Сообщество Империал: Зороастризм - Сообщество Империал

Dezperado

Зороастризм

Огнепоклонники Переднего Востока
Тема создана: 23 августа 2012, 14:38 · Автор: Dezperado
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 10 ноября 2020, 15:06

Imperial



Нужно сказать, что основную информацию о Заратуштре и зороастризме содержит Авеста. Также произносились стихи. Яшты ’’Авесты’’ были сборниками таких стихов. Священная книга Авеста состоит из Старшей ’’Авесты’’ (Гаты, Ясна Хаптангхаити и Ясны) и Младшей Авесты. Стиль и содержание ’’Страшей Авесты’’ близки индийской ’’Ригведе’’ и датируются исследователями периодом 1200-800 г. до н. э. ’’Младшая Авеста’’ написана датируется эпохой до Ахеменидов. Младоавестийские тексты в усном формате предположительно создавались в Мерве (стране Маргуш) или Герате (стране Арее). На нее повлияли диалекты Южного Ирана и центр традиции предположительно был перенесен в Арахозию и Персиду. Письменная фиксация Авесты на авестийском языке произошло в Сасанидском Эраншахре в VI в. н. э. Авестийский канон предположительно был создан Адурбадом Махраспанданом в IV в. н. э. Нужно сказать, что в Старшей Авесте Ахура Мазда стоит над боротьбой духов добра и зла. В ’’Младшей Авесте’’ Злой дух обладает онтологическим суверенитетом. Неосязаемые в Гатах Амеша-Спента преобразовались в отдельные от него существа. В Гатах бескровные приношения, но в ’’Младшей Авесте’’ уже кровавые жертвоприношения животных. Авторы младоавестийских текстов освящали неприемлимые для пророка ритуалы кровавых жертвоприношений индоиранских народов. Заратуштра осуждал представление о первогерое Йиме.


В IX-X вв. зороастрийские маги написали пехлевийские ’’Будахишн’’ и ’’Денкард’’. Их источниками вероятно были тексты созданные в сасанидское или даже парфянское время. Заратуштра называл себя посвященным. Согласно пехлевийским источникам он провел многие годы в поисках мудрости и в возрасте 30 лет получил откровение (согласно одной из Гат и сочинению Задспрам). К нему явился Вохуман который привел его Ахура Мазде и пяти другим божествам источающим свет. Заратуштра утверждал, что у Ахура Мазды есть противник Ангро-Маинйу. Новшеством учения Заратуштры было то, что существовало семь божеств. Ахура-Мазда создал шесть низших божеств. Такими богами были Митра, Апам-Напату, Сраоши, Аши и Гэуш-Урвану. Все эти божества являются эманациями Ахура Мазды. В зороастризме они именуються язата и Амеша-Спента. Заратуштра поклонялся Ахура Мазде как владыке аша (справедливости). Мазда был величайшим из трех ахур. Ахура Мазда и Ангро-Маинйу добровольно выбрали добро и зло. И выбор между ними предстоит и каждому человеку. В конце времен Ахура Мазда победит зло. Заратуштра отвергал поклонение дэвам и считал Индру и его соратников злонамереным родом.


Заратуштра в своем учении представлял Амеша-Спента как божества-спутников Митры. Хшатра-Ваирйа стал владыкой небес, земля принадлежит Спента-Арваити, вода это творение Хаурватат, а растения – Амэрэтат, Огонь находиться под покровительством Аша-Вахишта, Вохуман являеться покровителем коров благословеных животных. Армаити являеться покровительницей женщин. Заратуштра дал завет людям жить в сооответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Человек должен опекать шесть меньших творений и жить св согласии с себе подобными. Жрецы представляли человека во время богослужения. В зороастризме было несколько эр. Первая эра было временем Творения. Нападение Ангра-Майниу было временем смешения, когда злой дух погубил совершенство Творения. Третья эра называлась Разделение когда человек отднелил добро от зла. Человечество имеет назначение вместе с богами победить зло и восстановить совершенство мира. Заратуштра порвал с представление о том, что жизнь однажды начавшись будет продолжаться покуда существуют люди и боги. Нужно отметить, что индийские боги-дэвы в учении зороастрийцев являються демонами, а благословеные ахуры зороастрийской традиции являються в Ригведе демонами.



Митра сохранил значение бога в иранской традиции, но по сравнению с индийским пантеоном его значение упало. Наонхатийа (Насатья) и Индра в иранской зороастрийской традиции стали божествами зла. Заратуштра преобразовал присущий ариям политеизм в духовный монотеизм во главе с Ахура Маздой. По представлениям Заратуштры над адом надзирает Ангро-Маиньйу. После смерти по представлениям зороастрийцев на Мосте-Разлучителе происходит суд над душами. Суд вершит Митра а по бокам от него Сраоша и Рашна. Благие души попадают в Рай, однако там им не суждено полного блаженства, поскольку оно наступит лишь во время Чудоделания (Фрашегирд). Души, которые сотворили поровну плохого и хорошего, отправляються в Чистилище, где в подземном царстве ведут существование лишенное и радости и печали. В аду же находяться грешные души. Во время Фрашегирда последует всеобщее воскресение и последует Последний Суд. Там грешные будут отделены от праведных. Аирйаман (бог дружбы и исцеления) и Атар (бог огня) расплавят весь метал в горах и он потечет на землю. Души пройдут через эту огненую ордалию. Благие души уцелеют, а грешные будут уничтожены. Дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем сражении с богами-язата. Раскаленая река потечет в ад и уничтожит Ангро-Маиньйу.
Заратуштра был первым человеком который учил о суде над каждым человеком, о рае и аде, грядущем воскресении, Последнем Суде. Эти представления впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством и исламом. В Гатах Заратуштра скорее пророк чем законодатель. За годы проведеные у Виштаспы. От своих последователей он потребовал молиться пять раз в день. Пять ежедневных молитв считались непременной обязанностью каждого зороастрийца, частью его служения богу и оружием в борьбе против зла. Обряд молитвы, известный из ныне существующей практики, таков: сначала верующий готовит себя к молитве, омывая от пыли лицо, руки и ноги. Затем, развязав священный пояс, он стоит, держа двумя руками пояс перед собой, поражая себя в присутствии Создателя. Взгляд его устремлен на огонь — символ праведности.



Верующий молится Ахура Мазде, проклинает Ангра-Маинйу (при этом он презрительно машет концами пояса). Затем вновь завязывает пояс, продолжая молитву. Весь обряд занимает всего несколько минут, но его постоянное повторение имеет огромное религиозное значение, утверждая дисциплину и приучая к признанию основных положений веры. В знак инициации на верного надевался плетеный шнур. В 15 лет совершался обряд посвящения и с этого момента посвященный должен был каждый день развязывать и завязывать пояс. Заратуштра делил ночь на две части. Первая часть посвящалась душам умерших фравашам, а вторая Уша была посвящена Сраоше. День был разделен на три поры и к двум существующим был прибавлен Рапитвина. В зороастризме было семь праздников. Это Маидйой-зарэмайа (“Середина весны”), Маидйой-шема (“Середина лета”), Паитишахйа (“Праздник уборки зерна”), Айатрима (“Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ”), Маидйаирйа (“Середина зимы”) и, наконец, праздник с названием неясного происхождения Хамас-патмаэдайа, посвященный угощению в честь фраваши (он праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия). .Первое празднество — Маидйой-зарэмайа — отмечалось в честь Хшатра-Ваирйа и сотворения неба, а последнее — Хамаспатмаэдайа — посвящалось Ахура Мазде и его созданию — человеку с изъявлением особого почитания фраваши — душам умерших праведников, которые “сражались за истину-аша”. Седьмое творение — огонь — всегда стояло несколько в стороне от других, будучи жизненной силой, пронизывающей все творения. Поэтому и празднество, ему посвященное, выделяется среди остальных и назывался Новруз.



Ахуна-Ваирйа была молитвой аналогичной молитве Отче наш у христиан. Символ Веры Фраваране произносился ежедневно. В нем человек отрекался от сил зла и почитался Ахура-Мазда и Варуна. Далее происходила литургия из семи стихов Гат, которые произносились во время приношений огню и воде. Второй по святости молитвой была Ашэм-Воху, где призывалось в помощь Аша-Вахита. Эта молитва вместе с Ахуна-Ваирйа и Иенхе-Хатам предшествует Гага-Ахунаваити, в то время как другая святая молитва в Гатах — Аирйема-Ишйо - помещена в качестве защиты после последней Гаты (Ясна 54). Весь текст богослужения, начиная с Ахуна-Ваирйа и кончая Аирйема-Ишйо, назван Стаота-Иеснйа, то есть “(Слова) хвалы и поклонения”, и когда текст был принят как стандартный для богослужения в ритуале ясна, знать его наизусть стало обязанностью каждого священнослужителя. Так обеспечивалась сохранность и самих Гат. Великие гимны пророка благоговейно передавались таким способом из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.



Другие гимны (яшты) повторялись из уст в уста. Одни яшты посвященные благим божествам были учреждены Заратуштрой, другие яшты сохранили языческий характер. Политический смысл в учении зороастрийцев состоял в учреждении сильного политического объединения на основе сильной царской власти. Как учение зороастризм возник среди оседлых земледельцев и скотоводов восточноиранского мира. Также Заратуштра призвал к борьбе против иранских кочевников западноевразийских степей, которые продолжали поклоняться дэвам.


Спойлер (раскрыть)
     Dezperado
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 23 августа 2012, 14:38

    Продолжение одного давнего спора.
    Qebedo
    Если вы решили вступить в наш давний спор с М.М. на его стороне, то, в таком случае, потвердите или опровергните его тезис с которого все и началось.

    Цитата

    Харош фантазировать про зороастризм у Ахеменидов. Про фантастические теории - в другом разделе.

    Цитата

    Касательно же зороастризма - найдите упоминания в текстах до Дария I, плиз, и просветите нас.

    Я буквально выполняю вашу просьбу -- это Гаты конечно. Есть в Гатах упоминания о зороастризме? Есть. Были они созданы до Дария I? Безусловно. По мнению академика И.М. Стеблин-Каменского, они были созданы на рубеже 2-1 тыс до н.э., но, как известно, фигурируют разные даты, вплоть до VIIвд.н.э., но уж точно до Дария I.
    О существовании зороастризма до Ахеменидов и во время правления первых Ахеменидов говорят и данные археологии.

    Imp

    Итак существовали храмы огня доахеменидского и раннеахеменидского времени. Кроме того, алтари огня найдены у гробницы Кира II, а такие алтари просто так у гробниц основателя династии не появляются.

    Imp

    В общем-то существование зороастризма при Ахеменидах никто и не отрицает. Другое дело зороастризм у Ахеменидов. В пользу этой точки зрения высказывались
    Ф. Виндешманн, Ф.Кениг,В. Фои, Э.Мейер, Э. Хэрцфельд, В. Абаев, И.М. Дьяконов и многие другие. В 1970 г Д. Стронах обнаружил над входом в гробницу Кира II первое, как он считает, символическое изображение Ахура-Мазды. По мнению Ж. Дюйшен-Гиймена это символ Митры. Такам образом, существуют доводы и за и против. Я выбираю за. М.М. против.
    Что же касается пехлеви, то в том посте я упомянул и фарси и арамейский, а речь вообще шла об востоковедной подготовке М.М. Путем нехитрых действий выяснилось, что он вообще никаким восточным языком не владеет. И где вы там нашли упоминание о пхлевийских текстах при Ахеменидах? И почему не подняли вопрос о фарсийских текстах у Ахеменидов?
       Dezperado
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 24 августа 2012, 12:42

      Qebedo

      Цитата

      Вы специально не понимаете вопроса? Ибо так удобно? Вас спрашивали о том, был ли зороастризм государственной религией при первых Ахеменидах. Разница понятна?

      Покожите мне пост, где ВЫ спрашивали меня о зороастризме как ГОСУДАРСТВЕННОЙ религии при первых Ахеменидах. И что вы вообще вкладываете в понятие ГОСУДАРСТВЕННАЯ религия в древнем мире? ТОЛЬКО одна вера, которую поддерживает государство? А вы назовите мне хотя бы одну страну древнего мира, где это было осуществлено. Даже в Израиле и то постоянно появлялись цари -- последователи Баала.
      В любом случае отвечаю еще раз:
      В общем-то существование зороастризма при Ахеменидах никто и не отрицает. Другое дело зороастризм у Ахеменидов. В пользу этой точки зрения высказывались
      Ф. Виндешманн, Ф.Кениг,В. Фои, Э.Мейер, Э. Хэрцфельд, В. Абаев, И.М. Дьяконов и многие другие.
      В 1970 г Д. Стронах обнаружил над входом в гробницу Кира II первое, как он считает, символическое изображение Ахура-Мазды. По мнению Ж. Дюйшен-Гиймена это символ Митры. Такам образом, существуют доводы и за и против. Я выбираю доводы за. М.М. против.

      Dezperado

      И где вы там нашли упоминание о пхлевийских текстах при Ахеменидах?

      Цитата

      Это такой перевод стрелок? Это Вы с какого-то начали требовать для разговора об Ахеменидах знания пехлеви.

      Во-первых, И.М. Дьяконов отмечает процесс монофтонгизации дифтонгов уже в самых ранних ахеменидских надписях. А как мы с вами хорошо знаем, в пехлеви на месте древнеперсидских дифтонгов стоят монофтонги. Далее, в Vв до н.э. шел процесс исчезновения исчезновения флексии, изменения склонения, и.д., характерные для пехлеви. Первый текст на пехлеви у нас появляется в конце IV в до н.э. и, возможно, он приходится на последние годы правления Ахеменидов (Henning W.B. Mitteliranisch -- Handbuch der Orientalistik). Таким образом, последние Ахемениды в жизни говорили практически на пехлеви.
      И, кстати, что же вы не спрашиваете о фарси и арамейском? Это у вас возмущения не вызывает?
         Dezperado
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 27 августа 2012, 14:39

        parovoykran

        Цитата

        Я сам участовал в обсуждении той темы, и там вопрос стоял не о существовании зороастризма при Ахменидах, а о том что являлась ли она доминирующий государственной религией у Ахеменидов, или всего навсего одним из религий.

        Я ввязался в дискуссию именно после заявления о фантастичности зороастризма у Ахеменидов.

        Цитата

        Вам были приведены факты того что, в каждой новой завоеванной стране Кир принимал религию завоеванного народа (я конечно сейчас утрирую), чего не позволительно зороастризмом, а значить для ранних Ахменидов,зороастризм был лишь одной из религий, но никак не главенстующей, и не оказывающий решительного влияния на умы ранних Ахменидов.

        Вот ваша цитата:

        Цитата

        20. Я есм Курош, царь вселенной, великий царь, могущественный царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех частей света,

        21. сын Камбиза, великого царя, царя города Аншан, правнук Куроша, великого царя, ца[ря города Аншан, потомка Тейсписа (Чешпиша) великого царя, царя города Аншан,

        22. вечное семя царства, чью власть любят Баал (Мардук) и Набу, о чьем правлении они ликуют и заботятся. Когда я пришел вестником мира в Вавилон


        Ну и разве отсюда следует тот факт, что Кир принял религию Вавилона -- Баала (Мардука) и Набу? Если бы Кир действительно принял эту веру, то соответствующие храмы мы бы видели в Пасаргадах, а их там нет. Я не случайно акцентировал внимание на определении ГОСУДАРСТВЕННАЯ/ГОСПОДСТВУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Я думаю, нет нужды приводить многочисленные и хорошо известные факты того, как Дарий, Ксеркс, Александр Македонский, Селевк и др. признавали иноземных богов, приносили им жертвы и даже считали себя сыном иноземного бога (Александр). И ведь никто всерьез не считал их приверженцами этих богов, тот же Александр не возил же за собой жрецов того же Бела, кот он тоже признал. В одной из египетских надписей Камбиз был назван любимцем богини Уаджит, а на статуе Дария I в Сузах указываается, что он сын бога солнца Атума. И где же храмы этих египетских богов в Пасаргадах и Персеполе? В мультикультурных империях существовала общераспространенная практика вот такого признания иноземных богов с целью интеграции завоевателей и завоеванных народов. Не говоря уже о том, что и власть богов имела территориальный характер, а не уневерсальный. Поэтому я вообще сомневаюсь в том, что в мультикультурных империя древности существовала государственная или главенствующая религия. У тех же Селевкидов царь верил в одних богов, элиты в других, народы в третьих. Вот кто был главным богом Селевкидского государства?
        Вот поэтому я считаю, что можно говоритьв данном контексте только о главном боге того или иного правителя, т.е. о том боге, кот сам правитель считал главным для себя. А так как у гробницы Кира найдены алтари огня, а над входом находится символическое изображение Ахура-Мазды, то я считаю, что именно этот бог и был главным для Кира II.
           Dezperado
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 30 августа 2012, 14:39

          В ходе ожевленной дискуссии мы увидели проблему в новом аспекте:
          существовали ли вообще государственные религии в мультикультурных империях древности?
          Например, какая-либо государственная религия отсутствовала не только при ранних, но и при поздних Ахеменидах. Рассмотрим, например, тексты крепостной стены (Персеполь, 504-494 гг до н.э.). Из этих текстов следует, что в Персеполе и других городах Персиды и Элама с царских складов отпускались продукты для отправления культа не только Ахура-Мазды и других иранских богов, но также эламских богов Хумбана, Симута и аккадского бога Адада. И хотя при перечне богов Ахура-Мазда упоминается всегда на первом месте, но для его культа отпускается в 3 раза меньше вина, чем для Хумбада, и вообще иранские боги появляются в текстах реже, чем эламские. И это в столице империи при Дарии I! Если верить Библии, то при Дарии I культ Яхве был объявлен гос. религией : " Дарий повелел, чтобы все народы почитали Яхве" (Dan.VI,26). По сообщению Геродота (VIII,54) Ксеркс после захвата Афин собрал афинских изгнанников и приказал им принести жертвы на акрополе греческим богам. Также и Датис, будучи на Лесбосе приносил жертвы Апполону и Артемиде. Ксерк приносил жертвы Афине Илионской в Малой Азии ( Herod.VI,97). Дарий III, выступая против Александра помолился не только богам своего рода, но и богам всего царства (Plut,Alex,30).
          Какая либо государственная религия в государстве Ахеменидов при ближайшем рассмотрении попросту отсутствует.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 10 ноября 2020, 17:02

            Спойлер (раскрыть)
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 10 ноября 2020, 17:19

              Спойлер (раскрыть)



              Спойлер (раскрыть)

              Спойлер (раскрыть)
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 10 ноября 2020, 17:34

                Спойлер (раскрыть)



                Спойлер (раскрыть)


                Спойлер (раскрыть)


                Спойлер (раскрыть)
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 10 ноября 2020, 17:50

                  Спойлер (раскрыть)



                  Спойлер (раскрыть)


                  Спойлер (раскрыть)


                  Спойлер (раскрыть)


                  Спойлер (раскрыть)


                  Спойлер (раскрыть)
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 10 ноября 2020, 18:35

                    Спойлер (раскрыть)

                    Спойлер (раскрыть)


                    Спойлер (раскрыть)
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      АРанний зороастризм
                      название говорит само за себя
                      Автор M Maj. Buzzard
                      Обновление 29 августа 2012, 15:27
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 18:26 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики