Савроматы и начало Прохоровской культуры.
Спойлер (раскрыть)
Сарматы были восточноиранским кочевым народом. Как и скифы они кочевали в кибитках, питались продуктами скотоводства. Для них были обычными сезоные миграции в Волго-Уральском регионе. Сарматы делились на племена, роды и семьи. Летом сарматы перегоняли свой скот на высокогорные пастбища. Одежда и обычаи у сарматов были подобны скифским. Страбон отмечал, что все сарматы передвигаються на конях, а ходьба пешком ппрезираеться. С самой юности сарматы учились воевать. Быт сарматов был милитаризированым. Вооружение сарматов состояло из лука скифского типа, акинака и копья. Бедные кочевники были защищены доспехами из бычей кожи. Для багатых сарматов были характерны панцыри из бронзовых пластин и бронзовые шлемы. Поздние сарматы были защищены железными кольчугами и шлемами. На римских рельефах посвященным победам над варварами сарматские всадники изображены как защищеные кольчугами. Также были защищены и их кони. У сарматов и их современников парфян существовала тяжелая кавалерия – катафрактарии. Среди сарматов не было такой заметной социальной дифференциации как среди скифов. Элита погребалась с багатым инвентарем в курганах. Знаком собственности на скот были тамги. Принадлежность к элите также маркировали ювелирные изделия и импортная одежда. Вожди племен и родов имели свою дружину как правило из тяжеловооруженых всадников. Среди сарматов были характерны такие социальные институты как мужские объединения, молодежные союзы, возрастные классы, тайные союзы. Для мужских союзов символом был культ волка (собаки). У них не было рабов. Женщины же имели равноправное положение. Они, как и мужчины, могли воевать. В историю вошла роксоланская царица Амага. Сарматские женщины были как воительницами, так и жрицами. Были женские погребения с оружием. Сарматы поклонялись солнцу и огню. Также они поклонялись железному мечу. Подобно скифам сарматы верили в загробную жизнь и оставляли богатый инвентарь в погребениях знати. У сарматов важную роль играли набеги. В них они захватывали рабов, скот и иную добычу. Сарматские вожди регулярно получали дипломатические дары. Так, например, картлийский царь Фарасман дарил их вождю аорсов, а роксоланы получали субсидии от римлян. В результате торговли же сарматы получали ювелирные изделия и одежду. Большое значение имел город эллинский город Танаис на Нижнем Дону. Свои такчество и гончарство у сарматов были, но более качественнын товары покупались у эллинов. Сарматы инфильтрировались в состав его населения. Родительскими культурами сарматов были срубная и андроновская культуры. Первые сарматы были известны под именем савроматов. Во время войны европейских скифов с персами савроматы были союзниками скифов. Скифы и сарматы были связаны происхождением со срубной культурой и имел ряд общих черт. Торговыми связями сарматы были связаны со скифами Нижнего Дона и кобанскими племенами Северо-Западного Кавказа. Для сарматов также был характерен скифский звериный стиль. Нижневолжские сарматы были связаны с Северным и Южным Кавказом. В. Виноградов считал, что савроматские племена приняли участие в походах скифов в Переднюю Азию и на Анатолию в VII в. до н. э. По мнению К. Смирнова, Д. Мачинского и А. Хазанова савроматы жили в степях Задонья, Поволжья и Северного Кавказа. По мнению П. Рау и Б. Гракова кочевники Приуралья были савроматами. Д. Мачинский считал их исседонами. Такого же мнения придерживались К. Акишев и М. Кадырбаев. К. Смирнов и С. Толстов считали приуральских кочевников отраслью массагетов. К. Смирнов считал, что предки парфян даи также имели к сарматам. М. Ростовцев считал, что сарматы это саки живущие между Аральским и Каспийским морями. С. Толстов включал северокаспийское-приуральское подразделение сарматов в массагетский союз. И. Пьянков считал, что савроматы Приуралья это западные массагеты, а прохоровцев отождествлял с дахами. В эпической иранской традиции сарматы известны как сайрима. В сарматских кочевьях также находили импорты из империи Ахеменидов. На востоке сарматы граничили с массагетами, которые находили под мощным культурным влиянием Хорезма. Сарматы заимствовали у массагетов переносные каменные алтари. Также для сарматов были характерны катакомбные погребения. В районе Степного Приуралья сложилась новая культура. Для этой культуры было характерно наличие общих черт с культурами Центрального Казахстана. Это конструкция катакомб с ориентацией на юг вместо запада и востока и диагональное захоронение. Новый культурный импульс был связан с массагетами, которые пришли из района Нижней Сырдарьи. Новая прохоровская культура утратила скифские черты предыдущей волны и приобрела западносибирские и центральноазиатские черты. Первоначально новая культура находилась в районе Илека и Урала, но потом распространилась на Волгу в район Саратова. К концу IV в. до н. э. прохоровская культура распространилась на все территории савроматов. Только район Челябинской области сохранил архаичные черты савроматской культуры. В Башкирии район влияния прохоровской культуры распространился до района Уфы. Среди памятников прохоровской культуры отличали две больших группы - саратовскую на Нижней Волге и оренбургская группа в районе Южного Урала. На протяжении IV в. до н. э. прохоровцы утверждали свою гегемонию среди савроматов. В 309 г. до н. э. сарматы-сираки царя Арифарна приняли участие в боспорской усобице на стороне Евмела. С сарматами торговал боспорский город Танаис основаный в III в. до н. э. Сиракские памятники характеризовались курганными захоронениями. Еще в 338 г. до н. э. какая-то часть сарматов проникла на запад, в Скифию. Псевдо-Скиллак назвал эту группу сирматами. Первой волной сарматов, которые вторглись в Скифию были языги. Их источники еще знали под названиями яксаматы или иксибаты. Языги заняли степи между Днепром и Днестром в период IV-III вв. до н. э. Для этого периода характерно смешение местного скифского населения с пришедшими сарматскими племенами. Первые сарматские племена хлынувшие в скифские степи не принадлежали к прохоровской культуре. Языги и так называмые царские сарматы были вынуждены отступить под давлением прохоровских племен, которые известны в истории под именем роксоланов. Роксоланы пришли на запад во II в. до н. э. В начале II в. до н. э. языги и царские сарматы покинули области к востоку от Днепра. Роксоланы стали главной силой в Северном Причерноморье. На рубеже IV-III вв. до н. э. прекращают существование поселения дельты Дона, лесостепной Скифии, Северо-Западного Крыма, Нижнего Поднепровья, Побужья и Поднестровья .