Bc_Assimil_001.pack (понерфлена Арта, в том числе без разрывных зарядов и умения «пополнение боезапаса»).
Дополнительные моды (pack’и) влияющие на геймплей:
- Bc_Assimil_07_ARV.pack (авторасчет боя приближенный к ваниле);
- _Bc_ms_campaign.pack (урезанный империум в 9 уровней: меньше Армий, Флотов, Губернаторов, агентов. Эффекты действуют только на коррупцию, налоговую ставку и дип. отношения).
Уровень сложности: Очень высокий (предпоследний).
Размер отряда: Большой (120 челов в пешем юните, 60 в каве).
Повод: Во-вторых, пишу данное краткое описание прохождения Кампании за Фракцию «Великая Армения», потому-как были каменты, что по сравнению со многими другими Играбельными Фракциями в моде ВС начинать за армян неуютно. Хотя вроде и не раскидана на полкарты – как ВРИ, не начинает как «Гальские Аланы» с минусом по деньгам и еде находясь меж врагами… и т.п.
Свое прохождение Кампании ни в коем случае не позиционирую, как догму. Но так как в этом моде я собирал линейку армянских юнитов (и восточного регионального набора aka AOR), то данный текст может помочь кому-то лучше сориентироваться на Востоке и дабы не топтаться по тем граблям, по которым я исходил. Это во-первых.
К тому-же во время этой самой сборки юнитов, мне приходилось не раз начинать Кампанию за Армян и вобщем-то развитие двигалось по приблизительно одному сценарию. Но вариантов прогресса Фракции конечно уйма, это скорее я действовал несколько «однобоко» в Стратегическом плане. Так что встречающиеся в этом тексте фразы, типа «надо в первую очередь», «обязательно», «без вариантов» - это сугубо моё субъективное мнение в рамках конкретной Кампании и никого ни к чему не обязывает. Но обратить внимание стоит.
Ну и в-третьих – хотелось-бы опробовать данную Фракцию в версии мода без осколочно-фугасной артиллерии. Все-таки 3 юнита арты делали практически в одиночку тот-же штурм города со стенами. А в Bellum Civile – все города, и Большие и Малые со стенами.
Во время этих тестовых Кампаний от меня не раз звучали нецензурные слова в адрес Уважаемых Авторов Аттилы, данного мода, самого себя. Но ни один монитор или манипулятор «мышь» сильно не пострадали.
Поскакали…
Кампания по ходам. (Раскрыть)
Стартовая позиция. Ход 1. 410 от Р.Х. Весна. (Раскрыть)
Особенности Фракции.
Оригинальные трейты в моде мы пока не всем Фракциям прописали.
Армянам временно выставлен небольшой (сравнительно) бонус к торговли: «Вазми купи пэрсик, да, брат» +51% от торговых соглашений. Ну и мой любимый трейт – Доход от суммы казны в конце мода. Только по сравнению с ВРИ, ставка снижена с 5 до 3%. (При удачно складывающихся событиях – данный трейт ходу к 90-120 будет приносить уже около 3000. А к 150-180 ходу в идеале, должен вывести экономку на плюсовую, независимо от торговли и высоты налогов).
Политическая обстановка.
В данном аспекте у Армян действительно не очень ловкая позиция. Вроде неплохое географическое расположение, во владении одна компактная провинция. Но вот соседи... На запад мы платим дань ромеям из Константинополя. На самом-же востоке являемся марионеточным государством у Сасанидского ирана, что помимо вынужденной политической импотенции, так-же обязывает нас платить дань и Сасанидам. Считаю вполне допустимая геймплейная (да и историческая) ситуация.
Первое желание отказать в выплате дани Восточной империи. Войну они сразу не объявят, но отношения попортятся. А на старте Кампании ссориться нам надо, как можно реже – тем более с таким сильным Государством с коим мы имеем общую границу.
Сразу уходить из под контроля Сасанидов еще хуже. У марионетки вариант порвать связь со своим Мажором по сути один – война. Воевать на старте против Империи Сасанидов с её многочисленными сателлитами… даже не пробовал (эта война итак не за горами, а точнее горой Арарат).
В общем пока придется потерпеть.
Война со старта, так сказать по дефолту у нас объявлена одна - с Арраном. Масеньнкая Фракция с одним Малым городом и полустеком. Захватом этого региона мы и займемся, в первую голову.
Внутригосударственная обстановка.
Со старта за Армян прокачено два персонажа. Лидер Фракции (который находится во главе единственной армии) и его наследник (праздно сидящий в Столице Армении). Вот тут их надо сразу махнуть местами. Наследник прокачен именно на управление Армией, а Лидер на управлении провинцией.
Начнём.
Итак назначаем Наследника генералом нашего единственного стека, а Царя следующим ходом назначаем губернатором провинции Армения. (Такая-же, кстати парочка присутствует и у наших ближайших противников – Сасанидов).
В составе армии у нас присутствуют два топовых юнита, которые станут доступны для рекрута в Кампании ходу к 120-150 (к тому-же они лимитированы, каждый 2-мя юнитами). Поэтому очень не рекомендую их распускать, хотя они дороги в содержании в сравнении с другими юнитами.
Еще на 1-ом же ходу со всеми Фракциями, с которыми у нас хорошие отношения – пытаемся заключить Торговлю (по возможности) и со всех попросить денег безвозмездно, т.е. даром, пока они (денюшки) у них есть (Игрок ходит первым, поэтому все стартовые деньги у всех целы и никто еще с нами не поссорился). Поднимается гдето-то 2-3К – для начала тоже не мало.
В итоге первого хода.
1. Ставим на изобретение 1-ую гражданскую технологию (стараюсь по началу развить именно Гражданскую тех-линейку).
2. Торгуем, просим денег.
3. Снимаем Царя из стека, ставим на его место Наследника и передислоцируем стек № 1 – Comitatus I в Малый город Пайтакаран (я уж на ромейский манер привык называть стеки, за кого-бы не играл – так легче ориентироваться).
4. Ищем Царевичу сразу жену без вредных привычек. Наследник у нас любвеобильный – надо сразу думать о продолжении царского Рода.
5. В провинции Армения запускаем апгрейд Церкви – нужно поднимать государственную религию и нужен найм агенов –жрецов aka попы.
Так-же строим Дом Знахаря в Столице (эта линейка потянет всю санитарию в провинции).
Переход хода.
Особенности Фракции.
Оригинальные трейты в моде мы пока не всем Фракциям прописали.
Армянам временно выставлен небольшой (сравнительно) бонус к торговли: «Вазми купи пэрсик, да, брат» +51% от торговых соглашений. Ну и мой любимый трейт – Доход от суммы казны в конце мода. Только по сравнению с ВРИ, ставка снижена с 5 до 3%. (При удачно складывающихся событиях – данный трейт ходу к 90-120 будет приносить уже около 3000. А к 150-180 ходу в идеале, должен вывести экономку на плюсовую, независимо от торговли и высоты налогов).
Политическая обстановка.
В данном аспекте у Армян действительно не очень ловкая позиция. Вроде неплохое географическое расположение, во владении одна компактная провинция. Но вот соседи... На запад мы платим дань ромеям из Константинополя. На самом-же востоке являемся марионеточным государством у Сасанидского ирана, что помимо вынужденной политической импотенции, так-же обязывает нас платить дань и Сасанидам. Считаю вполне допустимая геймплейная (да и историческая) ситуация.
Первое желание отказать в выплате дани Восточной империи. Войну они сразу не объявят, но отношения попортятся. А на старте Кампании ссориться нам надо, как можно реже – тем более с таким сильным Государством с коим мы имеем общую границу.
Сразу уходить из под контроля Сасанидов еще хуже. У марионетки вариант порвать связь со своим Мажором по сути один – война. Воевать на старте против Империи Сасанидов с её многочисленными сателлитами… даже не пробовал (эта война итак не за горами, а точнее горой Арарат).
В общем пока придется потерпеть.
Война со старта, так сказать по дефолту у нас объявлена одна - с Арраном. Масеньнкая Фракция с одним Малым городом и полустеком. Захватом этого региона мы и займемся, в первую голову.
Внутригосударственная обстановка.
Со старта за Армян прокачено два персонажа. Лидер Фракции (который находится во главе единственной армии) и его наследник (праздно сидящий в Столице Армении). Вот тут их надо сразу махнуть местами. Наследник прокачен именно на управление Армией, а Лидер на управлении провинцией.
Начнём.
Итак назначаем Наследника генералом нашего единственного стека, а Царя следующим ходом назначаем губернатором провинции Армения. (Такая-же, кстати парочка присутствует и у наших ближайших противников – Сасанидов).
В составе армии у нас присутствуют два топовых юнита, которые станут доступны для рекрута в Кампании ходу к 120-150 (к тому-же они лимитированы, каждый 2-мя юнитами). Поэтому очень не рекомендую их распускать, хотя они дороги в содержании в сравнении с другими юнитами.
Еще на 1-ом же ходу со всеми Фракциями, с которыми у нас хорошие отношения – пытаемся заключить Торговлю (по возможности) и со всех попросить денег безвозмездно, т.е. даром, пока они (денюшки) у них есть (Игрок ходит первым, поэтому все стартовые деньги у всех целы и никто еще с нами не поссорился). Поднимается гдето-то 2-3К – для начала тоже не мало.
В итоге первого хода.
1. Ставим на изобретение 1-ую гражданскую технологию (стараюсь по началу развить именно Гражданскую тех-линейку).
2. Торгуем, просим денег.
3. Снимаем Царя из стека, ставим на его место Наследника и передислоцируем стек № 1 – Comitatus I в Малый город Пайтакаран (я уж на ромейский манер привык называть стеки, за кого-бы не играл – так легче ориентироваться).
4. Ищем Царевичу сразу жену без вредных привычек. Наследник у нас любвеобильный – надо сразу думать о продолжении царского Рода.
5. В провинции Армения запускаем апгрейд Церкви – нужно поднимать государственную религию и нужен найм агенов –жрецов aka попы.
Так-же строим Дом Знахаря в Столице (эта линейка потянет всю санитарию в провинции).
Переход хода.
Ход 2. 410 от Р.Х. Лето. (Раскрыть)
Упс. А вот сразу и сюрприз : Сасаниды сходу объявляют мне войну (хоть мы и были их марионеткой, но дип-отношения были минусовые, что-то в районе «-120»).
Восточная империя ромеев вступилась за нас, братьев христиан. Вот и отпала первая дилемма: чью сторону принимать в неизбежном противостоянии ВРИ и Сасанидов.
(Хотя я всегда принимал сторону Византов, тут не выгода какая-нибудь, а скорее личное предпочтение – поначалу наверное выгодней-то, как раз занимать иранскую сторону). Ну это если этот самый выбор есть.
Тут-же Атропатена (так-же марионетка Сасанидов) ближайшая к Армении вражеская Фракция вторгается в регион Тосп (далее для наглядности регионы буду называть по названию города), Сасаниды неплохим полустеком стоят в Нисибисе и похоже подтягивают еще стек из тыла.
У ВРИ близ Месопотамии только один слабенький полустек. Но пока выхода нет – прошу их о помощи в атаке на Нисибис.
Надо бы прикрыть Тосп своим 1-ым комитатом, но тогда Фракция Арран осадит Пайтакаран и будет постоянно маячить в тылу. А Главный фронт разворачивается безусловно с юга. Основных направлений удара противника (точнее противников) три и периодически будут пытаться прорваться через Каспий, морским путем. В итоге решение – атаковать Габалу, уничтожить Арран, временно принеся в жертву Тосп – в лучшем случае Атропатена просто разграбят первой атакой.
Итак штурмуем и берем Габалу с хода (онагр для создания брешей имеется).
Параллельно поднимаем второй стек в столице для поддержки гарнизонов (Limes I Armenia – стеки занимающиеся обороной и усмирением Провинций я так-же по привычке называю «Лимесами» с наименованием провинции, к которой этот лимес привязан. Личный состав Лимеса уступает Комитату, атакующему стеку и по численности - обычно 8-12 юнитов, и по качеству – в Лимесе обычно набор самых дешевых и доступных для данной провы юнитов).
Да и еще пытаемся выдать замуж принцессу за Генерала Limes I (у нее есть особенность «Умная», что добавляет мужу хитрости, которая поможет нам быстрей позволить Лимесу вести ночные бои, когда будем отбивать осады городов от двух и более стеков – это можно сказать вопрос жизни и смерти ).
Упс. А вот сразу и сюрприз : Сасаниды сходу объявляют мне войну (хоть мы и были их марионеткой, но дип-отношения были минусовые, что-то в районе «-120»).
Восточная империя ромеев вступилась за нас, братьев христиан. Вот и отпала первая дилемма: чью сторону принимать в неизбежном противостоянии ВРИ и Сасанидов.
(Хотя я всегда принимал сторону Византов, тут не выгода какая-нибудь, а скорее личное предпочтение – поначалу наверное выгодней-то, как раз занимать иранскую сторону). Ну это если этот самый выбор есть.
Тут-же Атропатена (так-же марионетка Сасанидов) ближайшая к Армении вражеская Фракция вторгается в регион Тосп (далее для наглядности регионы буду называть по названию города), Сасаниды неплохим полустеком стоят в Нисибисе и похоже подтягивают еще стек из тыла.
У ВРИ близ Месопотамии только один слабенький полустек. Но пока выхода нет – прошу их о помощи в атаке на Нисибис.
Надо бы прикрыть Тосп своим 1-ым комитатом, но тогда Фракция Арран осадит Пайтакаран и будет постоянно маячить в тылу. А Главный фронт разворачивается безусловно с юга. Основных направлений удара противника (точнее противников) три и периодически будут пытаться прорваться через Каспий, морским путем. В итоге решение – атаковать Габалу, уничтожить Арран, временно принеся в жертву Тосп – в лучшем случае Атропатена просто разграбят первой атакой.
Итак штурмуем и берем Габалу с хода (онагр для создания брешей имеется).
Ход 2. 410 от Р.Х. Лето. Штурм Малого города Габала. Провинция Каваз. (Армения – Арран). (Раскрыть)
Итак арта у нас теперь без разрывных зарядов, так что ее задача лишь создать бреши и подавить ближайшие башни.
Располагаем всю армию (рис. 3 метка 1) напротив предполагаемого пролома (рис. 3 метка 2), кроме одного юнита легкой кавалерии. Одну легкую каву ставим в предполагаемую зону действия бастионных онагров противника, но не в радиус действия башен и тем более лучников. (рис. 3 метка 3). Начинаем:
1.Носимся легкой кавой параллельно стене, ждем когда бастионные онагры отстреляют свой боезапас – пытаясь попасть.
(Тут сразу небольшая ремарка. Кто-то может сказать, что читерство. Но я не считаю, что данный прием можно приравнять к «вставанию» фалангой в углу карты или беганием от противника легкой кавой по тактической карте до конца боя и таким образом выходя на ничью).
2. Далее придвигаем всю армию к границе радиуса действия защитных городских башен.
3.Онаграми (уже с близкого расстояния – для повышения точности) камнями выносим башни, которые нам будут мешать в прорыве, делаем брешь (желательно две бреши – в одну навалиться и сковать защитников, во вторую прорваться и ударить в тыл).
Если вдруг остались заряды: переключаемся на зажигательные (лучше работают по живой силе) и разряжаем по юнитам.
4.Передвегаем копейщиков (в режиме «стена щитов» - для получения меньшего урона) в радиус действия вражеских лучников, стараемся подставлять под заряды левую переднюю полусферу (щит в левой руке). Их задача принимать на себя стрелы, дротики, заряды из пращи. (Да, тут-бы абилку «мобильная черепаха» – которая практически идеально держит удар от стрелков, но у Армян такого построения нет. Обычно на начальной стадии Кампании - после обстрела в двух отрядах у меня остается по 50-60% ЛС в юните).
5.Двигаем своих лучников на работу (противник в это время упорно пытается пробить наших копейщиков). Стараемся бить по юнитам, которые нам больше всего помешают в последующей рукопашке. По тяжелой пехоте – бронебойными, по каве. На чужих лучников стрелы лучше не тратить – они отстреляются по нашим копейщикам, а в рукопашке практически никакие.
6.Так-же к бреши подтаскиваем своих метателей (с жутким уроном у нас есть курдский метатель, правда с малым боезапасом – 6 дротиков). Быстренько (с абилкой) отстреливаемся и отходим из зоны поражения (противник видит, что курды опасны и переключается стрельбой на него).
7.Когда все стрелки-метатели отработали – рукопашка. Тут по-разному, но мой основной принцип: в одну брешь предварительный удар, связывание боем противника, во вторую брешь обходной маневр удар в тыл. Еще можно своей каве дать команду принудительно пробежать сквозь неплотный строй противника (тут потерь не избежать), а потом уже со стороны города чарджить в спины.
Итак арта у нас теперь без разрывных зарядов, так что ее задача лишь создать бреши и подавить ближайшие башни.
Располагаем всю армию (рис. 3 метка 1) напротив предполагаемого пролома (рис. 3 метка 2), кроме одного юнита легкой кавалерии. Одну легкую каву ставим в предполагаемую зону действия бастионных онагров противника, но не в радиус действия башен и тем более лучников. (рис. 3 метка 3). Начинаем:
1.Носимся легкой кавой параллельно стене, ждем когда бастионные онагры отстреляют свой боезапас – пытаясь попасть.
(Тут сразу небольшая ремарка. Кто-то может сказать, что читерство. Но я не считаю, что данный прием можно приравнять к «вставанию» фалангой в углу карты или беганием от противника легкой кавой по тактической карте до конца боя и таким образом выходя на ничью).
2. Далее придвигаем всю армию к границе радиуса действия защитных городских башен.
3.Онаграми (уже с близкого расстояния – для повышения точности) камнями выносим башни, которые нам будут мешать в прорыве, делаем брешь (желательно две бреши – в одну навалиться и сковать защитников, во вторую прорваться и ударить в тыл).
Если вдруг остались заряды: переключаемся на зажигательные (лучше работают по живой силе) и разряжаем по юнитам.
4.Передвегаем копейщиков (в режиме «стена щитов» - для получения меньшего урона) в радиус действия вражеских лучников, стараемся подставлять под заряды левую переднюю полусферу (щит в левой руке). Их задача принимать на себя стрелы, дротики, заряды из пращи. (Да, тут-бы абилку «мобильная черепаха» – которая практически идеально держит удар от стрелков, но у Армян такого построения нет. Обычно на начальной стадии Кампании - после обстрела в двух отрядах у меня остается по 50-60% ЛС в юните).
5.Двигаем своих лучников на работу (противник в это время упорно пытается пробить наших копейщиков). Стараемся бить по юнитам, которые нам больше всего помешают в последующей рукопашке. По тяжелой пехоте – бронебойными, по каве. На чужих лучников стрелы лучше не тратить – они отстреляются по нашим копейщикам, а в рукопашке практически никакие.
6.Так-же к бреши подтаскиваем своих метателей (с жутким уроном у нас есть курдский метатель, правда с малым боезапасом – 6 дротиков). Быстренько (с абилкой) отстреливаемся и отходим из зоны поражения (противник видит, что курды опасны и переключается стрельбой на него).
7.Когда все стрелки-метатели отработали – рукопашка. Тут по-разному, но мой основной принцип: в одну брешь предварительный удар, связывание боем противника, во вторую брешь обходной маневр удар в тыл. Еще можно своей каве дать команду принудительно пробежать сквозь неплотный строй противника (тут потерь не избежать), а потом уже со стороны города чарджить в спины.
Параллельно поднимаем второй стек в столице для поддержки гарнизонов (Limes I Armenia – стеки занимающиеся обороной и усмирением Провинций я так-же по привычке называю «Лимесами» с наименованием провинции, к которой этот лимес привязан. Личный состав Лимеса уступает Комитату, атакующему стеку и по численности - обычно 8-12 юнитов, и по качеству – в Лимесе обычно набор самых дешевых и доступных для данной провы юнитов).
Да и еще пытаемся выдать замуж принцессу за Генерала Limes I (у нее есть особенность «Умная», что добавляет мужу хитрости, которая поможет нам быстрей позволить Лимесу вести ночные бои, когда будем отбивать осады городов от двух и более стеков – это можно сказать вопрос жизни и смерти ).
Ход 3. 410 от Р.Х. Осень. (Раскрыть)
Вопреки ожиданиям Атропатена не штурманула Тосп (защищенный только малым гарнизоном), а осадила Столицу провы – Двин, где я начал рекрутировать лимес.
Сасаниды забили на свой конфликт с Белыми гуннами за Каспием и тянут все стеки в Осроену (прихватив с собой еще и верных марионеток). Осадили ромейскую Эдессу. У самой ВРИ на данном театре ВД только 2 полустека.
Снимаем осаду со Столицы путем переброски Comitatus I из Габалы.
Атакуем из Города - стек на ускоренном марше не может инициировать битву. Атропатена отступает.
Переход хода.
Вопреки ожиданиям Атропатена не штурманула Тосп (защищенный только малым гарнизоном), а осадила Столицу провы – Двин, где я начал рекрутировать лимес.
Сасаниды забили на свой конфликт с Белыми гуннами за Каспием и тянут все стеки в Осроену (прихватив с собой еще и верных марионеток). Осадили ромейскую Эдессу. У самой ВРИ на данном театре ВД только 2 полустека.
Снимаем осаду со Столицы путем переброски Comitatus I из Габалы.
Атакуем из Города - стек на ускоренном марше не может инициировать битву. Атропатена отступает.
Переход хода.
Ходы 4-6 (Раскрыть)
Ход 4. 410 от Р.Х. Зима.
Сасаниды взяли штурмом Эдессу, тут-же осадили Амиду (пока заняты - в Армению не хлынули). Есть время уничтожить армию Атропатены окопавшуюся между Тоспом и Двином (укрепляем немного комитат набранными юнитами из лимеса и дешевым наемником – для подставления под первый удар, по сути на убой). Лимес направляем на Кавказ – надо замедлить ухудшение общественного порядка, иначе восстание.
После ликвидации стека Атропатены квартируем комитат в Тоспе – пополнить личный состав и прикрыться от возможной атаки Сасанидов.
Вот теперь, когда у нас с ромеями один большой враг – Сасанидская коалиция, отказываемся платить дань ВРИ. Отношения сильно не попортятся, так как мы воюем с одним противником и быстро восстановим дипломатические плюсы .
Ход 5. 411 от Р.Х. Весна.
Сасаниды захватили всю провинцию Осроену. Держу свой комитат в Тоспе – принимаю пополнение ЛС
Немного пополняем лимес в Габале, на Кавказе. Не столько ради оброны, сколько ради усмирения населения – дешевыми ополченцами и не удержался набрал одну наемную степную каву. Опять-же не дорогую. Но хоть одна кава а в стеке пусть даже и урезанном должна быть, какая-то мобильная единица в бою.
Ход 6. 411 от Р.Х. Лето.
Сасаниды осадили Тосп (где пополнялся наш комитат). Но лишь пока одним стеком – варианта два:
1ый. Подождать когда Сасаниды подтянут второй стек и будут штурмовать городок двумя (может тремя?) стеками – в городе отбиться легче будет и можно будет нанести сильный ущерб всей армии Сасанидов. Минусы: возможно на штурм подтянутся действительно три стека и исход битвы неизвестен (а поражение в этой битве приведет однозначно и к поражению в Кампании, в обороне единственный боеспособный стек, лимес на Кавказе – не в счет).
2ой. Сделать вылазку и совместно с гарнизоном (али без – если стек противника отступит и придется биться не у стен своего Малого города) нанести максимально возможный урон. К тому-же из-за осады – пошел минус по финансам, а денег итак нет.
Поднимаем ранги у Губернаторов, поднимаем на один ход максимально налоги (выходим из убыточного баланса – общественный порядок в Армении позволяет, Кавказ кормим - налогом пока не облагаем). Нанимаем одного возможного волхва (построилась церковь).
Проверим два варианта, сначала рискуем – делаем переход хода, ждем подхода стеков Сасанидов и штурма.
Переход хода.
1) Стека все-таки три… Трудная битва, ошибка игрока - преждевременное втягивание тяжелой кавы из засады (стояла в лесу за пределами города), которая гибнет в основном от стрел, в городе не развернуться, повторный натиск не удается. Хорошо в городе пострелял Онагр – даже зажигательными зарядами, по скученной толпе. Онагр противника вынесен обходным маневром легкой кавы. Но увы - Кампания проиграна. Можно попробовать переиграть и подключить кавалерию в бой, когда все юниты противника уже увязнут в рукопашке в центре города и бить чарджами по затылку, но -
2) Пробуем второй вариант – сразу отбить осаду, пока не подтянулись еще два стека. Успешно, без потерь (ни одного юнита в 0 не потеряно). Стек Сасанидов полностью уничтожен.
Комитат оставляем в Тоспе – потери в итак побитом стеке все-таки немалые. Пополняем ЛС.
Переход хода.
А вот тут Сасаниды собирают на штурм уже сразу 3 стека (правда укомплектованность ~80%, но и у нас далеко не полный состав). Сасы имеют онагр – в осаде не держут, сразу идут на приступ. В первом стеке так-же присутствуют катафракты начального уровня и топовый АОР (Элитные дейлемиты). Второй и третий стеки в основном из крестьян, правда при поддержки лучников и стрелковой кавы.
Тут варианта отбить осаду ночными битвами, нападая по одиночке на каждый вражий стек уже нет. Так-что пробуем мега-аккуратно отбиться еще раз. Снова: пан или пропал.
Ход 4. 410 от Р.Х. Зима.
Сасаниды взяли штурмом Эдессу, тут-же осадили Амиду (пока заняты - в Армению не хлынули). Есть время уничтожить армию Атропатены окопавшуюся между Тоспом и Двином (укрепляем немного комитат набранными юнитами из лимеса и дешевым наемником – для подставления под первый удар, по сути на убой). Лимес направляем на Кавказ – надо замедлить ухудшение общественного порядка, иначе восстание.
После ликвидации стека Атропатены квартируем комитат в Тоспе – пополнить личный состав и прикрыться от возможной атаки Сасанидов.
Вот теперь, когда у нас с ромеями один большой враг – Сасанидская коалиция, отказываемся платить дань ВРИ. Отношения сильно не попортятся, так как мы воюем с одним противником и быстро восстановим дипломатические плюсы .
Ход 5. 411 от Р.Х. Весна.
Сасаниды захватили всю провинцию Осроену. Держу свой комитат в Тоспе – принимаю пополнение ЛС
Немного пополняем лимес в Габале, на Кавказе. Не столько ради оброны, сколько ради усмирения населения – дешевыми ополченцами и не удержался набрал одну наемную степную каву. Опять-же не дорогую. Но хоть одна кава а в стеке пусть даже и урезанном должна быть, какая-то мобильная единица в бою.
Ход 6. 411 от Р.Х. Лето.
Сасаниды осадили Тосп (где пополнялся наш комитат). Но лишь пока одним стеком – варианта два:
1ый. Подождать когда Сасаниды подтянут второй стек и будут штурмовать городок двумя (может тремя?) стеками – в городе отбиться легче будет и можно будет нанести сильный ущерб всей армии Сасанидов. Минусы: возможно на штурм подтянутся действительно три стека и исход битвы неизвестен (а поражение в этой битве приведет однозначно и к поражению в Кампании, в обороне единственный боеспособный стек, лимес на Кавказе – не в счет).
2ой. Сделать вылазку и совместно с гарнизоном (али без – если стек противника отступит и придется биться не у стен своего Малого города) нанести максимально возможный урон. К тому-же из-за осады – пошел минус по финансам, а денег итак нет.
Поднимаем ранги у Губернаторов, поднимаем на один ход максимально налоги (выходим из убыточного баланса – общественный порядок в Армении позволяет, Кавказ кормим - налогом пока не облагаем). Нанимаем одного возможного волхва (построилась церковь).
Проверим два варианта, сначала рискуем – делаем переход хода, ждем подхода стеков Сасанидов и штурма.
Переход хода.
1) Стека все-таки три… Трудная битва, ошибка игрока - преждевременное втягивание тяжелой кавы из засады (стояла в лесу за пределами города), которая гибнет в основном от стрел, в городе не развернуться, повторный натиск не удается. Хорошо в городе пострелял Онагр – даже зажигательными зарядами, по скученной толпе. Онагр противника вынесен обходным маневром легкой кавы. Но увы - Кампания проиграна. Можно попробовать переиграть и подключить кавалерию в бой, когда все юниты противника уже увязнут в рукопашке в центре города и бить чарджами по затылку, но -
2) Пробуем второй вариант – сразу отбить осаду, пока не подтянулись еще два стека. Успешно, без потерь (ни одного юнита в 0 не потеряно). Стек Сасанидов полностью уничтожен.
Комитат оставляем в Тоспе – потери в итак побитом стеке все-таки немалые. Пополняем ЛС.
Переход хода.
А вот тут Сасаниды собирают на штурм уже сразу 3 стека (правда укомплектованность ~80%, но и у нас далеко не полный состав). Сасы имеют онагр – в осаде не держут, сразу идут на приступ. В первом стеке так-же присутствуют катафракты начального уровня и топовый АОР (Элитные дейлемиты). Второй и третий стеки в основном из крестьян, правда при поддержки лучников и стрелковой кавы.
Тут варианта отбить осаду ночными битвами, нападая по одиночке на каждый вражий стек уже нет. Так-что пробуем мега-аккуратно отбиться еще раз. Снова: пан или пропал.
Ход 6. 411 от Р.Х. Лето. Отбой Штурма Малого города Тосп. Провинция Армения. (Империя Сасанидов – Армения). (Раскрыть)
Диспозиция:
Великая Армения.
Основные силы сосредоточены в центре города. Из трех проходов к Точке Победы один закрыт баррикадами (рис. 7 метка 1). Два других закрыты копейщиками и ополченцами при поддержке стрелков и метателей.
Легкая кава со свойством «Автономность» заранее выведена за границы города (рис. 7 метка 2). Будет заходить с тыла и по возможности уничтожать онагры.
Тяжелая кавалерия выведена к легкой после начала боя из ближайших ворот.
У ворот на которые наметил прорыв противник - расположены потрепанные юниты из гарнизона. (рис. 7 метка 3). Их задача отвлечь на себя онагр и дать возможность легкой каве обойти с тыла и разогнать обслугу онагра до того, как он пробьет бреши в стенах или разобьет ворота.
Ход штурма:
Маневр с уничтожением онагра провернуть не удалось. Вокруг него всегда крутилась кавалерия противника. Ворота разбиты. Еще одна брешь в стене. Резня гарнизонных юнитов у ворот быстро заканчивается, немного фрагов набили бастионные онагры.
Бой переносится к центру города.
Застрельщиками с хорошей пробивной силой «выстрела» пытаемся закидать бронированных юнитов
(Кстати, тут у меня вопрос: не добавить-ли застрельщикам высоту траектории заряда, ато они с близкого расстояния не могут метнуть копье с высоты центра города или как ими вообще работать - я не дружен с застрельщиками еще с 1-го Рима).
Стрелками-ополченцами, пытаемся немного покосить стрелков противника.
Когда противник толпой собирается у каре копейщиков и «стены щитов» ополченцев – начинаем точечно (с клаишой <Alt>) работать своим онагром, зажигательными зарядами. По такой скученной толпе даже понерфленный онагр сжигает немало.
Когда все силы противника ввалились в город – захлопываем калитку: мчим всей кавой (2 тяжелые, 2 легкие) из засады, через выбитые ворота в город.
Сначала разгоняем лучников, далее чарджами по атакующим наших копейщиков: натиск в спину, отход; тут-же другой кавой – натиск, отход. Итак до победного.
Справка: в версии 0.321 время чарджа т.е. повышенного урона установлено в 20 единиц (секунд?), ранее в моде было 15.
Отсчет начинается когда юнит «принимает позу натиска», а не непосредственно когда уже врубается в противника.
Диспозиция:
Великая Армения.
Основные силы сосредоточены в центре города. Из трех проходов к Точке Победы один закрыт баррикадами (рис. 7 метка 1). Два других закрыты копейщиками и ополченцами при поддержке стрелков и метателей.
Легкая кава со свойством «Автономность» заранее выведена за границы города (рис. 7 метка 2). Будет заходить с тыла и по возможности уничтожать онагры.
Тяжелая кавалерия выведена к легкой после начала боя из ближайших ворот.
У ворот на которые наметил прорыв противник - расположены потрепанные юниты из гарнизона. (рис. 7 метка 3). Их задача отвлечь на себя онагр и дать возможность легкой каве обойти с тыла и разогнать обслугу онагра до того, как он пробьет бреши в стенах или разобьет ворота.
Ход штурма:
Маневр с уничтожением онагра провернуть не удалось. Вокруг него всегда крутилась кавалерия противника. Ворота разбиты. Еще одна брешь в стене. Резня гарнизонных юнитов у ворот быстро заканчивается, немного фрагов набили бастионные онагры.
Бой переносится к центру города.
Застрельщиками с хорошей пробивной силой «выстрела» пытаемся закидать бронированных юнитов
(Кстати, тут у меня вопрос: не добавить-ли застрельщикам высоту траектории заряда, ато они с близкого расстояния не могут метнуть копье с высоты центра города или как ими вообще работать - я не дружен с застрельщиками еще с 1-го Рима).
Стрелками-ополченцами, пытаемся немного покосить стрелков противника.
Когда противник толпой собирается у каре копейщиков и «стены щитов» ополченцев – начинаем точечно (с клаишой <Alt>) работать своим онагром, зажигательными зарядами. По такой скученной толпе даже понерфленный онагр сжигает немало.
Когда все силы противника ввалились в город – захлопываем калитку: мчим всей кавой (2 тяжелые, 2 легкие) из засады, через выбитые ворота в город.
Сначала разгоняем лучников, далее чарджами по атакующим наших копейщиков: натиск в спину, отход; тут-же другой кавой – натиск, отход. Итак до победного.
Справка: в версии 0.321 время чарджа т.е. повышенного урона установлено в 20 единиц (секунд?), ранее в моде было 15.
Отсчет начинается когда юнит «принимает позу натиска», а не непосредственно когда уже врубается в противника.
Текущее положение. Ход 6. 411 от Р.Х. Лето. (Раскрыть)
Пока всё. Будет что интересное отпишу.
В стратегических планах на ближайшие ходы:
Развивать пока 4-ре региона, которыми владею, в первую очередь на денюшку (ну и ессно не забываем о еде).
Собрать два лимеса (по 8-10 юнитов) для обороны Армении и Кавказа, дабы дать основному стеку свободу перемещения. Перестроить Казармы в столице Армении на Дом Сатрапа (в нем можно будет нанимать и катафрактов и копейщиков… и вообще практически всех). Не забываем об АОР на кавказе, со временем в Габале можно будет набирать Маскутскую орду – быстрая кава, с отличными луками и свойством «Парфянская стрельба» Лимит – 19 юнитов, т.е. на полный стек).
И отбиваться, отбиваться от волн Сасанидов и их вассалов. Периодически делая набеги на ближайшие Городки противника. Можно поднимать новые Фракции или просто сжигать (В ВС ИИ быстренько восстановит регион, простаивать в руинах долго не будет).
Обязательно не забываем нанимать максимальное кол-во жрецов, качать их на переманивание чужих агентов и активно пытаться это сделать.
Убивать чужих агентов – категорически не рекомендую! Это потенциально всё ваши люди.
(За варваров мне не удавалось много переманить, а вот Армяне у восточных-же фракций набивают хорошо. К ~100 ходу, можно нащелкать по 15-20 жрецов и с десяток шпионов и это при лимите в 4-7 агентов… вояк всегда меньше ).
Пока всё. Будет что интересное отпишу.
В стратегических планах на ближайшие ходы:
Развивать пока 4-ре региона, которыми владею, в первую очередь на денюшку (ну и ессно не забываем о еде).
Собрать два лимеса (по 8-10 юнитов) для обороны Армении и Кавказа, дабы дать основному стеку свободу перемещения. Перестроить Казармы в столице Армении на Дом Сатрапа (в нем можно будет нанимать и катафрактов и копейщиков… и вообще практически всех). Не забываем об АОР на кавказе, со временем в Габале можно будет набирать Маскутскую орду – быстрая кава, с отличными луками и свойством «Парфянская стрельба» Лимит – 19 юнитов, т.е. на полный стек).
И отбиваться, отбиваться от волн Сасанидов и их вассалов. Периодически делая набеги на ближайшие Городки противника. Можно поднимать новые Фракции или просто сжигать (В ВС ИИ быстренько восстановит регион, простаивать в руинах долго не будет).
Обязательно не забываем нанимать максимальное кол-во жрецов, качать их на переманивание чужих агентов и активно пытаться это сделать.
Убивать чужих агентов – категорически не рекомендую! Это потенциально всё ваши люди.
(За варваров мне не удавалось много переманить, а вот Армяне у восточных-же фракций набивают хорошо. К ~100 ходу, можно нащелкать по 15-20 жрецов и с десяток шпионов и это при лимите в 4-7 агентов… вояк всегда меньше ).