Сообщество Империал: Драконы северных морей. - Сообщество Империал

Jackel

Драконы северных морей.

Судостроение и мореходство Северной Европы в "эпоху викингов"
Тема создана: 19 марта 2008, 12:58 · Автор: Jackel
  • 12 Страниц
  • Первая
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
 Старый
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 09 марта 2021, 12:48

Imp


Одной из ярких страниц культуры викингов являлись их корабли. Наибольшую известность они получили на фоне открытия останков кораблей в захоронениях у Усеберга и Гокстада, позволившие многое узнать об их конструкции и даже построить их современные реплики. В дальнейшем подобные находки множились. Достаточно вспомнить, например, судно из Квальзунда или сразу несколько кораблей из Скуллелева.

Такие показательные находки создали ореол непревзойдённых мореплавателей выходцам из скандинавских стран, хотя сам термин "викинг" обозначал совсем не национальную принадлежность их представителя, а всего лишь его профессиональную деятельность. В составе экипажей кораблей викингов можно было найти и представителей других народов Северной Европы и Балтии.

Соответственно, конструктивные особенности кораблей "эпохи викингов", благодаря тесным взаимодействиям между народами, были известны не исключительно только скандинавам. Судостроительные и мореходные традиции Северной Европы и Балтии были весьма схожи, различаясь некоторыми региональными особенностями, и рассматривать их лучше в более широком диапазоне, охватывая не только скандинавские земли, но и области, окружающие их.

Imp

Прорисовка каменной резьбы со стелы. Готланд.


Кстати, само разнообразие дошедших до наших дней названий типов судов, бороздящих просторы северных морей того времени, а также имеющиеся исторические свидетельства, подтверждают тот факт, что не только исключительно скандинавы являлись "владыками моря", но были у них и довольно серьёзные соперники.

Так, скандинавским драккарам и шнеккарам противостояли славянские лодьи и дубасы, карело-финские соймы, балтские куренас и др. А в торговле со скандинавскими кноррами соперничали фризские протокогги и хольки франков...

Imp

Протокогги на печатях IX века.


Поэтому в данной теме предлагаю обсудить ньюансы судостроительных и мореходных традиций Северной Европы, развивающиеся в тесной взаимосвязи между народами данного региона.

!!!ps В данную тему переношу обсуждения судостроения и мореходства "эпохи викингов" из других тем... :046:
     Старый
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 09 октября 2021, 19:32

    Кораблестроение Эпохи Викингов



    !!!ps Не смотря на название, речь в видео идёт в основном о судостроении Древней Руси... :046:
       Старый
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 19 октября 2021, 16:14

      Видеосюжет о самой большой современной реплике корабля викингов:

      Самый большой в Мире действующий драккар викингов "Харальд Хорфагре (Прекрасноволосый)"(00:07:01).


      Цитата

      Драккар "Харальд Хорфагре", названный в честь конунга, объединившего Норвегию, является самым большим в Мире ныне существующем кораблём викингов, построенным по историческим технологиям. Его длина составляет 35 метров, высота мачты - 24 метра, он вооружён 50 вёслами и развивает скорость в 14 узлов. Корабль преодолел Атлантику, пройдя из Норвегии в Америку.


      !!!ps Увы, реплика корабля викингов не была полностью аутентичной своему древнему образцу и, помимо современной навигационной аппаратуры, была снабжена корабельным движком... Видимо потому Береговая охрана США и определила её как коммерческое судно... :025:

      Кстати, у проекта Draken Harald Hårfagre есть свой канал на Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь :046:
         Старый
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 25 октября 2021, 12:22

        Предлагаю вниманию одну из первых статей, посвящённых новгородскому судостроению, с использованием археологических находок остатков судов:

        Алешковский М.Х. Ладья XI в. из Новгорода. Советская археология, 1969-02. С.264-269

        Спойлер (раскрыть)
           Старый
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 05 ноября 2021, 20:37

          Вслед за видеосюжетом о самой большой в мире современной реплике драккара (см.выше) представляю и очень коротенький сюжет о самой большой реплике драккара викингов у нас в России:

          Самый большой корабль викингов в России! Драккар "Скальд" из Ельца (00:01:18).



          Цитата

          В России есть много увлечённых людей и некоторые из них строят реплики судов викингов. Одно из них впечатляет более других - это драккар "Скальд", построенный энтузиастами реконструкторами из города Ельца. В настоящее время это самый большой и крутой действующий драккар викингов в России.

          В 2020 году корабль принял участие в фестивале "Русборг", который проводят так же создатели корабля. Кроме того, они же строят и крепость викингов, которая станет музеем, иллюстрирующим архитектуру и быт Скандинавии, Южной и Северной Руси в эпоху викингов.


          !!!ps В похвалу нашим реконструкторам-судостроителям отметим, что данная реплика как-то смогла обойтись без всякого дополнительного мотора (в отличии от норвежской...) и, действительно, представляет собой корабль, весьма приближённый к оригиналу... :046:
             Старый
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 21 ноября 2021, 21:54

            Более современные археологические данные о водном транспорте в Древней Руси:

            Археология (Археология СССР. Т.16). Древняя Русь. Быт и культура. Москва, 1997
            Глава 6. Средства передвижения (Раскрыть)

            Таблицы (Раскрыть)
               Старый
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 22 ноября 2021, 11:28

              В августе-сентябре нынешнего года датский исследователь Томас Франк совершил пятидесятидневную экспедицию по пути из варяг в персы (Старая Ладога-Астрахань), используя в качестве транспортного средства долблёный из осины ботник, специально построенным мастером Михаилом Напыловым (деревня Аристово, Семёновский район, Нижегородская область) для данного путешествия... :victory-style:

              Imp

              Томас Франк (справа) тоже приложил руку к изготовлению ботника, но под пристальным вглядом мастера Михаила Напылова


              !!!ps Отметим для себя, что путешественник в 2017 году уже ходил по пути из варяг в греки (Старая Ладога-Стамбул) на обыкновенном каяке и само путешествие заняло 65 дней... :008:

              По возвращению в Санкт-Петербург он дал интервью, рассказав о ходе экспедиции:
              Из варяг в персы. Как датский священник путешествует по России. С.-Петербургские ведомости. 27.10.2021. (Раскрыть)


              !!!ps Любопытно отметить, после своих путешествий по рекам Восточной Европы, он пришёл к заключению, что викинги просто не могли на своих морских кораблях (драккарах и шнекках) пройти весь речной путь... В этом сказывалась мелководность периферийных рек (особенно на водоразделах...) и сложности с волоком... Поэтому, как считают многие исследователи, товары (да и боевые отряды скандинавских наёмников...) приходилось постоянно перегружать на местные речные суда (чаще всего - плоскодонные...), кои только и могли преодолевать речные и волоковые дороги... В-общем то они именно на такое и были рассчитаны... :025:
              !!!ps !!!ps Кстати заметим, что ни один современный эксперимент с проходом на судах "скандинавского" типа по пути из варяг в греки так и не стал "чистым" (всем экспериментаторам пришлось использовать современный транспорт и современные дороги для преодоления водоразделов...). Правда сами экспериментаторы о таком факте старались не распространяться... :046:
                 Старый
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 26 ноября 2021, 04:39

                Сегодня представляю фильм, послуживший отправной точкой для решения датского исследователя Томаса Франка (см.выше) осуществить поход из варяг в персы на настоящей долблёной лодке (ботнИке), чьё происхождение теряется в глубине веков, лесов и вод России... :006:

                БотнИк: Сквозь Огонь и Воду, (ННТВ, 2012; 00:26:55)


                Цитата

                Технологическая версия истории, рассказанной в фильме "Сделай Себе БотнИк".- О древнем промысле изготовления ботнИка рассказывают мастера - Михаил Сергеевич Напылов и Владимир Сергеевич Воробьёв (деревня Аристово Семёновского района Нижегородской области).

                Производство телекомпании ННТВ, 2012
                   Ravelin
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 05 декабря 2021, 22:30

                  В Англии строится реплика судна из захоронения Саттон-Ху.

                  Первые две законченные части копии англосаксонского корабля, найденной в Саттон-Ху, были соединены вместе.

                  Реконструкция корабля-захоронения длиной 88 футов (27 м), раскопанного в 1939 году, создаётся в сарае на берегу реки Дебен в Вудбридже, графство Саффолк. Тим Кирк (Tim Kirk), возглавляющий проект стоимостью 1 миллион фунтов стерлингов, сказал, что создание копии корабля было "одним большим экспериментом".

                  Спойлер (раскрыть)


                  Imp

                  Imp
                     Старый
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 07 декабря 2021, 09:54

                    Свои судостроительные традиции в Балтии имелись не только у скандинавов или словен... :025:

                    Вниманию камрадов представляю небольшую статью из некогда весьма известного журнала "Судостроение", посвящённую некоторым особенностям судостроения прибалтийских народов... :008:

                    Залстерс А.А. Техника древних судостроителей Восточной Балтики. ж.Судостроение, 1989-07.

                    Imp


                    !!!ps В статье любопытны описание стапель-ворот и попытка объяснения сути технологии т.н. "напряжённого судна"... :046:
                       Старый
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 10 декабря 2021, 00:18

                      В дополнение к предыдущему посту представляю несколько традиционных для Восточной Балтии рыбацких судов, сохранившихся в различных музейно-этнографических экспозициях:

                      Большая рыбацкая лодка из Лиелупе, Юрмала (Музей рыболовства)
                      Imp


                      Малая рыбацкая лодка с небольшим парусом на лёгкой съёмной мачте, оттуда же
                      Imp

                      !!!ps Обращает на себя внимание предельно упрощённое крепление съёмной мачты...

                      Морской куренас и рыбацкая лодка, п.Нида, Литва (Этнографическая усадьба рыбака)

                      Imp
                        • 12 Страниц
                        • Первая
                        • 6
                        • 7
                        • 8
                        • 9
                        • 10
                        • 11
                        • 12
                         Похожие Темы
                        ФВластители морей Древнего Мира
                        Корабли, флоты, порты и сражения...
                        Автор С Старый
                        Обновление 10 октября 2024, 12:46
                        МДраконы: Девять миров 1-7 сезоны
                        Действие разворачивается спустя около тысячи лет после событий оригинального мультфильма.
                        Автор C Celman Ctraik
                        Обновление 02 июня 2023, 10:57
                        РДраконы
                        Всё о них
                        Автор Д Давид_Григорян
                        Обновление 15 января 2023, 15:06
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Культура Средних веков Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 11 ноя 2024, 16:44 · Зеркала: Org, Site · Счётчики