Сегодня не нужно быть академиком Герасимовым, чтобы творить.
Достоверность результатов явно под вопросом: по одним и тем же изображениям можно построить разные лица, но... взглянуть на живое лицо, а не на кусок камня крайне любопытно.
И ещё пара работ Алексея Нечвалода из Музея-заповедника Аркаим, но относящиеся уже к более позднему времени, а именно - ко II-IV вв.н.э...
Спойлер (раскрыть)
Могильник Солёный Дол (Брединский район Челябинской области) исследовался в 2006–2010 годах экспедицией Челябинского государственного университета под руководством И.Э.Любчанского. В ходе исследований был получен палеоантропологический материал из двух мужских и трёх женских скелетов, датируемый концом II–IV вв.н.э.
Скульптуры выполнены А.И.Нечвалодой, антропологом, научным сотрудником Музея естественной истории г.Уфы на основе краниологических материалов могильника Соленый Дол 2006 года.
01. Бюст мужчины из могильника Соленый Дол (Брединский район Челябинской области).
Цитата
Скульптурная реконструкция лица выполнена по черепу мужчины, который обнаружили в ходе исследований кургана 4 могильника Соленый Дол (Брединский район Челябинской области).
Материал, техника: тонированный гипс, объемная скульптура
Размер: Высота - 44 см, ширина плеч - 32 см.
Номер в Госкаталоге: 28400311
Инвентарный номер: АРХ-45
Описание: Голова повернуто влево, левое плечо приподнято. На голове следы прижизненной деформации - голова вытянута назад, лоб скошен. Волосы длинные, зачесаны назад и стянуты в хвост, на лбу большие залысины. В правом ухе - калачиковидная серьга, на левой стороне лица - шрамы, нос изогнут вправо. Длинные, свисающие усы, борода. На плечах меховой воротник, на груди - тонкий ремешок наискось. Цвет скульптуры - темно-бронзовый.
В кургане 4 была обнаружена погребальная колода из лиственницы, перекрытая сверху остатками бересты. Кости скелета принадлежат мужчине возрастом около 40 лет. На голове следы прижизненной деформации — голова вытянута назад, лоб скошен. Останки имеют следы заживлённых тяжёлых травм: нос сломан вправо, на лобно-теменной части черепа сохранились следы двух сильных ударов компрессионного и рубящего характера. Очевидно, они свидетельствуют о том, что мужчина участвовал как минимум в трёх серьёзных схватках. Это подтверждает мнение о проникновении в регион пришлых элементов и об участившихся конфликтах с ними.
В могиле также найдены фрагменты железного меча с длиной лезвия 20 см, шириной 5 см и толщиной 0,5 см. Мечи такого типа были широко распространены в евразийской степи и лесостепи в позднесарматское или гунно-сарматское время.
02. Бюст женщины из кургана 22 могильника Соленый Дол (Брединский район Челябинской области).
Цитата
Скульптурная реконструкция лица выполнена по черепу женщины, который обнаружили в ходе исследований кургана 22 могильника Соленый Дол (Брединский район Челябинской области).
Материал, техника: тонированный гипс, объемная скульптура
Размер: Высота - 44 см, ширина плеч - 29 см.
Номер в Госкаталоге: 28400356
Инвентарный номер: АРХ-44
Описание: Голова прямо, скулы широкие, в ушах калачиковидные орнаментированные серьги, волосы зачесаны и заплетены в косу. На голове облегающая подконическая шапочка с украшениями по краям и по шву. Платье с разрезом на груди, имеет стоячий воротник, с застегнутой пластинчатой фибулой расположенной горизонтально. С обеих сторон от воротника вертикальные полосы из плотно нашитых угловых планок. Скульптура цвета меди.
Курган 22 содержал 2 могильные ямы. В первой были расчищены фрагменты скелета ребенка не старше двух лет и две бусины — стеклянная и янтарная.
Во второй могильной яме, расположенной в центральной части кургана, найден скелет молодой женщины. Женщине на момент смерти было 25 — 35 лет. Череп имеет небольшую посмертную деформацию — мозговая коробка несколько смещена вправо. Что необычно, сопроводительный инвентарь в могиле отсутствовал.
С использованием новых технологий и современных материалов появилась возможность создавать настолько реальные реконструкции, что на фотографиях они практически не отличимы от настоящих...
Сегодня предлагаю взглянуть на великолепные бюсты, создаваемые шведским скульптором-археологом Оскаром Нильссоном (Oscar Nilsson).
Спойлер (раскрыть)
Оскар Нильссон — шведский археолог и художник, который специализируется на реконструкциях человеческих лиц. В 1996 году он открыл собственную компанию OD Nilssons и сотрудничает с музеями по всему миру, помогая им с восстановлением лиц людей, чьи захоронения были обнаружены в ходе археологических раскопок. Оскар полагает, что таким образом он помогает воссоздавать историю, а музеи обретают не просто экспонаты, а реальных людей, наших предков, к которым каждый имеет возможность прикоснуться и почувствовать дух времени.
История — это прежде всего люди, а Оскар Нильссон дает возможность им рассказать о себе. AdMe.ru побеседовал с археологом и выяснил много нового о процессе реконструкции лиц, технике и используемых материалах, а также о судьбах людей, живших более тысячи лет назад.
Все лица являются трёхмерными реконструкциями, восстановленными по археологическим находкам с помощью методов криминалистики. По словам Нильссона, реконструкция одного бюста занимает сотни часов работы. Эксперт опирался на каждую доступную деталь, которую археологи смогли почерпнуть из останков древних людей, включая радиоуглеродное датирование, анализ зубов и ДНК. Последнее помогло восстановить цвет глаз, кожи и волос каждого человека.
Для работы судмедэксперт использовал 3D-копии черепов, данные о происхождении человека и возрасте смерти. Нильссон использовал пластилиновую глину для лепки мышц, а затем покрывал её искусственной кожей с проработанными морщинами и порами. Для оформления работ также использовались силикон, протезы глаз и настоящие человеческие волосы. Выставка призвана пролить свет на жизнь древних обитателей Европы, демонстрируя их гиперреалистичные образы.
На первом этапе реконструкции Оскар создает копию оригинального черепа при помощи КТ-сканера в больнице или ручного сканера и 3D-принтера. В качестве материала для копии используется виниловый пластик. Для дальнейшей работы мастеру необходимо определить толщину ткани на лице, которая зависит от 4 основных факторов: пола, возраста, веса и этнической принадлежности.
После этого на копию черепа примерно в 30 точках наклеиваются специальные пластиковые колышки и начинается самый увлекательный процесс — лепка лица, для чего используется пластилиновая глина. В первую очередь воссоздаются лицевые мышцы, глазные впадины, нос, рот и уши. Далее Оскар вылепливает для модели слой кожи и добавляет такие важные детали, как морщины и поры, — именно они делают лица реалистичными.
На основе полученной модели изготавливается форма, в которой из силикона отливается воссозданное лицо, практически неотличимое от лица живого человека. Для большей достоверности в реконструированных лицах используются глазные протезы и настоящие человеческие волосы, которые вставляются в силикон прядь за прядью.
В результате долгой и кропотливой работы Оскара мы можем узнать, как выглядели, кем были и сколько лет прожили наши далекие предки. Вот некоторые из них.
01. Это сам Оскар Нильсон за работой, создаёт скульптурный портрет мужчины, жившего 5,5 тыс.лет назад в Великобритании.
Цитата
Хорошо сохранившийся скелет мужчины был обнаружен в 1860-х годах на территории Уилтшира, Великобритания. Эксперты установили, что тело этого человека было похоронено примерно 5500 лет назад.
02. Девушка из Греции, жившая около 9 тыс.лет назад.
Цитата
В ходе работы скульптор воссоздал бюст молодой греческой девушки, которая жила около 9000 лет назад. Её череп был найден в 1993 году в греческой пещере Теопетра, в которой жили люди эпохи мезолита. Её выдающаяся челюсть и особенности строения черепа дают некоторое представление о том, какой была трудной жизнь в те времена. Считается, что сильная челюсть девушки развилась из-за необходимости пережёвывать жёсткую кожу и мясо животных. В то время как некоторые из её особенностей были основаны на данных черепа, другие, такие как цвет кожи или глаз, были получены на основании общих характеристик населения региона.
03. Ещё одна женщина, но жившая примерно в 3 500 г.до н.э. Великобритания
Цитата
Эта девушка умерла в возрасте 20 лет. Была похоронена с младенцем на груди. Вероятно, смерть наступила в результате сложных родов. Ее ДНК не так хорошо сохранилась, но по другим обнаруженным захоронениям того периода можно сказать о том, что люди, жившие в Брайтоне (Великобритания), не были белыми. Цвет их кожи был схож с тем, что присущ современным людям из Северной Африки.
04. Человек, который жил около 3700 лет назад в бронзовом веке.
Цитата
Скелет этого человека свидетельствует о недоедании и железодефицитной анемии. Мужчина умер, когда ему было около 25–35 лет.
05. Девочка из Древней Греции.
Цитата
Скелет 11-летней девочки, которая умерла примерно в 430 году до н. э, был найден в Афинах. Хорошо сохранившийся череп помог точно определить черты лица девочки, а полный набор зубов хорошо охарактеризовал строение её челюсти. Над воссозданием портрета работали Манолис Папагригоракис (Manolis Papagrigorakis) и Оскар Нильссон (Oscar Nilsson).
06. Мужчина, который жил в эпоху железного века в Британии.
Цитата
Его кости свидетельствуют о том, что он жил около 2 400 лет назад, причем жил хорошо. Мужчина был крепким, хорошо сложенным и здоровым, но, как и многие люди того времени, умер достаточно рано — в возрасте 24–31 года. У этого человека были приятные черты лица и уникальное строение зубов — диастема, или щербинка. А его убранные в пучок волосы имеют сходство с прической германских племен под названием «швабский узел».
07. Женщина романо-британского происхождения.
Цитата
Ее останки указывают на то, что она прожила непростую жизнь, занималась тяжелым физическим трудом. Умерла приблизительно в возрасте 25–35 лет. В ходе раскопок рядом с телом были обнаружены гвозди, которые могут символизировать различные суеверия. Например, есть сведения о других умерших того периода, в могилах которых также были обнаружены гвозди — и по периметру, и в центре. Вероятно, люди считали, что таким образом они не позволят духам умерших преследовать их. Хотя, возможно, это просто результат неаккуратного закрывания гроба.
03. Ещё одна женщина, но жившая примерно в 3 500 г.до н.э. Великобритания
Imperial
Значит "Чеддарцы" дожили до эпохи Стоунхенджа.
Вот т.н. "Человек из Чеддара":
Его останки были обнаружены в 1903 годув пещере Гофа, которая находится в ущелье Чеддар в графстве Сомерсет Англи. Они примерно датируются 7150 годом до н. э. Недавно благодаря ДНК-тестам определили, что он был темнокожим.
03. Ещё одна женщина, но жившая примерно в 3 500 г.до н.э. Великобритания
Imperial
Значит "Чеддарцы" дожили до эпохи Стоунхенджа.
Вот т.н. "Человек из Чеддара":
Его останки были обнаружены в 1903 годув пещере Гофа, которая находится в ущелье Чеддар в графстве Сомерсет Англи. Они примерно датируются 7150 годом до н. э. Недавно благодаря ДНК-тестам определили, что он был темнокожим.
Не дожили. Или как максимум - какие-то ошметки популяции на периферии. Никакого Стоунхенджа в его классическом виде на 3500г. до н.э. ещё не было - начало строительства относят к примерно 3000-му г. до н.э., основная фаза с собственно настоящим Стоунхенджем - 25-22 вв. до н.э., т.н. "Уэссекская культура", захоронения -
Цитата
При помощи метода радиоуглеродного анализа ученые установили возраст найденных костей. Наибольшая часть останков относится к 2570—2340 годам до нашей эры, а первая часть праха, которая была обнаружена в самой старой части Стоунхенджа, датирована 3030-2880 годами до нашей эры.
Стоунхендж строили определенно не чернокожие. Вот вопрос с древнейшими мегалитами Ирландии, типа Нью-Грейнджа, более открытый насколько помню, там на 2500-й чёрные родственники чеддарцев ещё были, и притом из элиты. Вроде как. При этом что характерно - сами мегалиты абсолютно разные, как и тип погребений.
Взгляните в глаза человеку, жившему в эпоху неолита, примерно 9500 лет назад. Это натуфиец из Иерихона.
В 1953 году археологи откопали в палестинском Иерихоне семь необыкновенных «скульптур»: настоящие человеческие головы, заполненные глиной и покрытые гипсом, с глазами-раковинами. По одному из этих черепов и была сделана реконструкция.
На рубеже эр в Средней Азии упоминается страна Кангюй (I в.до н.э.-II в.н.э.), в состав которой входила и Согдиана, известная своими купцами, широко распространившимися в Центральной Азии вдоль Великого Шёлкового пути...
Вот и предлагаю взглянуть на реконструкцию представителей этого купечества, созданные по остаткам черепов из погребений Южного Казахстана антропологами Е.В.Веселовской и О.М.Григорьевой. По их работам художник А.А.Третьякова и создала свои рисунки...
Сравнительно с коренной 'гречанкой' с родовыми челюстями. Если такие челюсти возникли из-за пережевывания грубой пищи, то такое отличие должно было вырабатываться десятками поколений, а значит стало отличительной чертой внешности местных людей. В таких группах двоюродные родственники часто не просто братья.
И ещё одна статья на тему по сохранившимся на сегодня изображениям Юлия Цезаря: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Увы, в данную статью закралась ошибка, связанная видимо с т.н. "трудностями перевода": вместо с большой выпуклостью на лбу должно быть с большой выпуклостью на голове
Порой внешость человека, проживающего в глубокой древности, можно реконструировать и по портретной маске, искусство изготовления которой уже существовало в Древности, достигая порой выдающихся высот...
Реконструкция внешности аккадского царя на основе т.н. "Маски Саргона":
Цитата
"Маска Саргона" - медное скульптурное изображение головы царя высотой 30 см, найденное при раскопках в ассирийской Ниневии - столице Новоассирийского царства (недалеко от современного Мосула, Ирак), которая пала в 612 г.до н.э.
Артефакт находился на территории храма Иштар и был повреждён еще в древности.
Датируется XXIV-XXIII вв.до н.э.
На сегодняшний день большинство исследователей полагает маловероятным, что маска изображает именно Саргона Древнего. Более вероятными кандидатами исследователям видятся его внук Нарам-Суэн (Нарам-Син Аккадский) или сын - Маништушу, проводившие в Ниневии активную строительную деятельность.
Пожалуй, Галерея будет явно не полной без наличия бюстов наших обезьноподобных предков... Поэтому на сегодня представляю парочку из них, созданных совсем недавно:
К сожалению, авторов этих работ пока не нашёл (это явно не Герасимов со своими учениками...), но такие "красавчики" явно должны в теме присутствовать...