Исраэль Ори - армянский посланник в Европу
Спойлер (раскрыть)
XV и XVI вв. были темными веками армянской истории. Их источниковый базис был бедным. Исчезла армянская государственность и самоуправление, армянская церковь же была вынуждена приспосабливаться к влвдычеству мусульман. Армяне выезжали из родины в Стамбул, Крым, Центральную Европу, Иран, Сирию. Только в Арцахе, Сюнике и Лори сохранились местные армянские правители (мелики) такие как армянифицированая грузинская династия Орбелиани. Для остальной Армении армянская церковь оставалась единственным национальным учреждением. Остатки киликийской знати жили в такие крепостях как Габан и Корикос. Но ко второй четверти XV в. титул царь Армении превратился в условность. Так себя титулировали правители Кипрского королевства из династии Лузиньянов и венецианских дожей. В 1411 г. Вагаршкерте (Алашкерте) в Армении поселился Кара-Йусуф из династии Кара-Коюнлу. При Кара-Коюнлу восстановился порядок и из региона ушли разбойники. В 1412 г. был восстановлен Карс. В 1420 г. однако пришло чагатайское войско Шахруха и колофоны из Ахлата описывают страдания, которые переживали армяне. При правлении сына Кара-Йусуфа Искандара Армения подвергалась разорениям со стороны туркманов. Были опустошены районы Вана и Востана. Многие армяне стали беженцами. Искандар нападал на курдов живущих вокруг Вана и Урмии. В 1426 г. он положил конец вотчине Артаз в области Маку, которой управляли армяне-католики. Новый набег Шахруха в 1428 г. привел к большим бедствиям в Армении. Армяне бежали в горы, поскольку пленных угоняли в Хорасан. Этот набег привел к жестокому голоду и в 1432 г. среди армян был голодомор. Новый набег чагатаев в 1434 г. привел к массовой эмиграции армян с их родины. В то же время Искандар оказывал протекцию армянам. Он принял титул Шахи-Армен. Его советником был Рустам из нахараров Сюника. Во время последнего своего вторжения в 1434 г. Шахрух использовал междуусобную войну между Искандаром и Джаханшаха. Последнего назначили губернатором Тебриза и Армении. Джаханшах осуществил опустошения в Сюнике. Бешкен Орбелиани вместе 6 тыс. семей мигрировал в Грузию под опеку царя Александра, который был женат на дочери Бешкена. Во время вторжения 1434 г. был разорен Татевский монастырь и новым духовным центром армян стал Санаин. Искандар же в то время враждовал с Ак-Коюнлу. Армян из Сиваса, Харперта и Токата он переселил в Айрарат и Сюник. В 1437 г. Искандар был разбит Джаханшахом и Рустум потерял власть над армянами и был вынужден присоедениться к Бешкену в изгнании. Джаханшах прийдя к власти в Кара-Коюнлу дал право использовать титул ишхан армянским правителям Сюника, Вайоцдзора, Арцаха и Гугарка (Лори). Монастырям вернули часть конфискованной собственности. Якуб-бек был назначен наместником на Айраратом с резидценцией в Ереване. В 1441 г. был воссоздан армянский католикосат в Эчмиадзине. Однако армяне пострадали во время вторжений Кара-Коюнлу в земли Грузии и Ак-Коюнлу. В 1467 г. Джаханшах разорил район Тарона и Муша. В том же году его победил Узун-Хасан из Ак-Коюнлу. Он унормировал налоги и армяне видели в новом правителе избавление от поборов. Ак-Коюнлу воевали против курдских вождей Битлиса, которые контролировали район озера Ван. В 1500 г. Исмаил Сефеви во главе кызылбашей напал на Южную Грузию и Ширак. При Сефевидах положение армян ухудшилось. Взятие Османами Константинополя и Трапезунда, а также подчинение Карамана и Крыма увеличили число армян под турецкой властью. В Стамбуле было 5-6 тыс. армян. Количество армян увеличилось только в конце XVI в. которые спасались от османо-кызылбашской войны и восстания джелялей. Армянский епископ Оваким был лишь прелатом Стамбула. Только в правление Сулеймана Кануни титул патриарх начал применяться для обозначения главы армян Стамбула. Армянский прелат Стамбула не имел юрисдикции над другими прелатами. Армяне были единственными из христиан, которые не рекрутировались в янычарский корпус. В Стамбул османские султаны переселяли армян из Крыма и Карамана. В XV-XVII вв. армян из восточных районов Анатолии насильственно сгоняли. В 1501 г. и 1504 г. под давлением кызылбашей армяне из Эрзинджана и Муша бежали в Грузию. После победы при Чалдыране в 1514 г. многие армяне из Эрзинджана и Тебриза было согнаны в Стамбул. При правлении султана Сулеймана район Карса, Эрзерума, Тейджана, Вана стал театром военных действий между османами и кызылбашами. В 1549 г. османы вторглись в Грузию и западная часть страны вместе с Арменией была занята турками. В 1552 г. Тахмасп совершал рейды в районы Басена, Бардзр-Айка, Васпуракана и Туруберана. Ван и Дийарбакыр были превращены Сулейманом в провинции Османской империи. Война 1547-1552 гг. обусловила сильный голод в Армении в 1552-1553 гг. Тахмасп же в 1553 г. захватив Ахлат, Арджеш, Басен, Байбурт, Эрзинджан, Тейджен, Эрзерум, Хнус и Муш проводил политику выжженой земли. В 1554 г. османское войско захватило и сожгло Ереван. Мир в Амасье в 1555 г. зафиксировал то, что османы завладели властью в большинстве земель населеных армянами. Новый кызылбашско-османский конфликт 1578-1590 гг. фактически зафиксировал доминирование османов в Армении. Мир 1590 г. привел к тому, что многие османские султаны были лишены средств к существованию. В 1590-1610 гг. в Восточной Анатолии пылало движение джелялей. Во главе этого движения стоял Кара-Языджи во главе 20 тыс. войска и занимался разбоями. Благодаря смуте в Анатолии в 1603 г. сефевидский шах Аббас начал контрнаступление. В 1604 г. был отвоеван Ереван и начиная с этого года Восточная Армения регулярно разорялась. В 1604 г. Аббас приказал армянам собраться по всему Айрарату и долине реки Аракс для переселения. Собралось армянское население из Вайоцдзора, Севана, Лори, Абарана, Ширакавана, Карса, Алашкерта, Джульфы, Нахичевана. Сотни тысяч армян были переселены в Иран. Часть армян была поселена у Исфахана на реке Зангируд и основали город Новая Джульфа. Остальные были дисперсно расселены по всему Ирану. По Зохабскому миру в 1639 г. Османы получили Ван и Армению до Карса. Сефевиды владели Ереваном. Касательно Сюника, то уже к XVI в. армянская знать этого региона исчезла. В Маку армянский князь Артаз держался до 1426 г., когда город захватил Искандар из Кара-Коюнлу. Католикос Закария III в XV в. пытался восстановить в Ахтамаре княжество Арцруни. Они утверждал, что являеться потомком правящей династии. Его преемник Степанос IV в 1465 г. провозгласил своего брата Смбата царем Армении. Его правление продолжилось до 1471 г. Дон Жуан Персидский упоминал о неких князях Армении. В Киликии также были армяне о которых писали Винченцо д Алесандри и Аракел Таврижеци. Они назывались Левон-оглу и считали себя потомками последнего армянского царя из династии Лузиньянов. Они исламизировались и отреклись от христианства. Титул танутер перестал употребляться в XV в. и уступил титулу парон-тер. В Восточной Армении землевладельцами были тюркские ханы и беки, а также армянские мелики. Категория их земельного владения называлась мульк. Вотчины также обозначались термином хайреник. Их можно было приобрести купив, завоевав или получив в пожалование. Лори и Ширак находились же под властью Грузинского царства. Касательно монастырского землевладения, то оно передавалось в вакф и таким образом уберегались от секвестризации мусульманскими правителями. Например в собственности монастыря Гандзасар находилось 150 крестьянских семей. Впрочем светская знать сильно уступала своим влиянием клерикалам. Так в XV в. всю тяжесть заботы о народе вынесла на себе армянская церковь. В XV в. большую роль играл католикос Ахтамара. Он пользовался защитой курдских эмиров и туркманов Кара-Коюнлу и был ближе чем Сис к полуавтономным армянским центрам в Сюнике и Арцахе. В 20-60-х гг. XV в. католикос Закария играл большую роль в жизни Армении. В 1441 г. с помощью Джаханшаха он занял пост католикоса всех армян и некоторое время жил в Вагаршапате, как его предшественник Тер Степанос. В XVI-XVII вв. власть католикоса Ахтамара уменьшилась и он превратился в региональный патриархат. В 30-40-х гг. XV в. мамлюкские правители не особо благоволили киликийсккому католикосату в Сисе. Армянское духовенство вернулось в Араратскую долину. Монастыри Гладзор, Татев, Ахбат, Санаин, Айриванк затмили Сис, Ромклу, Скевру, Дразарк, Акнер. Соперниками Араратских монастырей были монастыри Ванского региона и Бардзр Айка (Верхней Армении) такие как Аваз и Капош Ванк в районе Эрзинджана. Лидерами движения назад были настоятель Татева Товма Мецопеци и настоятель Хермониванк Оганес Колотик. Товма Мецопеци во время чагатайских вторжений перебрался из ставшего небезопасным Татева в Мецопванк возле столицы курдского эмирата Битлиса. Товма Мецопеци находился в тесном контакте с католикосом Ахтамара Закарией, который согласился на переустройство католикосата в Эчмиадзине. Но первоначально Товма расчитывал остаться в Ахтамаре. В 1431 г. Рустам сын Бешкена, который правил Айраратом, отдал во владение Эчмиадзину семь сел. Рустам и Бешкен были близкими соратниками Товмы Мецопеци. Еще одной причиной переезда был упадок нравов в Киликии. Ряд католикосов Сиса получили должности путем взяток и даже убийств. Сиские епископы находились в близких отношениях с францисканцами, против чего протествовала часть национальносознательных епископов. Католикос Сиса Констандин VI в 1438-1439 гг. высказался за унию с Римом на Флорентийско-Феррарском соборе. Туда кроме киликийцев прибыли армянские делегаты из Крыма и Халеба. Однако Констандин вскоре умер и крымские армяне вернулись в Каффу, когда соглашение еще не было достигнуто. В 1426 г. армяно-католические клирики Артаза были уничтожены Искандаром в Маку. Джаханшах же пошел навстречу желаниям армянской церкви и армянских ишханов. Эмир Джаханшаха в Ереване Якуб согласился, чтобы встреча армянских клириков произошла в Вагаршапате в его владениях. Товма Мецопеци был одним из главных организаторов собора в Эчмиадзине. В Вагаршапат прибыло около 300 клириков. Основными кандидатами были Григор Джалалянц епископ Артаза, Закария епископ монастыря Авуц Тар, католикос Закария Ахматамарский. Епископ Сиса Григор IX Мусабекянц на соборе не присутствовал. На съезде был найден компромисс и католикосом всех армян стал Киракос Вирапеци. Его католикосат продлился два года. В 1443 г. католикосом стал Григор Джалалянц. Закария же выступал против Григора и его северной клики. Он фактически был независимым католикосом и при помощи Джаханшаха в 1464 г. он был избран католикосом всех армян. Положение же католикоса в Вагаршапате было неутешительным. В источниках того времени эчмиадзинский католикос именовался как хайрапет (патриарх). Эчмиадзин лишь изредка посещался паломниками и вокруг него не существовало большого монастырского комплекса. В то же время существовал католикосат Киликии. Местные клирики не признали переноса престола в Эчмиадзине. Киликийским католикосом времен после Эчмиадзинского собора был Карапет, который был рукоположен в 1446 г. Между Сисом и Эчмиадзином возникали жесткие споры в XVII и XIX вв. Католикосат Ахтамара же просуществовал до 1915 г. С XIV в. существовал армянский патриархат в Сисе. Его роль состояла в обслуживании Святых мест и паломников. В 1517 г. армян прелат Стамбула стал главным над иерархами Киликии и Иерусалима. В XVI в. армянские клирики возобновили попытки союза с Западом. В 1547 г. католикос Степанос Салмасцеци созвал тайное собрание духовенства в Эчмиадзине, где решал судьбы народа. В 1550 г. армяне приняли унию с Римом. Письмо к папе было подписано князями Армении, то есть влиятельными людьми армянского народа, чтобы убедить главу католической церкви, что Степанос представляет армянский народ. Степаном Салмасцеци посетил Рим, а после этого кайзера в Вене и польского короля в Львове. Из миссии католикоса на запад ничего не вышло. Преемние Степаноса Микаэль Себастаци провел второй съезд в 1562 г. Мирянин Абгар Дпир из Токата был избран представителем армян. Абгар в сопровождении своего сына Султаншаха через Венецию прибыл в Рим и просил помощи Запада в том, чтобы сбросить владчество османов и кызылбашей и в 1564 г. просил о помощи. Абгар заявлял, что папа готов его признать царем Армении и что сам он потомок армянской знати. Но реальной помощи от Запада не было. Абгар вернулся в Венецию, где в 1565 г. опубликовал армянскую псалтырь. Позже он переехал в Стамбул, где основал армянскую прессу. В 1569 г. Абгар посетил католикоса Микаела Себастаци. Килийский католикос Азария и папа Григорий ХIII в конце XVI в. вели переговоры об унии. Азария вырезил готовность армян вступить в унию с католиками. Многочисленное армянское население существовало в Киликии до 1915 г. В XVI в. Ереван и Вагаршапат перешли под османское правление. Во второй половине XV в. и в XVI в. католикос Сиса имел сильное право голоса в преемствености патриархов и в делах церкви Стамбула. Однако к концу XVI в. влияние Эчмиадзина усилилось. Большинство мигрировавших в Стамбул прибыли из территорий находящихся под юрисдикцией Эчмиадзина. В XVIII-XIX вв. стамбульский хайрапет имел господство в церковных делах. Коррупция и распущеность нравов были бичом армянской церкви XV-XVI вв. Церковные владыки приспособились к владычеству мусульман. Часть армян перешла в ислам, часть эмигрировала в Европу. В XVII в. туркманы и курды заселили пустовавшие районы. Прежние армянские земеледельческие районы стали пастбищами для кочевников. В XV в. армянские купцы Эрзинджана, Сиваса, Кайсери, Битлиса, Джульфы и Нахичевани благодаря поселению армян в Италии и Польше занимались торговлей. Армянские купцы начали называться ходжами и были доминирующим классом. В XVI в. армянские мещане челеби обосновались в Индии, Халебе, России, Стамбуле, на Балканах, в Италии. В XVII-XVIII вв. челеби уступили свое место армянским магнатам эмирам. В XVI в. в Сисе находился католикосат, а Ани, Карс, Ширак пришли в упадок еще в XIV в. В 1426 г. в Ани был епископ Ованес, но уже в XVII в. Ани стал деревней. Карс пустовал до 1584 г. пока его не восстановили турки и не сделали важным центром. Сюник, Лори и районы около Тбилиси были активны в XV в. Ахбат и Санаин процветали. Эчмиадзин пустовал до возобновления католикосата в 1441 г., но даже после этого он был заброшеным поселением. Неплохим было положение Вагаршапата, а с XVI в. начал свой рост Ереван. Джульфа расцвела в XVI в., но сургун 1604 г. привел ее к запустению. В Азербайджане были активные общины армян – в Тебризе, Маку, Хое, Мараге, Салмасе. Города Ширвана и Карабаха (Арцаха) также были оживлеными центрами жизни армян, а также Гандзасар, Артаз и Гегаркуни. В XVI-XVII вв. Исфахан, Тебриз, Амида и Дийарбакыр были важными армянскими центрами. В XVI-XVII вв. была значительным центром армян. Также существовал армянский квартал в Иерусалиме. Центром армянской культуры в XV в. был район озера Ван с городами Битлис, Хизан, Ван, Айджеш, Вараг, Арцке, Ахлат, Беркри. Важными монастырскими центрами были Мецоп, Каджиберуни и Мокс. Муш с его монастырскими центрами в Святом Карапете и Сасуне также процветал. В начале XVII в. в Стамбуле жило около 50 тыс. армян, а в XIX в. около 200 тыс. армян. Джелялийское движение привело к упадку армянских общин Сиваса, Токата и Зейтуна .