Сообщество Империал: Средневековая Армения - Сообщество Империал

War_Russia

Средневековая Армения

Средневековая Армения
Тема создана: 03 апреля 2008, 20:59 · Автор: War_Russia
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 19 февраля 2020, 18:23

Imp


Ани́йское царство (или Багратидская Армения, Армянское царство Багратидов, Ширакское царство) — армянское феодальное государство, существовавшее с 885 по 1045 год. Багратидам удалось вернуть в употребление политический термин «Великая Армения», который стал официальным названием государства.
Армянское царство Багратидов было основано Ашотом I после почти восьмидесятилетней внутренней автономии страны под управлением рода Багратуни, приобретённой после арабского завоевания Армении.
Восстановление армянского государства в целом ознаменовало начало нового золотого века в армянской истории. Анийское царство достигло своего наивысшего расцвета на рубеже X—XI веков в период правления Гагика I. С захватом столицы страны, города Ани, Византией в 1045 году царство прекратило своё существование.
Киликийское армянское государство (арм. Կիլիկիայի հայկական թագավորություն, среднеарм. Կիլիկիոյ Հայոց Թագաւորութիւն, фр. Le royaume de Petite-Arménie) — армянское феодальное княжество, а затем королевство, существовавшее в Киликии с 1080 по 1375 годы, горная Киликия — до 1424 года.
Спойлер (раскрыть)
     герцог фридландский
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 02 февраля 2021, 14:56

    C. Petronius Magnus (02 февраля 2021, 13:29):

    герцог фридландский

    Это не мои слова.


    А я для чего указал в самой фразе их автора? :)


    Там как раз таки я указан.
       C. Petronius Magnus
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 02 февраля 2021, 15:34

      герцог фридландский

      Там как раз таки я указан.


      Во фразе указан гаулиш. Я вовсе не думаю о Вас плохо, и потому не путаю со всякими жуликами от языковедения.
         Lion
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 06 апреля 2023, 17:35


        ТОП 10 великих полководцев Армении
           Lion
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 23 апреля 2023, 16:19

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 23 апреля 2023, 16:27

            Мда, повторяйте про то, что Албания была уничтожена в 451 г. как мантру. Вообще то в 484 г. свод законов принимает албанский царь Вачаган.
               Lion
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 23 апреля 2023, 16:31

              После 387 года ситуация приобрела крайнее интересный политический оборот. провинции (части) царства Великий Айк Арцах, Утик и Пайтакаран были присоединены к ослабшему Массагетскому царству, которое по традиции еще и называлась "Ахванкское царство". Но в 428-ом это царство было ликвидировано и на ее месте было создана "Ахванкское марзпанство". В 451-ом, в связи с ослаблением Персии и смутами, власть Сасанидов над регионом ослабла и оно в многом приобрела полунезависимый статус - на территории "Ахванк"-а были созданы ряд аморфных царств - царства Лфин, Чихбов, Маскут, Лезгин, Таваспаранов и тд. В свою очередь на правобережье Куры (Арцах и Утик) было создано уже армянское царство, которое в источниках называется "царство Восточного края". Интересно, что цари этого царства, видя, что титул "царь Ахванка" по сути своей не принадлежит никому, а царства Лфин, Чихбов, Маскут, Лезгин, Таваспаранов и тд. никак не претендуют на нее, проявляя политическую дальнозоркость, взяли этот титул себе (чтобы при случае обосновать свои претензии и на левобережье Кура, как носители титула "царь Ахванка" ). В итоге "царство Восточного края" в источниках стало называться еще о "царство Ахванк", которое, однако, кроме звуковой общности не имела с прежним "царством Ахванка" ровным счетом нечего.

              В таких условиях цари этого царства и особенно выдающейся своей деятельностью Вачаган Благочестивый (460 - ок. 510) добились таки того, чтоб было создано "Ахванкская церковь". Этим они в многом добивались относительной независимости от находившейся под персидским влиянием в "Армянском марзпанстве" церкви, да еще и подчеркивали весь и значения своего царства. Но и тут важно отметить, что понятие "Ахванкская церковь", кроме звукавой общности, не имела никакой связи с античным "Ахванкским царством".

              Почти 150 лет царством управляло царский род Араншахиков, один из ветвей Сюни. В самом конце 6-ого века, однако, вероломно истребив Араншахиков на пире, власть над царством захватил персидский род Михранянов. В время известных событии, связанные с низложением персидского царя Хормизда IV (579-590) и последовавших затем репрессии Хосрова II один из главнейших родов Персии, Михраняны, будучи вовлеченные в политические интриги, в 596-ом году в главе с Михраном (ок 596-598 ) вынуждены были эмигрировать в Армению. Они вероломно истребили владевшей Арцахом род Араншахиков и захватили власть над краем. Но Михраняни быстро арменизировались. Прямые потомки Михрана носили армянские имена, (Арамаис (ок 598-600, Вард I (ок 600-605), Вардан (ок 605-610), Вард II (ок 610-615), Варазман (ок 615-620), Вараз-Григор (ок 620-636)), а Вараз-Григор был крещен по армянскому обычаю. Что касается его сына, Дживаншира, этого выдающего царя "Восточного царства", то о нем, как о христианине и об армянине, с большой похвалой отзываются все историки и мыслители региона, между прочем горько оплакивая конец царя, павшего жертвой родовой вендетты Араншахиков.

              Это царство, имея в своих границах все правобережье Куры, продолжает свое существование до 830 года, когда последний е царь, бездетный Степанос II Абласад (821-830) падает в качестве очередной родовой вендетты Араншахиков. В итоге титул царя уничтожается, над регионом же власть берут в свои руки две могущественные ветви Араншахиков - Северная ветвь, княжество Хачен, и южная ветвь, княжество Дизака. И хотя южная ветвь сам собой был не слабым, все же первенство принадлежало Северной ветви, которое же, в 892-ом,в рамках вассалитета к Анийскому царство, объявило о создании независимого царства. Первым царем этого неслабого государства - царства Хачен, которое охраняло всю восточную границы Анийского царства, стал Амам-Григор Благочестивый (870-892 князь, 892-895 царь). В последующее века роль и значения царства особенно выросли при его могущественном сыне, Саhаке Севада (895-940), могучего зятя третьего армянского Багратуни и по сути своей, второго человека в Анийском царстве.

              Примечательно, что в указанные времена понятие "алван", как национальность, под давлением арабов и хазар, уже практически исчезло. А сменившее алванцев на их территории мусульманские эмиратства так и не распространяли свои полномочии на правобережье Куры. И только в половине 10-ого века в Гандзаке обосновывается курдский род Шедадидов, беря под свой контроль юг Утика и Пайтакаран.

              В последующие века царство Хачен тесно взаимодействовала с Анийским царством и с его составными частями. После же 1044-а царство Хачен тесно переплелась с царством Сюника. В результате уже к 1084-у году, в результате личной унии царя Хачена Сенекерима, царство Сюника и Хачена объединились.

              Продолжая свое существование в районах Арцаха и Северного Утика, царство пережило селджукское владычество и в начале 13-ого века, при Асан-Джалал Великом (1214-1261) достигла больших успехов. Но вместе с этим выдающимся царем перестала существовать и царство - обвиненное в заговоре и казненное монголами Асан-Джалал Великий унес с собой и титул царя. Как и после 830, так и сейчас Арцах и Утик превратились в княжеские уделы, между которыми виднее места занимали потомки Араншахиков Асан-Джалаляны, Дофяны, Ахбакяны и тд. В таком состоянии, худо или бедно, Арцах и Утик пережили падение Илханства, Чобанидов и Джелаеридов, нашествие Тамерлана и власть Кара-Коюнлу. Именно при последних же в второй половине 15-ого века указанные княжеские рода получили статус меликств.

              В таком качестве Арцах и Утик встретили век 17-ый, когда шах-Аббас I Великий подтвердил все их права - 5 меликов Арцаха и Утика стали маленькими царями в на своей земле.

              В 17-ом веке мелики так усилились, что в начале 18-ого века стали ядром успешной борьбы и фактической независимости на период 1722-1736 годов. Надир-шах, как и в свое время Аббас, подтвердил права меликов.

              И только в середине 18-ого века, в результате предательства одного из меликов, некий Панах, разбойник и бродяга, обаснавыавается в Шуши и укрепляет ее. Начинается упорная и не тлеющая до 1828-а война остальных 4 меликов с панахом и с меликом предателем. В итоге Панах и его потомки так и не находят силы обаснавыватся в Арцахе и в начале 19-ого века Карабахское ханство ликвидируется.

              Сами меликства ликвидировались в 1828-ом, после чего Арцах и Утик стали частью Российской империи.

              На период 1904-1906 годов на этих территориях произошли кровавые столкновения с "Кавказскими татарами", которые, будучи начаты ими же, закончились для них в общем неудачей - народ Арцаха и Утика был верен своим традициям.

              После 1918-а основная территория Утика вошла в состав Азербайджана, хотя юридического подтверждение этот акт так и не получил. Местное армянское население подверглась поголовному истреблению. А в Арцахе продолжалась война против Азербайджана, в итоге которого оно продержалась до 1920 года. И только в 1921-ом, в результате решения Сталина, Арцах был введен в состав Азербайджана.

              После же 1988... но это уже другая история :)
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 23 апреля 2023, 16:32

                В 451 г. Йездигерд II отправил войско Мушкана Нисалаврута в Албанию, Лпинию и земли чилбов, хачматаков, таваспаров,хибнованов. Восстание албанов было частью более масштабного восстания кавказских христиан против политики насаждения зороастризма в 450-451 гг. После восстания на должности марзбана Армении он был вынужден сменить Васака Сюни наАтрормизда Аршакана. Через нового марзбана персидский царь царей гарантировалсвободу вероисповедания. Албанский царь Ваче II ранее был насильно обращен взороастризм, хотя родился христианином. После отречения Ваче II
                по данным Мовсеса Дасхуранци и Себеоса исчезли христианские храмы, разрушались храмы инарод насильно обращался в зороастризм. В 461 г. Ваче II восстал против персов и вернулся в лоно христианства. Однако Ваче II был изгнан из своего царстваперсидским царем царей Фирузом (Перозом), который обрушил новые гонения нахристианство. В 481 г. против него восстал картлийский царь Вахтанг Горгасал иармяне. Мовсес Каганкватци указывал, что персы умертвили много армянских,грузинских и албанских дворян, вынуждая их отречься от христианства. В концеправления царя царей Фируза по данным Мовсеса Дасхуранци Вачаган III был насильно обращен в зороастризм. После смерти Фируза новый персидский царь царейВаларш обеспечил свободу вероисповедания для кавказских христиан. В договоре 484г. он обязывался соблюдать привелегии и права христианского духовенства. ВЭраншахре было легализировано положение христиан-монофизитов и христиан-несториан. Албанский царь Вачаган
                III повел борьбу против язычников в своемгосударстве. Дети язычников и сектантов обучались слову божьего в духовно-приходских школах. По Агуэнским канонам были запрещены кровнородственные браки распространеные у зороастрийцев. Приверженость зороастризму в Албаниикаралась смертной казнью или обращением в рабство. К. Тревер отмечала, чтозороастризм не имел местных корней, распространялся насильно персами и поэтомуне смог укорениться в Албании. По данным источников в Кавказской Албании существовали несторианские епископства Партава, Пайтаракана и Мугана. Вдокументах синода несторианского патриарха Мар Йабалахи I как страна подчиненаяему назывался Арран (Албания). С конца V в. Пайтаракан вошел в состав Албании, а в VI в. там появилось епископство под верховенством албанского монофизитского католикосата. Несторианскими епископами Пайтаракана были же Иоанн (около 540г.) и Яков (около 554 г.). В собрании Парижской Национальной библиотеки быланайдена сасанидская гемма с надписью Великий католикос Албании и Баласакана.Официально же албанские католикосы титулировались Католикос Албании, Лпиниии Чола. С. Касумова считала, что сасанидская гемма отображает ситуацию, когдаБаласакан вследствие восстания 481-484 гг. вошел в состав Албании. С. Касумова предполагает, что католикосом Албании и Баласакана был сириец Шупхалишо.Мовсес Каганкватци называл его архиепископом Партава, а также патриархом прибывшим из Иерусалима. Сочетание Католикос Албании и Баласакана также упоминалось после католикоса Виро. Однако М. Гаджиев считает, что даннаясасанидская гемма принадлежала католикосу Панту. К. Тревер отмечала распри в Албании между монофизитами, халкедонитами и несторианами. Практически при Вачагане III
                христианство юридически было утверждено в Кавказской Албании как государственная религия.
                   Lion
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 23 апреля 2023, 16:34

                  Царство Хачен, на основе княжества Хачен, было создано в 892-ом году. Царство включало в себе вся территорию исторического Арцаха, а также северные и центральные районы Утика. В начальные десятилетия своего существования под ее влиянием находилась также и территория Камбечана-Эрети. Первым царем Хачена стал Амам-Григор Благочестивый (870-892 князь, 892 - ок. 895 царь).

                  Хачен активно участвовал в всех предприятиях Анийского царства им чтоб не повторится, ниже будут представлены только те эпизоды, в которых Хачен упоминается особенно. Так, в 913-ом году Саджитский эмират захватил город Партав у гарнизона царства, хотя и не мог там закрепится и в дальнейшем уступил город другим. Весной 915 года войско Хачена и Сюника освободили территорию Гехаркуника от войск Саджидов.

                  В дальнейшем очередной царь Хачена Сахак Севада (ок. 895-940), зять Анийского царя Ашота II-ого, стал надежным оплотом мужа своей дочери. В 917-ом году в битве в Утике Сахак помог царской армии разгромить восставшего Мовсеса и наемных цанар.

                  В начале 919 года проходит первый мятеж Сахака, но без серьезных последствии. В декабре того же года вспыхивает второй мятеж, в результате которого Сахак попадает в плен и ослепляется. Далее Хаченсккое царство отмечено участием в битвах за Шамшулде в 921-ом году в составе армии своего сюзерена, но в 923-ом году вспыхивает уже тертый мятеж против сюзерена. На сей раз мятежникам удается добился серьезных успехов и на некоторое время оттеснить Ашота II-ого от политической арены Первоисточники нечего не говорят о причинах этих мятежей и мы остаемся в полном неведении - как же так получилось, что, изначально поддержав своего зятя, далее Сахак избрал путь вечных мятежей. Наверно первопричина лежит в основе отношении Ашота с своей женой, но все то остается на уровне загадок...

                  После указанных бурных собитии уже усмиренное Хаченское царство занимает свое достойное место в ряду армянских вассальных царств в системе Анийского царства, в роли важного защитника восточных рубежей. При том после 920-ых годов и до конца века сведения о Хачене становятся отрывочными. Известно, что Сахаку как соправители наследовали его малодетные сыновья - Ованнес-Сенекерим и Григор I (oк. 940 - пр. 1003). В 988-ом году хаченцы приняли участие в битве у Гори в составе армии Анийского царства,а в 997-ом году в битве у Лори вместе с армией Лорийского царства разгромили армию Шададидского эмиратства. В начале августа 998 года Хачен и Лори в битве у Гардмана разгромили Шуабидов и Шададидов, закрепив блестящей успех битвы у Цумба.

                  В 1003-ом году оба брата-соправителя умерли, пользуясь чем же Гагик I аннексировал часть территорию Хаченского царства. Новому царю Хаечна Филиппу (1003-1054), сыну Григора, для царствования осталось только Арцах и центральные районы Утика.

                  В 1054-ом году Шададиды напали на город Шамкор, где держали оборону хаченци с своим царем. Город пал, а Филипп погиб в боях. Филиппу наследовал его сын Сенекерим (1054-1094), которому пришлось царствовать уже только на территории Арцаха. Важным событием царствования Сенекерима было то, что в 1084-ом году, в результате личной унии, территории царств Арцаха и Сюника были обеднены под властью Сенекерима. Это особенно было важно в лице растущей угрозы селджуков.

                  В 1085 и в 1086-ом году армяне отразили два нападения селджуков на Сюник. В 1094-о году последовала новая и невиданная до этого по своим масштабам новое нападение. Враг с боями дошел до Капана, где и в время переговоров Сенекерим был вероломно убит. Но в последовавшей затем битве селджуки понесли сокрушительное поражение и были вытеснены из Сюника.

                  Сенекериму наследовал малолетний сын, Григор II (1094-1166). При нем в 1103-ом армяне в очередной раз разгромили появившегося под стенами Капана селджуков и нанесли последним тяжелый урон. Однако в 1104-ом селджукам удалось захватить крепость Воротн, а в 1105-ом - Бхен. Селджукские войска с годами увеличивали нажим на Хачен, особенно в направлении Сюника. Осенью 1126-а пали крепости Аревик, Какаваберд и Бахакукар - все в Сюнике.

                  В 1140-ом году последовал удар в направлении уже Арцаха - Элткузидам удалось после тяжелых боев захватить крепости Адаер, Карапеткар и Бердакунк в Северном Арцахе. Весной 1142-а пали Чарберд и Католике, а весной 1143-а Хоханаберд. Но и эти успехи нелегко дались врагу, который не смог развить ее. Элткузидам пришлось отступить, а очередную их атаку в 1146-ом году армянам уже удалось отбить в основном партизанской войной.

                  Весной 1149 года, пользуясь раздорами у Элткузидов, армянам удалось вернуть крепости Еркан, Чараберд и Хоханаберд, но летом 1150-а врагу удалось неожиданной атакой захватить крепость Ару, а ровно год спустя летом 1151-а пал крепость Шлорут.

                  В 1157-ом армия Хачена, вместе с Элткузидами, потерпела поражение у Нахиджевана от войск Иракского султаната и в итоге последний захватил Мехри в Сюнике.

                  В 1166-ом году, пользуясь смертью Григора, Элткузиды после тяжелых боев захватили крепости Какаваберд, Гехи и Грехм в Сюнике. Тем временем новым царем Хачена был объявлен муж дочери Григора, внук внука Филиппа (1003-1054) Асан I Монах (1166-1170, 1170-1182 соправитель). Перед новым царем сразу же в весь рост встал вопрос зашиты рубежей страны, так-как ситуация была исключительно тяжелой. В 1170-ом году последовала очередная атака Элткузидов на Сюник. Вражеским войскам после упорных боев ночным штурмом удалось захватить крепости Ккоцкар и Бахаберд и оккупировать всю территорию Сюника, В очередной раз Хаченское княжество закрылась в самом Арцахе. Асан I тяготел к религиозной деятельности и в том же 1170-ом своим соправтиелем назначил брата, Асана II-ого (1170-1181 соправитель).

                  В 1182-ом году оба брата Асана стали монахами и отказались от власти в пользу своих сыновей. Царями Хачена стали сыновья Асана I-ого Вахтанг I Великий (1182-1214 соправитель) и Вахтанг II Тангик (1182-1214 соправитель).
                  В 1194-ом году подошедшим к границам Хачена войскам царство Картли удалось серьезно оттеснить Элткузидов и освободить территорию Сюника, где обосновались Орбеляни. Хаченское царство приняло верховенство царства Картли и в отрезке 1194-1212 годов приняло активное участие в войне за освобождение Армении.

                  В 1214-ом году, как в свое время их отцы, оба брата Вахтанга уходят в монастырь. Царем Хаченского царства становится один из великих представителей в цепочке хаченских царей - малолетный Асан-Джалал Великий (1214-1261). Первые десятилетия правления нового царя проходит в относительном спокойствии, но в 1236-ом начинается грандиозный поход монголов на Армению. В половине июля 1236 года после упорных боев пали крепости Чараберд и Варданашат, но Хохонаберд остался неприступным. Впрочем, от этого уже было мало толку, так-как вся территория Хачена была наводнена полчищами монгол, которые не собирались уходить. В итоге Асан-Джалал пошел на переговоры и принял власть монголов. Асан-Джалал был особенно известен своим культурной и просветительской деятельностью, что и послужило истинным венком деятельности этого великого царя. Но в 1261-ом году по выдуманным обвинением монголы арестовали этого великого, но последнего царя Хачена и подвергли мучительной казни.

                  Царство Хачен было ликвидирована, но на ее месте образовались княжества Асан-Джалалянов (потомки Асан-Джалала), Допянов, Ахбакянов и Вачутянов. В последующие века эти княжества стали основой известных Арцахских меликств.

                  Но это уже другая история...
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 23 апреля 2023, 16:39

                    В 503 г. Вачаган III выступает как сторонник Кавада I в войне против ромеев, но сохраняет христианскую религию. В 552 г. католикос Абас расследовал ересь, которую распространяли Товмас, Елиа, Бнот, Ибас. Это былосвязано с распространением несторианства и манихейства в землях КавказскойАлбании. В 571 г. Хосров I Ануширван отвечая на преследования иноверцев вВизантии со стороны Юстина II отдал приказ своим подданым отречься отхристианства и почитать зороастризм. В христианских вассальных странах возводились храмы огня. Албанские цари способствовали распространению христианства в прилегающих землях. В 537 г. к гуннам-савирам из Албании прибыл епископ Кардост с миссией. Эта миссия пробыла среди савиров 14 лет и через 7 летпосле нее к савирам прибыла миссия из Византии под руководством Пробса. Поданным сирийского источника около 544 г. Кардост перевели на гуннский язык Священное Писание. Преемник Джеваншира великий ишхан Вараз-Трдат по совету своей знати и католикоса Егиазара отправляет к савирам миссию епископа Исраила в681 г. Она прибывает в савирскую столицу Варачан в 682 г. и обращает в христианствосавирского правителя Алп-Эльтебера. Он принялся уничтожать капища и хреститьнаселение, что накликало на савиров и албан вторжение хазаров, которые оставались язычниками. Так как Кавказская Албания приняла христианство из Армении, то была связана с ней и культурно. В 506 г. армяне, албаны и грузины на соборе в Двине отвергли постановления Халкидонского собора 451 г. Сасаниды поддержали в своих землях монофизитство против халкедонитства и в 527 г. был создан объединеный собор картлийцев, армян и албан. На Двинском соборе в 551 г. монофизиты порвали с халкедонитами и их церкви приобрели статус автокефальных. При католикосеАбасе он требовал писать такую формулу при обращении к себе – католикос Албании,Лпинии и Чора. Однако армянский католикос писал Абасу как католикосу агванскому. Католикос Виро сам титулировался как католикос Албании, Лпинии иЧора. Абас был католикосом в 551-596 гг., а Виро в 596-630 гг. Албанский католикосЗахария правил в 630-647 гг. Касательно статуса Баласакана, то он в III-IV вв. былсамостоятельеым владением. В надписях Шапура I и Картира Баласакан упомянутпосле Албании. В ’’Армянской географии’’ Баласакан упомянут среди шахров Ирана.В ее краткой редакции Баласакан же упомянут как один из гаваров Албании. Егише и Мовсес Каланкатуаци в середине V в. фиксируют Баласакан как самостоятельное царство. В документах VI в. зафиксировано марзбанство Ран, которое включало Картли и Албанию. М. Гаджиев предполагает, что Баласакан находился вконфедеративных отношениях с Албанией. В своем иерархичном статусе Баласакан конкурировал с Лпинией (Лпиния называлась Шеки арабами, армянами Лпинком,грузинами Эрети). Как правило, вместе с Раном в грузинских источниках упоминался Мовакан. Леонти Мровели и Джуаншер Джуаншериани упоминали Ран и Моваканвместе. М. Гаджиев отождествляет Мовакан с Баласаканом. Арабам неизвестенБаласакан, но они упоминают область Муканийа. Округ Ран и Мовакан былобразован после восстания кавказских христиан в 450-451 гг.Эристав Рана иМовакана упоминаеться у Джуаншера Джуаншериани и Якова Цуртавели. Ликвидация царской власти в Албании в 510 г. привела к тому, что в 517-518 гг.фиксируеться марзбанство Рана и Иберии. По данным Джуаншера ДжуаншерианиРан и Мовакан в 80-х гг. VI в. был отдан царем царей Хормиздом IV своему сыну Касре Амбарвезу (будущему Хосрову II Парвизу). Во времена Месропа Маштоца в Баласакане был свой епископ Мушег. Епископ Баласакана отсутствовал на Агуэнскомсоборе, но в 568 г. епископ Баласакана Тимотэ был упомянут среди албанскихепископов в письме армянского католикоса Йовханнеса албанскому католикосуАбасу. М. Гаджиев считает, что Великим католикосом Албании и Баласакана былПант, который, по его мнению, жил в начале VI в. и правил 7 лет. Т. Мамедов указывает, что в 607 г. сюникцы отделились в духовном отношении и получалирукоположения от албанских иерархов. Ф. Мамедова датирует отделение сюникцевот армянской церкви 571 г. Азербайджанская исследовательница предполагала, чтоСюник входил в состав Албании и с 571 г. его епископ рукополагался албанским католикосом. З. Буниятов считал, что Сюник вошел в состав Албании в 577 г. ОСюнике необходимо более подробно сказать. Династия ишханов Сюника Сюни была одним из влиятельных армянских родов. Сюник вошел в состав ВеликойАрмении современ АрташесаI, а до того был частью Атропатены. В армянских источниках Сюниизображены как вероломные ишханы, которые изменяли общеармянскому делу. Р.Хьюсен отмечал что Сюни были связаны матримониальными связями с персами иимели свои интересы. А. Новосельцев отмечал, что даже в VI-VII вв. Сюник не был полностью армянизирован. В этот период возрос удельный вес семитского и иранского населения в княжестве. Захария Ритор указывал, что в Сюнике естьсобственный язык. Мовсес Хоренаци локализировал Сюник в восточном краю вдольграниц армянской речи. Степанос Сюнеци писал о сюникском диалекте грабара. В571 г. правитель Сюника Ваган Сюни отложился от Армении и не поддержалобщеармянское восстание против персов и Сюник был включен в Адурбайганскийкуст Эраншахра Сасанидов. В 591 г. византийским император Маврикий призналСюник владением царя царей Хосрова II Парвиза. При арабском владычестве Сюник был частью провинции Арминийа. А. Акопян, М. Мурадян и К. Юзбашян убедительно показывают, что Сюник в церковном отношении зависел от армянского католикоса. Впрочем, в армянской историографии встречались и куда менееобоснованые точки зрения. Так, Г. Свазян считал, что армяне в Арцахе и Утике аборигеное население и что эти земли принадлежат Армении чуть ли не с времен Ервандуни. Как об аксиоме утверждаеться, что население древневосточногокавказского племенного союза Этиуни было армянами. Более того Албания времен Михранидов считаеться армянским автором армянским государством. Собственно, утверждения об принадлежности Сюника албанам, а Арцаха армянам вызваны ’’войнами памяти’’ на Южном Кавказе. Идеология миацума у армян требует, чтобыземли современной Армении и Нагорного Карабаха считались армянскими чуть лине с древности. Факт того, что факт нахождения Арцаха и Утика в составе Албаниипосле 387 г. зафиксирован не только Ф. Мамедовой, но русскими, американскими и европейскими учеными, игнорируется. Если в VI в. не был достаточно армянизирован Сюник, то о каком доминировании армян в Арцахе и Утике можноговорить! Армяне были лишь одним из этносов края. Также Г. Айвазян политизируетвопрос происхождения армян Нагорного Карабаха считая албано-удинскую концепцию политически вредной и вносящей раскол в армянское сообщество.Превратно понимаемый патриотизм мешает видеть настоящую картину этнической иполитической истории Кавказской Албании. При этом игнорируется тот факт, чтокроме армян в этих регионах жили и носители кавказской речи, такие как утии.Армянский католикос Саак III в письме савирскому правителю Алп-Эльтеберу писал,что Исраил назначен не ним, а албанским католикосом Егиазаром. Албанскийкатоликос Абас вел борьбу с халкедонизмом. По данным Мовсеса Кагантаваци онизгнал Товмаса, Егия, Биота и Ибоса. Изгнание халкедонитов спровоцировало смутув Албании. В начале VII в. восстание возглавил католикос Виро. Персы разбили албанов, а Виро провел в заточении время до 628 г. На Двинском соборе 607 г. церкви армян, грузин и албанов были разъединены. Грузины обратились в халкедонизм.Албаны и армяне остались монофизитами. При католикосах Албании Ухтанесе иЕгиазаре в Арцах проникали проповедники халкедонизма. При правлении католикоса Нерсеса-Бакура халкедонизм снова распространялся среди албан.Необходимо отметить, что ранее Нерсес-Бакур приложил свою печать о непризнании решений Халкидонского собора. Однако через некоторое время он сменил свою позицию, поскольку на него оказала давление вдова великого ишхана Вараз-Трдата Спрама. Ей противостоял великий ишхан Шеро. Часть албанов была заинтересована впомощи Византийской империи против мусульман. Арабский халифат жеунаследовав политику Эраншахра Сасанидов оказывал протекцию монофизитам инесторианам. Нерсес-Бакур начал проводить прохалкедонитскую политику. Данные о нем находятся у Мовсеса Каланкатуаци и Степаноса Таронеци Асохика. По ихданным духовенство Албании было принято решение собрать собор на котором былосужден Нерсес-Бакур и его сторонники. Католикоса было предано анафеме.Албанский клир обратился за помощью к армянскому католикосу Егие (Илье)Арчишеци и пригласил его посетить Албанию. Сам армянский католикос написал онамерении Нерсеса-Бакура обратить в халкидонизм Албанию омейадскому халифу Абд ал-Мелику. Тот похвалил церковного главу армян за такую реакцию.
                       Lion
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 23 апреля 2023, 16:41

                      Цитата

                      В 503 г. Вачаган III выступает как сторонник Кавада I в войне против ромеев, но сохраняет христианскую религию.


                      Этому нет подтверждения в источниках, написано поверхностно, как и все Ваши посты по этой тематике.
                         Похожие Темы
                        АСредневековая Индия
                        Средневековая Индия
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 20 апреля 2024, 14:10
                        ДДревняя Армения
                        Древняя Армения
                        Автор L Laszlo
                        Обновление 23 марта 2024, 09:56
                        MMedieval 2: Total War - Средневековая экономика
                        Medieval 2: Total War - Средневековая экономика
                        Автор d digger
                        Обновление 06 марта 2024, 15:14
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Средиземноморье Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 20:43 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики