Параллельно с Геноцидом армян турецкое правительство начало уничтожение других немусульманских народов страны. Кстати, став свидетелями массовой депортации и погромов армянского народа, понтийские греки начали формировать первые партизанские отряды и прибегать к самообороне. Антихристианская кампания Турции продолжалась и в последующие годы. По разным оценкам, в результате турецкой политики в Понте были убиты 300-350 тысяч греков, а небольшое количество выживших нашли убежище в Греции и других странах.
Всем хорошо известно о резне в Смирне, проявлениях политики против немусульман в 1940-х годах. Пользуясь опытом прошлого, турки сформировали трудовые батальоны для уничтожения греков. Была запущена широкомасштабная программа ассимиляции: в 1953-1955 гг. турецкое правительство провело массовые убийства греков на Имбросе, Тенедосе и в Стамбуле.
Проявлением антигреческой политики стали стамбульские погромы в сентябре 1955 года, после которых греки стали массово покидать древнюю византийскую столицу. Турецкое вторжение 1974 года и последовавшие за этим массовые убийства еще раз доказали, что турки не терпят греческое присутствие ни в каком виде.
В то же время следует отметить, что эти действия Турции, как и в случае с Геноцидом армян, не получили соответствующего международного отклика. Парламент Греции в 1994 году объявил 19 мая - день высадки Кемаля Ататюрка на берег Самсуна - Днем памяти жертв Геноцида понтийских греков.
Наряду с дискуссиями о криминализации отрицания Геноцида армян, начало кампании по международному признанию массовых убийств греков было крайне нежелательным для турок. Действия греческих властей в этом направлении всегда получали конвульсивный отклик в Анкаре.
Двадцать четыре года назад, 25 апреля 1996 года, вопрос о признании и осуждении Геноцида армян вошел в повестку дня парламента Греции с формулировкой провозглашения 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армян. В ходе обсуждений было отмечено, что Геноцид армян был «одной из первых операций, проводимых в рамках пантюркизма и пантуранизма. После геноцида и истребления эллинского элемента Понта началось уничтожение греческого населения Константинополя, Имброса, Тендоса, преступное вторжение на Кипр и его варварский захват, а сегодня - уничтожение курдского народа, угрозы Турции в отношении его соседей и незаконная оккупация земель».
В 2006 году я написал в газете «Еркир»: «Армения должна быть одной из первых, кто примет правовую норму, осуждающую и характеризующую греческие погромы… В целом, Республика Армения в международных инстанциях должна быть инициатором признания и осуждения геноцидов, так как преступления против человечества вызывают озабоченность у каждого члена международного сообщества, и исходящее из политической ситуации безразличие, с которой на протяжении стольких лет сталкивается борьба за международное признание Геноцида армян, не должно иметь место в официальной политике Армении».
24 марта 2015 года Армения официально признала Геноцид понтийских греков. Совместная работа против негационизма официальной Анкары важна, прежде всего, для турецкого общества, потому что только истина освобождает от оков прошлого.
Несколько лет назад в ходе дискуссий о признании Геноцида армян блаженной памяти премьер-министр Греции Стефанос Стефанопулос отметил: «Несчастный еврейский народ хотя бы увидел, как канцлер Вилли Брандт стоит на коленях в концентрационном лагере, по-моему, в Аушвице, публично извиняясь перед мировым сообществом и человечеством. Есть ли кто-нибудь, не только здесь, но и во всем мире, кто верит, что Демирель или любой другой турецкий президент или премьер-министр когда-нибудь встанет на колени на берегах Евфрата, в ущельях Эрзурума, долинах Харберда и извинится перед человечеством за убийство полутора миллионов армян? Особенно, когда Турция в своем националистическом, шовинистическом бреду, искажая историю и высмеивая своих же жертв, воздвигла памятник убитым армянами туркам».
И сегодня этот вопрос актуален в контексте признания не только Геноцида армян, но и Геноцида понтийских греков.
Постскриптум:
В ходе обсуждения вопроса о признании Геноцида армян один из греческих парламентариев сказал: «Первый суд против геноцида в истории состоялся в 405 до Р.Х. Это был суд в Лампсаке, за год до окончания Пелопоннесской войны. В то время афиняне объявили, что, если спартанцы и их союзники потерпят поражения, то они отрежут правую руку каждого врага, и, более того, за несколько недель до этого они утопили в Эгейском море спартанских союзников - коринфян и жителей острова Андрос. Но когда афинский флотоводец Филокл был захвачен в плен после поражения афинского флота, Лисандр спросил его, какое наказание назначит он самому себе. Обращаясь к Лисандру, он четко отвечает: «Твори то, что в случае поражения претерпел бы сам»».
Это был первый Нюрнберг в истории...