Сообщество Империал: Средневековая Армения - Сообщество Империал

War_Russia

Средневековая Армения

Средневековая Армения
Тема создана: 03 апреля 2008, 20:59 · Автор: War_Russia
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 19 февраля 2020, 18:23

Imp


Ани́йское царство (или Багратидская Армения, Армянское царство Багратидов, Ширакское царство) — армянское феодальное государство, существовавшее с 885 по 1045 год. Багратидам удалось вернуть в употребление политический термин «Великая Армения», который стал официальным названием государства.
Армянское царство Багратидов было основано Ашотом I после почти восьмидесятилетней внутренней автономии страны под управлением рода Багратуни, приобретённой после арабского завоевания Армении.
Восстановление армянского государства в целом ознаменовало начало нового золотого века в армянской истории. Анийское царство достигло своего наивысшего расцвета на рубеже X—XI веков в период правления Гагика I. С захватом столицы страны, города Ани, Византией в 1045 году царство прекратило своё существование.
Киликийское армянское государство (арм. Կիլիկիայի հայկական թագավորություն, среднеарм. Կիլիկիոյ Հայոց Թագաւորութիւն, фр. Le royaume de Petite-Arménie) — армянское феодальное княжество, а затем королевство, существовавшее в Киликии с 1080 по 1375 годы, горная Киликия — до 1424 года.
Спойлер (раскрыть)
     gaulish723
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 02 декабря 2020, 20:11

    Хемшилов в турции-учитывая крипто-хемшилов..которые себя называют турками-учитывая ислам-миллионы!
    Даже официально-сотни тыс. Их в будущем будет болше чем армян-христиан-этоф акт они многодетынй и процветающий народ. Турция-не вечна. Как не вечна была Оттоманская Порта.

    Насчет захаридов.
    Из Советской старой Энциклопедии Всемирная история. Глава XXXIII. 2. — М.: 1957 Т. 3.:
    "В царствование Тамары (1184—1213) были освобождены города Ани, Карс, Двин и весь север Армении, после чего там образовались вассальные владения армянских князей Захаридов, получивших название по имени одного из них, Захарии, выдающегося полководца, который находился на службе у грузинского царя и занимал высокий пост главнокомандующего Грузинского царства."

    Княжеский список Закарянов :

    1. Курт, младший сепух из рода Арцруни (ок 1000-1040)
    2. Хосров сын (ок 1040-1080)
    3. Саргис Старший сын (ок 1080-1130)
    4. Закарэ сын (ок 1130-1160)
    5. Саргис Великий сын (ок. 1160 - пр. 1187)
    6. Закарэ Великий сын (1187-1212 соправитель)
    7. Иване брат (1187-1227 соправитель)
    8. Саргис сын Закарэ (1212-1240 соправитель)
    1. Аваг сын Иване (1227-1250 соправитель)
    9. Закарэ сын Саргиса (1240-1250 соправитель, 1250-1261)
    10. Саргис сын Иване (1261-1320)
    11. Закарэ сын (1320-1330 соправитель)
    12. Ханзаде сын (1330-1340 соправитель)
    13. Вахрам брат (1330-1340 соправитель)
    14. Закарэ сын (1340-1358)
    15. Заза сын (1358-1380)
    16. сведении больше нет

    От этой линии вo второй половине XII века отделились двое младших ветвей - cadet branches, одну из которых принято называть "Тмогвели" :

    1. Вахрам сын Закарэ (ок 1130-1175)
    2. Саргис сын (ок. 1170 - пр. 1210, 1191-1210 в Тмуке)
    3. Тахиаден сын (1210-1230)
    4. Саргис сын (1230-1270)
    5. род исчезает из виду, тземли перешли княжеству Самцхе

    Другая ветвь Закарянов, из крепости Гаг, принято назвать "Гагели" - по грузински : Их представители таковы имеет следующей вид:

    1. Закарэ Младший сын Вахрама (1191-1204)
    2. Вахрам Смелый сын (1204-1252)
    3. Ахбуга сын (1252 - ок. 1258)
    4. род вымирает, земли захвачены монголами

    Дело Захаридов и Парвославной царицы Тамар продолжили Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Для меня этот род-как Халкедониты-важнее Багратидов-увы.И Захаридская Армения была по-моему не меньше, чем Анийское Царство Багратуни.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 02 декабря 2020, 20:13

      Цитата

      Но и к армянам-христианам арабы относились более благосклонно,чем к прочим народам Кавказа и Закавказья илик грекам. Именно Халиф первым прислал венец первому царю багратидской Армении.

      Cобственно Армянская апостольская церковь пользовалась благосклонностью халифа как и сирийские христиане. А царям Великой Армении (из Ширака) был дан титул малик арман-ва-джурзан (царь армян и грузин). Собственно этот титул отображал реалии правления Ашота Первого и начала правления Смбата Первого. Собственно армяне некоторое время имели влияние в Картли и конкурировали за этот регион с царями Абхазии. Потом армян из большей части Картли вытеснили тао-кларджетские Багратиони. Часть грузинских земель собственно Квемо-Картли была под контролем ташир-дзорагетских Кюрекидов пока в 1118 г. Ташир-Дзорагет не завоевали грузины. И с той поры от Давида Четвертого до Гиорги Дванадцатого регион Квемо-Картли и Лори был грузинским. Ну а Ашот Первый был из Багратуни на которых опирались халифы в управлении Арменией в 8-9 вв. Багратуни весьма активно сотрудничали с арабами и за счет этого выдвинулись среди других нахарарских родов. Тут история как с Москвой и Тверью. Условной Тверью были Мамиконяны которые поднимали восстания в 8 веке против арабов и против Мамиконянов боролись Багратуни. А когда арабы окончательно ослабли, то в 886 г. провинция Арминийа была упразднена. Однако контакты с халифом просуществовали до 30-х гг. 10в., в 20-х гг. Ашот Второй Железный добыл свою знаменитую победу при Севане и перестал нуждаться даже в формальном одобрении халифа.
         Lion
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 02 декабря 2020, 20:19

        Цитата

        Для меня этот род-как Халкедониты-важнее Багратидов-увы.И Захаридская Армения была по-моему не меньше, чем Анийское Царство Багратуни.


        Все же нет. В первых, Анийское царство имела больше территории и кроме того, в конфедерацию Багратидов Ани входили многие территории в том числе в собственно Грузии, в Кахетии и тд. Кнажество же Захарянов по сути была лишь частью царства Картли и по территорию уступало Анийскому царству. Вот если посмотреть несколько условно и брать за основу то, что военно-политический центр Багратидов в XII-XIII веках из Ани переместился в Тпхис, а в лице царского рода Картли мы имеем дело с теми же "продолжителяьми дела Багтратидов", то есть если в политическом, а может в определенном смысле и в этно-культурном плане царство Картли рассмотреть как "продолжение царства Ани", то Картлинское царство времен Тамары в общем соответствовал царству Ани времен Гагика I.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 02 декабря 2020, 20:25

          Цитата

          Насчет захаридов.

          Вообще-то это династию принято называть Мхаргрздели. И она курдская по происхождению. Вопрос о армянскости их подняли армянские ученые 20 в. Грузинские на попытку приписать Мхаргрздели жестко отреагировали. Наиболее детально с армянами полемизировал Месхиа. Если вкратце грузины не имею ничего против того что Мхаргрздели курды. Да только принадлежность их к Армянской апостольской церкви не делает их армянами. Собственно как Орбелианов, в мусульманских источниках Орбелианы названы гурджийскими (грузинскими) маликами. Это при том, что Орбелиани приняли армянскую ономастику. При этом в арабской традиции все довольно жестко с этническими вопросами. Так Сахл сын Смбата князь Албании назван одним из армянских батриков. Собственно династия Смбатян продолжала политику армянизации Арцаха которую заложила Армянская апостольская церковь в 8 веке. Правда армянские ревизионисты типа Тер-Мартиросова утверждают что армяне в Арцахе чуть ли не с Ервандуни. Касательно Григол Бакуриани, то сами армянские источники типа Маттеоса Урхаэци называли его врац (грузин), и сам Григол в своем типике называл свой народ иберами. А Анна Комнина достоверно знать о его принадлежности не могла, поскольку когда умер Григол, то ей было три года. Вероятно до нее дошли слухи о том, что предки Бакуриани из Аршакуни. Правда существование мифа о армянстве Григола Бакуриани поддержал известный совесткий византист Каждан. Собственно вот почему миф стойкий.
             Lion
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 02 декабря 2020, 20:27

            Есть ряд семей, представители которых именуются в источниках то армянами, то иверами. Если бы это противоречие обнаружилась только в одном случае, можно было бы говорить об ошибке или о случайности; но такое безразличие терминологии превращается в своего рода систему.
            Термин "ивир" в византийском словоупотреблении имел прежде всего этнический характер и обозначал "грузин". В это формулировку, однако, надо внести два ограничения:
            1. "ивир" не в коем мере не выступает как единственное обозначение грузин в текстах,
            2. термин "ивир", подобно большинство византийских этонимов ("скифы", "персы", "турки") употребляется в ррасплывчатом и неоднозначном смысле.
            В этом отношении особенно показателен пример Иоанна Цеца, который определенно говорил, что ивиры, абхази и аланы составляют одно племя, внутри котором ивирам принадлежит первенство - а ведь Цец, по его собственным словам, происходил от абхазского корня, он проявлял пристальный интерес к Кавказу и Причерноморью и располагал информацией об этих областях, которая, несомненно, превосходил средний уровень. Что смешение ивиров, абхазов и аланов было обыденным в византийской литературе, свидетельствует и то, что за Мариам-Марией-Мартой, сестрой грузинского царя Георгия II (1072-1089) и женой двух императоров, византийские авторы закрепили этникон "аланка", тогда как Цец, протестуя против подобного словоупотребления, называет ее "абхазкой". В свою очередь Вриений именует ее дочерью "правителя ивиров".
            Итак, византийцы прилагали к грузинам все три этникона - ивиры, абхази и аланы. Но в свою очередь, и это чрезвычайно важно отметить, термин "ивир" обозначал не одних только грузин.
            Термин "ивир" мог упатреблятся не только как этноним, но и для обозначения жителя фемы Иверия. Кроме того оно употреблялась и в конфессиональном плане. В этом смысле "ивир"-ами называли как правило армян-халкедонитов, примкнувших к грузинской православной церкви.
            Для наглядности приведем несколько примеров.
            1. Анна Комина недвусмысленно называет Григория Бакуряна армянином из знатного рода, а Матеос Ураеци - грузином. В то же время составленный им самим монастырский устав Бачковского монастыря говорит о его принадлежности к племени иверов. Впрочем там же сказано, что этот устав, составленный на ромейском, иверском и армянском язике, он подписал армянскими буквами.
            2. Надпись на соборе Ани называет Баграта Вхкаци ивером, в то время, как у греческих авторов он назван армянином. В то же время о сыне Баграта Смбате Матеос прямо говорит, что он армянин, видимо имея ввиду возвращение Смбата в ряды последователей армянской церкви.
            3. Матеос Ураеци говорит, что когда Васил Апукап вернулся в Эдессу, армяне ликовали, из чего следует, что он армянин. Однако он прямо именует Василия ромеем, имея ввиду либо его административные функции, либо халкидонитство. Надо добавить, что когда Васили умер, его похоронили в армянской церкви Эдесси.
            4. Парсман, брат вышеуказанного Василия, у Сиклици назван ивером, в том случае, как Атталаитет называет его армянином.

            В этих примерах чрезвычайно интересно одно закономерность: для "грек"-а (например Анна), в мышлении которого халкидонянин или последователь грузинской православной церкви считаются с "своим"-и, на первое место встает задача обозначить генетические корни человека, а не подчеркивать его конфессиональную принадлежность. Поэтому Анна, для которого Григори Бакурян "свой", не видит смысла подчеркнуто говорить, что он "ивир" или "грек" (имея ввиду церковную принадлежность), и отмечает национальный корень человека.
            Следует еще и помнить, что это значение этнонима вторично; точно так же армян, примкнувших к греческой церкви, называли иногда "ромеями" или "греками". В то время о национальности человека судили по его вере. Матеос многих чистокровных армян называет "ромей" или "ивир", конечно имея ввиду то, что они армян-халкедониты, примкнувшие к греческой или к грузинской православной церкви.
            Надо еще добавить, что того этникон "ивир" не в коей мере не вытеснил термин "армянин", который отнюдь не потерял свое этническое содержание и не стал чисто конфессиональным, тождественным слово "монофист".
            Смешение двух этниконов - "ивир" и "армянин" - могло иметь место не только благодаря переходу части армян в халкидонитство, но и в результате интенсивного взаимного социо-культурного проникновения обеих этнических групп. Тот же Григор Бакурян отлично владел грузинским.

            Исп. литература:

            1. Каждан А. П. "Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII веках", Ереван 1975
            2. Матеос Ураеци "Летопись", Ереван 1991
            3. Анна Комена "Алексиада", Москва 1965
            4. Арутюнова В. А. "К вопросу об армянах-халкидонитах", Ереван 1974
            Бартикян Г. М. "Этникон", Ереван 1968
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 02 декабря 2020, 20:40

              Цитата

              в конфедерацию Багратидов Ани входили многие территории в том числе в собственно Грузии, в Кахетии и тд.

              Вообще-то о Кахетии это ревизионистский бред. Кахетия в состав Армении не входила. Собственно в Кахетии армянская династия Кюрекидов (из Ташир-Дзорагета) из Багратидов начала править с 1039 г. До того ей правили Донаури и Аревманели. Это как с Тао-Кларджети. Династия Багратидов в Тао-Кларджети армяне по происхождению, которые на протяжении несколько лет окартвелились. Но вот Тао-Кларджети никогда и ни под каким видом не было частью Армении. Вот регион Тайк до нашествия Марвана Кру был населен армянами, но опустошения осущесчтвленые ним привели к смене населения и этот регион заселили грузины. Собственно Средневековая Армения не была единым государством. В Васпуракане Арцруни, которые фактически не подчинялись Багратидам, Тарон отдельное княжество. Сюник стал независим от Багратидов Ани с 987 г. и там правили Саакяны. В Хачене правила династия Смбатяны. В Ташир-Дзорагете таки Багратиды, но с 978 г. они отдельны от ширакских Багратидов, а Давид Первый безземельный вовсе конфликтирует с Багратидами Ширака. В общем, армянские государства мало что не были едиными, но и взаимно враждовали между собой. Вспомним как вели себя Арцруни когда на Армению нахлынули Саджиды, они первыми выступили против Смбата Первого и заключить ситуативный союз с Багратуни они были вынуждены после мученической смерти Смбата поскольку запахло жареным и что Саджиды разорят и Васпуракан. Собственно что правители Тарона, что Васпуракана отдали свои княжества перед смертью вовсе не ширакским правителям, а Византии.

              Цитата

              термин "ивир" обозначал не одних только грузин.

              Ивир по гречески или же врац в армянском варианте это однозначно грузины. А то что считают армянские ревизионисты меня не волнует.

              Цитата

              ивиры, абхази и аланы.

              Вообще-то византийцы прекоасно отличали грузин от алан. И с теми и с другими они прекрасно контачили. Собственно наименование грузин абхазами это связано с существованием Абхазского царства. И это читайте грузинскую историографию и критику того, что пишут в Армении.

              Цитата

              "скифы", "персы", "турки"

              Скифы обозначал кочевые народы степей. Например печенегов и кыпчаков. Персы обозначал как собственно иранские народы типа дейлемитов, так и в позднейшем Сельджуков. Турки тиспользовался как по отношению к туркам-сельджукам, тюркютам, хазарам, которые были этническими тюрками, так и по отношению к венграм (смотрим Константина Багрянородного).
                 Lion
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 02 декабря 2020, 20:46

                Laszlo (02 декабря 2020, 20:40):

                Вообще-то о Кахетии это ревизионистский бред. Кахетия в состав Армении не входила. Собственно в Кахетии армянская династия Кюрекидов (из Ташир-Дзорагета) из Багратидов начала править с 1039 г. До того ей правили Донаури и Аревманели.


                Я именно это и имел ввиду.

                Цитата

                Это как с Тао-Кларджети. Династия Багратидов в Тао-Кларджети армяне по происхождению, которые на протяжении несколько лет окартвелились. Но вот Тао-Кларджети никогда и ни под каким видом не было частью Армении.


                Армянское царство Северных Багратуни, основой которого стало созданное еще в 782 году Ашотом, сыном Атрнерсе Багратуни, княжество, и в котором правила обновленная ветвь Северных Багратуни, в разное время и в разной мере включало в себя провинцию Тайк Великой Армении, северные гавары Высокой Армении, центральные и западные гавары провинции Гугарк, а также восточные гавары провинции Малая Армения, как и западную часть территории бывшего Иберского царства.

                В нашей историографии (например, у Лео) это царство традиционно считалось исключительно грузинским и воспринималось, как одно из воплощений грузинской государственности. Более того, история этого царства, считавшегося грузинским, армянской историографией упорно не исследовалась. Его история никогда не рассматривалась в качестве составной части истории армянского народа, а упоминания о нем делались исключительно для подчеркивания его «грузинской принадлежности», и это в том случае, когда до ХI века грузинским в нем могло считаться разве только то, что из армян, составлявших подавляющее большинство его населения, некоторая часть была грузиноверами.

                Более того, прекрасная на бумаге, но на практике неосуществимая, идея «дружбы народов», лежавшая в основании советской армянской историографии, породила масштабную, однако полностью несостоятельную и антинаучную теорию о «сотрудничестве армянского и грузинского царств» в ту эпоху. Но эта теория с точки зрения собственно исторической обоснованности просто смехотворна, поскольку в действительности… сотрудничали два армянских царства и какая-либо «грузинская» составляющая там попросту отсутствовала.

                Важнейшими специфическими признаками государства вообще и средневекового государства в частности являются:

                а) та территория, на которой располагается это государство,

                б) тот народ, который населяет это государство,

                в) тот правящий род, который властвует в этом государстве,

                г) те официальные символы, которые приняты в этом государстве.

                1) Артануджское царство находилось в Армении. Это настолько очевидный факт, что только историки, воспитанные на далеком от жизни понятии «дружбы народов» и ослепшие от его фальшивого блеска да провозгласившие «грузинской территорией» всю Северную Армению (Гугарк, Тайк, северо-восточные гавары Высокой Армении и Айрарата) грузинские шовинисты могут утверждать обратное. Для полной ясности отметим, что это царство включало в себя в основном армянские провинции Гугарк и Тайк, а также часть Высокой Армении.

                2) Подавляющее большинство населения этого царства составляли армяне. Это тоже очевидный факт, поскольку об этом даже сейчас свидетельствуют отмеченные на всей указанной территории, несмотря на последствия турецких зверств, а также привнесенные грузинами официальные и неофициальные перекраивания и переименования, разбросанные хачкары, остатки монастырей и крепостей со всеми их характерными архитектурными и топонимическими особенностями. Кроме того, о севере Гугарка, как о северных рубежах Армении свидетельствуют и такие первоисточники, как Страбон, Мовсес Хоренаци, Павстос Бюзанд, Газар Парпеци, Анания Ширакаци и другие.

                3) В Артануждском царстве правил, всей своей деятельностью являвшийся типично армянским, внесший колоссальный вклад в дело защиты Армении и интересов армян в духовной, светской и военной сферах, род Багратуни.

                Этот очевидный факт был также проигнорирован.

                Более того, грузинские шовинисты, забавно переписывая историю и попросту закрывая глаза на свидетельства армянских первоисточников, вместо этого принимая за основу собственные, в историческом аспекте полностью безосновательные легенды, силятся доказать, что правившие Артануджским царством Багратуни происходят непосредственно от еврейских предков, связи с основной ветвью Багратуни не имеют и какой-либо армянских дух в них напрочь отсутствует. Вот так.

                Согласно первой легенде, которую нам передает Костантин Багрянородный, Багратуни Артануджского царства происходили от царя Израиля-Иудеи Давида (около 1012-972 д.н.э.) и переселились в Иберию в V веке. Однако курьезность этой легенды заключается в том, что нам с серьезным выражением лица доказывается, что за 500 лет (с V в. до эпохи, в которую жил Костантин Багрянородный – Х в.) в Иберии имели место быть всего… три поколения Багратуни.

                Согласно второй легенде, которую передает «Картлис Цховреба», праотец Багратуни по имени Соломон был сыном некоего еврея, который имел родственные связи с братом святого Иосифа, Клеопой. Спустя 27 поколений после Клеопы, в VI веке, семеро сыновей Соломона явились к царице Ракель, правившей в гаваре Екегьяц и приняли крещение. После этого трое из семи братьев устанавливают семейственные связи с армянским царским домом, а остальные четверо утверждаются в северных гаварах Армении. Имеющая на первый взгляд более корректный вид легенда, в действительности, исторически также полностью несостоятельна, потому что род Багратуни (и отрицать это просто антинаучно) существовал в Армении гораздо раньше VI века. В свою очередь, не имеется каких-либо фактов о правившей в VI веке в гаваре Екегьяц царице Ракель, и здесь, очевидно, имело место осознанное или случайное искажение.

                А теперь ознакомимся с армянским вариантом родословной Северных Багратуни.

                Этот вариант в наиболее целостном виде сохранен у Вардана Аревелци, согласно которому «в это время (вторая половина VIII в. – М. А.) у исмаилитов (в Арабском халифате – М. А.) возникла большая смута. Армения получила передышку и армянские нахарары начали усиливаться в своих владениях. Предводитель исмаилитов (халиф – М. А.) передал грузинскую страну в управление Ашоту Патрицию (Ашот Багратуни (782-786 - князь князей, 786-826) – М. А.), сыну Атрнерсе (Атрнерсе Багратуни (782-786 – князь князей) – М. А.) внуку Васака (Васак Багратуни – М. А.) и правнуку Ашота (Ашот Слепой Багратуни (726-748) – М. А.). Тот, прибыв в Грузию, покорил ее, и, обратившись за помощью к Леону (Леон IV (775-780) – М. А.), от него получил звание куропалата».

                В другом месте Вардан, выделяющийся своим непредвзятым взглядом на вещи, вновь возвращается к обсуждаемому вопросу: «Несколько слов скажем и о возникновении царей армянских и грузинских, происходивших от Багратуни. Как было сказано выше, от храброго Вардана (Вардан Храбрый Мамиконян (416-451) – М. А.) до Смбата Багратуни (Смбат Багратуни (693-726) – М. А.) свое назначение армянские князья получали случайным образом. Последнему наследовал сын Васака Ашот (Ашот Слепой Багратуни (726-748) – М. А.), который был ослеплен князьями Мамиконянами. У Ашота было два сына – Смбат (Смбат Багратуни (761-775) – М. А.) – предтеча армянских, и Васак (Васак Багратуни – М. А.) – предтеча грузинских царей. У Васака был сын по имени Атрнерсе (Атрнерсе Багратуни (782-786 – князь князей – М. А.). Вот от него и был рожден Ашот (Ашот Багратуни (782-786 – князь князей, 786-826 – М. А.), а от того, в свою очередь, Баграт (Баграт Багратуни (826-876) – М. А.), убитый впоследствии своим двоюродным братом, а ему унаследовал сын Давид (Давид Багратуни (876-881) – М. А.)…Вот такой была преемственнось грузинских царей».

                Это два варианта родословной Северных Багратуни. Какой из них более правдоподобен, решать тебе, читатель…

                По нашему мнению, сравнительный анализ этих вариантов, также как и систематизированный анализ имеющихся в наличии фактов и сведений приводит к одинаковому выводу: Северные Багратуни берут свое начало от Ашота Слепого Багратуни (726-748), то есть истина целиком и полностью дается в армянском варианте генеалогии.

                Для полного представления ситуации добавим, что уже с начала VI века, имевшие и до этого огромное влияние в северных провинциях Армении Багратуни, еще более усилили свои позиции, а после ликвидации в 570 году Иберийского царства, обладая по наследству должностью эрисмтавара, до середины VIII века (второе восстание Армении (736-737)) фактически являлись полноправными хозяевами Грузии. Однако с 737 года Северные Багратуни теряют свое господство на территории Грузии, а их владения ограничиваются несколькими гаварами Гугарка. И только в 782 году, когда в северных гаварах Армении устанавливается власть потомков Васака Багратуни (сына Ашота Слепого Багратуни), обновленная ветвь Северных Багратуни вновь занимает позиции, утраченные после 737 года.

                4) В 888-980 годах правители Артануджского царства носили титул «тагавор врац ев hайоц» (царь грузинский и армянский – Pandukht). Этот очевидный факт также был проигнорирован, и вместо этого на первый план была выдвинута только одна часть титула – «тагавор врац». Однако в действительности, как мы уже отмечали, в титуле правителей Артануджского царства присутствует также и упоминаемая второй, формулировка «тагавор hайоц». Что же должно было заставить правящих на территории Армении, считавших себя армянами и имевших подданными главным образом армян, Багратуни, не только провозглашать себя «тагавор врац», но также и отводить этой формулировке по отношению к «тагавор hайоц» в титуле первичное место?

                Цитата

                Вот регион Тайк до нашествия Марвана Кру был населен армянами, но опустошения осущесчтвленые ним привели к смене населения и этот регион заселили грузины. Собственно Средневековая Армения не была единым государством. В Васпуракане Арцруни, которые фактически не подчинялись Багратидам, Тарон отдельное княжество. Сюник стал независим от Багратидов Ани с 987 г. и там правили Саакяны. В Хачене правила династия Смбатяны. В Ташир-Дзорагете таки Багратиды, но с 978 г. они отдельны от ширакских Багратидов, а Давид Первый безземельный вовсе конфликтирует с Багратидами Ширака. В общем, армянские государства мало что не были едиными, но и взаимно враждовали между собой. Вспомним как вели себя Арцруни когда на Армению нахлынули Саджиды, они первыми выступили против Смбата Первого и заключить ситуативный союз с Багратуни они были вынуждены после мученической смерти Смбата поскольку запахло жареным и что Саджиды разорят и Васпуракан. Собственно что правители Тарона, что Васпуракана отдали свои княжества перед смертью вовсе не ширакским правителям, а Византии.


                Классическая ситуация развитого феодализма. В любом случае, однако, все эти правители принимали верховенство шахиншаха Ани, в той или инной мере и, конечно, по условиям развитого феодализма.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 02 декабря 2020, 20:48

                  Цитата

                  Что смешение ивиров, абхазов и аланов было обыденным в византийской литературе, свидетельствует и то, что за Мариам-Марией-Мартой, сестрой грузинского царя Георгия II (1072-1089) и женой двух императоров, византийские авторы закрепили этникон "аланка", тогда как Цец, протестуя против подобного словоупотребления, называет ее "абхазкой".

                  Собственно для грузинских Багратиони были характерны династически браки. Это самое читайте работы по истории аланов, например книги Кузнецова, Алеманя, Гутнова. Наименование абхазами связано с Абхазским западногрузинским царством. Читаем Папаскири.
                     Lion
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 02 декабря 2020, 20:51

                    Lion (02 декабря 2020, 20:46):

                    4) В 888-980 годах правители Артануджского царства носили титул «тагавор врац ев hайоц» (царь грузинский и армянский – Pandukht). Этот очевидный факт также был проигнорирован, и вместо этого на первый план была выдвинута только одна часть титула – «тагавор врац». Однако в действительности, как мы уже отмечали, в титуле правителей Артануджского царства присутствует также и упоминаемая второй, формулировка «тагавор hайоц». Что же должно было заставить правящих на территории Армении, считавших себя армянами и имевших подданными главным образом армян, Багратуни, не только провозглашать себя «тагавор врац», но также и отводить этой формулировке по отношению к «тагавор hайоц» в титуле первичное место?


                    Этот факт имеет примечательное объяснение:

                    - дело в том, что правители Артануджа провозгласили свое царство в 888 году. А до этого их главная ветвь – Анийские Багратуни уже носили титул «тагавор hайоц». В этих условиях, естественно, что стремившиеся к общеармянскому господству Багратуни не могли иметь двух «тагавор hайоц», тем более что Северная ветвь была более слабой и зависела от главной ветви – Анийских Багратуни;

                    - данной титульной формулировкой Северные Багратуни, серьезно боровшиеся за достижение господства на всей территории Грузии, создали «юридическую основу» этим своим претензиям;

                    - подобной формулировкой Северные Багратуни, не вступая в непосредственный конфликт с главной ветвью, в любом случае озвучивали свои требования также и на армянский престол. Как показала жизнь, это было не только теоретическим предположением, потому что начиная с 1044 года вплоть до конца ХVIII века, правивший в Картлии царский род в случае любого удобного предлога напоминал о своих претензиях в отношении общеармянского престола и стремился захватить территорию Армении.

                    Таким образом, по существу, не остается никаких аргументов считать Артануджское царство грузинским и, выдавливая его историю из общего контекста истории армянского народа, автоматически отказываться считать территорию этого царства составной частью Армении.

                    Однако, развивая этот тезис, не стоит и, следуя примеру грузинских националистов, впадать в противоположную крайность и провозглашать армянским политическим потомком Артануджского царства появившееся в дальнейшем царство Картлии.

                    История наполнена скользкими поворотами, и часто бывает сложно сказать, когда началось то или иное событие, которое впоследствии привело к значительным историческим переменам. Например, когда Римская империя превратилась в Византийскую, а Римское государство по своей сути стало греческим? Историки и поныне спорят, предлагая 330 (основание Константинополя), 395 (разделение Римской империи между сыновьями Феодосия Великого (379-394)) и 476 (низвержение с престола последнего римского императора Ромула Августа (475-476)) годы. Однако государства, как этнокультурные явления, не образуются закладкой одного города, искусственным разделением какой-либо страны или свержением с престола императора, не имеющего по существу сколь-нибудь реальной власти.

                    По нашему глубокому убеждению, так может возникнуть лишь административно-политическая единица, а государство, как этнокультурное явление, создается в течение десятилетий, если не веков. И с этой точки зрения, Византия образовалась в 476 году, когда существовавшая до этого Римская империя безвозвратно потеряла Италию. Начиная именно с этого времени, греческий элемент в Византии окончательно приобретает доминирующую роль по отношению к римскому; в последующие столетия империя римлян постепенно превратилась в империю греков, в которой римскими остались, пожалуй, только увядшие воспоминания прошлого да бессильные притязания. Обо всем этом можно долго спорить, однако цель наша в этом вопросе - вовсе не установление истины в последней инстанции. Мы всего лишь хотели на данном примере показать, что государства, как этнокультурные явления, возникают не вдруг.

                    С какой поры это армянское царство бесповоротно встало на путь превращения в грузинское, и каким был этот судьбоносный момент превращения? Для армянской истории это столь же важный вопрос, как для греческой вопрос о том, с какого момента государство римлян стало государством греков.

                    По нашему мнению, и в какой-то степени это покажется удивительным, гибель армянского духа царства Артануджа началось с одного из его наиболее крупных военно-политических завоеваний, т. е. с того момента, когда последнему удалось включить в свой состав Абхазское и Камбечан-Эретийское царства, а также подчинить себе Кахетинское княжество.

                    Но, в течение десятилетий, выявилось, что в этом объединенном государстве армяне, которые в основном являлись жителями Тайка и Гугарка, уже не составляют абсолютного большинства. И если они своей численностью пока еще могли сравниться с отдельно взятыми грузинами, абхазами или цанарами, то в случае совместного рассмотрения последних, неизбежно оставались в роли меньшинства. А в средние века грузин, абхазов и цанар с определенными оговорками можно было рассматривать, как одну религиозно-политическую совокупность, поскольку эти три нации, будучи очень близки друг другу по укладу жизни, исповедовали к тому же и одну веру – православие.

                    Причем от объединения в одном государстве удивительным образом выиграли только грузины, а армяне, абхазы и цанары понесли колоссальные потери. Перемены стали губительными особенно для абхазов и цанар, поскольку они, будучи одной веры с грузинами, обладая сходными с ними обычаями и укладом жизни, в течение буквально нескольких десятилетий практически полностью растворились в грузинском этносе, за счет своего крайнего ослабления генетически усилив его. Примечательно, что современники слабо догадывались о происходящих этнико-демографических процессах. Так, Матеос Урхаеци посла участвовавшего в Анийской битве 1021 года царя Картлии Георгия I-го (1014-1027), называет «врац ишхан» (грузинский князь), чуть позже – «абхазац ишхан», буквально несколькими строками ниже - вновь «врац ишхан», а царство Картлии он почти всегда называет «Абхазским царством». Точно также, Иоанн Сицилийский называет Георгия I-го «архонтом Абхазии», а Картлийское царство – «Абхазией». С этой точки зрения армяне Тайка, Гугарка и Высокой Армении держались крепко, и объясняется это тем, что их соседом было вначале сильное Анийское царство, а позднее сплошь заселенные армянами районы Византии. Помимо всего прочего и в религиозном аспекте армяне отличались от грузин и, следовательно, тяжелее ассимилировались. Вместе с тем, православие нашло определенное распространение и на этих армянских землях, вследствие чего многие армяне, постепенно теряя свой национальный облик, становясь грузиноверами и в итоге – грузинами, генетически усиливали грузинский этнос.

                    Это явление имеет и иное, историко-теоретическое содержание: в литературе множество чистокровных армян названо «грузинами». Так, князя Карадура, корнями происходящего от Мамиконянов, Липарита Храброго Орбеляна (1021-1058) Матеос Урхаеци называет «грузином». Таким же образом он характеризует и Григора Бакуряна, которого Анна (Комена - Pandukht) в «Алексиаде» прямо называет «армянин» и который, кстати, подписывался армянскими буквами. На этот интересный момент обратил внимание еще Николай Марр, а академик Г. Бартикян, обсуждая и справедливо объясняя указанный факт, отмечал: «В средние века о национальности судили, исходя из религиозных убеждений данного лица. Тот же Урхаеци множество чистокровных армян называет «hорром» (грек-византиец – Pandukht), конечно, имея в виду их греческое вероисповедание».

                    Возвращаясь к основной теме, попытаемся обобщить вышесказанное и отметить основные фазы этого явления политической трансформации, оставшейся полностью незамеченной современниками:

                    1) 978 г.

                    Наследником бездетного Давида кюрапахата (961-1000) становится его приемный сын - сын его троюродного (по отцу) брата Гургена (975-978, князь князей), внук Смбата (954-958) - другого сына Атрнерсе I-го (881-888, 888-923, царь), сын сестры последнего и бездетного царя Абхазии Феодосия III Слепого (976-978, 987-988), правитель Картлии Баграт I-ый (975-978 - правитель Картлии, 978-980 – правитель Картлии и царь Абхазии, 980-1014 – царь Картлии), который при активной поддержке Давида II Великого, а также части грузинских и абхазских князей, в 978 году провозглашается царем, становясь носителем титула царя Абхазского царства – «тагавор абхазац».

                    2) 980 г.

                    При активной поддержке Давида II Великого, а также грузинских и абхазских князей, Баграт I-ый берет под свою власть также и Картлию. Создаются государство, которое включает западная часть царства Иберии (прямо на запад от линии Мцхета - Аланские ворота) и Картлийское царство, а так же Абхазия, а его царь наследует часть титула Артануджского царства – «тагавор врац», провозглашаясь теперь «тагавор абхазац ев врац». В результате, владевшее ранее территорией Картлии Артануджское царство, подобно Римской империи в 395 году, разделилось на две части: были образованы два царства - одно – по всем атрибутам армянское – в Артанудже, второе – по всем атрибутам грузинское – в Картлии. Причем последнее включало в себя также и территорию Абхазского царства. Однако при жизни Давида II Великого в конце Х века это не имело абсолютно никакого значения, поскольку Баграт I-ый был приемным сыном артануджского царя, и пока что слабое политически, царство Картлии находилось в сфере влияния Давида II Великого, под властью которого оказалась также и территория бывшего Абхазского царства.

                    3) 1000 г.

                    Давида кюрапахат умирает, территория его царства переходит к Византии, а титул «тагавор абхазац ев врац» – приемному сыну Баграту I-му, который становится носителем титула «тагавор абхазац, врац ев hайоц». Этим Артануджское царство, в лице нового носителя царского титула, де-юре объединялось с царством Картлии, однако, де-факто прекращало свое существование, потому что его территория становилась территорией Византии. Аналогичным образом после 476 года Западная Римская империя де-юре объединилась с Византией, поскольку единственным носителем титула римского цезаря оставался византийский император, однако де-факто прекратила свое существование, потому что его территория перешла государству, созданному предводителем римских наемников Одоакром (476-490), а с 490 года – царству остготов.
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 02 декабря 2020, 20:55

                      Цитата

                      Классическая ситуация развитого феодализма. В любом случае, однако, все эти правители принимали верховенство шахиншаха Ани, в той или инной мере и, конечно, по условиям развитого феодализма.

                      Я бы не сказал, что это развитый феодализм. По наблюдениям того же Акопяна в армянских землях преимущество бартерный обмен. Свои монеты за исключением поззднейшего Ташир-Дзорагетского царства армяне не чеканили. На этот факт обратил внимание и украинский исследователь аспирант ЛНУ им. Франка Дымыдюк. Собственно мы видим пример аналогичный Руси. Кратковременное вознесение Багратуни, а потом развал на ряд удельных княжеств. Там скорее затянувшиеся раннефеодальные отношения.
                         Похожие Темы
                        АСредневековая Индия
                        Средневековая Индия
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 20 апреля 2024, 14:10
                        ДДревняя Армения
                        Древняя Армения
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 23 марта 2024, 09:56
                        MMedieval 2: Total War - Средневековая экономика
                        Medieval 2: Total War - Средневековая экономика
                        Автор d digger
                        Обновление 06 марта 2024, 15:14
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Средиземноморье Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 23 апр 2024, 10:53 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики