Сообщество Империал: Культура Средней Азии 16-19 вв. - Сообщество Империал

Laszlo

Культура Средней Азии 16-19 вв.

Культура Средней Азии 16-19 вв.
Тема создана: 27 марта 2021, 15:34 · Автор: Laszlo
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 27 марта 2021, 15:34

Imperial
Мухаммед Шейбани
Imperial
Надира
Одним из значительных исторических узбекских сочинений было «Таварих-и Гузида-йи Нусрат-наме» («Избранные истории книги побед»). А. Семенов указывал, что автором «Таварих-и Гузида-йи Нусрат-наме» был Мухаммед Шейбани. А. Акрамов считал, что автором сочинения был Мухаммед Салих. В. Юдин был убежден в том, что автором сочинения был Мухаммед Шейбани. Сочинение было написано между 1504 и 1510 гг. Вероятной датой написания был 1504 г., а само сочинение вероятно было начато в 1502 г. Язык сочинения чагатайский со значительными казахскими элементами. Сам Мухаммед Шейбани был автором ряда стихов и творил под псевдонимом Шибани. Диван его стихов сохранился в коллекции дворца Топкапы в Стамбуле . Cледующим сочинением было «Шейбани-наме» Мухаммеда Салиха, которое было написано в 1506 г. Семья Мухаммеда Салиха происходила из служилой аристократии. Его отец хорезмиец Нур Саид-бек служил Тимуридам. Сам Мухаммед Салих был известен ряду тимуридских и шибанидских историков. Мухаммед Салих оставил после себя наследие в виде стихов на фарси. «Шейбани-наме» историческая поэма, которая состоит из 76 глав и которая посвящена Мухаммеду Шейбани-хану. Мухаммед Салих был одним из тех тюркских интелеллектуалов, которые были билингвами. Алишер Навои характеризовал его как искуссного калиграфа. Сам Мухаммед Салих умер в 1534-1535 гг. . В 1510 г. было написано «Шейбани-наме» Камал ад-Дина (Шир) Али Бинаи Устад Мухаммадхан – (сабз)мимар Харави. Он писал сочинения на фарси и был противником внедрения чагатайского языка в историописание. Однако исследователи отмечли, что он и сам творил на тюрки. Он сам был тюркоязычным про что свидетельствуют его ошибки в его ином сочинении созданом на фарси. Перу Камал ад-Дина Бинаи принадлежат «Шейбани-наме» и «Футухат-и хани». Они написаны на среднеазиатском фарси. Он умер в 1512 г. во время погрома . В 1525 г. была написано сочинение «Зубдат ал-Асрар» («Сливки летописей»). Его автором был Абдаллах б. Мухаммед Али Насраллахи ал-Балхи. Сочинение было написано по заказу Суйунч-ходжи-хана Кельди-Мухаммеда-султана. В начале своей карьеры Абдаллах б. Мухаммед Али Насраллахи ал-Балхи служил Тимуридам, потом перешел к Шибанидам. В его сочинении широко использованы как тимуридские так и собственно узбекские чагатайские источники. Умер Абдаллах б. Мухаммед Али Насраллахи ал-Балхи в 1530 г. . В 1555 г. была создана Тарих-и Абулхайр-хани» («История Абу-л-Хайр-хана»). Его автором был Масуд бен Османи Кухистани, который был придворным хронистом Абд ал-Латифа сына Суйунч-Ходжи-хана. Сочинение было написано между 1540 и 1551 гг. Языком сочинения был фарси. Сам автор умер в 1590 г. в Ташкенте . В 1566 г. было создано сочинение «Бадаи ал-Вакаи» («Удивительные события») Зайн ад-Дин Махмуд б. Абд ал-Джалил Васифи. Долгое время он жил при дворе у Тимуридов. В 1518 г. он попал в плен к узбекам и переселился из Герата в Мавераннахр. Он был воспитателем шибанидских принцев. Он также исполнял функции имама и кази-аскера. Удивительные события были написаны на фарси и около 1566 г. незадолго до смерти автора .
В 1604 г. было написано «Зийа ал-Кулуб» («Сияние сердец»). Его автором был Мухаммед Аваз. Это панегерик посвященный Ходже Исхаку и он написан на среднеазиатском фарси . Около 1589 г. было написано сочинение «Шараф-наме-йи шахи» известная иначе как «Абдулла-наме». Его автором был Хафиз-и Таныш Бухари. Его отец был придворным Убайдуллы-хана, а сам Хафиз-и Таныш был историографом хана Абдуллы II. Сочинение было написано на среднеазиатском фарси в 1583-1589 гг. После 1599 г. было написано сочинение «Джалис-и Муштакин» («Собеседник жаждущих»). Его автором был Маулана Пируи Бухараи. Сочинение представляло собой жизнеописание Ходжа Исхака . В конце XVI в. было написано сочинение «Маджму ат-Таварих» («Собрание историй»). Его автором был Сайф ад-Дин Ахсикенди, который жил в области Фергана. Однако сочинение было закончено уже его сыном Нур-Мухаммедом в 1591-1592 гг. В 40-х гг. XVII в. было написано сочинение «Бахр ал-асрар фи манакиб алахйар» («Море тайн относительно достоинств праведников»). Его автором был Махмуд бен Эмир Вали придворный правителя Балха Надир-Мухаммеда. В 1614-1623 гг. он был дервишем и написал «Равайих-и Таййиба» («Приятные запахи»). Море тайн относительно достоинств праведников было закончено в 1640-1641 гг. Оно было написано на среднеазиатском фарси. Историческая наука развивалась и в Хиве. В 1550 г. было написано сочинение «Тархи-и Дост-султан» («История Дост-Султана»). Автором сочинения был Утемиш-хаджи б. Маулан Дост-султан. Сочинение «Тарих-и Дост-султан» было написано на чагатайском по указу Иш-султана. Род Утемиш-хаджи служил Ильбарс-хану. В 1556 г. Салыр-Баба перевел на чагатайский «Собрание летописей» Рашид ад-Дина . Одним из ведущих историков Хивы был Абу-л-Гази Бахадур-хан б. Араб Мухаммед-хан. Его перу принадлежали сочинения «Шаджарат ат-Таракима» («Родословная история туркмен») и Шаджарат ал-Атрак» (Родословная история тюрок), которые были написаны в 60-х гг. XVII в. Значение их было настолько велико, что уже в XVIII в. эти сочинения переводили на европейские языки . В начале XVIII в. в Балхе была написана «Тарих-и Муким-хани» («Муким-ханская история»). Автором этого сочинения был Мухаммед Йусуф Мунши б. Ходжа Бака. Он был чиновником при канцелярии балхского правителя Мухаммеда Муким-хана . В 1706 г. было написано сочинение «Убайдулла-наме». Оно было написано Мир Мухаммедом Амин-и Бухари. «Убайдулла-наме» было продолжением «Муким-ханской истории» . В 1725 г. была издана хроника «Тарих-и Абул-Фейз хани» («История Абу-л-Фейз хана»). Ее автором был придворный астролог Абд ар-Рахман Даулат, известный больше как Абд ар-Рахмани Тали . В 1822 г. кокандское летописание было основано Мирзой Каландаром Мушрифом Исфараги, который написал «Шах-наме». В 1842-1843 г. в Коканде было написано «Мунтахаб ат-Таварих». Его автором был Мухаммед Хаким-хан Тюря. В 70-х гг. XIX в. было закончено сочинение «Тарих-и Шахрухи» («История Шаруха»). Его автором был Мулла Нийаз-Мухаммед . В 1831-1832 гг. было написано «Дил Гараиб» («Сердце редкостей»). Его автором был Худайберди б. Кошмухаммед Хиваки . Хивинский историк Мунис Шер-Мухаммед в 1804 г. составил диван своих произведений под названием «Мунис ул-ушшок». По поручению хивинских ханов Ильтузара и Мухаммед Рахим-хана он написал «Фирдаус ал-Икбал» (Райский сад счастья). Хронология событий доведена до 1825 г. Сам автор умер в 1829 г. Мунис Шер-Мухаммед был узбеком из племени йуз . Вершиной хивинской историографии был пятитомный труд по хивинской истории Мухаммеда Резы Агахи. Он также происходил из узбекского племени йуз. Автор исторических трудов «Рияз уд-давла» («Сады благополучия»), «Зубдат ут-таварих» («Сливки летописей»), «Джами ул-вакиати султани» («Собрание султанских событий»), «Гульшани давлат» («Цветник счастья») и «Шахид ул-икбал» («Свидетель счастья»). В сочинении «Рияз уд-давла» повествуется история Хорезма с 1825 по 1842 год. В «Зубдат ут-таварих» излагается история Хорезма с 1843 по 1846 год. «Джами ул-вакиати султани» посвящено истории Хорезма с 1846 по 1855 год. «Гульшани давлат» включает в себя историю с 1856 по 1865 год. Последнее произведение Агахи «Шахид ул-икбал» посвящено периоду с 1865 по 1872 год. .
Касательно литературы, то кроме Бинаи выдающимися поэтами XVI в. были Эмир-Катиб, мулла Мирак, Мушфики, Кази-Паянде. Наиболее значительные поэтические сочинения написали Маджиси и Абд ал-Ваххаб-ходжа. Маджиси написал поэму «Сайф ал-Мулук»(). Абд ал-Ваххаб написал подражание «Гулистану» персидского поэта Саади под названием «Гульзар» («Цветник»). В 1538 г. он преподнес его правителю Балха. Абд ар-Рахман Мушфики писал на среднеазиатском фарси. Сам автор был таджиком по происхождению. Он написал диван, много касыд, сатирических сочинений и эпиграм. Также ему поручалось составление надписей во время правления хана Абдуллы II. В XVII в. выходец из Ирана Йусуф Карабаги ученик Мулла-Джана Ширази написал несколько трудов на арабском и на фарси по философии и прав. В 1692 г. Мухаммед Беди ас-Самарканди по приказу Субханкули-хана составил антологию бухарской поэзии, где были данные о 150 поэтах Бухарского ханства. Придворный поэт Мухаммед Балхи создал поэму «Субханкули-наме» из 5 тыс. двустиший. Ведущим поэтом в Бухарском ханстве в XVII в. был Саййид Несефи. Также известным был самаркандец Касым-ходжа. Еще известен был бухарец Мулла Сарафраз. Самаркандец Фитрат Зардуз Самарканди был также одареным поэтом. Он написал «Историю мальчика прачки» и «Камда о Мадан» («Ищущий и искомое»). Саййид Несефи написал большое количество лирических стихов, касыд и месневи. Его наиболее известными сочинениями были «Касыда хлебопеку» и «Сказание о тварях». Еще одним замечательным поэтом был Турды Фаррухи. Он принадлежал к племени йуз. Мистическая поэзия была представлена Суфи Аллайаром из Йанги-Кургана и Баба Рахимом Машрабом. Аллайар писал как поэзию, так и прозу. Наиболее известным его сочинением был «Путь праведных». Мирза Абд ал-Кадир Бедиль персидский поэт в Индии пользовался большой популярностью в Мавераннахре. В начале XVIII в. был создан узбекоязычный «Дивана-и-Машраб» («Повесть о юродивом Машрабе»). Неизвестно связано ли это сочинение с Машрабом. Сочинение было написано от имени дервиша и во многом являлся социальной сатирой. Также ему принадлежали стихи в стиле ашкийа (любовной поэзии). В 1781 г. поэт узбекоязычный Нишати из Хорезма написал свое сочинение «Хусн о дил» («Красота и сердце»). Известными поэтами были узбеки Сайкали из Хисара, Саййади и Надир. Их перу принадлежат сочинения «Бахрам о Гуландан», Тахир о Зухра» («Тахир и Зухра»), Хафт Гульшан» («Семь расцвевших садов»). Эпические стихи писались в стиле месневи. Также широко были распространены жанры газели, рубаи, мукаммы. Проза существовала в форме саджей (рифмованой прозы). В Хивинском ханстве придворные увлекались персидской поэзией, особенно творчеством Омара Хайама. В XIX в. при бухарском эмире Хайдаре Мирза-Садык-мунши составил 15 тыс. стихов и большого числа месневи. В стихах была создана «История мангытских государей». Три поэмы и диван Мирзы-Садыка-мунши были подражанием стилю Мирзы Абд ал-Кадира Бедиля. Также он подражал персидским поэтам Насири Хусрау, Мир Хасана из Дели, Хафиза Ширази, Камала Худжани. Мирза Садык-мунши творил на среднеазиатском фарси. Песоязычный Джунайдуллах Хазык родился в Герате, но значительную часть жизни прожил в Бухаре как имам при медресе. Он написал «Йусуф о Зулайха» («Йусуф и Зулейха»). Он написал более 800 газелей. Он написал историческую биографию «Вакиат-и ислами» («Эпизоды ислама»). При хане Аллакули на узбекский язык был переведены сочинения Мирхонда, Хондемира, мемуары Васифи. При хане Мухаммеде-Рахиме II были переведены хроники ал-Масуди и Ибн ал-Асира. При этом же хане была составлена антология хивинских поэтов, в которую вошли работы 30 авторов. Ее составил Ахмед Табиби. В Кокандском ханстве была создана антология кокандских поэтов под названием «Маджму-и Шуара» («Собрание поэтов»), которую издал в 1821 г. Фазли. В нее воошли сочинения Эмира, Надиры, Фазли, Машрафа, Гази, Афсуса, Садика, Хаджалата, Хазика, Хатифа, Махмур, Гульхани. Надира писала под псевдонимами Надира, Камила, Макнуна. Под псевдонимом Надира она писала на джагатайском (староузбекском языке), а под псевдонимами Камила и Макнуна на среднеазиатском фарси (таджикском). От ее творчества остались диваны из газелей, мухамасов, мусаддасов, мусамманов, тарджибандов. Надира находилась под влиянием творчества Алишера Навои и суфиев. Еще одной известной поэтесой была Джахан-Атын Увайси. Она написала диван лирических стихов. Еще одним классиком узбекской поэзии была Махзуна (Мехрибан мулла Башман-кызы), которая переписывалась с Фазли и состязалась с ним в стихосложение. Предполагаеться, что она написала диван стихов. Фазли писал панегерики хану Умару. Подобная тематика была у Машрафа и Гази. Гульхани происходил из территории современного горного Таджикистана и был таджиком по происхождению. Он писал и на среднеазиатском фарси и на джагатайском. Гульхани прославился своей книгой «Зарб ул-Масал». В 30-х гг. XIX в. шахрисябзский поэт написал сборники «Чар-Дервиш» («Четыре дервиша») и «Тути-наме» («Рассказы попугая»). Известными хивинскими поэтами были Рахим, Мунис, Фируз, Аваз Атар-оглы, Байаниад Камил. Особо одареным поэтом был известный историк Мухаммед Риза Агахи. Его перу принадлежал «Тавизул ашикин» («Талисман влюбленых») Традиционным для поэтов было двуязычие. Они творили как на среднеазиатском фарси (которым говорили таджики), так и на джагатайском (узбекском). .
     Похожие Темы
    ИСоветская культура. Что это такое?
    С чем это едят и едят ли это вообще?
    Автор m mr.george
    Обновление Вчера, 23:17
    МВооружение и маткультура классической Древней Греции
    Мат.культура с VIII века до н.э. до македонской экспансии
    Автор Ш ШиП
    Обновление 16 апреля 2024, 22:46
    TАзиатская культура в моде Tenebris Saeculorum
    Asian culture
    Автор V Valyrian_Legio...
    Обновление 08 апреля 2024, 16:33
    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
    РегистрацияВход на форум 
    Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Культура Нового времени Обратная Связь
    Стиль:Language: 
    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 02:30 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики