История самодийских народов
Документальный фильм Древние воины Сибири
Документальный фильм Древние воины Сибири
Самодийские народы обычно в русских источниках назывались Самоядью. Ещё со времен М. Кастрена в специальной литературы было распространено мнение, что этот экзоэтноним происходил от общесаамского sāmē-ɛnęm, то есть саамская земля. Саамы и близкое им население жило аж до Полярного Урала в Железный век. По мнению В. Напольских, название Самоядь не происходит от sāmē-ɛnęm. Также маловероятна парасаамская форма sāmē-(j)ɛ(đ)nę(m). На саамских языках он бы звучал как sabme-eädnama (на умео-саамском), sapmē-ätnam (на лулео-саамском), säämi-œœnnam (на инари-саамском). Cамоядь также не происходит от Somatu.
Каждая история имеет свой пролог. Самодийцы достаточно давно обособились от угров. Кроме того, существовало два района собственно самодийского населения – северносамодийский арктический и южносамодийский саянско-южносибирский. В нашем исследовании пойдёт речь о северном ареале самодийцев, так о южных самодийцах вообще мало-что известно кроме этнографичных данных, а историю селькупов Пегой Орды требует отдельной темы. Первым контактом с славянами для самодийцев это был поход новгородца Гюряты Роговича на Югру и Самоядь в 1096 г. Под 1114 г. указано, что дружинники Ядрея ходили походом против этих народов. Это были походы новгородцев за добычей . Сохранился еще русский документ позднего среднековья ’’О человецех незнаемых в Восточной стороне’’, который называл уже раззные группы самодийцев, но там фантастические данные соединены с вполне реальными . То, что русские знали о самодийцах, нашло своё отображение в европейских источниках. В частности, Джованни де Плано Карпини упоминал о Zamogeti среди покорёных монголами народов . Сведения о самодийцах могли быть заимствованы только от русских, поскольку в собственно монгольских источниках о самодийцах не было упоминания. Невзирая на это, Т. Оллсен сделал предположение о зависимости самодийцев от монголов .
Но, скорее всего, Джованни де Плано Карпини знал, что новгородцы ходили походом на угров и самодийцев. И если русские зависели от монголов, то, по его логике, от монголов были зависимы и самодийцы. При этом он не упоминал о манси и хантах, как о вассалах монголов, а писал о стране восточных венгров Magna Hungaria. Француз Андрэ Тэвэ знал о самодийцах также через русских, и считал, что это народ, который сам себя ест. Ф. Белявский считал, что сам этноним был буквальным переводом самоназвания ненцы – хазово (xasawa). Интересно, что энцы и нганасаны называли ненцев одинаково – дюрака. Сведения о самодийцах приобретали у европейцев форму мифов. О реальном положении дел знали русские и угры .
Первое детальное описание самодийцев было в русском сочинении ’’О человецех незнаемых в Восточной стороне’’. Текст начинался с того, что за Югорской землей живут самодийцы, которые едят рыбу, оленину и людей. Отмечалось, что местное население характеризируется низким ростом, плоским лицом и малым носом. Оно торговало мехом соболя. Первым из племён упоминаются малгонзеи (молгонзеи). Вверх по течению Оби расположена земля Баид. Упомянуто, что есть и каменная Самоядь, которая находиться вблизи Югорской земли. Другие сведения слишком фантастические, чтобы быть правдой .
Необходимо отметить, что описание самодийцев у русского автора было ещё не самым плохим. У Сигизмунда Герберштейна вообще упоминалась страна Лукоморье и такие же выдуманные грустинцы и серпоновцы. Такими же были сведения у Александра Гванини. Андрэ Тэвэ указывал, что вблизи Урала по двум сторонам гор живёт народ самоеды. Сообщалось, что они жили по берегу моря и на островах. Их страна богата мехом. Джайльс Флетчер информировал, что, как считают русские, название самоеды от того, что они сами себя едят. В то же время он высказал сомнение в правильности этих сведений и говорил, что на самом деле оно происходит от слова самое, то есть они коренной народ той земли. Отмечалось, что их внешность похожа на татарскую, а сами они живут благодаря охоте и рыбной ловле. Говорилось, что они в древности были каннибалами и едят сырое мясо. Англичанин отмечал, что они торгуют мехами и покоряются русскому царю. Сообщалось, что они переходят с места на место и их возглавляют жрецы. Герард Меркатор упоминал, что вблизи Оби живут народы вайгат и самоед, которые занимаются рыболовлей. Иоанн Балак в письме Геррарду Меркатору сообщал о каком-то европейце, который побывал в Сибири и в стране самоедов. Этим европейцем был Стивен Бэрроу, который, описывая своё путешествие северными морями, указывал, что обские самоеды готовы застрелить любого, кто не разговаривает на их языке. Указано, что они враждебны по отношению к русским, и так же относятся к англичанам. Они язычники и поклоняются идолам. Англичанину, однако, удалось записать несколько ненецких слов. П. Де Ла Мортиньер локализировал Самоесию (землю Самоедов) в Сибири. Отмечалось, что самоеды вооружены луками со стрелами и крепкого телосложения. Касательно сибирских летописей, то в них только указано, что самодийцы жили в Сибири.В русских документах XVI-XVII вв. упоминаются юраки. Так русские называли ненцев. Самоназвание последних ńenej ńeneć – настоящий человек или xasawa. Этноним юраки происходит от сибирско-угорских экзоэтнонимов для обозначения ненцев. На мансийско-сосвинском диалекте их называли jårėn, на мансийско-пелымском – Ō͘rėn, на мансийско-кондинском – JŌ͘rγėn. На хантыйско-сосвинском диалекте ненцы назывались jö́rṇ, на хантыйско-вахском – jărγan, на хантыйско-васюганском – jărḵan, на хантыйско-юганском – jăren. Целенаправленная политика по покорению Западной Сибири началась еще в XV в. По сведениям Вычегодско-Вымского летописца, в 1483 г. русские совершили поход в Сибирь, после чего появилось сказание ’’О человецех незнаемых в восточной стороне’’. По данным того же хрониста, в 1499-1500 гг. кроме сибирских угров русские воевали с самодийцами. В походах принимали участие С. Курбский, П. Ушатый, В. Гаврилов. Ненцы напали на русских ещё во время перехода через Урал. Это были каменные самодийцы, которые противопоставлялись низовым самодийцам, жившим на Обской губе .
Каждая история имеет свой пролог. Самодийцы достаточно давно обособились от угров. Кроме того, существовало два района собственно самодийского населения – северносамодийский арктический и южносамодийский саянско-южносибирский. В нашем исследовании пойдёт речь о северном ареале самодийцев, так о южных самодийцах вообще мало-что известно кроме этнографичных данных, а историю селькупов Пегой Орды требует отдельной темы. Первым контактом с славянами для самодийцев это был поход новгородца Гюряты Роговича на Югру и Самоядь в 1096 г. Под 1114 г. указано, что дружинники Ядрея ходили походом против этих народов. Это были походы новгородцев за добычей . Сохранился еще русский документ позднего среднековья ’’О человецех незнаемых в Восточной стороне’’, который называл уже раззные группы самодийцев, но там фантастические данные соединены с вполне реальными . То, что русские знали о самодийцах, нашло своё отображение в европейских источниках. В частности, Джованни де Плано Карпини упоминал о Zamogeti среди покорёных монголами народов . Сведения о самодийцах могли быть заимствованы только от русских, поскольку в собственно монгольских источниках о самодийцах не было упоминания. Невзирая на это, Т. Оллсен сделал предположение о зависимости самодийцев от монголов .
Но, скорее всего, Джованни де Плано Карпини знал, что новгородцы ходили походом на угров и самодийцев. И если русские зависели от монголов, то, по его логике, от монголов были зависимы и самодийцы. При этом он не упоминал о манси и хантах, как о вассалах монголов, а писал о стране восточных венгров Magna Hungaria. Француз Андрэ Тэвэ знал о самодийцах также через русских, и считал, что это народ, который сам себя ест. Ф. Белявский считал, что сам этноним был буквальным переводом самоназвания ненцы – хазово (xasawa). Интересно, что энцы и нганасаны называли ненцев одинаково – дюрака. Сведения о самодийцах приобретали у европейцев форму мифов. О реальном положении дел знали русские и угры .
Первое детальное описание самодийцев было в русском сочинении ’’О человецех незнаемых в Восточной стороне’’. Текст начинался с того, что за Югорской землей живут самодийцы, которые едят рыбу, оленину и людей. Отмечалось, что местное население характеризируется низким ростом, плоским лицом и малым носом. Оно торговало мехом соболя. Первым из племён упоминаются малгонзеи (молгонзеи). Вверх по течению Оби расположена земля Баид. Упомянуто, что есть и каменная Самоядь, которая находиться вблизи Югорской земли. Другие сведения слишком фантастические, чтобы быть правдой .
Необходимо отметить, что описание самодийцев у русского автора было ещё не самым плохим. У Сигизмунда Герберштейна вообще упоминалась страна Лукоморье и такие же выдуманные грустинцы и серпоновцы. Такими же были сведения у Александра Гванини. Андрэ Тэвэ указывал, что вблизи Урала по двум сторонам гор живёт народ самоеды. Сообщалось, что они жили по берегу моря и на островах. Их страна богата мехом. Джайльс Флетчер информировал, что, как считают русские, название самоеды от того, что они сами себя едят. В то же время он высказал сомнение в правильности этих сведений и говорил, что на самом деле оно происходит от слова самое, то есть они коренной народ той земли. Отмечалось, что их внешность похожа на татарскую, а сами они живут благодаря охоте и рыбной ловле. Говорилось, что они в древности были каннибалами и едят сырое мясо. Англичанин отмечал, что они торгуют мехами и покоряются русскому царю. Сообщалось, что они переходят с места на место и их возглавляют жрецы. Герард Меркатор упоминал, что вблизи Оби живут народы вайгат и самоед, которые занимаются рыболовлей. Иоанн Балак в письме Геррарду Меркатору сообщал о каком-то европейце, который побывал в Сибири и в стране самоедов. Этим европейцем был Стивен Бэрроу, который, описывая своё путешествие северными морями, указывал, что обские самоеды готовы застрелить любого, кто не разговаривает на их языке. Указано, что они враждебны по отношению к русским, и так же относятся к англичанам. Они язычники и поклоняются идолам. Англичанину, однако, удалось записать несколько ненецких слов. П. Де Ла Мортиньер локализировал Самоесию (землю Самоедов) в Сибири. Отмечалось, что самоеды вооружены луками со стрелами и крепкого телосложения. Касательно сибирских летописей, то в них только указано, что самодийцы жили в Сибири.В русских документах XVI-XVII вв. упоминаются юраки. Так русские называли ненцев. Самоназвание последних ńenej ńeneć – настоящий человек или xasawa. Этноним юраки происходит от сибирско-угорских экзоэтнонимов для обозначения ненцев. На мансийско-сосвинском диалекте их называли jårėn, на мансийско-пелымском – Ō͘rėn, на мансийско-кондинском – JŌ͘rγėn. На хантыйско-сосвинском диалекте ненцы назывались jö́rṇ, на хантыйско-вахском – jărγan, на хантыйско-васюганском – jărḵan, на хантыйско-юганском – jăren. Целенаправленная политика по покорению Западной Сибири началась еще в XV в. По сведениям Вычегодско-Вымского летописца, в 1483 г. русские совершили поход в Сибирь, после чего появилось сказание ’’О человецех незнаемых в восточной стороне’’. По данным того же хрониста, в 1499-1500 гг. кроме сибирских угров русские воевали с самодийцами. В походах принимали участие С. Курбский, П. Ушатый, В. Гаврилов. Ненцы напали на русских ещё во время перехода через Урал. Это были каменные самодийцы, которые противопоставлялись низовым самодийцам, жившим на Обской губе .