Играю в ванилу З.И. 1.5 за Сципионов, правда, с некоторыми правками. Стратегическая сложность средняя, только из-за морских сражений.
С экономикой - нет вопросов: ~2*10^6 денег к -225 году. На воротах курии в столице висит объявление: куплю вашу фракцию с потрохами в протекторат
. Без подписи. Все и так знают, кто вывесил.
Достичь несложно, разве только на очень сложном стратегическом прожодении. Полностью согласен с постами насчёт торговли вместо войны. Правда, сам стараюсь не воевать вообще ни с кем, кроме повстанцев. В этом смысле активно помогают шпионы, особенно в крупнейших городах: пропаганда-восстание-захват-резня-разрушение построек-подарок предыдущему горе-владельцу. В итоге - динарии, прокачка и мир-дружба-жевачка
! Не срабатывает только с римскими "товарищами": лояльности 0, но восстаний нет, даже бунтов. Кстати, черкнул в теме про шпионов, так может кто подскажет там, в чём глюк? Ещё мне показалось, что засланные казачки подтыривают деньги из казны вражеского города и передают хозяину, похоже, что сумма обозначается как "доход от коррупции". На все сто не уверен, хотя у меня под 100 агентов, более половины которых - шпионы, а "доход от коррупции" приближается к 20000/ход.
Насчёт торговли - тоже верно говорилось. А ещё если губернаторам насовать в свиту по 8 человек с бонусом +10% к торговле (Жрец Торгового Храма+Торговец+Торговец Хренью(специи\шёлк - только 1 из 2)+ писарь+вольный писарь+тоговец золотом+всадник+ювелир+...уже точно не помню, но есть ещё пара вариантов точно; по-моему, самые полезные члены свиты правителя города), да храмы торговые отстроить, то польза торговли перевесит всё. Поэтому не очень смотрятся, ИМХО, тезисы о пользе горнодобывающей промышленности. Может от версии к версии баланс и менялся, но не думаю, чтоб настолько.
На начало игры можно нехило срубить бабосов (а заодно - притормозить рост благосостояния соперников) за счёт дипломатии. Про продажу карт уже писали, но ещё прибыльнее предлагать нападение на повстанцев за деньги чуть не всем подряд. Тут есть небольшой глюк: можно соглашаться за предложенную ИИ небольшую сумму - порядка 200-400 денег, - а можно навязать свою - почти вдесятеро больше! Правда во втором случае дипломат не качается, что лично я считаю вопиюще нелогичным багом. Состоявшимся нападением считается даже такая мелочь, как установление осады или блокада порта. Можно повторить много раз за ход - пока есть ОД у дипломатов и армий или пока "спонсоры" не останутся без денег
!
Далее, самый ценный юнит на стратегической карте - парни от сохи и косы! И как мигранты и как дешёвые гарнизоны. Тут всё понятно.
С экономикой у меня лично не стыковалось одно.
Вся игра "заточена" под то, чтоб всего было около нуля: войск, денег, провинций - всего! Если много - сразу проблемы, особенно с деньгами. Падает вероятность успеха дипломатии, отношение Сената, начинается моральное и умственное разложение семейства...
Это несколько напряжно для стратегии. Поэтому подобные вещи я слегка ручками подправляю. Пока, правда, получилось только с трейтами и свитой, остальное не раскопал. Кто-то скажет, что это - читерство, но, ИМХО, цены подкупа, поддержания юнитов, сдачи под протекторат в ваниле изначально не сбалансированы до безарбузия. И вообще: "Кто читера обижает - завидует!" (С)пёрто: не помню где.