Сообщество Империал: Драконы северных морей. - Сообщество Империал

Jackel

Драконы северных морей.

Судостроение и мореходство Северной Европы в "эпоху викингов"
Тема создана: 19 марта 2008, 12:58 · Автор: Jackel
 Старый
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 09 марта 2021, 12:48

Imp


Одной из ярких страниц культуры викингов являлись их корабли. Наибольшую известность они получили на фоне открытия останков кораблей в захоронениях у Усеберга и Гокстада, позволившие многое узнать об их конструкции и даже построить их современные реплики. В дальнейшем подобные находки множились. Достаточно вспомнить, например, судно из Квальзунда или сразу несколько кораблей из Скуллелева.

Такие показательные находки создали ореол непревзойдённых мореплавателей выходцам из скандинавских стран, хотя сам термин "викинг" обозначал совсем не национальную принадлежность их представителя, а всего лишь его профессиональную деятельность. В составе экипажей кораблей викингов можно было найти и представителей других народов Северной Европы и Балтии.

Соответственно, конструктивные особенности кораблей "эпохи викингов", благодаря тесным взаимодействиям между народами, были известны не исключительно только скандинавам. Судостроительные и мореходные традиции Северной Европы и Балтии были весьма схожи, различаясь некоторыми региональными особенностями, и рассматривать их лучше в более широком диапазоне, охватывая не только скандинавские земли, но и области, окружающие их.

Imp

Прорисовка каменной резьбы со стелы. Готланд.


Кстати, само разнообразие дошедших до наших дней названий типов судов, бороздящих просторы северных морей того времени, а также имеющиеся исторические свидетельства, подтверждают тот факт, что не только исключительно скандинавы являлись "владыками моря", но были у них и довольно серьёзные соперники.

Так, скандинавским драккарам и шнеккарам противостояли славянские лодьи и дубасы, карело-финские соймы, балтские куренас и др. А в торговле со скандинавскими кноррами соперничали фризские протокогги и хольки франков...

Imp

Протокогги на печатях IX века.


Поэтому в данной теме предлагаю обсудить ньюансы судостроительных и мореходных традиций Северной Европы, развивающиеся в тесной взаимосвязи между народами данного региона.

!!!ps В данную тему переношу обсуждения судостроения и мореходства "эпохи викингов" из других тем... :046:
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 23 июня 2020, 22:48

    А откуда извлечена цифра в 70 человек, да ещё именно для Гокстада? Где там размещаться-то в таком количестве...

    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

    Ratsha (23 июня 2020, 22:12):

    Еще возможные варианты - недогруз, использование современных технологий при постройке.


    Это которых? Они же дерево углепластиком не заменияли.
       konrad karlovich
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 24 июня 2020, 09:08

      Ratsha

      Старые лаги, которые использовались на клиперах, течение не учитывали
      конечно, не учитывали. Вряд ли в 19в. там устанавливали доплер-лаги. Если не на мерной линии, то определились по обсервациям, замерили пройденную дистанцию. Сравнили со скоростью, замеренной лагом. Результат-ветер и течение. Учитывая погрешность обсерваций, ошибка будет и в вычисленной скорости.

      Ratsha

      16 узлов
      т.е. на течении -все сложно с управляемостью, а против-вообще не выгрести.

      - - - Сообщение автоматически склеено - - -

      C. Petronius Magnus

      Гольфстрим

      Нет, конечно. Сожет, узлов 4-5 будет местами.
      Если только у берегов, на приливно-отливных, как
      Ratsha написал. В Английском канале, может, 6.
      Про реки-отдельная песня.
         Ratsha
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 24 июня 2020, 13:08

        Jackel

        Jackel

        А откуда извлечена цифра в 70 человек, да ещё именно для Гокстада? Где там размещаться-то в таком количестве...

        Честно говоря, сам не понял почему именно 70 человек, но если принимать нормальную численность экипажа в 30-40 чел., то в любом случае недогруз получается. Впрочем... похоже драккары и не предназначались для океанских переходов. За счет отсутствия лишних 20 чел. в команде Андерсон смог взять больше запасов для своего экипажа для того, чтобы пересечь Атлантику за 40 суток.

        Jackel

        Это которых? Они же дерево углепластиком не заменияли.

        Вот один пример.
        Как известно, Гокстадский корабль построен из дубовых досок. Доски эти во времена викинга изготовлялись путем раскалывания дубовых стволов. Именно по этой технологии был изготовлена первая реплика - тот самый драккар "Викинг". Якобы на его строительство ушло 300 дубов. :024: Но это конец 19-го века. Не думаю, что в конце века 20-го существует возможность так варварски истреблять дубовый лес. Поэтому доски для современных реплик изготавливаются из других пород деревьев и, конечно же, на пилораме (например, известный Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь был выстроен из сосны). Само собой, суда выстроенные по новым технологиям должны быть легче и быстроходней, чем реальные суда викингов, но при этом реплики менее долговечны и их конструкция менее прочна, как показывает печальный опыт все того же "Ормена Фриске".

        konrad karlovich

        konrad karlovich

        конечно, не учитывали. Вряд ли в 19в. там устанавливали доплер-лаги. Если не на мерной линии, то определились по обсервациям, замерили пройденную дистанцию. Сравнили со скоростью, замеренной лагом. Результат-ветер и течение. Учитывая погрешность обсерваций, ошибка будет и в вычисленной скорости.

        Насколько я знаю историю навигации и технических средств судовождения на конец 19 в. для штурманов обычный лаг и магнитный компас - "наше все". Для обсерваций не всегда есть возможность. И нет сомнений, что тогда скорость, полученную при помощи лага, и скорость, определенную и по обсервациям, четко различали. Каждый штурман понимал, что это путевая скорость, что это не скорость судна, так как при расчетах (счислении пути) скорость судна, полученную по лагу, и скорость течения постоянно складывали.
        А в наше время могут и спутать. Счисление сейчас никто уж не ведет. GPS "убила" Навигацию. :)
           konrad karlovich
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 24 июня 2020, 14:23

          Ratsha

          GPS убила

          Таки мне интересно, как реконструкторы вычисляли макс.скорость. И где вычисляли

          Ratsha

          наше все
          а есть варианты? :) Разве что Мухин что новое открыл.
             Aleksashko
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 24 июня 2020, 19:23

            konrad karlovich (23 июня 2020, 20:29):

            Aleksashko

            центр тяжести достаточно

            Интересно, расчеты остойчивости приводились где?

            А вы на обычной лодке пытались двигаться в полный рост или хотя бы стоять? При малейших перемещениях лодка сильно раскачивается. А на драккаре еще и мачта с большим парусом. Поэтому наличия киля повышала устойчивость, особенно с повышением скорости движения. Но поскольку это выступающая часть, то дополнительное сопротивление киль тоже создает при движении.
               konrad karlovich
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 24 июня 2020, 21:17

              Aleksashko

              пытались двигаться
              Пытались. И я знаком, вкратце, с теорией судна. Меня интересуют расчеты остойчивости применительно к судам викингов, если таковые публиковались реконструкторами.
                 Jackel
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 23 января 2021, 20:00

                Как строили ладьи и драккары.

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                Подробно показан процесс колки и создания досок.
                   Jackel
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 09 марта 2021, 13:15

                  Оффтоп (контент вне темы)


                  Снисаренко Александр - Рыцари удачи. Хроники европейских морей.

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Старый
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 11 марта 2021, 19:51

                    Jackel

                    Сделал бы общую тему по судостроению и мореплаванию средневековой Европы до 15-16-го веков, к чему сущности-то плодить. А так - шибко узко, вполне можно было обойтись и темой про викингов.


                    Оффтоп (контент вне темы)
                       Похожие Темы
                      ФВластители морей Древнего Мира
                      Корабли, флоты, порты и сражения...
                      Автор С Старый
                      Обновление 13 августа 2024, 04:42
                      МДраконы: Девять миров 1-7 сезоны
                      Действие разворачивается спустя около тысячи лет после событий оригинального мультфильма.
                      Автор C Celman Ctraik
                      Обновление 02 июня 2023, 10:57
                      РДраконы
                      Всё о них
                      Автор Д Давид_Григорян
                      Обновление 15 января 2023, 15:06
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Культура Средних веков Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Онлайн казино на реальные деньги · Условия · Ответственность · Визитка · 11 сен 2024, 14:00 · ImpEasy · Зеркала: Org, Site · Счётчики