Disciples II. Краткое пособие по моддингу. Юнит и его характеристики.
Данное пособие посвящено прекраснейшей игре своего жанра – пошаговой стратегии Disciples. Оно содержит краткую и понятную информацию для изменения характеристик различных существ игры. Пособие адресовано, прежде всего, фанатам и начинающим мододелам, которые желают внести свою лепту в развитие и продолжение серии Disciples.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Прошло уже почти 15 лет с того момента, когда увидела свет Disciples. 9 лет назад появился заключительный аддон этой замечательной игры – Disciples II: Rise of Elves («Последователи II: Восстание эльфов»). Позднее серия переиздавалась уже отдельными сборниками.
В 2009 уже российскими разработчиками была создано продолжение Disciples – Disciples III: Renaissance («Последователи III: Ренессанс»), а годом спустя – исправленная и дополненная версия – Disciples III: Resurrection («Последователи III: Перерождение»). Однако российские издания оказались настолько отличными от предыдущих версий, разработанных компанией Strategy First, что едва ли в них можно усмотреть привычную Disciples, в особенности Disciples II, предшествующую российской.
Следует сказать, что утрата прав на Disciples со стороны Strategy First, а также появление третьей серии этой игры, оказали влияние на некоторых фанатов серии, предопределив их устремления в русло продолжения Disciples II. Тем не менее, это обстоятельство не было решающим в процессе моддинга Disciples II. Так, обзор соответствующих тем форумов, среди которых отмечу «Невендаар.ком» (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь), показал, что идея серьезного моддинга Disciples II – создания новой играбельной расы (раса «Зеленокожих» [Greenskins]), возникла еще в 2007–2008 годах (а, возможно, еще раньше), т.е. до официального выхода Disciples III. Следовательно моддинг Disciples II шел параллельно с появлением и изданием Disciples III.
Известно, что проект Disciples II: Revenge of the Greenskins, разрабатываемый «последователями» любимой серии, быстро реализовать не удалось и за все это время было создано несколько модификаций Disciples II. Наверное, наиболее масштабной из таковых, была модификация от так называемого «Клана Мортис» (DoM’s MoD), в котором были: добавлены новые юниты на основе существующих анимаций и портретов, переработаны описания, характеристики, редактор Disciples II и многое другое. После появления мода, одним из его активных разработчиков под никнеймом Rommel были начаты видеоуроки моддинга.
Появление нескольких «готовых» авторских модификаций игры (помимо модификации от «Клана Мортис», существуют моды, разработанные такими мододелами, как: Bauris. Mozart, Денисик, kuroihosi, а также автором данного пособия) и видеоуроков, в свою очередь, влекло и влечет за собой желание фанатов Disciples II продолжить игру, внеся какие-либо свои изменения. Руководствуясь этой благой целью, а также ввиду отсутствия какого-либо четкого руководства для модификации Disciples II, побудили автора создать это небольшое пособие.
1. Disciples II: Юнит и его характеристики
1.1. Характеристики и описания юнитов Disciples II
Юнит (в общем значении) – это управляемая боевая единица, зачастую распространенная в компьютерных играх жанра «стратегия» и «RPG». Подобно общему определения понятия «юнит», юнит Disciple II – это любое существо вымышленного мира, будь-то человек или не человек, а, к примеру, эльф, орк, гном и проч., являющийся одним из главнейших элементов играбельного процесса в этой стратегии.
Согласно изначальной задумке разработчиков данной серии, условно, все юниты поделены на тех, кто принадлежит к той или иной расе (сперва это: Защитники империи, Легионы проклятых, Горные кланы и Орды нежити, позднее – Эльфийский альянс) и нейтральных (т.е. не являющихся полноценными играбельными расами и, соответственно, не имеющих собственной столицы).
В Disciples II все юниты подразделены на 3 общие категории – это обычные юниты (т.е., которых мы можем нанять в своей столице или в рядах наемников), юниты-лидеры (способны возглавлять отряд и имеют свою унификацию для каждой расы (т.е. в каждой расе есть свой лидервоин, стрелок, маг, жезлоносец. Вор, которого также можно нанимать в столице, не обладает навыком лидера) и стражи столиц (могущественные существа, которые защищают столицу от посягательства вражеских сил).
В данном пособии речь пойдет, преимущественно, о первой из вышеперечисленных категорий.
Итак, для того, чтобы узнать информацию о каком-либо юните Disciples II, мы нажимаем правую кнопку мыши на маленьком портрете юнита и не отжимаем ее. Появляется окно, в котором мы видим: портрет юнита, его имя, описание и характеристики (ск. 1). В нашем случае интерес представляет не графическая часть, а текстовая.
Что касается присвоенного имени, то, в случае с обычным юнитом, оно неизменяемо (в стандартном режиме). Присвоить новое имя можно лишь лидеру. Описание также является неизменным.
Правый столбец отображает характеристики юнита. Так, для каждого юнита применяются следующие параметры:
уровень;
опыт, необходимый для повышения уровня;
здоровье;
броня;
наличие иммунитета;
наличие защиты;
вид атаки;
точность атаки;
наносимое юнитом повреждение;
источник атаки;
инициатива;
класс юнита;
количество поражаемых целей.
Ск. 1. Окно характеристик юнита
В окне характеристик для юнита-лидера применяются те же параметры, однако дополнительно отображаются очки лидерства и навыки, приобретаемые с повышением уровня.
1.2. Способы работы с описаниями и характеристиками юнитов Disciples II
В ходе знакомства и работы с файлами игры, содержащими описания и характеристики юнитов, были выделены два способа: ограниченный и свободный.
Первый основывается на неполной возможности редактировать (вносить свои изменения) в характеристики и описания юнитов посредством небольшой некоммерческой программы под названием Disciples II Unit Editor (букв. «Последователи 2. Редактор юнитов»), которую можно загрузить на сайте Disciples II Extension.
Ск. 2. Стартовое окно программы Disciples II Unit editor
Данная программа содержит главное меню и 4 функциональные клавиши, позволяющие выполнять различные операции текстового и статического редактирования (ск. 2). Также весьма важно, что эта программа пригодна для редактирования лишь ранних версий Disciples II. Использование данного приложения возможно, например, для «Гвардии тьмы» и «Гвардии света», однако не финальных версий: «Восстание эльфов» и сборных изданий.
Так, для изменения характеристик и описания юнитов, нужно использовать первую – Unit stats editor (Редактор статов юнита) и вторую – Text editor (Текстовый редактор) функциональные клавиши.
Редактор характеристик юнитов представляет собой окно с множеством строк, в которых можно изменять пункты характеристик юнитов, отображающихся в игровом процессе, о чем сказано выше (ск. 3). В основе системы редактора характеристик данного приложения взяты файлы игры, отвечающие за параметры этих характеристик, о чем уже было сказано выше.
Ск. 3. Окно характеристик юнита программы Disciples II Unit editor
Что касается редактора описаний юнита, в данном приложении он также представляет собой функциональное окно (ск. 4). Для того чтобы изменить желаемое имя юнита или описание к нему, достаточно нажать на кнопку Load Data (загрузить данные) и после того, как были внесены изменения, сохранить их (Save).
Ск. 4. Окно редактирования описаний юнитов программы Disciples II Unit editor
Из вышесказанного можно отметить, в качестве положительного момента, простоту использования Disciples II. Unit editor, а в качестве недостатка – ограниченные возможности для редактирования характеристик и описаний юнитов. Последнее, на наш взгляд, определяет преимущество второго способа.
Свободный способ работы с характеристиками и описаниями юнитов подразумевает прямой путь к редактируемым файлам.
Второй способ является свободным. Он подразумевает прямой доступ к файлам формата Data Base File (DBF), содержащихся в папке Globals, о чем подробнее будет сказано ниже. Доступ к файлам данного формата можно получить несколькими способами: с помощью стандартных, входящих в комплект любой современной операционной системы, к примеру, Microsoft Office Excel (ск. 5) и специальной программы. К таковой, например, относим DBF-CDBF Viewer and Editor (ск. 6).
Ск. 5. Отображение файла папки Globals в программе Microsoft Office Excel
В отличие от Excel, которая ограничивает возможности редактирования файлов данного формата, DBF-CDBF Viewer and Editor позволяет производить любые возможные, предусмотренные программой, операции редактирования DBF файлов, содержащих описания и характеристики юнитов игры.
Именно второй способ был взят автором данного пособия за основу и поэтому объяснения, касающиеся редактирования DBF файлов, основаны на применении этой программы.
2. Содержание папки Globals
2.1. Папка Globals: ее содержание и назначение
Перед началом редактирования описаний и характеристик юнитов, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием папки под названием Globals. Эта папка содержит 62 файла в формате DBF с сокращенными именами (например, Gattacks – это Global attacks), в которых отображены все описания, характеристики и параметры игры (юниты, предметы, заклинания и проч.). Эта папка является основным информационным хранилищем, что и определяет ее значение. При отсутствии файлов этой папки игра запускаться не будет.
2.2. Специфика работы с DBF файлами Disciples II
После того, как программа DBF-CDBF Viewer and Editor (для работы подойдет любая версия, в том числе и пробная) загружена и установлена на компьютере, с ее помощью мы можем запускать все файлы указанного формата.
Любой файл DBF формата, содержащийся в папке Globals, представляет собой определенный набор данных, расположенный в табличном формате (ск. 6). На первый взгляд, начинающему мододелу содержание файлов покажется непонятным, и лишь путем основательного изучения игры и сопоставления данных DBF файлов, можно освоить специфику моддинга Disciples II.
Сложность работы с данными файлами также состоит в том, что:
все, присеваемые файлам, имена и заголовки колонок в самих файлах помимо того, что на английском, сильно сокращены и понять их смысл и назначение крайне сложно. Это существенно усложняет редактирование нужных параметров;
данные файлов имеют четко прописанную структуру и порой изменение одного символа или его отсутствие влечет за собой системную ошибку;
DBF файлы, даже при условии наличия DBF редактора, ограничены в возможностях редактирования, поэтому начинающему мододелу необходимо принять к сведению факт, что далеко не все задуманное возможно реализовать.
Ск. 6. Функциональное окно программы DBF-CDBF Viewer & Editor
Данное пособие посвящено прекраснейшей игре своего жанра – пошаговой стратегии Disciples. Оно содержит краткую и понятную информацию для изменения характеристик различных существ игры. Пособие адресовано, прежде всего, фанатам и начинающим мододелам, которые желают внести свою лепту в развитие и продолжение серии Disciples.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Прошло уже почти 15 лет с того момента, когда увидела свет Disciples. 9 лет назад появился заключительный аддон этой замечательной игры – Disciples II: Rise of Elves («Последователи II: Восстание эльфов»). Позднее серия переиздавалась уже отдельными сборниками.
В 2009 уже российскими разработчиками была создано продолжение Disciples – Disciples III: Renaissance («Последователи III: Ренессанс»), а годом спустя – исправленная и дополненная версия – Disciples III: Resurrection («Последователи III: Перерождение»). Однако российские издания оказались настолько отличными от предыдущих версий, разработанных компанией Strategy First, что едва ли в них можно усмотреть привычную Disciples, в особенности Disciples II, предшествующую российской.
Следует сказать, что утрата прав на Disciples со стороны Strategy First, а также появление третьей серии этой игры, оказали влияние на некоторых фанатов серии, предопределив их устремления в русло продолжения Disciples II. Тем не менее, это обстоятельство не было решающим в процессе моддинга Disciples II. Так, обзор соответствующих тем форумов, среди которых отмечу «Невендаар.ком» (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь), показал, что идея серьезного моддинга Disciples II – создания новой играбельной расы (раса «Зеленокожих» [Greenskins]), возникла еще в 2007–2008 годах (а, возможно, еще раньше), т.е. до официального выхода Disciples III. Следовательно моддинг Disciples II шел параллельно с появлением и изданием Disciples III.
Известно, что проект Disciples II: Revenge of the Greenskins, разрабатываемый «последователями» любимой серии, быстро реализовать не удалось и за все это время было создано несколько модификаций Disciples II. Наверное, наиболее масштабной из таковых, была модификация от так называемого «Клана Мортис» (DoM’s MoD), в котором были: добавлены новые юниты на основе существующих анимаций и портретов, переработаны описания, характеристики, редактор Disciples II и многое другое. После появления мода, одним из его активных разработчиков под никнеймом Rommel были начаты видеоуроки моддинга.
Появление нескольких «готовых» авторских модификаций игры (помимо модификации от «Клана Мортис», существуют моды, разработанные такими мододелами, как: Bauris. Mozart, Денисик, kuroihosi, а также автором данного пособия) и видеоуроков, в свою очередь, влекло и влечет за собой желание фанатов Disciples II продолжить игру, внеся какие-либо свои изменения. Руководствуясь этой благой целью, а также ввиду отсутствия какого-либо четкого руководства для модификации Disciples II, побудили автора создать это небольшое пособие.
1. Disciples II: Юнит и его характеристики
1.1. Характеристики и описания юнитов Disciples II
Юнит (в общем значении) – это управляемая боевая единица, зачастую распространенная в компьютерных играх жанра «стратегия» и «RPG». Подобно общему определения понятия «юнит», юнит Disciple II – это любое существо вымышленного мира, будь-то человек или не человек, а, к примеру, эльф, орк, гном и проч., являющийся одним из главнейших элементов играбельного процесса в этой стратегии.
Согласно изначальной задумке разработчиков данной серии, условно, все юниты поделены на тех, кто принадлежит к той или иной расе (сперва это: Защитники империи, Легионы проклятых, Горные кланы и Орды нежити, позднее – Эльфийский альянс) и нейтральных (т.е. не являющихся полноценными играбельными расами и, соответственно, не имеющих собственной столицы).
В Disciples II все юниты подразделены на 3 общие категории – это обычные юниты (т.е., которых мы можем нанять в своей столице или в рядах наемников), юниты-лидеры (способны возглавлять отряд и имеют свою унификацию для каждой расы (т.е. в каждой расе есть свой лидервоин, стрелок, маг, жезлоносец. Вор, которого также можно нанимать в столице, не обладает навыком лидера) и стражи столиц (могущественные существа, которые защищают столицу от посягательства вражеских сил).
В данном пособии речь пойдет, преимущественно, о первой из вышеперечисленных категорий.
Итак, для того, чтобы узнать информацию о каком-либо юните Disciples II, мы нажимаем правую кнопку мыши на маленьком портрете юнита и не отжимаем ее. Появляется окно, в котором мы видим: портрет юнита, его имя, описание и характеристики (ск. 1). В нашем случае интерес представляет не графическая часть, а текстовая.
Что касается присвоенного имени, то, в случае с обычным юнитом, оно неизменяемо (в стандартном режиме). Присвоить новое имя можно лишь лидеру. Описание также является неизменным.
Правый столбец отображает характеристики юнита. Так, для каждого юнита применяются следующие параметры:
уровень;
опыт, необходимый для повышения уровня;
здоровье;
броня;
наличие иммунитета;
наличие защиты;
вид атаки;
точность атаки;
наносимое юнитом повреждение;
источник атаки;
инициатива;
класс юнита;
количество поражаемых целей.
Ск. 1. Окно характеристик юнита
В окне характеристик для юнита-лидера применяются те же параметры, однако дополнительно отображаются очки лидерства и навыки, приобретаемые с повышением уровня.
1.2. Способы работы с описаниями и характеристиками юнитов Disciples II
В ходе знакомства и работы с файлами игры, содержащими описания и характеристики юнитов, были выделены два способа: ограниченный и свободный.
Первый основывается на неполной возможности редактировать (вносить свои изменения) в характеристики и описания юнитов посредством небольшой некоммерческой программы под названием Disciples II Unit Editor (букв. «Последователи 2. Редактор юнитов»), которую можно загрузить на сайте Disciples II Extension.
Ск. 2. Стартовое окно программы Disciples II Unit editor
Данная программа содержит главное меню и 4 функциональные клавиши, позволяющие выполнять различные операции текстового и статического редактирования (ск. 2). Также весьма важно, что эта программа пригодна для редактирования лишь ранних версий Disciples II. Использование данного приложения возможно, например, для «Гвардии тьмы» и «Гвардии света», однако не финальных версий: «Восстание эльфов» и сборных изданий.
Так, для изменения характеристик и описания юнитов, нужно использовать первую – Unit stats editor (Редактор статов юнита) и вторую – Text editor (Текстовый редактор) функциональные клавиши.
Редактор характеристик юнитов представляет собой окно с множеством строк, в которых можно изменять пункты характеристик юнитов, отображающихся в игровом процессе, о чем сказано выше (ск. 3). В основе системы редактора характеристик данного приложения взяты файлы игры, отвечающие за параметры этих характеристик, о чем уже было сказано выше.
Ск. 3. Окно характеристик юнита программы Disciples II Unit editor
Что касается редактора описаний юнита, в данном приложении он также представляет собой функциональное окно (ск. 4). Для того чтобы изменить желаемое имя юнита или описание к нему, достаточно нажать на кнопку Load Data (загрузить данные) и после того, как были внесены изменения, сохранить их (Save).
Ск. 4. Окно редактирования описаний юнитов программы Disciples II Unit editor
Из вышесказанного можно отметить, в качестве положительного момента, простоту использования Disciples II. Unit editor, а в качестве недостатка – ограниченные возможности для редактирования характеристик и описаний юнитов. Последнее, на наш взгляд, определяет преимущество второго способа.
Свободный способ работы с характеристиками и описаниями юнитов подразумевает прямой путь к редактируемым файлам.
Второй способ является свободным. Он подразумевает прямой доступ к файлам формата Data Base File (DBF), содержащихся в папке Globals, о чем подробнее будет сказано ниже. Доступ к файлам данного формата можно получить несколькими способами: с помощью стандартных, входящих в комплект любой современной операционной системы, к примеру, Microsoft Office Excel (ск. 5) и специальной программы. К таковой, например, относим DBF-CDBF Viewer and Editor (ск. 6).
Ск. 5. Отображение файла папки Globals в программе Microsoft Office Excel
В отличие от Excel, которая ограничивает возможности редактирования файлов данного формата, DBF-CDBF Viewer and Editor позволяет производить любые возможные, предусмотренные программой, операции редактирования DBF файлов, содержащих описания и характеристики юнитов игры.
Именно второй способ был взят автором данного пособия за основу и поэтому объяснения, касающиеся редактирования DBF файлов, основаны на применении этой программы.
2. Содержание папки Globals
2.1. Папка Globals: ее содержание и назначение
Перед началом редактирования описаний и характеристик юнитов, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием папки под названием Globals. Эта папка содержит 62 файла в формате DBF с сокращенными именами (например, Gattacks – это Global attacks), в которых отображены все описания, характеристики и параметры игры (юниты, предметы, заклинания и проч.). Эта папка является основным информационным хранилищем, что и определяет ее значение. При отсутствии файлов этой папки игра запускаться не будет.
2.2. Специфика работы с DBF файлами Disciples II
После того, как программа DBF-CDBF Viewer and Editor (для работы подойдет любая версия, в том числе и пробная) загружена и установлена на компьютере, с ее помощью мы можем запускать все файлы указанного формата.
Любой файл DBF формата, содержащийся в папке Globals, представляет собой определенный набор данных, расположенный в табличном формате (ск. 6). На первый взгляд, начинающему мододелу содержание файлов покажется непонятным, и лишь путем основательного изучения игры и сопоставления данных DBF файлов, можно освоить специфику моддинга Disciples II.
Сложность работы с данными файлами также состоит в том, что:
все, присеваемые файлам, имена и заголовки колонок в самих файлах помимо того, что на английском, сильно сокращены и понять их смысл и назначение крайне сложно. Это существенно усложняет редактирование нужных параметров;
данные файлов имеют четко прописанную структуру и порой изменение одного символа или его отсутствие влечет за собой системную ошибку;
DBF файлы, даже при условии наличия DBF редактора, ограничены в возможностях редактирования, поэтому начинающему мододелу необходимо принять к сведению факт, что далеко не все задуманное возможно реализовать.
Ск. 6. Функциональное окно программы DBF-CDBF Viewer & Editor