01.
Прототип дромона (с рукописи). В VI в. император Юстиниан положил модифицированный
триаконтор (представляющий собой дальнейшее развитие римских либурнов, только более простой в изготовлении) в основу военного флота Византийской империи. Этот корабль получил наименование
дромон (греч."гонщик"). Несмотря на многообещающее название, дромон едва ли был быстрее аналогичных галер Восточного Средиземноморья. Считается, что вернуться к таким скромным кораблям византийцев заставило стремление к дешевизне и простоте обслуживания своего флота, которому в тот момент не было достойных противников. Византия в VI в. вела преимущественно сухопутные войны со своим опасным восточным соперником - Сасанидской Персией.
02.
Лев Исавр (717-741 гг.) в морской битве с арабами. Первоначально
дромон представлял собой открытый, то есть беспалубный (греч."афракта") гребной корабль с одним ярусом весел и съемным парусным вооружением. Однако, спустя некоторое время ситуация изменилась. Византия стала сильнее и в военном, и в экономическом отношении, а на юге забрезжила новая угроза - арабы. Последние, быстро заполучив контроль над левантийским побережьем, получили доступ и к обширным флотам тамошних приморских городов, где издревле жили искусные мореходы. Главной судостроительной верфью для арабов стала Александрия.
03-04.
Модернизированный дромон (модель). Поскольку одноярусные беспалубные корабли не гарантировали надежной защиты Эгейского бассейна и Константинополя от морской угрозы, византийцы укрупнили
дромон и сделали его двухъярусным, а одноярусные корабли стали называться
монерами или
галерами. Дромоны превратились в беспалубные 100-весельные биремы (по 25 весел на каждом ярусе с каждого борта), обзавелись 1-2 мачтами с "латинскими" косыми парусами и стали линейными кораблями византийского флота. Вместо сплошной палубы дромоны имели три сквозных настильных прохода, поднятых над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии корабля. Кроме того, помимо метательных машин, их стали вооружать стационарными установками с "греческим огнём"...
В дальнейшем, на протяжении VII-XV вв. дромоны неоднократно модифицировались и изменялись. По византийским источникам можно судить о существовании, по меньшей мере, трех типов
дромонов:
усиако,
памфилоса и третьего, самого крупного, не имеющего особого названия:
05.
Дромон-усиако. Название "усиако" происходит от греческого слова "усия", которое, в частности, означало отряд из 100 человек. Пятьдесят профессиональных гребцов находились на нижнем ярусе и гребли как на переходах, так и во время боя. Вторая полусотня состояла из воинов, занимала верхний гребной ярус и гребла только на переходах. Во время боя они убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки.
06.
Памфилос. Памфилос был в целом аналогичен
усиако, но имел экипаж 120-160 чел. При этом, как считают некоторые исследователи, гребцы располагались на одном уровне, хотя вёсла проходили через отверстия в бортах, расположенных двумя рядами...
07.
Основной дромон ("линкор" Византии). Наиболее крупный тип
дромона брал на борт до 200 человек. Из них 150 являлись гребцами, распределенными следующим образом: 50 на нижнем ярусе по одному человеку на весло, и 100 - на верхнем ярусе, по 2 гребца на каждое весло. Еще 50 были морскими пехотинцами.
Все три модификации
дромонов имели в целом аналогичную конструкцию. Боковые и центральные настильные проходы, а скамьи гребцов были защищены съемными щитами или перекрывались сплошной палубой (у крупных кораблей).
Они оснащались таранами, однако главную ставку византийцы делали на мощные метательные машины и "греческий огонь". Все метательные механизмы сооружались как составная часть корпуса корабля и устанавливались на специальных помостах, поднимающихся над палубой.
08-09.
"Огненосная" хеландия ок.1000 гг (варианты). Также в византийском флоте существовали корабли, именовавшиеся
хеландии. Исследователи затрудняются однозначно определить, какой именно тип кораблей обозначался этим термином. Встречаются они в словосочетании с термином "огненосная", что может говорить о том, что основным вооружением такого типа кораблей являлись установки с "греческим огнём".
10.
Героизированный современный образ огненосного византийского корабля. Возможно именно так устрашающе и выглядели византийские
дромоны в морских схватках с арабами или русскими князьями...