Сообщество Империал: Якуты - Сообщество Империал

Laszlo

Якуты

Якуты
Тема создана: 24 апреля 2020, 11:10 · Автор: Laszlo
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 апреля 2020, 11:10

Imperial
Курыканский воин
Imperial
Вождь якутов Тыгын-дархан

Одним из предков якутов было племя курыкан. В древнетюркских надписях они упомянуты как уч-курыкан, то есть три племени курыкан. Среди причитающих во время поминок по Бумыну в надписи в честь Бильге-кагана упомянуты послы курыканов. Отмечалось, что они ранее были врагами Кюль-Тегину вместе с токуз-огузами, отуз-татарами, киданями и татабами. В кыргызском памятнике на реке Уйбат найдена надпись в честь Тириг-беку. Неизвестный панегерист сравнивал этого аристократа с вепрем во время похода на уч-курыкан. В якутской исторической памяти в сказании Кыыс Дэбилийе их страна упомянута как Ютюген (Отюкен). В ’’Тан-шу’’ упоминалось, что гулигань входит в состав племенных союзов теле и хойху (токуз-огузов). В китайском источнике ’’Цзю Таншу’’ они упомянуты как народ гулигань среди племен теле. Указывалось, что они живут у Ханхая (Северного моря) и могут выставить 5 тыс. войска. Их правитель называется сыцзинь (тегин). Упоминалось, что гулигань управляются двумя сыцзинями (тегинами), которые живут вместе. Ханхаем должно быть озеро Байкал. Цинские же историки размещали Ханхай у Ятэку (Якутска) и Северного Ледовитого океана. Гулигани считались самыми отдаленными из племен теле. В танской хронике отмечено, что те поставляют прекрасных лошадей, которых подарил великий старейшина курыкан китайскому императору Тайцзуну. Титул великого старейшин возможно звучал как эльтебер. Отмечалось, что гулигань живут на север от хойху (токуз-огузов). Курыканы были противниками коктюрок во время Эльтерес-кагана, входили в дипломатические контакты с китайцами, чтобы не остаться один на один с Вторым Тюркским каганатом. В ’’Юань-ши’’ приангарские кюливо были отождествены с гулигань. Важными для реконструкции истории курыкан являються наскальные пиктограмы – Шишкинские писаницы. На них изображены конные всадники с штандартами похожими на те, которые были у древних тюрок. Также у них были и тамги. Отмечались разные виды жилища курыкан – шалаши, войлочные юрты, деревянные дома.
Таким образом, мы должны локализировать курыкан в Прибайкалье. Там зафиксированы памятники курумчинской культуры, которую с курыканами отождествлел А. Окладников. Б. Дашибалов считает, курумчинцев курыканами, однако отождествляет последних и с хоринцами. В целом можно не сомневаться, что территорией их первоначального расселения было Прибайкалье. Предположение, что хоринцы и есть курыканы спорно. В якутском фольклоре указано, что саха не понимали языка якутов-хоринцев. Также говорилось о противостоянии Тыгына с хоринцами. Нужно сказать, что многие современные исследователи отличают курыкан от хори. Более правомочна гипотеза о учкурыканах как о союзе племен разного происхождения – тюрок-курыкан, монголоязычных хоритуматов и тунгусов. Преемственность саха с курыканами подтверждаеться и археологическими материалами. Памятники якутов XIV – XVII вв. имеют аналогии в курумчинской культуре курыканов. Также есть преемственность памятников с усть-талкинцами, которых связывают с хори-туматами. Туматов однако В. Ушницкий считал тюрками. В якутских сказаниях говорилось, что один из прародителей якутов Эллей ранее жил в татарском городе, но был вынужден бежать из-за притеснений со стороны сумасшедшего хана или бежал от монголов. Это прекрасно коррелирует с данными ’’Сокровенного Сказания монголов’’ и ’’Алтан Тобчи’’, что племя хори-туматов потерпело поражение от монголов. Следовательно, причиной переселения туматов было давление оказываемое на них монголами. Предки якутов в одних преданиях выступают как буряты, а у иных как кыргызы и татары. Омогон (Омогой) например назывался якутами бурятом. Нужно отметить, что среди бурятов существует этническая группа хоринцев. Омогой воевал с народом уранхай. В сказаниях якутов говорилось, что одни из их предков монголы, а другие уранхай. Среди прародителей якутов был и Улуу Хоро, который был персонализацией участия в этногенезе якутов тунгусов-холорцев. Что характерно потомки курыкан отличали их от себя и призывали их говорить на языке, а не холорском. Нужно отметить, что складывание якутского этноса на Лене можно датировать ХІІІ в. Ориентировочно в это время курумчинцы были атакованы монголами и вынуждены были переселиться на восток и северо-восток. Монгольские отряды в середине XIII в. проникали и на Ангару.
В ’’Юань-ши’’ зафиксирован этноним ус, который можно сопоставить с самоназванием уу-саха. Рашид ад-Дин сообщал о бегстве буир-нурских татар от монголов в XIII в. Таким образом, цепь миграций на север была запущена монголами. Территория Приангарья и Прибайкалья были в середине XIII в. была еще не покорена монголами. Усть-Талкинская культура прекратила свое существование в XIV в., но вполне возможно, что миграции начались уже в XIII в. В. Ушницкий рассматривал район Приангарья и Верхней Лены как своего рода Запорожскую Сечь куда бежали свободолюбивые представители монголоязычных племен. Миграция монголоязычных племен должна была вынудить курыкан мигрировать далее на север. Нужно отметить, что курумчинская культура прекратила свое существование еще в Х веке. Вероятно, курыканов затронула волна переселений порожденных экспансией киданей. В Х веке монголоязычные племена широко расселились по Халхе потеснив прежнее тюркоязычное население. Отдельные группы кыргызов были отрезаны друг от друга. Такие группы как туматы подверглись монголизации, которая продолжалась несколько столетий. Монгольский компонент в этногенезе якутов оставил значительный след. Вместе с тем нужно отметить, что якуты генетически близки к саяно-алтайским тюркским народам. В их этногенезе принимали участии популяции из Великой Степи и Саяно-Алтайского региона.
Нужно отметить, что курыканы постепенно отдалялись от енисейских кыргызов. В арабских и персидских источниках курыканы известны как народ фури, которые являются соседями кыргызов. В ’’Худуд ал-Алам’’ упомянуто, что фури народ из хырхызов. Они охарактеризированы как дикий народ и каннибалы. Указывалось, что их языка иные кыргызы не понимают. Живут они недалеко от города Кемиджмкет (город на Енисее). К числу кыргызов анонимным персидским географов были отнесены и Кесим (кыштымы). Реально перс не знал реальной этнической принадлежности племени курыкан, которое в этническом отношении должно было существенно отличаться от енисейских кыргызов. Кыргызы охарактеризированы ним как примитивный народ живущий в шатрах, кроме места где живет каган. Анонимный персидский хронист знал о широком расселении кыргызов, в том числе в Восточном Туркестане, где они были кочевниками. Касательно же археологических памятников в Минусинской котловине, то енисейские кыргызы были далеко не примитивными и там зафиксированы следы крепостей и стационарных поселений. Гардизи сообщает же, что народ фури живет через три месяца пути от владений кыргызов. Фури народ дикий и никто из соседей их язык не знает, как и они не знают язык соседей. Говорилось, что они живут среди болот и торгуют мехами. Отмечается, что они не касаются одежды и имущества других людей. Когда воюют, то выходят со всем своим имуществом и семьями. Если они побеждают, то берут только оружие и железо, все остальное сжигают. Калымом является дичь или земля. Своих мертвых они не придают земле, а вешают на деревьях.
Курумчинская культура занимала территории в низовьях Селенги и верховьях Лены, в долинах рек Ангара и Баргузин. Местное население жило в городищах, где жили земледельцы и скотоводы. Курыканы были грамотными и владели руническими письменами. Курыканы были соседями монголоязычных и тунгусоязычных племен и поэтому заимствовали часть их лексики. В посткурумчинскую эпоху курыканы заимствовали много монгольской лексики. А. Гоголев вважает временем особо активного взаимодействия с монголоязычными племенами ХІІ – ХІІІ вв., которые были на Средней Лене первыми оседлыми скотоводами. Курыканы, которые мигрировали на север, подчинили местное монголоязычное население. Доминирующие группы якутского населения были тюрками. Основные заимствования в якутском от восточных монголов. Многочислены бурято-якутские параллели. До переселения на Среднюю Лену у курыкан были погребения в форме кремаций. А монголоязычные племена погребали своих умерших в берестяных гробах в форме лодок и завернуты в берестяные полотна. Это было особо характерно для хоринцев. На Ангаре покойников помещали в берестяные мешки. То есть уже Гардизи зафиксировал процесс миксации курыкан с монголоязычным населением Прибайкалем. В XIII в. курыканы были соседями лесных монголоязычних народов среди которых монгольский аноним упоминал бурийад. Нужно отметить, что в этногенезе бурятов наряду с монголоязычными народами, активную роль сыграли тюрки. Якутские и бурятские коновязи сэргэ похожи между собой. С монголоязычным компонентом связано акание. В этногенезе якутов также приняли участие и тунгусы. В частности с ними связано и название уранхаай. Но несмотря на длительное соседство фонд тунгусских заимствований составляет 4 % лексики. Тунгусское влияние проявилось в большей степени в материальной культуре, а также в оканье в якутском языке. Тунгусы были более ранним, чем тюрки, населением Якутии. Они и юкагиры были более древним населением чем даже монголоязычные племена. Сведения о том, что фури одни из кыргызов обусловлено контактами енисейских кыргызов с населением Забайкалья и Приангарья. Во время кыргызского великодержавия 840-924 гг. С енисейскими кыргызами население Забайкалья и Южной Сибири были в погребальном обряде и вооружении. Курыканы были вооружены палашами, слабоизогнутыми саблями, пальмами, копьями, кинджалами, сложносоставными луками тюркского типа. Стрелы были как для поражения как противника с кольчугами и панцирями, так и без защитного вооружения. Сами курыканы были всадниками как без защитного снаряжения, так с кольчугами и чешуйчытыми панцирями.
Многое для исследования истории якутов позволяет открыть археология. В их культуре есть много параллелей с культурами других тюркских народов. Западная ориентация погребенных позволяет утверждать о близости курыкан с предками кыпчаков и огузов. Характерны общетюркские и общекочевнические евразийские мотивы, как почитание Солнца, поклонение деревянному изваянию, существование деревянной коновязи. Мнение В. Ушницкого про участие кимаков, канглов и кыпчаков в этногенезе якутов нужно воспринимать критично, поскольку территории расселения этих народов находились на некотором расстоянии от земель курыкан и хори. Общие черты в обычаях этих народов с якутами следует относить к общему наследию древних тюрок. Слова индоиранского происхождения следует отнести к общему прошлому тюркских народов, как и этноним ханалас, который скорее всего не связан с канглами. Облик культуры якутов сложилася именно в древнетюркский период. Степные пережитки заметны в эпосе, военном деле и хозяйству. Курыканы не были чистыми кочевниками. До переселения на север они проживали в лесостепной местности, у них были обозначения для тальниковых дерев, берез и ив, полынной травы. Для них было характерно скотоводческое хозяйство. Они занимались верблюдоводством, овцеводством и возможно земледелием, а также знали ткачество. Термины религии были близки к аналогичным у тюркских народов Саяно-Алтая. Язык якутов-саха близок к хакаскому и диалектам северных алтайцев. Язык предков якутов отделился от родственных древнетюркских языков сравнительно рано в V-VII вв. А. Гоголев считает, что часть якутов были потомками телесских племен токуз-огузов и байырку. Это вполне возможно в отличии от теорий о связях с кыпчаками, канглами, печенегами.
Нужно сказать, что по русским документам якутов было 35 племен. Всех якутов было 25-30 тыс. чел. Большие племена соствляли от 2 до 5 тыс. чел. Частыми были междуродовые войны. Состав их племен и родов постепенно пополнялся. Последние мигранты с юга прийшли в XVI в. Видимо сложение маньчжурского племенного союза вызвало переселение на север части тунгусских племен. Якуты сохранили память о том, что их предки умели писать. Так в олонхо сказано, что Сээркээн Сэсэн и Усун Дьурантайы Суруксут писали по каменным скрижалям. У якутов были термины письмо и буквы. Основным багатством якутов был скот, но также ыаболовство и охота. Жили якуты в юртах. У них сохранились термины бай, хан, дархан, тыгын, которые вероятно сохранились у них с курыканского времени. Во главе рода и племени стояли тойоны.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 24 апреля 2020, 11:32

    На момент русской колонизации якуты жили в районе Центральной Якутии, другие территории занимали тунгусы и юкагиры. Якуты делились на ряд родов (улусов). Во главе родов находились тегины и ханы. Они владели земельным наделом ёльбюгэ. Главным богатством был скот. Также якутами применялся термин тойон. Тойоны руководили войсками во время набегов. Русский термин князцы соответствовал тойон, которые владели не только своим родом, но могли представлять и большие общности. Они могли подчинять более слабые роды и племена. Его окружение составляла его дружина. В зависимости от аристократии находились свободные общинники – улусные люди. Зависимые улусные люди в русских документах назывались захребетники. Были в якутском обществе рабы – кулуты и боканы. Рабами ставали захваченые в плен якуты других племен и родов или тунгусы и юкагиры. Они делали домашнюю работу и использовались при выпасе скота. Им отда-вали скот на присмотр, на выпас, на удой. Уровень общественного развития якутов был сопоставим
    с общественным развитием тюркских племен Саяно-Алтая и монгольских народов Бурятии и Приамурья.
    А. Окладников считает, что были общеякутские вожди. Дойдусса-дархан – дед Тыгына – был таким правителем. По другим данным его знали под именами Баджей или Тюсюлгэ-дархан. Он был правителем кангаласцев, как и Тыгын. Последний преследовал всех, кто мог составить ему конкуренцию. Время перед приходом
    русских охарактеризовано кыргыс-уйэтэ то есть время смут. Перед Тыгыном же правил его отец Муньан. От Тыгына на Вилюй были вынуждены уйти якутыборогонцы. Тыгын воевал в союзе с якутами-ходоринцами против предков абагинцев. После победы над последними на ысыахе Тыгын коварно напал на ходоринцев. Уцелевшие во главе с Каджагой бежали на Олекму, а потом по совету одного тунгуса на Вилюй. Тунгусы родов Джурумджаль и Мамагир добровольно уступили беглецам часть своих земель. Пострадали от Тыгына и якуты-намцы. В якутских легендах сказано, что Тыгын чрезвычайно обагатился скотом. В сказаниях пострадавших племен он кровопийца и злодей, однако кангаласцы считали его мудрым правителем и грозным воином. Рассказывалось, что он смог отплатить тунгусам за нанесеную обиду. Тунгусам приписано истребление всех потомков Эллея, кроме самого Тыгына.
    В русских документах как-то и не отмечено время смерти этого вождя. Однако он был носителем идеи общеякутского единства. Объединить свой народ ему все таки не
    удалось. В якутском фолькоре при первом описании столкновений русские описаны как могучий враг. Нужно сказать, что сказания каждого рода прославляли своих
    вождей. В Батарусском улусе это Батас Мэндюкээн и Ураанай-боотур, в бывшем Баягантайском — Тисикээн Бєгє и Модьукаан Бєгє, в Намском — Чорбогор-баатыр, Кююстээх Саалаах Кюсэнгэй-баатыр. Это мальжегарские герои Соххор-Дуурай, богатыри Хабар и Джапсар, бетюнские братья-«волки», амгинский Омоллоон, родоначальники многочисленных наслегов Мегинского улуса, например, Тєнгюлгэ ойуун, Согоруу Даары, Идельги боотур, отважные ходоринские витязи. А. Борисов считает, что Тыгын родился в 80-х гг. XVI в. Свой род он вел от легендарного прародителя всех якутов Эллея. В русском документе от 1638 г. Тыгын наравне с мегинским тойоном Бодоем Борбоевым назван лучшим князем. С. Боло считает, что Тыгын был потомком Эллея в шестом поколении. Он враждовал с потомками Омогой Баайя – улусами Вилюя, Нама, Хоро, Баягантайя. Кээрэкээн ойуун и Легей ушли на
    восток от Лены. От него ушли боотуры Чоллооной, Нам огуса, Бекель беге. Они дали начало уусам дьохсогонцев, борогонцев, бахсытцев. Владения Тыгына простирались от Намского улуса до мальжегарцев. Сам Тыгын жил на озерах Сахсары, Ытык, Юрюнг-кюель, Кытаанах Кырдал. Перед приходом русских Тыгын был уже дряхлым стариком и часть боотуров ушла от него. Однако клан Тыгына был богатым и из него были Ники, Сергуй Старый, Чегунай-шаман, Гадакай. У самого Тыгына было одинадцать сыновей – Бозеко, Откурай, Кузагай, Чабда, Ивак, Етеня, Челяй, Чомчо, Тюсюк, Тесен, Куржегас. Кангаласцев было 2,7 тыс. Они были одним из шести крупнейших кланов. В дружине Тыгына было 200 боотуров. Нужно сказать, что бывали и историографические казусы. Так С. Новгородский и П. Ойунский связывали с Тыгыном Мымака из Намского улуса. В. Ушницкий считает, что мифологический Тыгын не тождественен Тыгыну историческому. В русских документах Тыгына называли Тынином. Г.-Ф. Миллер называл его Тынья.
    Якуты были сравнительно хорошо вооружены перед русским вторжением. Основным оружием дистанционного боя был лук со стрелами. Сложносоставные луки у якутов были северного и центральноазиатского типов. Были даже арбалеты, которые якуты обозначали как кураахтаах саа. При луках конечно были колчаны. Наконечники стрел были железные многих видов. К охотничьим стрелам относились с наконечниками типа срезни. Плоские наконечники предназначались для поражения не защищеного доспехами врага и для охоты. На военное дело якутов повлияли также самодийские и тунгусские племена. Были стрелы и с костяными наконечниками, но они в бою практически не использовались. Были и сигнальные свистящие стрелы. Оружием ближнего боя были батас, батыйа, хотокоон. Батас было рубяще-колющим оружием с длиной клинка от 50 до 70 см., длина черенка у него было 25-30 см., а
    рукоять до 1,5 м. Батас похож на японские мечи типа хирадзукури. У тюркскомонгольских народов аналогичного вооружения не было. Батыйа имела длину клинка 30-40 см. и была рубяще-колящим оружием. Это была разновидность батаса, меньшая по размерам. Хотокоон был похож на батыйа. Все они не бытовали у тюркских народов. Вероятно это было оружие которое в русских источниках обозначалось как пальмы. Они были на вооружении у самодийцев и тунгусов. Использование пальм это сибирское влияние. Так называемый кылыс у якутов это сабля. Болот это название древнего короткого меча. Копья также широко использовалась якутами. Наконечник имел длину 35 см. Также использовались и пики. В бою использовались и ножи. Тело якутского воина было защищено куяхом (куяком). У якутов были ламеллярные и ламинарные доспехи. Раннеякутские панцыри железные, костянные, кожанные. Куяки могли быть кольчужные и комбинированые. Известен хатырык куйах, который представлял собой ламеллярный доспех. Таналай куйах это чешуйчатый ламинарный
    панцырь. Иэччэх куйах это разновидность ламинарного доспеха. Тиэрбэс иилэкэс куйах представлял собой кольчугу. Хары кайуака это защитный нарукавник, а кунэхэ
    это наголенник. Дуулака бэргэхэ был боевым сфероконическим пластинчатым железным шлемом. К шлему крепилась маска и бармица. Воины могли защищатся деревянными и кожаными щитами. У особо знатных якутов (князцов) кони были защищены конским куяком. Эти доспехи похожи на доспехи катафрактариев и конную защиту у курыкан. Оборонительными сооружениями были острожки – оборонительные амбары. Они представляли собой восьмиугольный срубный деревянный дом с бойницами. Были и другие формы острожков. На зимовье и
    летовьях такие сооружения были необходимы или для того, чтобы обороняться, или готово, чтобы создать базу для нападения. Обычай сооружать острожки был характерен для многих народов Сибири. В военном деле якутов сплетались традиции Центральной Азии и Сибири. Сравнительно со степным миром вооружение и защитное снаряжение якутов были архаичными. Против других народов Сибири якуты могли эффективно сражаться, однако против русских укрепления и вооружение якутов были слабы.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 24 апреля 2020, 12:29

      В 1629 г. на Вилюе появился отряд мангазейских служилых во главе с М. Васильевым. Тогда же состоялось первое столкновение с Тыгыном. В 1630 г. мангазейские казаки поплыли вниз по Вилюю и достигли его устья. Этот отряд возглавлял туруханский промышленый человек Пенда. В 1631 г. Тыгын вместе с Бойдоном встретился с русскими казачьего атамана И. Галкина. В 1632 г. П. Бекетов основал Якутск. Он возглавлял отряд из трех десятков служилых, который перед тем воевал в бурятских землях. П. Бекетов объясачил бетунскую, намскую, мудуцкую, атамайскую, одейскую, бутурусскую, игидейскую, кангаласскую, мастяцкую, мегинскую, нерюптейскую, дубсинскую, черептейскую волости. П. Бекетов столкнулся с князцом Куреньяком. И. Галкин в своем письме доносил, что в 1634 г. сражается против якольских (якутских) людей. В 1633 г. якуты уже вовсю нападали на ясачных сборщиков С. Корытова и И. Галкина. Противниками И. Галкина были князцы Тусерга, Еюка, Намекни. В декабре 1633 г. якуты собрали ополчение численностью в 600-1000 воинов, которые были вооружены пальмами, копьями и луками, а их тело было защищено куяками. Вдохновителями сопротивления были кангаласцы, которые нападали на тех якутов, которые хотели примирится с русскими. Когда И. Галкин во главе отряда из 50 казаков пошел походом на Намский улус, то якуты встретили его и разбили. В феврале Ленский острог оказался в осаде. Его защищали 80 русских и якуты попробовали взять его штурмом, но русские штурм отбили и осаду вытерпели. После этого восстание пошло на спад и возобновилось только в 1636 г., когда против П. Ходырева выступили бетунские князцы Камук, Уртэ, Ортуй, а также кангаласцы. На стороне русских выступил борогонский князец Логуй. Его кангаласцы Откурая и Бозеко во главе 400-600 воинов разбили под Ленским острогом. Они снова осадили русских в остроге и снова русские его отстояли. Вскоре кангаласцы принесли повинную царю, дали ясак и аманатов. Причиной восстаний стал наплыв русских служилых с Енисея, Томи, Мангазеи на Лену и произвол чинимый ими во время сбора ясака. Кроме того, русские считали, что на Лене можно вести земледелие. В 1637 г. якуты-нерюптейцы и якуты-мегинцы помогали казакам Д. Копылова и П. Ходырева в походе на сыланцев и батулинцев. Накарские князцы Ага-шаман и Бырбулак, батурусский князец Очей и одейский князец Сергуй осведомляли русских о выступлениях якутов. С 1632 по 1637 гг. прошли реки Алдан и Вилюй, дошли до устья Лены, рек Оленек и Яны. В 1639 г. В. Шахов составил роспись якутских племен и очевидно была проведена перепись ясачных. В 1639-1641 гг. якуты вместе с тунгусами восставали против русских. В 1639 г. русские были перебиты в Бутальском зимовье. В 1639 г. кангаласец Сахей перебил ясачных сборщиков. Алданские якуты вместе с тунгусами неожидано нападали на русских промышленых людей в тайге. Русские продвигались на стругах и кочах, основывая остроги и зимовья. Зачинщиками восстания 1642 г. стали бетунские князцы Мозея и Камыка, а также шаман Сагынактак. По всей Якутии князцы с улусными людьми уничтожали переписчиков. Также причиной восстания была христианизация, якуты не хотели оставлять свои языческие верования. Они собрали войско в 700-1000 воинов. Русские отмечали хорошую вооруженость этого войска. Навстречу им было выслано 50 казаков и они обратили якутов в бегство. Послее этого В. Поярков во главе 30 казаков пришел в Одейский улус. Вместе с ним шел А. Ходырев. В. Поярков также пошел на острожек в Бетунской волости. При подавлении восстания воевода П. Головин повесил 23 якута. Русским в подавлении восстания помогал борогонский князец Логуй, также помогал им мегинский князец. Якуты были разъеденены. Слыбые князцы видели в русских опору для себя. Приход русских же был невыгоден могущественым князцам. В 1642 г. началось стоительство нового острога и временем основания Якутска считается 1643 г., когда П. Головин переехал из Ленского в Якутский острог.
      Фактически Якутия стала частью Русского государства после подавления восстания 1642 г. На Лену отправлялись ссыльные, которыми пополняли русские войска. В 1644 г. на Яне, Вилюе, Витиме якуты иногда убивали ясачных сборщиков. В 1648 г. в Мальягарской волости состоялась крупная стычка. В 1651 г. доходили слухи о якутской шатости, то есть восстании якутов против русских. В 1652 г. якуты напали на служилых Г. Осколкова. В 1654 г. мелкие беспорядки происходили из-за якутов Мутуко, Лапчана, Тунуя. В 1661 г. Тунуй не допустил ареста якутов русскими. В 1676 г. состоялось восстание на Вилюе в Яранской волости. Балтуга Тимирев поднял на борьбу 70 якутов и тунгусов, однако был разбит русскими. В 1681 г. против русских восстал вождь кангаласцев Дженник. Он несколько раз приступал к Якутской крепости. В 1682 г. в ноябре месяце якутский воевода Бибиков разбил кангаласцев на месте села Покровского. В 1684 г. восстали в батулинской волости Орюкан и Дагинчей Секуевы. Они напали на якутов Игидейской волости. Восставшие разорили ряд местностей под Якутском. Однако они были разбиты. Те же, кто уцелели были нагнаны отрядом пятидесятника Амосова за Алданом. После этого якуты
      окончательно смирились со своей судьбой и в качестве ясачных участвовали в походах русских на юкагиров, а потом и на чукчей. Они расселялись на Индигирке и Колыме вместе с юкагирами. Численно превосходя юкагиров они постепенно их ассимилировали. В Якутии русские основывали зимовья и острожки, которые были форпостами русского влияния. Центром же был Якутск, где сидели воеводы. Благодаря этому в Якутске сохранился свой архив. Документы Якутской архивы являются важными источниками по истории Сибири. Туда отправлялись жалобы на произвол ясачных сборщиков. Нужно сказать, что сначала ясак для русских собирали князцы. В Якутске находился гарнизон в размере нескольких сот служилых. Из Якутска направлялись ясачные сборщики на всю Восточную Сибирь и Северо-Восток Азии. К концу XVII в. в Якутии было 1218 русских. Якутов обращали в христианство, однако русские попы довольствовались формальным принятием этой религии.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 24 апреля 2020, 12:52

          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
          РегистрацияВход на форум 
          Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Азия и Африка Обратная Связь
          Стиль:Language: 
          «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 17:28 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики