Сообщество Империал: Самодийцы - Сообщество Империал

Laszlo

Самодийцы

Древний народ Севера
Тема создана: 05 апреля 2020, 13:00 · Автор: Laszlo
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 05 апреля 2020, 13:00

История самодийских народов

Imp


Документальный фильм Древние воины Сибири

Самодийские народы обычно в русских источниках назывались Самоядью. Ещё со времен М. Кастрена в специальной литературы было распространено мнение, что этот экзоэтноним происходил от общесаамского sāmē-ɛnęm, то есть саамская земля. Саамы и близкое им население жило аж до Полярного Урала в Железный век. По мнению В. Напольских, название Самоядь не происходит от sāmē-ɛnęm. Также маловероятна парасаамская форма sāmē-(j)ɛ(đ)nę(m). На саамских языках он бы звучал как sabme-eädnama (на умео-саамском), sapmē-ätnam (на лулео-саамском), säämi-œœnnam (на инари-саамском). Cамоядь также не происходит от Somatu.
Каждая история имеет свой пролог. Самодийцы достаточно давно обособились от угров. Кроме того, существовало два района собственно самодийского населения – северносамодийский арктический и южносамодийский саянско-южносибирский. В нашем исследовании пойдёт речь о северном ареале самодийцев, так о южных самодийцах вообще мало-что известно кроме этнографичных данных, а историю селькупов Пегой Орды требует отдельной темы. Первым контактом с славянами для самодийцев это был поход новгородца Гюряты Роговича на Югру и Самоядь в 1096 г. Под 1114 г. указано, что дружинники Ядрея ходили походом против этих народов. Это были походы новгородцев за добычей . Сохранился еще русский документ позднего среднековья ’’О человецех незнаемых в Восточной стороне’’, который называл уже раззные группы самодийцев, но там фантастические данные соединены с вполне реальными . То, что русские знали о самодийцах, нашло своё отображение в европейских источниках. В частности, Джованни де Плано Карпини упоминал о Zamogeti среди покорёных монголами народов . Сведения о самодийцах могли быть заимствованы только от русских, поскольку в собственно монгольских источниках о самодийцах не было упоминания. Невзирая на это, Т. Оллсен сделал предположение о зависимости самодийцев от монголов .
Но, скорее всего, Джованни де Плано Карпини знал, что новгородцы ходили походом на угров и самодийцев. И если русские зависели от монголов, то, по его логике, от монголов были зависимы и самодийцы. При этом он не упоминал о манси и хантах, как о вассалах монголов, а писал о стране восточных венгров Magna Hungaria. Француз Андрэ Тэвэ знал о самодийцах также через русских, и считал, что это народ, который сам себя ест. Ф. Белявский считал, что сам этноним был буквальным переводом самоназвания ненцы – хазово (xasawa). Интересно, что энцы и нганасаны называли ненцев одинаково – дюрака. Сведения о самодийцах приобретали у европейцев форму мифов. О реальном положении дел знали русские и угры .
Первое детальное описание самодийцев было в русском сочинении ’’О человецех незнаемых в Восточной стороне’’. Текст начинался с того, что за Югорской землей живут самодийцы, которые едят рыбу, оленину и людей. Отмечалось, что местное население характеризируется низким ростом, плоским лицом и малым носом. Оно торговало мехом соболя. Первым из племён упоминаются малгонзеи (молгонзеи). Вверх по течению Оби расположена земля Баид. Упомянуто, что есть и каменная Самоядь, которая находиться вблизи Югорской земли. Другие сведения слишком фантастические, чтобы быть правдой .
Необходимо отметить, что описание самодийцев у русского автора было ещё не самым плохим. У Сигизмунда Герберштейна вообще упоминалась страна Лукоморье и такие же выдуманные грустинцы и серпоновцы. Такими же были сведения у Александра Гванини. Андрэ Тэвэ указывал, что вблизи Урала по двум сторонам гор живёт народ самоеды. Сообщалось, что они жили по берегу моря и на островах. Их страна богата мехом. Джайльс Флетчер информировал, что, как считают русские, название самоеды от того, что они сами себя едят. В то же время он высказал сомнение в правильности этих сведений и говорил, что на самом деле оно происходит от слова самое, то есть они коренной народ той земли. Отмечалось, что их внешность похожа на татарскую, а сами они живут благодаря охоте и рыбной ловле. Говорилось, что они в древности были каннибалами и едят сырое мясо. Англичанин отмечал, что они торгуют мехами и покоряются русскому царю. Сообщалось, что они переходят с места на место и их возглавляют жрецы. Герард Меркатор упоминал, что вблизи Оби живут народы вайгат и самоед, которые занимаются рыболовлей. Иоанн Балак в письме Геррарду Меркатору сообщал о каком-то европейце, который побывал в Сибири и в стране самоедов. Этим европейцем был Стивен Бэрроу, который, описывая своё путешествие северными морями, указывал, что обские самоеды готовы застрелить любого, кто не разговаривает на их языке. Указано, что они враждебны по отношению к русским, и так же относятся к англичанам. Они язычники и поклоняются идолам. Англичанину, однако, удалось записать несколько ненецких слов. П. Де Ла Мортиньер локализировал Самоесию (землю Самоедов) в Сибири. Отмечалось, что самоеды вооружены луками со стрелами и крепкого телосложения. Касательно сибирских летописей, то в них только указано, что самодийцы жили в Сибири.В русских документах XVI-XVII вв. упоминаются юраки. Так русские называли ненцев. Самоназвание последних ńenej ńeneć – настоящий человек или xasawa. Этноним юраки происходит от сибирско-угорских экзоэтнонимов для обозначения ненцев. На мансийско-сосвинском диалекте их называли jårėn, на мансийско-пелымском – Ō͘rėn, на мансийско-кондинском – JŌ͘rγėn. На хантыйско-сосвинском диалекте ненцы назывались jö́rṇ, на хантыйско-вахском – jărγan, на хантыйско-васюганском – jărḵan, на хантыйско-юганском – jăren. Целенаправленная политика по покорению Западной Сибири началась еще в XV в. По сведениям Вычегодско-Вымского летописца, в 1483 г. русские совершили поход в Сибирь, после чего появилось сказание ’’О человецех незнаемых в восточной стороне’’. По данным того же хрониста, в 1499-1500 гг. кроме сибирских угров русские воевали с самодийцами. В походах принимали участие С. Курбский, П. Ушатый, В. Гаврилов. Ненцы напали на русских ещё во время перехода через Урал. Это были каменные самодийцы, которые противопоставлялись низовым самодийцам, жившим на Обской губе .


Литература (Раскрыть)


Статьи (Раскрыть)
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 05 апреля 2020, 14:12

    Актовые материалы появились с XVI в. В жалованной грамоте Василия ІІІ от 1525 р. о принятии самодийцев в подданство упомянуто, что самодийцы отправили бить челом Хилту, который представлял интересы Карачея Седа, Лехея, Томыла, Белоголова, Яркомы. Эти самодийцы названы в документе Самоедью Югорской. Отмечалось, что вождей ненцев забирали в аманаты в Пустозёрск, а денег на их содержание не предусматривалось. Кроме того, ненцы терпели зло от служивых. Ненцы жаловались, что из-за солдат не могут платить ясак, поскольку у них угоняли оленей. Великий князь московский приказал построить аманатный двор в Пустозёрске, а воеводам в Мезени, Пустозёрске, Белоозере было приказано не допускать ограбления ненцев. Русскую власть среди самодийцев представлял земский человек Анюдора, который происходил из самодийцев. Дань и упоминки ненцы должны были платить русским в Печоре Самодийцы также жаловались через Нюдора на югорского князя Кутыгея. Великий князь московский приказал югорскому князю не совершать нападений на ненцев. Это относительно толерантное поведение русской власти объяснялось тем, что русские ещё делали первые шаги к покорению региона. Следущая грамота, имевшая отношение к ненцам, датирована началом XVII в. В Европе знали о русском проникновении в Сибирь. На карте Антония Вида 1555 г. (изданная в Великом Княжестве Литовском) детально изображена Обская губа. Необходимо отметить, что ненцы расселились на територии Ненецкого автономного округа Архангельской области в XVI в. Около Пустозёрска (вблизи от современного Нарьян-мара) жили канинские, тиманские, пустозерские самоеды. Местные самодийцы были воинственны и шесть раз на протяжении всей истории нападали на Пустозёрск. В 1663 г., поддержав восстание хантов и манси, они сожгли Пустозёрск . (Рис 4. Карта из книги Головнева Говорящие культуры)
    Формирование княжеств у хантов и манси в дорусский период истории привело к тому, что часть севернотаёжных ненцев – Ляпина, Войкара, Сыня, Куновата, Полуя – была вытеснена в тундру и была вынуждена перейти к оленеводству. Однако, к этому они приспособились, и даже получили выгоду. Передвигаясь на санях с запряжёнными в них оленями, ненцы уходили от ударов. Историческая память сибирских угров в виде сказаний зафиксировала войны между хантами, манси и ненцами. Ханты на Вахе появились в XVII в. и были атакованы ненцами. В сказании северных хантов было указано, что ханты говорили своей молодёжи боятся ненцев, а ненцы угрожали и указывали, что это их земля. Ханты называли своих врагов ерган ях. Также терпели нападения ненцев и кондинские манси. Ненцы приходили на Конду с реки Тап. Сохранились данные про поселение Вотма на реке Пелым, население которого было уничтожено дикарями-людоедами. Своими набегами ненцы беспокоили население в границах тобольского округа региона Нижнего Иртыша до Демьянки. Набеги совершали ненецкие кланы Варцаповых и Хатанзеевых. Ненцы крали у манси женщин и оленей. Куноватские ханты смогли прогнать со своих земель ненцев (ур ёх). Ханты на Демьянке один раз победили ненцев. Их отыр (богатырь) Салхан победил ненецкого вождя, который взял в осаду городище на мысу Каттида Ванда. Частыми были победы ненцев над хантами. Например, некоторые ханты были вынуждены пасти ненецкие стада .
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 05 апреля 2020, 14:30

      Кардаш Олег Викторович
      Культура аборигенного населения бассейна реки Надым: конца XVI - первой трети XVIII вв. : по материалам раскопок Надымского городка
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - Сообщение автоматически склеено - - -

      Нужно отметить, что даже в начале XVII в. отношения между самодийцами и русскими не были враждебными. В грамоте от 1607 г. говорилось, что кунная самоядь выручала замерзавших и заблудившихся русских. Воеводы сообщали, что жители Пустозёрска в обход казны торгуют с самодийцами. Пустозерцы приходили в Берёзов, а самодийцы с ясаком прибывали в Казым и Обдорию. Согласно данным следующей грамоты от 1607 г., в самом Берёзове местные ханты и манси замышляли восстание против русских, но их замыслы были раскрыты и вождей казнили. Обострение отношений произошло в 1636 г., когда самодийцы напали вблизи Надымского городка на купцов ехавшиъ из Мангазеи в Обдорск. На них напали неясачные самодийцы – юраки (ненцы) рода Тыют. Ясачные самодийцы Итилдика Тынгин и его племянник пытались поддерживать дружественные отношения с русскими, поскольку были заинтересованы в торговле. В верности обдорского самодийца Сатарко русские также были уверены. В грамоте от января 1641 г. указано, что закаменная и карачеевская самоядь грабила русских купцов. Говорилось, что с ними в доле обдорский хантыйский князь Молик и его дядя Дурак. Когда суда в Северном Ледовитом океане разбивались о лед и камни, то самодийцы и ханты убивали всех, кто выжил при шторме, а товары забирали себе. Причиной такого поведения относительно купцов, курсирующих между Обдорией (страной у Ямала) и Мангазеей, было то, что старейшины Карачеевской и Каменной Самояди были должниками русских. Как ненцы попали в долговую кабалу, не сказано, но можно предположить, что русские вели с народами Сибири неэквивалентную торговлю, а также продавали им алкоголь в долг. Документ от февраля 1641 г. (царская грамота в ответ на челобитные курцов) сообщает любопытные данные. Главными виновниками грабежей русских купцов названы князи Великой Карачеи Немчин, Хиян, Малов, Хозка, Трясоголов, Урей. Также упоминались роды Пурыега (князья Серга, Кривой, Кирпет, Хромой) и Ванютин (Вануйто, из всех князей князь Яра), а также роды Сабеин, Гигины, Ану-Карачеи, Адоры. Интересно, что в связи с этими событиями снова упоминались обдорские хантыйские князья Молик и Дурак. Воеводам приказывалось схватить и наказать их вместе с самоедами. Но и эти нападения были только вступлением к более масштабным событиям. Из Пустозёрска в грамоте от мая 1642 г. упомянуто, что на местный острог напал Хулейка с Великой Карачеей. Хулейка это Пось Хулеев. Этот персонаж занимает в истории Сибири не меньшее место, чем ’’Сидящий Бык’’ в истории Северной Америки. Среди других вождей упомянуты Поска, Едурейка, Немчинка (Немчин), Хаска. Ненцы у посадских людей отобрали много оленей, соболиную царскую казну, но Протасию Неплюеву удалось отстоять Пустозёрский острог. Русским же крестьянам пришлось туго, поскольку ненцы их грабили, мучили и убивали. Кроме того, ненцы надругались над иконами и жгли церкви. После нападения Пося Хулеева к Пустозёрску пришли воины Ану-Карачеи. Пустозёрцам пришлось просить помощи у двинян. Подошедшие стрельцы пополнили гарнизон Пустозёрска, а как только опасность миновала, они пришли в кочевья ненцев и поймали несколько мужчин, которые принимали участие в событиях. Часть награбленного удалось вернуть. Тогда ненцы попытались давить на русских экономически. Ханты из Березова в августе 1643 г. жаловались на то, что тундровая самоядь в Казым не приезжала и мехов не дала. Платить ясак было нечем, а сами ханты страдали от голода и просили помочь им продуктами. В 1644 г. ненцы ограбили хлебные амбары в Обдорске. Осуществили это Харва, Вена, Мауня, Тутчада из рода Адэра и его зять из рода Лохэив .
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 05 апреля 2020, 14:58

        В 1644 г. в документах снова упоминается князь обдорских хантов Молик, но уже как союзник русских. Молик побывал в Надыме и проведал там Сензехома из рода Ивасиды. Сензехома в этом поселении посетил и самодиец Кырпа (брат Яма). Также побывали там ханты Тынин Нюптеев и Небах Ленгиев. Сам Надымский городок был религиозным и военным центром. Экспедиция О. Кардаша обнаружила много оружия в этом поселении. В 1645 г. летом самодийцы, названые воровской самоядью, приходили на Таз и побережье океана, грабили и убивали русских. Против ненцев были направлены стрельцы и казаки из Мангазеи и Тобольска. На реке Таз произошла битва. В ней погибло два ненецких старейшины и много простых ненцев. Но и русские понесли потери. Сыраптейко из рода Асыд убил С. Андреева. В документе от 1651 г. снова упомянут Пось Хулеев. Он был аманатом, и потом аманатами сделали нескольких членов его рода – Серпея и Маулу. В 1652 г. А. Лихарев собирал ясак с карачеевской самояди. В аманаты Пось Хулеев попал не по своему желанию. После поражения он вместе Шиговом Нинковом, Обчином Татовым и своим сыном Мугалеем попал в плен. В мае 1652 г. Пось Хулеев писал челобитную Алексею Михайловичу, в которой объяснял, что его род не грабил русских, а всё плохое сделали люди каменной пустозёрской самояди. Ненецкий вождь говорил, что его в аманаты захватили казак В. Кокоулин и берёзовский воевода М. Лодыженский. Также он жаловался и на Я. Лихарева. В 1652 г. обдорские ханты просили освободить аманатов. Отмечалось, что хантам нечем платить ясак, поскольку ненцы во время войны не появлялись с мехами в поселениях хантов. Пося Хулеева по приказу царя освободили, но аманатами сделали его двух сыновей, и они находились в Берёзове. В Мангазейский уезд после этого пришла карачеевская самоядь рода Евасиды и начала платить там ясак. Другие же ненцы откочевали в тундру, в отдалённые местности, чтобы их не поймали в аманаты. В Обдорск и Берёзов они ясака не платили, и это вызывало жалобы администрации этих городов .
        В 1655 г. на русских, которые шли из Берёзова до Мангазеи, напали ненцы. В рассказе Л. Аргунова указано, что его отец С. Аргунов принимал участие в этом походе. Указано, что много служивых людей погибло во время путешествия. После этого русские взяли аманатов из ненцев и энцев. В 1656 г. русский коч разбился в океане. Пось Хулеев сообщал, что на русских напала Обдорская Ясачная Самоядь. Указано, что карачейская самоядь не пришла к Обдорскому городку с ясачным платежём. Русские подозревали в нападении Великую Карачею. Ненцев можно было нагнать летом, поскольку тогда они выходили к морю. Зимой же они становились куда более манёвренными и интенсивно кочевали при помощи оленей. В 1657 г. московская администрация приказывала берёзовскому воеводе захватить в плен тех карачеевских старейшин, которых подозревала в ограблении купцов. В 1662 г. ханты Берёзовского уезда готовили восстание против русских. В нём готовы были принять участие многие ханты и ненцы, а также некоторые манси. Они хотели сбросить русскую власть, однако берёзовские казаки захватили в плен Пося Хулєєва. Тот всё отрицал и обвинял в намерении восстать других ненцев, а относительно себя говорил, что хотя ему и предлагали присоединиться к повстанцам, но он отказался. На Пустозёрск напала так называемая пустозёрская самоядь, а в землях около Мангазеи местные ненцы перебили служивых со сборщиками дани. Пустозёрский острог был взят ненцами, а его защитники погублены. Жившие вблизи Обдорска ненцы также восстали. Необходимо отметить, что главная роль в восстании принадлежала не хантам и манси, а ненцам .
        В 60-х гг. XVII в. пустозёрский воевода был готов к нападениям ненцев. В 1668 г. обдорские ханты Гындыка Моликова и ненцы Большой Карачеи вместе с берёзовскими казаками напали на пустозёрскую самоядь. Её представители по этому поводу написали челобитную царю. В том же году ханты Гындыка Моликова и Ярлыка Дуракова, а также карачаеевские ненцы Пося Хулеева приходили под Пустозёрск и взяли его в осаду. В 1679 г. тундровая самоядь взяла в осаду Обдорский городок. Ненцы напали на людей Гындыка Моликова. Нападавших боялась и каменная самоядь. Русские указывали, что неизвестно, где родные кочевья тех, кто напал .
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 05 апреля 2020, 16:37

          Столкновения с русскими и другими соседями нашли отображение в сказаниях ненцев. Лесные ненцы сообщали, что они воевали с капи (селькупами), которые нападали на них и умыкали женщин, грабили стойбища и крали оленей. Указывалось, что ненцы объединились и отогнали капи за Таз, но в это время появились русские, которые в устье Оби основали острог. Лесные и тундровые ненцы собрали большое войско и попробовали овладеть острогом, но эта попытка была неудачной. При этом ненцы льстили себе, заявляя, что если бы Обдорск был взят, то они бы двинулись на Москву. Необходимо отметить, что у ненцев русскими назывались не только этнические русские, но и все, кто был не из Западной Сибири. Таким образом, казанские татары и коми в их глазах были русскими. Ненцы отмечали европеоидную внешность русских. Северные ханты называли лесных ненцев ур ёх, то есть лесной народ. Они считали ненцев дикарями. Тундровых ненцев северные ханты называли ёран ёх. Как граница с ненцами воспринималась речка Куноват. В сказаниях хантов указывалось, что ханты приходили с войной на земли ненцев. Отмечалось, что во время войны ненцы уничтожали даже женщин, что свидетельствовало о ожесточённой борьбе за территорию. Однако отмечалось, что ненцы приходили с войной и как сваты. Они женились на хантыйских женщинах. Но и хантыйский богатырь отвоевал себе женщину у ненцев. Смешанные браки не были редкостью. Часть хантов, подвластная ненцам, воспринималась как часть их народа, которая жила в лесах. Войкарские и сынские же самодийцы ассимилировались с хантами .
          Поражение, которое потерпели селькупы от русских и хантов, обусловило миграцию части селькупов с Оби на Таз. Они вошли в земли лесных энцев и ненцев. Селькупы вместе с кетами и эвенками напали на арктических самодийцев. Кетов возглавлял князь Бальдино, а селькупов – Ньомай Порга. В союзе с эвенками и кетами селькупы доминировали. Вместе селькупы и кеты в битве при Кели Мач на реке Толька победили ненцев и продвинулись до Тазовской тундры. Нумтынские лесные ненцы клана Айваседа в своей легенде упоминают о тасым хани (тазский народ, то есть селькупы). Для селькупов во время войны были характерны хитрые тактические ходы, а их вождь Ньомай Порга был талантливым военачальником. Герой селькупских легенд Ичи выступает борцом с богатыми оленеводами, то есть ненцами. Селькупы уничтожали всё вражеское население. Когда не хватало собственных сил селькупы переходили к маневреной обороне. Они передвигались на санках с оленями и сооружали поселения с фортификациями. В период расцвета своего этноса при ’’Пегой Орде’’ они могли выставить пять сотен воинов. Правил народом кок (князь), а его свиту составляли богатыри. Вследствие поражений от русских это количество сократилось. Однако навыки боёв на границе с тюрками им очень пригодились в борьбе с арктическими сородичами .
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 05 апреля 2020, 16:53

            Касательно присутствия самодийцев в европейской части России, то, вопреки мнению А. Дульзона, В. Напольских указывал, что самодийцы не жили там в Средневековье. Расселение ненцев на запад от Урала можно датировать XVI-XIX вв. В пермских языках не выявлено значительного самодийского субстрата. Также нет и значительного следа самодийской топонимии в Европе . Необходимо отметить, что русское завоевание и переход к оленеводству фактически не повлияли на лесных ненцев – pan xasawa, которые жили около Казыма. Они продолжали заниматься охотой и собирательством. Оленеводство не было крупнотабунным и эти ненцы жили охотой .
            Нужно отметить, что от набегов тундровых ненцев страдали и другие соседи. В источниках упоминались хантайские, тазовские, худосейские самодийцы на Гындане и на Тазе, и по Енисею. Все эти самодийцы не были предками ненцев. Продвижение ненцев на восток началось в 30-х гг. XVII в. Уже в XVIII в. около Енисея был зафиксирован юрацкий диалект ненецкого языка, который можно интерпретировать как переходный от тундро-ненецкого к энецкому языку. Судьбоносное столкновение, которое поставило крест на попытках ненцев покорить и ассимилировать энцев произошло в 1849 г. на озере Туречедо. Энцев поддержали нганасаны и эвенки. Войска этой коалиции победили ненцев и те отступали аж до Енисея. В тексте ’’О человецех незнаемых в Восточной стороне’’ среди самояди упоминались малгонзеи. Это были энцы рода Муггади (Монгкаси). Вообще энцев было 40 родов. Территорией их расселения были тундра и северная тайга от бассейна Нижнего и Среднего Таза до правого берега Енисея и Енисейского залива. Через водоразделы Таза и Енисея жили лесные энцы (туруханская самоядь). В первой половине XVII в. ненцы начали экспансию на земли энцев, а в XVIII в. окончательно заняли почти все территории энцев. Энцы-Муггади жили вблизи города Мангазея, который в начале XVII в. основали русские. Город получил название от местности. Земли от Оби до Енисея были покорены ненцами, а энцы превратились в малый народ. Завоевание этих значительных территорий сделали возможными набеги ненцев на кетов в приенисейской тайге. Экспансию ненцев на восток удалось остановить некоторым нганасанским вождям-жрецам. Для нганасанского вождя Щербатого было обычным делом воевать против ненцев на Таймыре. У ненцев образ нганасанского вождя-тавы изображался всегда негативно. Необходимо отметить, что экспансию ненцев удалось остановить ещё и благодаря сопротивлению эвенков (народа тунгос в ненецких сказаниях). Ненцев около Мангазеи и на Енисее источники зафиксировали уже в начале XVII в. Они нападали на русских, которые шли в Мангазею. В XVII-XVIII вв. ненцы сражались с энцами на Оби и Енисее .
            Самоназванием энцев было onej neneṫ. Так себя называли тундровые энцы и авамские нганасаны. Реальным самоназванием энцев было somatu. В русских источниках энцы были известны как хантайские самоеды. Ещё одним названием тундровых энцев было худосейские самоеды. Также упоминались туруханские самоеды и молгонзеи. Лесные энцы назывались pe-baě. Этноним Bae был производным от названия рода baě у эвенков. Своих тундровых соседей они называли somatu (родственники). В начале XVII в. их количество составляло около 3 тыс., но вскоре сократилось из-за пандемий оспы. На юге энцы граничили с селькупами и кетами, на севере жили до Енисейской губы. На востоке и юго-востоке с ними граничили эвенки, на северо-востоке – нганасаны, на западе – лесные ненцы, на северо-западе – тундровые ненцы. С Таза и Турухана энцев вытеснили селькупы, а от Обской губы до Енисея на них делали набеги ненцы. С юго-востока на них нападали кеты и эвенки. В 1649-1653 гг. вождь энцев Ледерей из рода Мугадди успешно воевал против селькупов на реке Таз, но погиб в битве в 1654 г. Энцы уступали соседям как по численности, так и по оружию .
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 05 апреля 2020, 17:34

              Отдельно необходимо отметить формирование нганасанского этноса. Самоназванием было ŋano ŋana sanə – настоящие люди. Ненцы называли их tawįs, а энцы – tauβu. Предков этого эноса в русских источниках называли пясидской самоядью, тавгицкой самоядью и самоедами-кураками. Население Таймыра и части территорий между Тазом и Леной было не самодийским по происхождению, а близким к юкагирам. До XVIII в. оно было ассимилировано и покорено самодийцами и тунгусами. Часть этого населения была оттеснена до Моря Лаптевых и нижнего течения речки Анабар. Б. Долгих считал их палеоазиатами. Он также указывал на влияние на палеоазитов со стороны тунгусов. Эта группа населения смешалась с пясидскими самоедами и самоедами-кураками, образовав племена тавгов и ванядов, которых в XVII в. зафиксировали русские. По мнению Б. Долгих, местное население просто перешло на самодийский язык. В XVII-XVIII вв. происходил процесс формирования нганасанских кланов – Нгамтусо, Нгомде, Линанчера, Чунанчера, Нинонде. Были ещё ванядские нганасаны. Вражда кланов расколола племя. Одна его часть откочевала к якутам, а другая часть переселилась на Таймыр. Это были племена в составе авамских нганасан. Вадеевские нганасаны состояли из кланов Асянду, Купчик, Кокары, Лапсаха, Нгойбу, Нёрху. Необходимо отметить, что нганасаны враждовали с эвенками и ненцами. Ненцы пришли во владения нганасан с запада, а эвенки с юга. В 1618 г. русские обложили ясаком пясидских самоедов (название, производное от реки Пясины). Они вместе с кураками были старыми самодийскими племенами. В 1625 г. русской власти покорились ваняды и самоеды-кураки. Через два года покорились тидирисы и часть тавгов. Тидирисы и тавги, по мнению В. Напольских, были перешедшими на самодийский язык небольшими группами тунгусов. На протяжении XVIII в., вследствие взаимодействия тунгусов-ванядов и тавгов, на Таймыре появились нганасаны-ваняды. В 1679 г. было зафиксировано столкновение ненцев с аванскими нганасанами и союзными им энцами. В 1683 г. ваняды подняли восстание против русской власти. В первой половине XVIII в. они снова восставали. Необходимо отметить, что сами себя нганасаны не считали коренным населением. Среди автохтонов они называли юраков (ненцев) и хантайских людей. Нганасаны отмечали свою воинственность и говорили, что у хантайских людей умыкали женщин. Хантайские люди были изгнаны на Енисей, что даёт возможность отождествить их с энцами. С идентификацией юраков с ненцами также не возникает проблем. Потомки побеждённых юраков перешли Енисей и нганасан Сангудо предупредил их, что если юраки будут на восток от Енисея, то станут врагами нганасанам. Вполне вероятно, что нганасаны могли прийти на Таймыр из таёжных районов, населёных самодийцами. Их должны были сдвинуть с места селькупы .
              В. Туголуков считал, что формирование нганасан произошло вследствие самодийско-тунгуских контактов. Б. Долгих выделял две группы нганасан – авамских и вадеевских. Первые жили в районах речек Дудыпта и Хета, а вторые на речке Хатанга. В. Туголуков считал, что ваняды — это самодийско-тунгуская группа населения, а тавги – члены эвенского рода долган, которые жили на Анабаре в начале XVII в. В сказаниях нганасан союзниками были названы народы сомату (тундровые энцы) и долган (тунгуские мигранты с востока). Тавгов в 1630-х гг. возглавлял Атьмавул. В русских источниках упоминалась ’’тавгицкая самоядь’’, ’’долганская самоядь’’, ’’асицкая самоядь’’. Ася в нганасанском фольклоре — это название тунгусов. Этим же этнонимом назывались и вадеевские нганасаны, которые ощутили на себе сильное влияние тунгусов и наиболее поздно сформировались. Вместе с тем, образ таёжных эвенков в нганасанских легендах негативный, и они воспринимались, как каннибалы. Лесные тунгусы назывались чантар и считались дикими людьми. Тундровые тунгусы воспринимались как добрые соседи. Тунгусская топонимика широко распространена на Таймыре. Тундровые тунгусы воевали с хантайскими и камасинскими самодийцами .
              В фольклоре нганасан упоминалось о войне с эвенками. Тунгусы с шитыми (татуированными) лицами напали на нганасанское кочевье и всех перебили, кроме одного мальчика. Тот вырос, нашел двух нганасан и перебил тунгусов. У тунгусов они взяли пальму и кольчугу, которую не пробивали нганасанские стрелы. После этого они откочевали к авамским нганасанам. Героя звали Нерхо (Тыймы Нгойбуо). Другой рассказ связывал происхождение рода Нгойбуо от илимпийского тунгуса. Род Купчик происходил от нганасанского рода Айанду и долган. От смешения якутов и нганасан возник род Окуо. Талантливые вожди возглавляли роды и совершали набеги. Частым явлением были межродовые и межплеменные конфликты. Во время конфликтов мужчин полностью вырезали, а женщины и дети были добычей. Формально вожди были выборными, а фактически русские источники зафиксировали преемственную передачу власти. Авамскими нганасанами правил род Чунанчар. Правитель Вострому или Юмо стал наследником Консокоя .
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 05 апреля 2020, 18:18

                В современной РФ существует народ селькупов. Его наименование восходит как самоназванию – ṧöĺgup, söĺqup (житель леса, житель земли). Так называла себя северная группа селькупов. Селькупы относились к южносамодийским народам и их ближайшими родственниками являются саянские самодийцы. Локальные группы селькупов назывались по названиям рек, по берегам которых проживали – среднеобские, верхнеобские и чайские, чулымские. Также для части селькупов, в частности для пумпокольско-кетских, нарымских,
                васюганских, тымских, парабельских характерны наименования süssǝqum, šöšqum, süsöqǝ(j)qum – лесной житель. В. Напольских предполагает, что ’’Пегая Орда’’ сложилась в богатырскую епоху западносибирских народов – XIV–XVI вв., в борьбе против сибирских татар и между уграми и самодийцами. К селькупским вождествам исследователь причислял также парабельское княжество и княжество Бардака. В русских документах, по его мнению, селькупы упомянуты как сургутские и нарымские остяки. Г. Пелих делила селькупов на: тымско-нарымских чумылькупов, кетских сюссекумов, шиешгула на Оби у устья Чулыма, на Чае, Нюрольке и верхнем течении Васюгана, тегула живших на среднем течении Кети и между ее устьем и устьем Чулыма. Г.Ф. Миллер отличал народ живущий у Нарыма и Томска от хантов и манси, хотя и тех и других называл остяками. Он говорил, что язык у них похож на самодийский. И.Э. Фишер говорил о том же. Предки селькупов жили в регионе Нарымского и Томского Приобья. Во время Раннего Средневековья из
                среды кулайских угро-самодийских племен выделилась релкинская культура. На севере границы ее распространения достигали реки Вах, а на западе ареал доходив до Привасюганья. На юге релкинцы доходили до реки Уени, на востоке границы доходили до нижнего и среднего течения рек Чулым, Кеть, Тым. Население этой культуры строило фортификации на мысах, а размеры городищ достигали от 500 до 1200 кв. м. Воин релкинской культуры был вооружен палашем, саблей, пикой, луком, стрелами. Защитное снаряжение состояло из шлема, кольчуги, панцирных пластин. Релкинцы часто использовали бронебойные стрелы, которые были необходимы, чтобы противостоять тюркским кочевникам и угорским соседям. Конское снаряжение было аналогичным степному. Наиболее популярным типом защитного снаряжения был ламеллярный панцырь, кольчуга была характерной для богатырей, шлемы были коничными. В любом случае, релкинцы ощущали сильное влияние со стороны степняков. Релкинская культура существовала в V- IX вв. Ее носители находились в тесном взаимодействии с огурами, тюркютами, кок-тюрками. Относительно причин краха релкинской культуры сложно сказать что-то наверняка, но, вероятно, вторжение енисейських кыргызов или токуз-огузов могло обусловить распад этого племенного объединения. Не стоит скидывать со счетов и соседство с печенегами. В середине IX в. на территорию Приобья появляются значительные группы тюркского населения. Изготовление культовых бронзовых вещей столь популярное у релкинцев пришло в упадок. Однако селькупы и родственные им самодийские культурные общности сохранили преемственность с релкинской культурой в области керамики. Касательно внешности, то селькупы были внешне похожи на соседних чулымских тюрок и относились к уральскому расовому типу. В районе Сургута в Развитом Средневековье селькупы активно взаимодействовали с уграми.После падения релкинской культуры в южно-таёжном регионе образовалось несколько археологичных культур соответствующих племеным союзам. Древнеселькупская культура сформировалась на территории от Чулыма до Тыма. В Томском и Новосибирском Приобье жили родственники селькупов. Эта группа населения в XI–XVI вв. активно взаимодействовала с тюрками и была тюркизирована. Еще одна група самодийцев находилась в Томско-Нарымском междуречье. Городища находились на мысах и занимали площадь в 600–1000 кв.м. Местное население активно контактировало с кетами. Кроме того, ощутимым был и тюркский фактор. Оружие было достаточно серьёзным, чтобы противостоять воинственным соседям. Для самодийских культур близкой к селькупам группы был характерен культ огня, который очевидно был заимствован в кулайское время у иранцев. Необходимо отметить, что на формирование селькупов повлиял и угорский компонент. Селькупы жили оседло патриархальными родами в землянках-корамах. Они активно передвигались по рекам на лодках. Также они использовали коней, которых покупали у тюрок, как ездовое животное. От тюрков вероятно они заимствовали обычай есть конину. Селькупы занимались рыболовством и охотой. Для селькупов были характерны названия родов данные по названиям птиц и животных. На тотемных животных охота была запрещена. A.Дульзон выделил селькупский слой топонимики Сибири с окончаниями на -ка, -га, -джа, которые соответствовали селькупским -кы, -гы, -ге (в значении река) и -кыкке, -кеге (в значении речка). Селькупская топонимия находилась в бассейнах рек Тыма и Кети, были притоки в бассейне Оби (точнее притоки Васюгана, Чая, Парабели) с характерными селькупскими окончаниями, а также селькупская топонимия доминировала на Нижнем Чулыме. На Среднем Чулыме селькупы жили чересполосно с кетами, точнее с енисейскими народами. Селькупы частично ассимилировали местное население на Чулыме, Кети и средней Оби. В антропологическом отношнение селькупы были близки к сибирским уграм. Также должен был играть некоторую роль и енисейский компонент. Поэтому неудивительно, что хотя по языку селькупы были родственниками
                арктических самодийцев, но никакой особенной близости с ними в XVII в. во время своего переселения на Таз и Турухан не ощущали. В Толстовском списке Есиповской летописи упомянута Пегая Орда по Оби, народа остяцкого. В Есиповской летописи по Сычевскому списку упоминается просто Пегая Орда в земле Сибирской. Также так коротко
                упоминалась она и в Абрамовском списке Есиповской летописи. Особо не отличается ее описание и в Румянцевском списке Есиповской летописи. Так же и в основной редакции Есиповской летописи. В Титовом и Абрамовском видах, Забелинской редакции Еспиповской летописи просто упомянута Пегая Орда. Аналогично в Головинской редакции Сибирского летописного свода. Для сибирского летописания характерно игнорирование войн с селькупами. В некоторых редакциях Сибирского летописного свода, Погодинском летописце и разных продолжениях Есиповской летописи о них просто не упоминали. Основное внимание летописцев сосредоточено на войнах с сибирскими татарами, на втором плане находятся ханты и манси. О селькупах информация находится в актовом материале. Однако о том, что селькупы отличались от хантов русские узнали позже. Необходимо отметить, что даже кетов русские называли остяками, а много тюркских этносов Сибири – татарами, как и несколько самодийских народов Самоядью. На близость селькупов к самодийцам указывалы уже И. Фишер и Г.Ф. Миллер. Они отмечали, что есть остяки особого рода, язык которых похож на самодийский. У селькупов в XVI в. существовало вождество возглавляемое князем.
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 05 апреля 2020, 19:32

                  В 1602 г. от имени Пегой Орды в Москву приехал князь Кичей, и ему были даны подводы в Тобольске для путешествия в Москву. В грамоте, где зафиксировано это событие, указано, что Нарым зависел от Сургута. В грамоте от 28 апреля 1601 г. упоминалось о женщинах, взятых в плен у Нарыма и Тыма. В грамоте от 5
                  февраля 1602 г. упоминалось о казаках Иване Пешем, Степанке Прохоровом и Истоме Аргуновом, которые возглавляли березовских казаков. Сообщалось, что они воевали в «Пегой Орде» и «непослушников царевых» в подданство привели. Ясырей доставили в Березов. Борис Годунов приказал казакам освободить селькупов из плена и предписал исполнить это предписание Василию Плещееву. В более поздних грамотах упоминается правитель «Пегой Орды» Тайбохта Вонин. От его имени получила название река Тайбохтина, кото-
                  рая находилась вблизи от Нарыма и с севера впадала в Кеть. В грамоте от 15 мая 1610 г. говорилось о ясаке селькупов из Сургутского уезда, где сообщалось, что с них ранее взымалось ясака по 11 соболей с человека. В «Пегой Орде» было много немочных и покалеченых в войнах людей. Этих людей Василий Шуйский освободил от уплаты ясака, а сдругих брал по 9 соболей. Было приказано занести имена ясачных в книги. Правителем «Пегой Орды» он называл Вагая Кичеева и Тайбохту Вонина. Тайбохте согласно грамоте от мая
                  1610 г. ясак был заменен службой в Нарымском остроге и ему предоставлялось жалование деньгами и продуктами. Он вместе с русскими должен был воевать против кетов и чулымских тюрков. Касательно Кирши Кунязева, то по грамоте от 26 мая 1610 г. ясак с его парабельской волости также составлял девять соболей с взрослого мужчины. Ранее он платил больший ясак и служил в Сургуте. Василий Шуйский пошел на уступки и ему, поскольку силами селькупов было необходимо воевать против кетов и чулымских тюрок. Его людей отпустили из Сургута. Парабельский князь Вагай Кичеев крестился и под именем Григорий как служивый охранял русские владения. Он получал жалование в три рубля и оставался князем Верхней Нарымской волости. Иван Боярко и Олоша Олонтайко из рода Санбичеевых, которые были двоюродными братьями Вагая, нахо-
                  дились в таком же положении. Кирши Кунязев же не получил налоговых льгот, и хотя был князем, но платил ясак, поэтому и разорился. Его сын Канна находился во главе одной из четырех парабельских волостей. Из членов правящей семьи один – Петр Парабельский служил в Сургуте как один из простых стрельцов. В Тогорской волости Парабельского уезда правил Нимгода, потом власть перешла к Тоболде Нимгодину, а от него к Юшке Тоболдину. В Тогорской (Елимаркской) волости Кетского уезда правил Елимарко Торрин и власть от него перешла к Кошлоку Киргееву, а от того – к Кеуге Киргееву. В первой Парабельской волости Нарымского уезда правили Илиуш Канин и Изермак Казаков. В Ларпитской волости – Теглей Лотмесов и Тызя. После них правил Тегола Юшков. Селькупы, которые остались на Родине, приняли русскую власть и влились в ряды служивых.
                  Судьба селькупов была сложной. Группа селькупов на Оби, Чае, Чулыме, между устьями Чулыма и Томи была ассимилирована сибирскими татарами и русскими. Ее названием было пайгула. Впрочем и до русского завоевания селькупам приходилось нелегко. На юге их теснили барабинские и томские татары, чаты, телеуты. Однако их отношения не были только враждебными. Взамен на меха добытые селькупами они получали украшения. В Пачангском могильнике найдены стеклянные бусы, серебрянные пуговицы, металлические орнаментированные пластинки, войлок, кошма, кости лошадей. Вероятно, они покупали одежду, украшения и коней. С приходом русских селькупы начинают принимать христианство, однако массовое принятие православия произойшло только в XVIII в.
                  Поражение, которое потерпели селькупы от русских и хантов, обусловило миграцию части селькупов с Оби на Таз. Они вошли в земли лесных энцев и ненцев. Селькупы вместе с кетами и эвенками напали на арктических самодийцев. Кетов возглавлял князь Бальдино, а селькупов – Ньомай Порга. В союзе с эвенками и кетами селькупы доминировали. Вместе селькупы и кеты в битве при Кели Мач на реке Толька победили ненцев и продвинулись до Тазовской тундры. Нумтынскме лесные ненцы клана Айваседа в своей легенде упоминают о тасым хани (тазский народ, то есть селькупы). Для селькупов во время войны были характерны хитрые тактические ходы, а их вождь Ньомай Порга был талантливым военачальником. Герой селькупских легенд Ичи выступает борцом с богатыми оленеводами, то есть ненцами. Селькупы уничтожали все вражеское население. Когда не хватало собственных сил селькупы переходили к маневреной обороне. Они передвигались на санках с оленями и сооружали поселения с фортификациями.
                    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                    РегистрацияВход на форум 
                    Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                    Стиль:Language: 
                    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 21:36 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики