Итальянский плакат 1935 г., призывающий к "отмщению за позор Адуа".
2-я итало-эфиопская война (1935-1936) являлась наследием запутанного колониального прошлого - сначала в 1896 г. потерпели крах планы правительства Италии установить протекторат над Эфиопией и начать земледельческую колонизацию территории этой страны, затем, в 1919 г., Италия не получила от союзников серьезных территориальных приращений в Африке, обещанных ей за выступление на стороне Антанты (все ограничилось некоторыми изменениями границ Итальянского Сомали, поданных как "меры по улучшению границы").
Да и в Ливии, формально перешедшей под власть Италии в 1912 г., ничего хорошего Италию не ждало - за 3 года, прошедшие с момента установления итальянского правления в Ливии до вступления Италии в Первую Мировую войну (1914-1918), итальянцы не успели окончательно подавить сопротивление местного населения. Фактически, итальянцы контролировали только крупные города на побережье. С началом 1920-х годов, когда появилась возможность возобновить попытки земледельческой колонизации Ливии, пришлось, по сути, провести "реконкисту" Ливии, вылившуюся в кровопролитные боевые действия. Для умиротворения Ливии итальянцы активно использовали свои колониальные войска из Эритреи - ливийцы их боялись, проклинали и ненавидели. Аскари были мусульманами, хорошо умели действовать в пустыне и были привычны к климату, однако воевали не на стороне единоверцев, а на стороне завоевателей-христиан, и отличались выдающейся даже по африканским меркам жестокостью.
Муссолини и Восточная Африка, карта-коллаж 1930-х гг.
Одним из "коньков", на котором "выехал" в начале своей политической карьеры Дуче (Benito Mussolini, 1883-1945), было обещание воссоздать Великую Римскую Империю, для которой Средиземное море стало бы "внутренним озером". При этом он уверял избирателей, что Италии "необходимо ежегодно вывозить по 4 млн. населения, либо мы задохнемся".
Земельными резервами для расселения итальянских колонистов, по мнению Муссолини, обладали Ливия и Эфиопия. Но планы Дуче распространялись и дальше - на Камерун и Судан.
По мере углубления кризиса в итальянском обществе начала 1930-х годов все большую популярность получала армия. Не служившие в армии итальянцы считались несчастными людьми, не имевшими прав на участие в общественной жизни. Когда Дуче выступал с зажигательными речами, в которых описывал грядущие трудности на пути воссоздания Великой Римской Империи, толпа восторженно ревела: "Абиссиния".
Таким образом, к 1935 г. ситуация созрела - внутренний кризис в Италии и консолидация общества на основе идеи завоевания Эфиопии для масштабной земледельческой колонизации позволили Дуче толкнуть страну на начало агрессии против этой африканской страны. В поисках решения внутриполитических проблем Дуче пренебрег санкциями со стороны Лиги Наций и потенциальным осложнением отношений с ведущими капиталистическими державами - Англией и Францией.
Эфиопия в это же самое время представляла собой отсталую африканскую монархию, лишенную выхода к морю, практически не имевшую современной промышленности и всецело зависевшую от своих внешнеторговых партнеров в сфере поставки вооружения, снаряжения, боеприпасов и военной техники.
Император Хайле Селассие в феврале 1934 г.
Страна находилась в состоянии перманентных мятежей - режим Шоанской ветви Соломоновой династии, который являлся по сути диктатурой реакционных феодалов амхарского происхождения, серьезные трения между разными народами, входившими в Эфиопскую империю (амхара, тыграй, оромо, сидамо и т.д.), отсталая экономика, периодически приводившая к голоду и голодным бунтам в провинциях, не способствовали укреплению власти коронованного в 1930 г. нового императора Хайле Селассие (ኃይለ፡ ሥላሴ, 1892-1975, сын раса Мэконнына, сподвижника Менелика II).
Эфиопия не имела надежных союзников, современных вооруженных сил и развитой экономики, но была сильна воинским духом, который укрепляли ветераны 1-й итало-эфиопской войны, уверенные в том, что уж итальянцев-то они точно побьют. Как выяснилось, это мнение оказалось слишком самоуверенным. Схватка промышленно развитой европейской страны с отсталой феодальной империей являлась к 1934 г. (инцидент в Уоль-Уоль) лишь вопросом времени. Последней независимой стране Африканского континента предстояло испытать муки борьбы, горечь поражения, 5 лет итальянской оккупации и жесточайшее разорение...
Эфиопские воины во время церемонии коронации Хайле Селассие, ноябрь 1930 г.