Среди сторонников независимости Уйгурии в начале XX века весьма влиятельным было движение джадидизма, которое основывалось на идеях пантюркизма. Первая главная школа была расположена вне Кашгара и, в отличие от традиционного обучения в медресе, обучение базировалось на изучении науки, математики, истории и различных языков.
Джадидизм подчёркивал возможность образования для личного и национального развития и возможность изменения статуса Синьцзяна.
Провозглашение СССР и социалистических центральноазиатских республик также повлияло на увеличение популярности сепаратистских настроений и распространение коммунистических идей. Хотя местная Коммунистическая организация была основана в 1921 году, Восточный Туркестан был также убежищем беженцев из СССР, которые сформировали тюркское националистическое движение.
Ситуация в Синьцзяне ухудшилась с убийством Ян Цзэнсиня в 1928 году и захватом власти его заместителем Цзинь Шужэнем, который объявил себя губернатором. Деспотический, коррумпированный и неэффективный с точки зрения управления развитием области, Цзинь в дальнейшем противодействовал народу, начав китаизацию, увеличивая налоги, запрещая участие в хадже и назначая ханьцев на должности в аппарате вместо местных лидеров.
Ситуация подошла к кризису в 1930 году, когда хан префектуры Гаме на востоке Синьцзяна, Шах Мехсут, умер. Согласно законам династии Цин власть перешла к его потомству. Территория Гаме была важна стратегическим расположением на главной дороге к Восточному Китаю и большим количеством неосвоенных сельхозугодий. Всё это и желание правительства прибрать власть к рукам и отменить феодальное право наследования подтолкнула Цзинь Шужэня отменить ханство и ввести прямое правление.
Цзинь Шужэнь удвоил сельхозналог на местных уйгуров, конфисковал их поля, отдавая их ханьцам, беженцам с Ганьсу, и субсидировал их, тогда как уйгуров переселял на плохие земли на окраине пустыни. Новый гарнизон, прибывший в Гаме, только увеличил противодействие местного населения, и в 1931 году в области появились отряды сопротивления. Последней каплей стал февраль 1931 года, когда этнический китайский офицер попытался жениться на уйгурке. Уйгуры утверждали, что девушка была изнасилована, а исламские законы запрещают мусульманским девочкам вступать в брак с немусульманами, поэтому это показывало, что уйгуры были поруганы.
Восстание началось 20 февраля 1931 года резнёй Чинга и его 33 солдат на свадьбе, 120 ханьцев-беженцев из Ганьсу также были убиты. Восстание не ограничилось только уйгурами, в нём приняли участие казахи, киргизы, китайцы хань и хуэйцзу — все, кто хотел отмены власти Цзиня.
Гоминьдан и Советский Союз осложнили ситуацию, посылая войска Цзиню и его командующему Шэн Шицаю, на его стороне также были белые эмигранты из СССР, обитавшие в долине реки Или.
Главный бой произошёл у Урумчи, где были сконцентрированы военные отряды уйгуров и хуэйцзу, которые были окружены отрядами Шэн Шицая, белогвардейцев и маньчжурских солдат, которые отступили во время оккупации Японией северо-восточного Китая.
В апреле 1933 года Цзинь был утверждён в должности этой коалицией. Шэн, получив военную поддержку Советского Союза, предложил одному из военных руководителем уйгуров, Ходже Ниязу (бывшему советнику Шаха Мехсута), власть в одном из районов юга Уйгурии в обмен на военную поддержку против отрядов хуэйцзу во главе с Ма Чжунъином. Тем самым он расколол повстанцев.
Другая часть войск хуэйцзу вместе с уйгурами (во главе с беком Тимуром) ударили на юге Уйгурии по городу Куча и подошли в марте к Кашгару. Окружающие войска и здесь учинили раскол: командующий хуэйцзу Ма Чжаньцан вошёл в сговор с местными властями, а хуэйцзу во главе с Ма Шаоу атаковали уйгуров и убили бека Тимура.
В это время на юге Таримского бассейна в городе Хотан три брата из богатой семьи Бухра, которые получили образование по джадидизму, начали восстание рабочих на золотых приисках возле города Керия, а также в долинах Юрункаш и Каракаш. Они объявили себя эмирами, провозгласили Хотанский эмират и независимость от Китая 16 марта 1933 года.
Местная провинциальная власть и её военные отряды были уничтожены горняками. Местное китайское население не было уничтожено только потому, что приняло ислам. Хотанский эмират послал одного из братьев Шахмансура Амин Бухра в Кашгар с целью установлены власти и учреждения кашгарского филиала Хотанского правительства, что и было сделано в июле 1933 года. До конца года филиал был преобразован в многоэтническую, квазинационалистическую Восточно-Туркестанскую Ассоциацию Независимости, которая базировалась на принципах национализма и джадидизма.
В сентябре 1933 года Сабит Дамолла объявил об образовании Восточно-Туркестанской республики во главе с Ходжой Ниязом — несмотря на то, что Ниязи был в то время на севере Уйгурии и фактически в коалиции с Шэн Шицаем.
12 ноября 1933 года была объявлена Тюркская Исламская республика Восточного Туркестана (ТИРВТ), или Республика Уйгуристан, оба названия использовались в одно и то же время и оба были объявлены одновременно.
Данное государственное образование было независимо от Хотанского эмирата. ТИРВТ распространяла свою власть на территории от Аксу на севере Таримского бассейна до Хотана на юге. Фактически правительство в Кашгаре имело большие проблемы: отсутствие ресурсов, гиперинфляция, а также враги в лице хуэйцзу во главе с Ма Чжаньцаном. Хотя была объявлена многонациональная республика, что нашло отражение в названии «Восточный Туркестан», которое было использовано в названии в конституции, и первые монеты чеканились с надписью «Республика Уйгурстан» (Uyghurstan Jumhuriyiti), в некоторых источниках встречается название Тюркская Исламская республика Восточного Туркестана, что подчёркивает значение ислама в государстве. Влияние ислама в республике под вопросом — хотя конституция подтверждает шариат, джадидизм подразумевает акцент на образование и экономические реформы.
Усилия ТИРВТ получить международное признание были напрасны. Посланники были отправлены в СССР, Афганистан, Иран, Турцию и Британскую Индию. Советский Союз отказался иметь дело с исламистами. В Афганистане кашгарские посланцы имели встречу с королём Афганистана Захир-Шахом и премьер-министром Сардаром Мохаммадом Хашим Ханом, прося помощи в поставках оружия. Но оба решили не вмешиваться в дела Китая. Так же отреагировали все другие государства, не желая иметь дело с сепаратистами. Никто не хотел противодействовать Китаю и СССР в их политике и вмешиваться в войну в Синьцзяне, в которой уже погибло около 100 000 человек. Таким образом, новосозданная республика была в окружении врагов (хуэйцзу, СССР, Китай) и имела мало шансов, чтобы выжить.
На севере Шэн Шицай получил помощь в виде двух советских бригад, Алтайской и Тарбагатайской, замаскированных под белых алтайских российских казаков во главе с красным генералом Волошиным. Японская аннексия Маньчжурии и возможная японская поддержка хуэйцзу Ма Чжунъина была одной из причин беспокойства СССР. Другая причина беспокойства Сталина была в том, что восстание в Синьцзяне могло распространиться на советскую Центральную Азию, а также возможность предоставления убежища басмачам. Торговые связи между Синьцзяном и СССР также были причиной поддержки Шэна в дальнейшем.
Советские бригады при поддержке авиации нанесли поражение Ма Чжунъину у Урумчи и заставили его отступить на юг. 16 февраля 1934 года осада Урумчи была снята.
Ходжа Нияз в это время прибыл Кашгар для принятия президентства ТИРВТ и отказывался от сотрудничества с Шэном. Но времени уже не осталось. Хуэйцзу вместе с Ма Чжаньцаном, наступая с севера, при поддержке Гоминьдана атаковали ТИРВТ, вынудив правительство на бегство 6 февраля 1934 года. Хуэйцзу уничтожили многих защитников республики, и большая очередь измен закончила историю ТИРВТ.
Махмут Мухити с остатками войска отступил к Яркенду и Хотану, в это же время Ходжа Нияз отходил через Артуш к советско-китайской границе. В СССР Ходжа Нияз нашел приют. Советское правительство предложило ему военную помощь и большие перспективы в случае согласия ликвидации ТИРВТ. После подписания документов по ликвидации ТИРВТ и роспуска военных отрядов Ходжа Нияз вернулся в Восточный Туркестан, где ему дали власть на юге Синьцзяна. Другие беглецы нашли убежище в Индии и Афганистане.
Бугра Мухаммад Имин. История Восточного Туркестана. Анкара, 1998
Тургун Алмас. Уйгуры. Урумчи, 1988
Петров В.И. Мятежное «сердце» Азии. Синьцзян: краткая история народных движений и воспоминания. М.: Крафт+, 2003.
Обухов В.Г. Потерянное Беловодье. История Русского Синьцзяна. М.: Центрполиграф, 2012.
Джамиль Гасанлы. Синьцзян в орбите советской политики: Сталин и мусульманское движение в Восточном Туркестане (1931–1949). М., Флинта, 2015. 403 с.
Воспоминания сотника В.Н. Ефремова; Гольцев В.А. Кульджинский эндшпиль полковника Сидоров а. // Крах Белой мечты в Синьцзяне. Санкт-Петербург, 2015.
Абдуллаев К.Н. От Синьцзяня до Хорасана. Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века. Душанбе : Ирфон, 2009. 572 с.